КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РИНОЛАЛИЮ ЧЕРЕЗ ИГРЫ В ПЕСОК.
статья по логопедии (младшая группа)

Пахомова Наталья Ивановна

Аннотация. В статье изложены основные направления коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющими ринолалию через игры с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_rinolalii_cherez_pesok.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РИНОЛАЛИЮ

Н.И. Пахомова

учитель-логопед,

МДОУ «ЦРР-д/с №8 «Золотая рыбка»

г. Валуйки Белгородской области

Аннотация. В статье изложены основные направления коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющими ринолалию через игры с песком.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая деятельность, дети с  ОВЗ,  ринолалия, игры с песком.

С каждым годом увеличивается  количество детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.  Официальная статистика показывает, что количество детей с тяжелыми нарушениями речи в России остается высоким. Согласно последним данным, на 2023 год в стране зарегистрировано более 500 тысяч таких детей. Статистика позволяет увидеть, что проблема ТНР не уменьшается, а, напротив, неуклонно растет. Количество детей с ТНР в России заметно превышает средний уровень по миру. [1] Проблема  коррекции тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в логопедии.  

К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), ринолалия.  Тяжелые нарушения речи – это стойкие специфические отклонения в формировании всех  компонентов речи (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя, связной речи и т.д.). Эти  нарушения отрицательно влияют на психическое развитие обучающихся дошкольного возраста. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе.  Поэтому очень важно устранить  недостатки ТНР еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект и могут повлечь за собой вторичные нарушения.

 Анализ многолетней  работы показал необходимость использования нетрадиционных методов, в том числе и  игры  с песком, гипер и гипотермия  для коррекции  ТНР у детей дошкольного возраста. Многие ученые и педагоги - практики  считают, что использование игры с песком и гипер и гипотермию для коррекции речевых нарушений возможно с младшего дошкольного возраста.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. При использовании игр с песком необходимо учитывать: здоровье ребенка, так как существуют противопоказания к использованию игр с песком (детям имеющим аллергию на пыль и мелкие частицы, диагноз – астма, кожные заболевания и порезы на руках); игры с песком проводятся с подгруппой или индивидуально; соблюдать дидактический принцип «от простого к сложному»; развивать и поощрять проявление детской инициативы и творчества; соблюдать требования к организации развивающей предметно-пространственной среды «Центра песка и воды».

Ребенок должен соблюдать правила игры с песком: играя в песочнице, песок не должен высыпаться за ее бортики; при выполнении дыхательных упражнений нужно контролировать силу выдыхаемой воздушной струи, чтобы песок не попал в глаза; нельзя обсыпать себя и друг друга песком, так как песок может попасть в глаза, нос, рот; нельзя пробовать песок на вкус; отряхивать руки только над песочницей; после игры с песком ребенок должен убрать свое рабочее место: игрушки сложить в специальный таз для мытья игрушек, песочную поверхность разгладить, руки вытереть влажной салфеткой, а затем вымыть с мылом.

Гипо и гипертермия

Коррекционно-развивающая деятельность  по устранению ринолалии – очень долгий процесс, который должен начинаться, как можно раньше. Ребенок, пришедший в ДОО, имеющий ринолалию,  адаптировался к новой социальной среде, далее специалистами ДОО было проведено диагностическое обследование речи и развития познавательных процессов. Обследование познавательного развития проводилось по методике Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста», компоненты речи диагностировались по  методике Л. С. Соломахи и Н. В. Серебряковой «Обследование ребенка раннего и младшего дошкольного возраста» (от 2 до 4 лет). На основе полученных результатов был составлен индивидуальный маршрут развития и перевод ребенка на АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи. Работа  учителя-логопеда по формированию правильного звукопроизношения у ребенка, имеющего ринолалию, проводится по основным направлениям:

1. Формирование правильного речевого дыхания, «ротового выдоха»;

2. Формирование правильных артикуляционных укладов нарушенных звуков и исключение  назальности;

3. Развитие просодических компонентов речи;

4. Автоматизация  поставленных звуков на различном речевом и контроль поставленных звуков в свободной речи ребенка;

5. Формирование лексико-грамматического строя и связной речи;

6. Развитие психических функций ребенка, общей и мелкой моторики  [II.1].

На первом этапе коррекционной работы с ребенком включались следующие виды деятельности:

1. работа над дыханием – это один из основных компонентов, влияющих на формирование звуковой стороны речи. Чтобы сформировать  правильный ротовой выдох, необходимо использовать специальные упражнения и игры с песком. В упражнении «Буря в пустыне»  ребенку нужно сделать несколько горок (имитация ландшафта пустыни) подуть на песок через трубочку и устроить песочную бурю, соблюдая технику безопасности. В игре «Выровняй овраг» ребенок делает пальчиками углубления в толще песка в виде оврага, а затем вдох через нос- выдох через рот, соблюдая правила безопасности при игре в песок, малыш превращает овраг - в «поле» выравнивая песочную поверхность. В упражнении «Клад» в песочницу неглубоко прячется игрушка-киндер, на поверхности песка лежит ориентир, где находится клад, в указанном месте необходимо сдуть песок при помощи коктейльной трубочки и найти спрятанное сокровище. Длительность выполнения таких дыхательных упражнений не превышает 2-3-х  минут.

