КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РИНОЛАЛИЮ ЧЕРЕЗ ИГРЫ В ПЕСОК.
статья по логопедии (младшая группа)
Аннотация. В статье изложены основные направления коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющими ринолалию через игры с песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_rinolalii_cherez_pesok.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РИНОЛАЛИЮ
Н.И. Пахомова
учитель-логопед,
МДОУ «ЦРР-д/с №8 «Золотая рыбка»
г. Валуйки Белгородской области
Аннотация. В статье изложены основные направления коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющими ринолалию через игры с песком.
Ключевые слова: коррекционно-развивающая деятельность, дети с ОВЗ, ринолалия, игры с песком.
С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи. Официальная статистика показывает, что количество детей с тяжелыми нарушениями речи в России остается высоким. Согласно последним данным, на 2023 год в стране зарегистрировано более 500 тысяч таких детей. Статистика позволяет увидеть, что проблема ТНР не уменьшается, а, напротив, неуклонно растет. Количество детей с ТНР в России заметно превышает средний уровень по миру. [1] Проблема коррекции тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в логопедии.
К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), ринолалия. Тяжелые нарушения речи – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя, связной речи и т.д.). Эти нарушения отрицательно влияют на психическое развитие обучающихся дошкольного возраста. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить недостатки ТНР еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект и могут повлечь за собой вторичные нарушения.
Анализ многолетней работы показал необходимость использования нетрадиционных методов, в том числе и игры с песком, гипер и гипотермия для коррекции ТНР у детей дошкольного возраста. Многие ученые и педагоги - практики считают, что использование игры с песком и гипер и гипотермию для коррекции речевых нарушений возможно с младшего дошкольного возраста.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. При использовании игр с песком необходимо учитывать: здоровье ребенка, так как существуют противопоказания к использованию игр с песком (детям имеющим аллергию на пыль и мелкие частицы, диагноз – астма, кожные заболевания и порезы на руках); игры с песком проводятся с подгруппой или индивидуально; соблюдать дидактический принцип «от простого к сложному»; развивать и поощрять проявление детской инициативы и творчества; соблюдать требования к организации развивающей предметно-пространственной среды «Центра песка и воды».
Ребенок должен соблюдать правила игры с песком: играя в песочнице, песок не должен высыпаться за ее бортики; при выполнении дыхательных упражнений нужно контролировать силу выдыхаемой воздушной струи, чтобы песок не попал в глаза; нельзя обсыпать себя и друг друга песком, так как песок может попасть в глаза, нос, рот; нельзя пробовать песок на вкус; отряхивать руки только над песочницей; после игры с песком ребенок должен убрать свое рабочее место: игрушки сложить в специальный таз для мытья игрушек, песочную поверхность разгладить, руки вытереть влажной салфеткой, а затем вымыть с мылом.
Гипо и гипертермия
Коррекционно-развивающая деятельность по устранению ринолалии – очень долгий процесс, который должен начинаться, как можно раньше. Ребенок, пришедший в ДОО, имеющий ринолалию, адаптировался к новой социальной среде, далее специалистами ДОО было проведено диагностическое обследование речи и развития познавательных процессов. Обследование познавательного развития проводилось по методике Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста», компоненты речи диагностировались по методике Л. С. Соломахи и Н. В. Серебряковой «Обследование ребенка раннего и младшего дошкольного возраста» (от 2 до 4 лет). На основе полученных результатов был составлен индивидуальный маршрут развития и перевод ребенка на АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи. Работа учителя-логопеда по формированию правильного звукопроизношения у ребенка, имеющего ринолалию, проводится по основным направлениям:
1. Формирование правильного речевого дыхания, «ротового выдоха»;
2. Формирование правильных артикуляционных укладов нарушенных звуков и исключение назальности;
3. Развитие просодических компонентов речи;
4. Автоматизация поставленных звуков на различном речевом и контроль поставленных звуков в свободной речи ребенка;
5. Формирование лексико-грамматического строя и связной речи;
6. Развитие психических функций ребенка, общей и мелкой моторики [II.1].
На первом этапе коррекционной работы с ребенком включались следующие виды деятельности:
1. работа над дыханием – это один из основных компонентов, влияющих на формирование звуковой стороны речи. Чтобы сформировать правильный ротовой выдох, необходимо использовать специальные упражнения и игры с песком. В упражнении «Буря в пустыне» ребенку нужно сделать несколько горок (имитация ландшафта пустыни) подуть на песок через трубочку и устроить песочную бурю, соблюдая технику безопасности. В игре «Выровняй овраг» ребенок делает пальчиками углубления в толще песка в виде оврага, а затем вдох через нос- выдох через рот, соблюдая правила безопасности при игре в песок, малыш превращает овраг - в «поле» выравнивая песочную поверхность. В упражнении «Клад» в песочницу неглубоко прячется игрушка-киндер, на поверхности песка лежит ориентир, где находится клад, в указанном месте необходимо сдуть песок при помощи коктейльной трубочки и найти спрятанное сокровище. Длительность выполнения таких дыхательных упражнений не превышает 2-3-х минут.
