Конспект занятия "Такая необычная вода".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Данченко Валентина Ивановна

Коррекционное занятие с элементами познавательно - исследовательской деятельности для активизации мышления и речевой деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_issled_deyateln.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад комбинированного вида № 56 «Ромашка»

 Конспект

занятия по познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей логопедической группы «Такая необычная вода».

                                                                                              Подготовила:

                                                                            учитель – логопед

                                                   высшей квалификационной категории

                                                                                  Данченко В.И.

г. Химки

Конспект

занятия по познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей логопедической группы «Такая необычная вода».

                                                                                              Подготовила:

                                                                            учитель – логопед

                                                   высшей квалификационной категории

                                                                                  Данченко В.И.

Тема: «Такая необычная вода».

Цель:  развивать у детей познавательно-исследовательскую активность и навыки проведения несложных экспериментов. 

Совместная деятельность логопеда и детей:

-познавательно-исследовательская,

-игровая,

-коммуникативная.

Образовательные задачи: Развивать внимание и наглядно - действенное мышление, речевые навыки и умения. Расширять и активизировать словарь: употребление в речи слов – признаков, слов – антонимов, простых и сложных предлогов. Формировать познавательные действия и элементарные представления о свойствах воды, плавучести предметов из разного материала; свойствах мыльного раствора.

Развивающие задачи: Развивать у детей познавательные интересы в процессе экспериментирования с жидкостями, любознательность, способность устанавливать причинно-следственные связи, воображение. Стимулировать интеллектуальную,  коммуникативную и творческую активность. 

Воспитательные задачи:  Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру. Воспитывать у детей сотрудничество, чувство взаимопомощи, культуру совместного взаимодействия. Стимулировать сопереживание знакомым персонажам, желание и готовность помочь им в сложных, проблемных ситуациях. 

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, безопасность, труд, музыка, здоровье.

Здоровьесберегающие технологии:

- динамическая пауза на координацию речи с движением,  

- мимические упражнения,  

- преобладание игровых форм и методов проведения НОД,

- дозировка времени проведения НОД,

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и

  развития детей,

- смена видов деятельности,

- позитивный психологический климат,

- одежда детей в соответствии с температурным климатом помещения.

Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, прозрачная, тяжёлая, кислая, сладкая, солёная.

Материалы и оборудование: игрушки: Маша и Медведь, стаканчики, сосуды для воды, коктейльные трубочки,  «ларец» с материалами  для проведения опытно-исследовательской деятельности, 2 пузырька с водой, подносы, большой таз, клеёнки.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли герои знакомого вам мультфильма Маша и Медведь. Вы, наверное, помните, что Маша постоянно попадает в разные проблемные ситуации и Медведю приходится её выручать и защищать. А давайте сегодня мы тоже будем помогать Маше и покажем ей много интересного и занимательного ……….

  1. Основная часть.
  1. Введение в тему. Повторение правил безопасного пользования водой.

    Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

             Она и в озере, она и в лужице,

             Она и в чайнике у нас кипит.

             Она и в реченьке бежит, журчит.       (Вода).

Логопед: Напомните Маше правила безопасного пользования водой.

- Нельзя пить воду из-под крана.

- Нельзя пить воду из незнакомых источников.

- Нельзя брызгаться водой при мытье рук.

- Нельзя опускать руки в чайники с водой, потому что там может быть кипяток.

 2. Познавательно – исследовательская деятельность: «Вода - жидкость».

   Логопед: Сейчас мы с вами превратимся в исследователей и покажем Маше с

   Медведем, что такое вода, покажем некоторые её свойства. Вы согласны?  Тогда

   в путь!

  Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить

      аккуратно перелить воду из одного в другой.

     Логопед:  Что происходит с водой?

      Дети: Она льётся.

     Логопед: Почему она льётся?  (Вода льётся, потому что она жидкая). Итак,

     какая вода? (Жидкая).

     Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

      Повтори, Саша вывод для Маши, чтобы она тоже запомнила, что вода –  

      жидкость.

  1. Познавательно – исследовательская деятельность: «Вода – имеет вес». Слова – антонимы.

