Сообщение из опыта работы «Что такое ИКТ и ЦОР. Их преимущества и недостатки в коррекционной работе с детьми в ОВЗ»
консультация по логопедии

Мурзина Ольга Николаевна

Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_ikt_i_tsor.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 450

«Что такое ИКТ и ЦОР.

Их преимущества и недостатки в коррекционной работе с детьми в ОВЗ»

;width=320

Сообщение из опыта работы

в рамках педсовета от

Учитель-логопед Мурзина О.Н.

г. Екатеринбург, 2022

Информационно - коммуникационные технологии – это технологии обмена информацией, коммуникации, что подразумевает использование :

– информации в электронном формате (текст, видео, аудио, анимация, изображение);

– информационных носителей (DVD, CD, флэш-накопителя);

– мультимедиа (игровые компьютерные программы, презентации и др.);

– аудиовизуального оборудования (компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски).

Основные направления развития информационно - коммуникационных технологий в условиях дошкольной образовательной организации:

– средство развития и воспитания ребенка;

– средство интерактивного обучения;

– средство мониторинга за усвоением программы.

Цифровые образовательные ресурсы – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства (ПК, магнитофон, DVD – плеер). Цифровые образовательные ресурсы являются средством информационно - коммуникационных технологий к ним относятся: аудиовизуальный ряд, презентации, развивающие компьютерные игры, дидактические компьютерные игры, компьютерные игры для индивидуальной работы с ребёнком. Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.

Мы живем в веке информационных технологий, когда компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным. В данном документе определены и требования к педагогам. В частности, владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми и дошкольного возраста.

Сегодня нам трудно представить образовательную организацию (любого уровня), в которой не было бы ИКТ. Все больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в дошкольные образовательные организации.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1. Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

2. Глубже постигаются понятия числа и множества;

3. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

4. Тренируется эффективность внимания и память;

5. Раньше овладевают чтением и письмом;

6. Активно пополняется словарный запас;

7. Формируется тончайшая координация движений глаз;

8. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

9. Развивается воображение и творческие способности;

10. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.


ИКТ расширяют и возможности педагогов в сфере коррекционного обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.. В информационном обществе сетевые образовательные электронные ресурсы — это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Исследователи, изучающие развитие дошкольников, распространение ИКТ, культурные изменения в обществе, в своих работах описали различные факторы и последствия воздействия информационных технологий на жизнь детей младшего возраста.

Негативные последствия воздействия информационных технологий.

Бесспорно, всемирная сеть даёт человеку много возможностей – коммуникации, дистанционного обучения, просвещения. Но интернет можно сравнить с «большой мусорной ямой», куда сбрасываются тонны информации различного качества. В такой ситуации человек должен обладать определёнными навыками отбора, своего рода, «фильтрации» получаемых данных.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого – появление утомления, нервно – эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психологического здоровья ребенка, чем полезен.

Так вопрос: компьютер: вред или польза? остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, пренебрегая здоровьем будущего поколения, но и нельзя забывать, что компьютеры – это наше будущее. Значит, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.

2. Сам компьютер должен поддерживать современное программное обеспечение.

3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.

4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.

5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.

6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере 10 – 15минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более двух раза в неделю. ( Хотя родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

- компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

- рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

- необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Мы видим, что дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий. Соответственно в дошкольном образовании нельзя игнорировать ни одну из этих сторон. Необходимо найти такие механизмы использования информационных технологий, которые позволят достичь образовательных целей наиболее эффективным, естественным и творческим способом, когда их применение является обоснованным. При этом компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

Нужно помнить, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение. Обучение чтению с применением технологии речедвигательной ритмики (по методике А. Я. Мухиной) в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР

Из личного опыта работы. Преодоление трудностей овладения звуко-буквенных обозначений и послогового чтения, связанных с анализаторными расстройствами и нарушением высших психических функций ...

Система коррекционной работы по устранению у детей дошкольного возраста различных фонематических недостатков

Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – у...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Система коррекционной работы по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР по средством работы с родителями

Материал представлен в виде еженедельных домашних заданий для выполнения с родителями. Задания на неделю направлены на развитие следующих компонентов речи: лексики, грамматики, обучению грамоте, разви...

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

laquo;Взаимосвязь в работе  учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»...

Сообщениена МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР"

За основу своей практической деятельности я взяла уникальность курса, то есть взаимодействие полушарий головного  мозга, комплексное развитие ребенка, переключение внимания....