"Лэпбук в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Лэпбук - является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология обучения, которая направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, где бучение в игре происходит непроизвольно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_v_obuchenii_gramote.docx | 45.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – логопед
Блинкова Елизавета Алексеевна
«Использование лэпбука в обучении грамоте детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В условиях модернизации образовательного процесса каждый педагог заинтересован во внедрении инновационных технологий в педагогическую деятельность. Лэпбук – это современный способ знакомства или закрепления учебного материала, которое происходит в игровой форме. За счет наглядной привлекательности лэпбука – обучение происходит непроизвольно.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и закрепление изученного, систематизация знаний. С помощью данной технологии можно оптимизировать образовательный процесс по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) старшего дошкольного возраста.
Данная современная технология позволяет:
- Повысить интерес к процессу обучения;
- Способствует развитию активной мыслительной деятельности детей: развивает умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
- Способствует развитию фонематических процессов;
- Формирует умение вслушиваться в слово и речь;
- Развивает умение ориентироваться в звуко – буквенном составе слова: учит находить место звука в слове, последовательно определять звуки в словах;
- Позволяет закреплять и систематизировать знания детей о звуках и буквах, дифференцировать их, правильно соотносить звуки и буквы;
- Способствует развитию зрительного и слухового внимания и памяти;
- Формирует элементарные навыки чтения.
Структура лэпбука
В лэпбуке представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на знакомство и закрепление всех разделов и понятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников («звук», «буква», «слог», «слово»).
Систематизация материала и игровые приемы позволяют максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя интерес к процессу подготовки и обучению грамоте.
Все материалы лэпбука несут в себе познавательную и развивающую функции, помогают видеть главное, систематизировать полученные знания, облегчают и ускоряют процесс запоминания. Его структура и содержание доступны ребенку, обеспечивают игровую, исследовательскую и творческую активность.
Игровой характер заданий помогает детям быстрее и лучше понять для него абстрактный мир звуков и букв и делает этот процесс более интересным и увлекательным.
Игровой материал составлен с учетом приемов различных методик обучения чтению, что обеспечивает как аудиальное, так и визуальное и тактильное направления работы.
Материал в лэпбуке полифункционален и вариативен, его можно менять и дополнять.
Последовательность знакомства с буквами идет по принципу «от простого к сложному» в соответсвии с появлением звуков в онтогенезе. А также программе.
Сначала: гласные, затем простые по произношению согласные (м, н, п, б, в, ф, д, т, г, к, х), свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), соноры (р, л).
Игры и упражнения идут с усложнением в соответствии с данной последовательностью.
Все задания в лэпбуках условно можно разделить на основные блоки:
1 – «Работа со звуком»
2 – «Работа с буквой»
3 – «Различные занимательные игры»
1 блок – «Работа со звуком»
Включает в себя:
- Знакомство со «звуком»
- Введение понятия «звук»
- Характеристика звука (гласный/согласный, твердый/мягкий, звонкий/глухой) – символьные обозначения (для визуалов – детей, которые лучше запоминают материал, опираясь на зрительный анализатор)
- Связь звука с буквой
- Лексический материал в стихотворной форме, который способствует лучшему усвоению информации (аудиалы)
2 блок – «Работа с буквой»
Включает в себя:
- Знакомство с буквой – зрительный образ буквы
- Связь звука с буквой
- «Собери букву» из элементов (что дополнительно способствует развитию тактильных ощущений, развитию моторики, запоминанию элементов буквы).
- «Найди все буквы» (поиск букв на сюжетной картинке способствует развитию зрительного внимания).
3 блок – «Занимательные игры»
- «Определение места звука в слове»
Упражнение в развитии фонематических процессов.
Определение местоположения звука относительно началу слова, середине или концу слова, звуко – буквенный разбор с порядковым определением места звука в слове.
- «Четвертый лишний»
Она направлена на развитие фонематических процессов, мышления, умение систематизировать и обобщать.
Эта игра представлена в серии лэпбуков с гласными, так как чтобы начать соединять звуки в слог или слово, сначала необходим достаточный уровень сформированности фонематических процессов.
Необходимо определить положение звука в представленных словах и найти лишнее слово по данному принципу.
- «Читай-ка»
Эти упражнения представлены во всех лэпбуках.
С гласными – это чтение слияний гласных звуков
«Звуковой квадрат» - для того, чтобы понять принцип слияния звуков.
- Затем с простыми согласными – обратные слоги (лэпбук с «М»).
- Чтение закрытых слогов – слияния гласного и согласного звуков -
«Машинки».
Прямые слоги (лэпбук с «Н») и далее с постепенным усложнением.
Односложные слова.
Двусложные слова без стечения согласных.
Двусложные слова со стечением согласных.
- Игра: «Твердый или мягкий». Представлена в лэпбуках с согласными.
Направлена на различение звуков по твердости – мягкости.
Детям предлагается достать картинку, назвать ее и определить, твердый или мягкий звук «живет» в слове. Распределить картинки по корзинкам.
- Чтение открытых слогов «Мемори», «Слоговое лото», «Почтальон»
- Чтение односложных слов «Подбери пару» (слово и картинку), «Мемори», «Доббль», «Лишняя буква», «Буква в слове».
- Чтение двусложных слов без стечения согласных: «Вишенки», «Тигрята», «Пирамидки», «Домино»
- по лексическим темам: овощи, фрукты: цветы, одежда, обувь, насекомые, продукты, посуда
- Чтение двусложных слов со стечением согласных «Найди пару» (подбери картинку к слову – лэпбук «З»),
- Игры со словами, где пропущен слог-звукоподражание.
Таким образом можно подходить к чтению небольших историй. Очень удачно использовать в данном случае небольшие книжки отлично иллюстрированные с короткими историями.
Использование технологии лэпбук в обучении грамоте:
- Повышает интерес к содержанию и самому процессу обучения;
- Способствует развитию активной мыслительной деятельности детей:
- Способствует развитию фонематических процессов;
- Развивает умение вслушиваться в слово и речь;
- Способствует развитию умения ориентироваться в звуко – буквенном составе: находить место звука в слове, последовательно выделять звуки;
- Упражняет детей в правильном соотнесении звука и буквы;
- Развивает зрительное и слуховое внимание;
- Способствует формированию элементарных навыков чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
В работе представлен материал для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...
Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...
Методика обследования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методика обследования сформированности предпосылок к обучению грамоте....