Логопед: Перед вами 2 стаканчика, в одном – вода, а другой – пустой? Как можно определить вес этих стаканов?

Дети: Поочерёдно взять стаканы в руки и определить их тяжесть.

Логопед: Кто скажет, какой стакан оказался тяжёлым?

Дети: Тот стакан, в котором вода.

Вывод: Стакан с водой тяжёлый, значит, вода имеет вес.

Логопед: Когда Маша с Медведем отправятся к себе, какой из этих сосудов вы посоветуете взять Маше и почему. Дети обосновывают свой выбор.

  1.  Познавательно – исследовательская деятельность: «Вода – не  имеет формы». Слова – антонимы.

Логопед: Посмотрите на эти сосуды. Они одинаковой формы или нет. Этот высокий, а этот наоборот – низкий. Этот широкий, а этот наоборот – узкий. Этот глубокий, а этот – мелкий. Давайте нальём в них воду. Какую форму приняла вода в этом сосуде? А в этом? Кто ответит на вопрос:  «Имеет вода форму или нет?».

Дети: Вода похожа на форму того сосуда, в который её налили.

Вывод: Вода не имеет формы.

  1. Динамическая пауза «Море».

Выполнение движений в соответствии с текстом.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз - это брасс,

Одной, другой - это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой  и  отправились домой.        

  1. Познавательно – исследовательская деятельность «Вода - прозрачная».

Логопед: Маша любит прятаться от Медведя. Помогите ей спрятаться за сосудами. Как вы думаете, спряталась Маша от Медведя? Почему?

Дети: Машу за водой в стеклянном сосуде видно.

Вывод: Вода – прозрачная, бесцветная.

  1.  Познавательно – исследовательская деятельность: «Вода –  имеет вкус». Употребление слов-признаков.

Логопед: Дети, как вы думаете, вода имеет вкус? (Ответы детей). Давайте исследуем эту воду на вкус?

Детям раздаются коктейльные трубочки и стаканчики с подсоленной, подкислённой, подслащённой водой.

Логопед: Спрашивает детей, какого вкуса была у них вода и просит сделать вывод.

Вывод: Вода может иметь вкус.

Логопед: Ребята, Маша с Медведем думают, что вода сама стала сладкой, кислой, солёной? А как думаете вы?

  1. Познавательно – исследовательская деятельность «Плавучесть предметов». Практическое употребление предлогов: в, на, под.

Логопед: Посмотрите у Маши  с Медведем ларец. В нём много разнообразных предметов, Маше интересно, что произойдёт с предметами, если опустить их в воду. Возьмите по одному предмету и опустите его в этот таз.

Логопед: Куда вы опустили свои предметы? Что произошло с предметами?

Дети: Некоторые предметы утонули, а некоторые плавают.

Логопед: Какой вывод мы с вами можем сделать для Маши и Медведя?

Вывод: Лёгкие предметы могут плавать на воде, а более тяжёлые опускаются под воду.

  1. Итог.

     Шоу-эффект «Мыльные пузыри».

     Логопед: Когда к нам приходят гости, им надо показать что – то интересное.

    Давайте покажем нашим гостям фокус. Фокус получится в том случае, если вы

    не будете втягивать в себя воду из этих стаканчиков. Возьмите коктейльные

    трубочки, вставьте их в стаканчик и сильно, сильно дуньте в них.

    Логопед: Ты работу завершил?  Всё на место положил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Необычный сундучок"

формировать представления о традициях и обычаях народа Украины...

Конспект ООД "Необычные краски в помощь Мишке"

Конспект ООД  по образовательной деятельности - позновательное развитие в старшей группе "Необычные краски в помощь Мишке"...

Конспект НОД "Необычное в обычном"

Конспект по окружающему миру с интересными опытами для детей...

Конспект НОД "Необычное путешествие в природу"

Конспект НОД  по познавательному развитию про животных зимой....

Исследовательский проект "Необычная вода или почему снегом нельзя напиться"

Исследовательский проект "Необычная вода или почему снегом нельзя напиться" представлен моим воспитанником Цветковым Михаилом на городском конкурсе детских проектов "Маленький Леонардо ...