2. Совместно с методикой Е. М. Косиновой и игрой с песком, проводится артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц губ, щек, языка и мелкой моторики. Этот вид деятельности проходит в песочнице малыш, играя с песком, выполняет комплексные упражнения артикуляционной и мелкой моторики. В песочнице выстраивается зоопарк и заселяется животными. Ребенку нужно ходить пальчиками по песку, и изображать всех животных, которых встретит Язычок. Например, упражнение «Змея» - улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать, а в песочнице: двигать ладонью по поверхности песка вперед назад вместе с язычком. В упражнении «Лошадка» - улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык [1.68], и одновременно по песочной поверхности всеми пальцами имитировать «скачку лошади» по песку. Выполняя эти веселые упражнения ребенок, тренирует не только артикуляционный аппарат, но и мелкую моторику [1], [c.64-71]
3. Гимнастика мягкого нёба необходима для укрепления мышц нёбной занавески и развития нёбно-глоточного смыкания, она выполняется в игровой форме, чтобы у ребенка развивался интерес к логопедическим занятиям и укреплялись мышцы мягкого нёба.
- Глотательные движения. Ребенку капаем на язык сок из пипетки по нескольку капель, он проглатывает маленькие порции сока.
- Покашливание. Упражнение «Мы заболели».
- Позёвывание. Упражнение «Хочется спать».
- Четкое произнесение гласных звуков на твердой атаке голоса.
4. В формировании фонематического слуха также помогают игры с песком: «Прятки» - спрячь ладошки в песочную гладь, услышав заданный звук. «Слоговые дорожки» - ребенок шагает пальчиками по песочной поверхности, проговаривая слоговые ряды. В упражнении «Раскопки» - на дне песочницы спрятаны игрушки на дифференциацию звуков, ребенок достаёт, называет киндер-игрушки.
5. Игры с песком помогают автоматизировать поставленные звуки. В упражнении «Ветерок» - ребенок набирает в ладонь песок и произносит звук [С], пересыпая песок в другое место, а в упражнении «Комарик» ребенку необходимо преодолеть все препятствия вместе с комариком, произнося звук [З], и провести пальчиком по песочной дорожке.
6.Упражнения на совершенствование познавательных процессов воспитанников, общей и мелкой моторики используются упражнения и игры с песком, например «Трафарет на песке» - ребенку предлагают обвести деревянной палочкой контур предмета по трафарету, по изучаемой лексической теме недели. Украсить рисунок различными природными материалами. В упражнении «Пройди лабиринт» ребенок проходит пальчиками вместе со сказочным персонажем по песочным дорожкам-лабиринтам.
На основе АООП ДО для детей с ТНР с детьми проводились индивидуальные логопедические занятия по развитию активного словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи [2, 36]. И в этом направлении коррекционной деятельности помогают игры с песком, например, в упражнениях «Подбери слово» и «Подбери действие» малыш находит предметы, спрятанные в песочнице, и подбирает слова-признаки или слова-действия. Для развития связной речи используются русские народные сказки. Ребенок создает в песочнице сюжет русской народной сказки, при помощи резиновых игрушек «Колобок» и при проигрывании сказки малыш, изображает сказочных персонажей, проговаривает диалоги и активно работает пальчиками по песочной поверхности.
Вся коррекционно-развивающая работа проходит в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Родители систематически посещают индивидуальные консультации и занятия с учителем - логопедом в вечернее время по средам. Выполняют рекомендации специалистов, отрабатывают лексический материал по домашним тетрадям, работают над закреплением двигательных навыков артикуляционной гимнастики, развитием дыхания, закрепляют поставленные звуки. В социальных сетях «Вайбер» и «Вотсап» родителям демонстрируются достижения детей, полученные на индивидуальных логопедических занятиях, которые они закрепляют в домашних условиях и обратной связью они показывают, как у них это получается.
Таким образом, игры с песком являются эффективным средством в коррекционной работе с детьми, имеющими ринолалию. Играя в песочнице, дети развивают свои пальчики и язычок, стараются правильно произносить поставленные звуки и строить предложения, формируется грамматический строй и связная речь.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Косинова Е.М. Уроки Логопеда. Игры для развития речи.-М.: Издательство ООО «Библиотека Ильи Резника», ООО Издательство «Эскимо», 2015.-173с., ил.
2.Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2015.-240с.
Полное описание электронного ресурса
1. https://novobzorro.ru/ofitsialnaya-statistika-detey-s-onr-v-rossii-v-2023-godu/
3.https://nsportal.ru/biblioteka-uchebniki-po-metodike-razvitiya-rechi-doshkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"
Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...
Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда МБДОУ №30 с детьми компенсирующей группы
Дыхательная гимнастика с тренажерами. На логопедических занятиях дети развивают речевое дыхание с помощью тренажеров....
Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Общие рекомендации и создание условий для лучшего зрительного восприятия детей с нарушениями зрения....
Аналитическая справка о результатах коррекционно развивающей работы в группе компенсирующей направленности с детьми имеющими тяжёлые нарушения речи за 2020 – 2022 учебный год.
На начало 2020 - 2021 учебного года по результатам территориальной психолого медико педагогической комиссии в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи был...
Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.
Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....
Основные составляющие профессиональной компетентности учителя- логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи
В материале представлены основные требования к деятельности и компетентности учителей-логопедов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Также перечислены функции педагогического общения с воспитан...