«Что такое «Сенсорная коробка» и как ее можно использовать в коррекционной работе с детьми ОВЗ».
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Консультация для педагогов и родителей "Сенсорная коробка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорная коробочка | 849.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое «Сенсорная коробка»
и как ее можно использовать в коррекционной работе с детьми ОВЗ».
Все мы прекрасно знаем, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, об окружающем мире формируются с запозданием. Важные и фундаментальные способности ребенка – познавательная активность, любознательность, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая инициатива и многие другое не могут возникнуть сами по себе. Развитие их у детей ЗПР, требуют прямого участия взрослого, а именно специалиста. Очень важно внимание и правильное воспитание, так как характер, функциональные способности центральной нервной системы обусловлены не только наследственными факторами, но и взаимодействие с окружающей средой.
Задача дефектолога при взаимодействии с ребенком, имеющим задержку психического и речевого развития – это развитие предметной игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности данного возрастного периода. Именно в ней происходит приобщение к культуре основных новообразований: речи, познавательной деятельности, наглядно-действенного и образного мышления.
Основой развития является сенсорное познание мира, дети открывают новое наощупь, им важно прикоснуться, потрогать, пощупать, осязать, поэтому незаменимыми помощниками в формировании и развитии психо-речевых процессов являются сенсорные коробочки.
Сенсорная коробочка (sensory tub) - универсальная развивающая игрушка для детей.
По сути, это просто ёмкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.
Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию и творческие способности.
С чего начать? С простого! Чтобы привлечь внимание ребёнка хорошенько закопайте бусины, камни и ракушки в сыпучей части наполнителя коробки. Приготовьте отдельную баночку или шкатулку, куда ребенок будет складывать находки. Предложите ребенку поискать клад. Начинайте раскопки вместе с ребенком, погружая свои руки и руки ребенка в коробку. Если ребенок первым почувствовал руками интересный предмет, заинтересовано спрашивайте у него, называя его по имени и тут же сами отвечайте, комментируя каждое действие ребенка: «Что это?», «Оно тяжелое или легкое?», «Какого цвета этот камушек (ракушка, бусинка)?». Выяснив все качества предмета, закрепите их словесно: «Давай положим эту, например, белую ракушку в шкатулку!». Соберите полную шкатулку сокровищ в завершение игры.
Каждый раз, организуя учебную деятельность с ребенком ОВЗ, предлагайте ему взаимодействовать, экспериментировать с разными материалами, например, сыпучими крупными и мелкими крупами (манкой, гречкой, рисом). Обучая при этом ребенка выполнять различные действия с предметами правильно держать предмет, насыпать, высыпать, пересыпать, просеивать. При этом многократно комментировать действия свои, а затем и действия ребенка.
Далее, опираясь на лексические темы, можно импровизировать и с помощью «сенсорной коробочки», создавать игровые ситуации, последовательные действия, способствующие пониманию речи, накоплению словаря, а главное эмоционального настроя ребенка на учебную деятельность. Это могут быть и огород, и фермы для домашних животных, сафари для диких животных жарких стран, птичник для домашних птиц и т.д.
Сезонные сенсорные коробочки, наполненные в соответствии с текущим временем года помогают познакомить детей, имеющих задержку в развитии с разными временами года, закрепить их последовательность и признаки.
Итак, можно сказать, что «сенсорная коробочка» в коррекционной практике необходима. Она помогает стимулировать речевую активность, развивать мыслительные операции, когнитивную сферу ребенка: память, внимание, воображение, восприятие. Особенно с ребенком с нарушениями формирования коммуникативного взаимодействия, наполнители сенсорной коробочки помогают наладить контакт. В процессе игры ребенок находит различные фигурки, предметные или малосюжетные картинки для рассматривания, которые педагог заранее спрятал на дно сенсорной коробочки. Педагог озвучивает все находки и действия ребенка. И делает это не навязчиво, его речь идет как бы фоном действий ребенка. Нельзя ребенка просить «повтори». Такой ребенок, особенно с РАС не выполнить вашу просьбу. Эта просьба может вызвать у него речевую агрессию и отказ от игры взаимодействия с вами.
Использование «сенсорной коробочки» в коррекционной работе с детьми, имеющих задержку психического и речевого развития является эффективным средством для формирования познавательных и речевых процессов. Желаю вам удачи в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МНЕМОТЕХНИКУ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Консультация для родителей "Что такое сенсорная коробка"
сенсорное развитие детей...
Фланелеграф — универсальное игровое пособие очень простое и в то же время интересное, которое можно использовать в развивающих занятиях с детьми. Для его изготовления используется плотный лист картона или доски, обтянутый ворсистой тканью (фланель, флис)
Игры на фланелеграфе развивают у детей мелкую моторику рук и сенсорное восприятие, развивают внимание, память, речь, воображение, используется как в групповой, так и ...
Консультация для педагогов: «Как можно использовать мнемотехнику в работе с детьми»
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок....
Что такое сенсорная коробка?
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.Именно...
Мастер-класс для педагогов: "Что такое сенсорная коробка. Для чего она нужна?"
В данном мастер-классе я познакомила коллег с понятием "СЕНСОРНАЯ КОРОБКА". Мы выяснила, что игры с ребёнком с сенсорной коробкой способствуют:- развитию мелкой моторики рук;- раз...
Сообщение из опыта работы «Что такое ИКТ и ЦОР. Их преимущества и недостатки в коррекционной работе с детьми в ОВЗ»
Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ...