«Веселыедорожки» Методические рекомендации к дидактическому пособию
методическая разработка по логопедии

Фокеева (Медведева) Алена Михайловна

«Веселыедорожки» Методические рекомендациик дидактическому пособию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_veselye_dorozhki.docx737.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Веселые дорожки» 

Методические рекомендации

к дидактическому пособию

                             

Медведева А.М.

2017г.

Рецензент:

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии

и педагогики ЧОУ ВПО  ИЭУП (г.Казань)  

Г.В.Валиуллина

Медведева А.М.

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Веселые дорожки». Нижнекамск: МАОУ «Межшкольный учебный комбинат», 2017. – 9 с.

Дидактическое пособие «Веселые дорожки» адресовано логопедам, дефектологам, воспитателям, а также гувернерам и родителям для развивающей индивидуальной работы с ребенком 3-7 лет. Данное пособие предоставляет возможность использовать разнообразные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Увлекательные задания помогут не только подготовить руку ребенка к письму, но также развить его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, поспособствует развитию речи.

Введение

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Известный физиолог И.П. Павлов считал, что именно руки учат голову, а затем уже поумневшая голова учит руки.

Изучая анатомические отношения тела, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.

Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга (исследование Т.П.Хризман и М.И.Звонаревой).

Описанные данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Естественно, этот факт должен использоваться в работе с детьми тогда, когда развитие речи происходит своевременно, и особенно тогда, когда имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности. Ведь именно уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Работая с детьми-логопатами дошкольного возраста, я часто сталкиваюсь с такими проблемами, как слабое развитие кисти рук, малоподвижность пальцев, скованность, неточность и несогласованность движений. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают выполнять задания на занятиях. Такие дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Конечно же, это влияет на эмоциональное благополучие ребенка и его самооценку.

Не стоит упускать и тот факт, что мелкая (тонкая) моторика развивается постепенно. Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и т.д.

Конечно же, начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.  Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. 

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, шапку и т.д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, письму. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

«Веселые дорожки» — это пособие, работа с которым позволяет решить следующие задачи:

- развитие координации движений кистей и пальцев рук

- активизировать процессы мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей;

- увеличить объем коррекционного воздействия;

- развивать речь, координацию зрительных и тактильных анализаторов.

Оно интересно не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук с речевым сопровождением.

Описание пособия. Методические рекомендации.

Дидактическое пособие «Веселые дорожки» содержит комплект парных дорожек из фетра с различным сенсорным материалом и две шагающие пальчиковые куколки с отверстием в платьишках для пальчиков ребенка.

     В самом начале использования пособия взрослому необходимо познакомить детей с куколками, показать, как «они могут шагать» вставив пальчики в специальное отверстие в платье куколки из фетра; рассмотреть дорожки, по которым куколки будут шагать.

     Затем можно предложить детям задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:

- пройди пальчиками по дорожке;

- пройди пальчиками по дорожке с закрытыми глазами;

- пройди пальчиками обеих рук по двум одинаковым дорожкам;

- пройди пальчиками обеих рук по двум разным дорожкам

       Начинать работу необходимо с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Далее постепенно можно вводить остальные пальцы руки в следующей последовательности:

- указательный и средний пальчики;

- указательный и безымянный пальчики; 

- указательный палец и мизинец;

- большой палец и мизинец;

- большой и указательный пальчики;

- большой и средний пальчики;

- большой и безымянный пальчики;

- средний и безымянный пальчики;

- средний палец и мизинец;

- безымянный и мизинец.

       На завершающем этапе работы с пособием ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, а другой – «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец).

Использование пособия для работы по развитию речи:

-  с детьми младшей группы: пока ребенок «идет пальчиками по дорожке», можно предложить ему:

  • использовать звукоподражание животному;
  • упражнять произносить на одном выдохе, с разной силой голоса

- с детьми постарше использовать для автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах и фразах, используя для этого соответствующий речевой материал (с этой целью можно изменять имена куколкам, в зависимости от автоматизируемого звука)

     

Варианты речевого сопровождения пальчиковых шагов:

ЛЕСЕНКИ

СНЕЖОК

КАМЕШКИ

МОСТИК

 

КЛАССИКИ

Заключение:

Развитие тонкой моторики рук - это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов и успешного речевого развития у ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирует развитие речи и усиливает коррекцию речевых нарушений.

Использованная литература:

  1. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 144с.
  2. Емельянова Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 18-22.
  3. Новиковская О.А.Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М.АСТ, 2007, с.94
  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.
  5. Тимофеева Е.Ю. и Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги». - изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. —  32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кукла Люся на фартуке».

Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с  детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми  раннего возраста...

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Сенсорно-адаптационная юбка».

Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с  детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми  раннего возраста...

Методические рекомендации к дидактическому пособию "Поле чудес"детей младшего возраста

Играя с  пособием "Поле чулес", у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия....

Методические рекомендации к дидактическому пособию по формированию валеологических знаний у детей младшего возраста посредством многофункциональной ширмы «Здоровый малыш»

Пособие  направлено на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми младшего и старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье....

Методические рекомендации к дидактическому пособию "Математический ковёр "Геометроград"

В жизни дошкольников большое место занимает игровая деятельность.  Дидактическое пособие «Математический ковёр «Геометроград» – новейший способ организации учебно – ...

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дидактическая кукла Катя»

Цель:Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).Задачи:- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», &la...

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...