«Веселыедорожки» Методические рекомендации к дидактическому пособию
методическая разработка по логопедии
«Веселыедорожки» Методические рекомендациик дидактическому пособию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie_veselye_dorozhki.docx | 737.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Веселые дорожки»
Методические рекомендации
к дидактическому пособию
Медведева А.М.
2017г.
Рецензент:
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии
и педагогики ЧОУ ВПО ИЭУП (г.Казань)
Г.В.Валиуллина
Медведева А.М.
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Веселые дорожки». Нижнекамск: МАОУ «Межшкольный учебный комбинат», 2017. – 9 с.
Дидактическое пособие «Веселые дорожки» адресовано логопедам, дефектологам, воспитателям, а также гувернерам и родителям для развивающей индивидуальной работы с ребенком 3-7 лет. Данное пособие предоставляет возможность использовать разнообразные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Увлекательные задания помогут не только подготовить руку ребенка к письму, но также развить его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, поспособствует развитию речи.
Введение
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Известный физиолог И.П. Павлов считал, что именно руки учат голову, а затем уже поумневшая голова учит руки.
Изучая анатомические отношения тела, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.
Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга (исследование Т.П.Хризман и М.И.Звонаревой).
Описанные данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Естественно, этот факт должен использоваться в работе с детьми тогда, когда развитие речи происходит своевременно, и особенно тогда, когда имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности. Ведь именно уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Работая с детьми-логопатами дошкольного возраста, я часто сталкиваюсь с такими проблемами, как слабое развитие кисти рук, малоподвижность пальцев, скованность, неточность и несогласованность движений. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают выполнять задания на занятиях. Такие дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Конечно же, это влияет на эмоциональное благополучие ребенка и его самооценку.
Не стоит упускать и тот факт, что мелкая (тонкая) моторика развивается постепенно. Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и т.д.
Конечно же, начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, шапку и т.д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, письму. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
«Веселые дорожки» — это пособие, работа с которым позволяет решить следующие задачи:
- развитие координации движений кистей и пальцев рук
- активизировать процессы мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- увеличить объем коррекционного воздействия;
- развивать речь, координацию зрительных и тактильных анализаторов.
Оно интересно не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук с речевым сопровождением.
Описание пособия. Методические рекомендации.
Дидактическое пособие «Веселые дорожки» содержит комплект парных дорожек из фетра с различным сенсорным материалом и две шагающие пальчиковые куколки с отверстием в платьишках для пальчиков ребенка.
В самом начале использования пособия взрослому необходимо познакомить детей с куколками, показать, как «они могут шагать» вставив пальчики в специальное отверстие в платье куколки из фетра; рассмотреть дорожки, по которым куколки будут шагать.
Затем можно предложить детям задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:
- пройди пальчиками по дорожке;
- пройди пальчиками по дорожке с закрытыми глазами;
- пройди пальчиками обеих рук по двум одинаковым дорожкам;
- пройди пальчиками обеих рук по двум разным дорожкам
Начинать работу необходимо с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Далее постепенно можно вводить остальные пальцы руки в следующей последовательности:
- указательный и средний пальчики;
- указательный и безымянный пальчики;
- указательный палец и мизинец;
- большой палец и мизинец;
- большой и указательный пальчики;
- большой и средний пальчики;
- большой и безымянный пальчики;
- средний и безымянный пальчики;
- средний палец и мизинец;
- безымянный и мизинец.
На завершающем этапе работы с пособием ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, а другой – «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец).
Использование пособия для работы по развитию речи:
- с детьми младшей группы: пока ребенок «идет пальчиками по дорожке», можно предложить ему:
- использовать звукоподражание животному;
- упражнять произносить на одном выдохе, с разной силой голоса
- с детьми постарше использовать для автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах и фразах, используя для этого соответствующий речевой материал (с этой целью можно изменять имена куколкам, в зависимости от автоматизируемого звука)
Варианты речевого сопровождения пальчиковых шагов:
ЛЕСЕНКИ
СНЕЖОК
КАМЕШКИ
МОСТИК
КЛАССИКИ
Заключение:
Развитие тонкой моторики рук - это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов и успешного речевого развития у ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирует развитие речи и усиливает коррекцию речевых нарушений.
Использованная литература:
- Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 144с.
- Емельянова Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 18-22.
- Новиковская О.А.Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М.АСТ, 2007, с.94
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.
- Тимофеева Е.Ю. и Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги». - изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кукла Люся на фартуке».
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста...
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Сенсорно-адаптационная юбка».
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста...
Методические рекомендации к дидактическому пособию "Поле чудес"детей младшего возраста
Играя с пособием "Поле чулес", у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия....
Методические рекомендации к дидактическому пособию по формированию валеологических знаний у детей младшего возраста посредством многофункциональной ширмы «Здоровый малыш»
Пособие направлено на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми младшего и старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье....
Методические рекомендации к дидактическому пособию "Математический ковёр "Геометроград"
В жизни дошкольников большое место занимает игровая деятельность. Дидактическое пособие «Математический ковёр «Геометроград» – новейший способ организации учебно – ...
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дидактическая кукла Катя»
Цель:Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).Задачи:- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», &la...
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное ...