Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В работе представлен материал для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован воспитателями речевых групп детских садов,логопедами, а также учителями начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко»
с. Мишкино муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Никитина Галина Ивановна
Педагогический стаж – 37 лет.
Имеет звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Награждена значком «Отличник образования Республики Башкортостан».
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
Являясь первым уровнем общего образования в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.10, п.4), детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе согласно требованиям ФГОС ДО (п. 2.6). Именно поэтому интерес к проблеме готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обусловлен постоянно возрастающей в современных условиях ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, воссоздает опыт, стимулирует развитие всей интеллектуальной сферы деятельности, организует поведение, совершенствует личность.
Детям с общим недоразвитием речи в МБДОУ детский сад №1 «Солнышко» с. Мишкино до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, однако у некоторых из них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма, которые проявляются не только в нарушениях устной и письменной речи, но и в слабости развития высших психических функций, особенностях развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма.
Проблемы готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследовали Л.Е.Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и др. Тем не менее, при достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема готовности к обучению грамоте детей с ОНР (III уровень), диагностика и система коррекции остается актуальной.
Изучив особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень), мы поставили перед собой следующие задачи:
- Выявить особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
- Уточнить представления об обучении грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
- Подобрать методы и способы формирования (выявить сущность методик исследования) готовности к обучению грамоте детей с ОНР (III уровень).
- Определить эффективность коррекционной работы.
Необходимыми условиями формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня являются: учет структуры речевого нарушения, индивидуальных особенностей старших дошкольников; проведение занятий в соответствии с планом учителя-логопеда; участие в коррекционной работе педагогов и родителей. Для детей с общим недоразвитием речи наиболее приемлем звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он более полно отражает закономерности фонетической системы русского языка.
Ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям с ОНР (III уровень) в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.
Для проведения обследования готовности ребенка к обучению грамоте мы составили систему методик:
- Исследование ритма (методика Т.И. Дубровиной).
- Исследование кинетической основы движений руки (тест Н.И. Озерецкого).
- Исследование пространственных представлений на листе бумаги (методика С.О. Филлиповой).
- Дифференциация звуков на слух (методика М.Н. Ильиной).
- Исследование графического навыка (методика Н.В. Нижегородцевой).
По каждой методике разработаны шкальные оценки в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет. Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом: название методики; автор методики или ее модификации; назначение методики; оборудование для исследования по методике; инструкция для обследуемого; процедура обследования, его продолжительность и форма проведения; обработка результатов обследования; шкальные оценки результатов; возрастные нормы; интерпретация результатов.
По каждой психологической позиции и по каждой методике нами составлена система определения уровня развития ребенка, где было выделено пять уровней по следующей значимости:
- 1 уровень – очень высокий,
- 2 уровень – высокий,
- 3 уровень – средний (норма),
- 4 уровень – низкий,
- 5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности).
В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов:
- понимание ребенком инструкции (как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понять);
- характер деятельности при выполнении задания (обратить внимание на степень устойчивости интереса);
- реакция ребенка на результаты (фиксируются отношение к работе, реакция на похвалу или неодобрение).
Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, раскрыть ее особенности. Результаты обследования представлены на рис.1.
Станислав Дима Тимур Радмир Равиль Ильнур Артем Илья Карина Сережа
В результате были выявлены специфические особенности формирования готовности к обучению грамоте: недостаточное развитие пространственных представлений, чувства ритма, графических навыков, координации движений руки и плечевого пояса, фонематического слуха. В связи с этим были подобраны методики по улучшению состояния готовности к обучению грамоте у дошкольников.
Целью системы коррекционной работы являлось повышение состояния готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень) с помощью специально подобранных методик, используемых в процессе систематических коррекционных занятий.
Формирование фонематического слуха и восприятия
( Р.И. Лалаева, Н.К. Ермолаева)
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное и слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
2. Выделение звука на фоне слога.
3. Формирование умения определять наличие звука в слове.
4. Определение места звука в слове.
5. Выделение слова с заданным звуком из предложений.
Формирование зрительно-пространственной ориентировки
(О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская)
Развитие зрительно-пространственной ориентировки осуществлялось с опорой на закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе. Отправной точкой являлось восприятие схемы собственного тела.
Во время динамических пауз, в режимных моментах, в подвижных играх, на занятиях были использованы различные упражнения, например: «Покажи, какой рукой ты кушаешь, рисуешь»; «Покажи правую (левую) руку, ногу, ухо, глаз»; «Покажи игрушку правой (левой) рукой» и т. д.
Более сложным являлось определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Для этого проводились усложненные упражнения: «Посади бабочку на цветок справа (слева) от себя»; «Сядет тот, кто назовет предмет справа (слева) от себя» и т.д.
Формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук (Н.А. Аммосова, М.М. Дьяченко)
При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков. Все массажные движения выполнялись по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения делалось расслабляющее поглаживание или встряхивание рук. Выполнение упражнений сопровождалось стишками или счетом на четыре для каждой руки. Широко использовался массажный шарик Су-Джок.
Формирование графических навыков (Г.А. Османова.)
При подготовке руки к письму обращалось внимание на правильное положение тетради и карандаша при выполнении дошкольником графических работ. Детям предлагалось раскрашивать различные изображения, не выходя за контур рисунка, обводить различные изображения с помощью трафаретов, шаблонов, штриховка рисунков в разных направлениях. Это прививает дошкольникам умение удерживать направление линии письма.
Формирование чувства ритма ( Л.С. Волкова, Е.А. Алябьева).
Для формирования чувства ритма на логопедических занятиях использовались упражнения без музыкального сопровождения. Эти упражнения в стихотворном варианте проводились в качестве динамической паузы на занятиях.
Результаты обследования после коррекционно-развивающей работы, направленной на повышение состояния готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень), представлены на рис.2.
Станислав Дима Тимур Радмир Равиль Ильнур Артем Илья Карина Сережа
Успешность формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в большей мере зависела от качества выполнения предложенных детям упражнений, от степени участия родителей и педагогов в коррекционно-логопедической работе.
Работа по улучшению состояния готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте проводилась посредством специальных логопедических игр и упражнений, включающих задания по развитию навыков звукового анализа. Коррекционные занятия включали также упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, чувство ритма, координации движений, артикуляционной и мелкой моторики, необходимые для правильного артикулирования звуков и развития графомоторных навыков.
Итоги проведенной коррекционно-развивающей работы подтверждают, что комплексная, планомерная и систематическая работа повысила готовность к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень).
Данный опыт работы может быть использован учителями-логопедами для разработки коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте у старших дошкольников, воспитателями для решения практических задач по подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет в детских садах, в группах кратковременного пребывания детей в школе, учителями начальных классов, а также родителями при подготовке детей к школьному обучению.
Данный опыт был представлен на II Всероссийской научно-практической конференции «Современные инновационные подходы в системе общего и специального образования» в 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.
При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...
Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...
"Лэпбук в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Лэпбук - является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология обучения, которая направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, где буче...
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...
Методика обследования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методика обследования сформированности предпосылок к обучению грамоте....