2. Совместно с методикой Е. М. Косиновой и игрой с песком, проводится артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц губ, щек, языка и мелкой моторики. Этот вид деятельности проходит в песочнице малыш, играя с песком, выполняет комплексные  упражнения артикуляционной и  мелкой моторики. В песочнице выстраивается зоопарк и заселяется животными. Ребенку нужно  ходить пальчиками по песку, и изображать всех животных, которых встретит Язычок. Например, упражнение  «Змея» - улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать, а в песочнице: двигать ладонью  по поверхности  песка вперед назад вместе с язычком. В упражнении «Лошадка» - улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык  [1.68], и  одновременно по песочной поверхности всеми пальцами имитировать «скачку лошади» по песку. Выполняя эти веселые упражнения ребенок, тренирует не только артикуляционный аппарат, но и мелкую моторику [1], [c.64-71]

3. Гимнастика мягкого нёба необходима для укрепления мышц нёбной занавески  и развития нёбно-глоточного смыкания, она выполняется в игровой форме, чтобы у ребенка развивался интерес к логопедическим занятиям и укреплялись мышцы мягкого нёба.

  • Глотательные движения. Ребенку капаем на язык сок из пипетки по нескольку капель, он проглатывает маленькие порции сока.
  • Покашливание. Упражнение «Мы заболели».
  • Позёвывание. Упражнение «Хочется спать».
  • Четкое произнесение гласных звуков на твердой атаке голоса.

4. В формировании фонематического слуха также помогают игры с песком:  «Прятки» - спрячь ладошки в песочную гладь, услышав заданный звук.     «Слоговые дорожки» - ребенок шагает пальчиками по песочной поверхности, проговаривая слоговые ряды.         В упражнении «Раскопки» - на дне песочницы спрятаны игрушки на дифференциацию звуков, ребенок достаёт, называет киндер-игрушки.        

5. Игры с песком помогают автоматизировать поставленные звуки. В упражнении «Ветерок» - ребенок набирает в ладонь песок  и произносит звук [С], пересыпая песок в другое место, а в упражнении «Комарик» ребенку необходимо преодолеть все препятствия вместе с комариком, произнося звук [З], и провести пальчиком по песочной дорожке.

6.Упражнения на совершенствование  познавательных процессов воспитанников, общей и мелкой моторики используются упражнения и игры с песком, например «Трафарет на песке» - ребенку предлагают обвести деревянной палочкой контур предмета по трафарету, по изучаемой лексической теме недели. Украсить рисунок различными природными материалами. В упражнении «Пройди лабиринт» ребенок проходит пальчиками вместе со сказочным персонажем по песочным дорожкам-лабиринтам.

На основе АООП ДО для детей с ТНР с детьми проводились индивидуальные логопедические занятия по развитию активного словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи [2, 36]. И в этом направлении коррекционной деятельности помогают игры с песком, например, в упражнениях «Подбери слово» и «Подбери действие»  малыш находит  предметы, спрятанные в песочнице,  и  подбирает слова-признаки или слова-действия.        Для развития связной речи используются русские народные сказки. Ребенок создает  в песочнице  сюжет русской народной сказки, при помощи резиновых игрушек  «Колобок» и при проигрывании сказки малыш, изображает сказочных персонажей, проговаривает диалоги и активно работает пальчиками по песочной поверхности.

Вся коррекционно-развивающая работа проходит в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Родители систематически посещают индивидуальные консультации и занятия с учителем - логопедом в вечернее время по средам. Выполняют рекомендации специалистов, отрабатывают лексический материал по домашним тетрадям, работают над  закреплением двигательных навыков артикуляционной гимнастики, развитием дыхания, закрепляют поставленные звуки. В социальных сетях «Вайбер» и «Вотсап»  родителям демонстрируются достижения детей, полученные на индивидуальных логопедических занятиях, которые они закрепляют в домашних условиях и обратной связью они показывают, как у них это получается.

Таким образом, игры с песком являются эффективным средством в коррекционной работе с детьми, имеющими ринолалию. Играя в песочнице, дети развивают свои пальчики и язычок, стараются правильно произносить поставленные  звуки и строить предложения, формируется грамматический строй и связная речь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Косинова Е.М. Уроки Логопеда. Игры для развития речи.-М.: Издательство ООО «Библиотека Ильи Резника», ООО Издательство «Эскимо», 2015.-173с., ил.

2.Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности  ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2015.-240с.

Полное описание электронного ресурса

1. https://novobzorro.ru/ofitsialnaya-statistika-detey-s-onr-v-rossii-v-2023-godu/ 

3.https://nsportal.ru/biblioteka-uchebniki-po-metodike-razvitiya-rechi-doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"

Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда МБДОУ №30 с детьми компенсирующей группы

Дыхательная гимнастика с тренажерами. На логопедических занятиях дети развивают речевое дыхание с помощью тренажеров....

Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Общие рекомендации и создание условий для лучшего зрительного восприятия детей с нарушениями зрения....

Аналитическая справка о результатах коррекционно развивающей работы в группе компенсирующей направленности с детьми имеющими тяжёлые нарушения речи за 2020 – 2022 учебный год.

На начало 2020 - 2021 учебного года  по результатам территориальной психолого медико педагогической комиссии  в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи был...

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....

Основные составляющие профессиональной компетентности учителя- логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В материале представлены основные требования к деятельности и компетентности учителей-логопедов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Также перечислены функции педагогического общения с воспитан...