Конспект логопедического игрового тренинга для родителей детей первой младшей группы «Путешествие в Речевое королевство».
консультация по логопедии

Бескоровальная Наталья Владимировна

 Многих родителей интересуе вопрос развития речи детей. Предлагаемый конспект родительской встречи поможет сформировать представление родителей о целях, задачах, формах и медотах речевого развития детей первой младшей группы. Родители узнают, как в игровой форме проводить артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику. А так же развивать слуховое внимание и восприятие у малышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического игрового тренинга для родителей детей первой младшей группы «Путешествие в Речевое королевство».

Подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Бескоровальная Н. В., МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» Калининградская обл., г. Черняховск.

Цель:

1. Сформировать представление родителей о целях, задачах, формах и методах речевого развития детей первой младшей группы.

2. В игровой форме познакомить с проведением артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, упражнений для развития слухового восприятия.

3. Обеспечить родителей информационным материалом, памятками, консультациями по теме: «Развитие речи детей в первой младшей группе»

Ход тренинга:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы отправиться с вами и ребятами в увлекательное путешествие в Речевое королевство. Путешествие это не долгое, но очень интересное.

Но сначала, давайте с вами встанем в кружок и поздороваемся. (Звучит песня «Здравствуйте, ладошки», дети и родители выполняют движения соответствующие тексту).

- А теперь, чтобы отправиться в «Речевое королевство» мы встанем друг за другом «паровозиком». Муз. «Паровоз».  Логопед, дети и родители строятся друг за другом вагончиками. Дети дают «гудок: у-у-у». Заходят в группу, встают полукругом возле речевого уголка.

Логопед: Приехали. Первая остановка:

Станция «Снежная». Упражнение   для   речевого   дыхания «Снегопад».

Логопед: Ой, какая красота. Все кругом белым бело. Сколько снегу намело. 

Ой, ребятки, посмотрите, кто-то под снегом шевелится. Давайте мы подуем на сугроб и узнаем, кто там спрятался. (Дети с мамами раздувают сугроб).

Логопед: Это зайка, здравствуй, зайка. Мы тоже хотим поиграть в снежки. Покажите мне ладошку, я положу на нее снежок.

Дети удерживают снежинку на ладошке, чуть выше уровня губ. Делают глубокий вдох носом и прижав нижнюю губу верхними зубами, как бы произносят звук Ф, отпускают губу с сильной струей воздуха и сдувают снежинку: Фу  - у – у. Упражнение повторяется 3 – 4 раза. (Логопед демонстрирует выполнение упражнения. Затем дети с мамами выполняют упражнение).

Логопед: Малыши, возьмем с собой Зайку? (Ответы детей). Становимся паровозиком,  наш поезд  отправляется дальше. Дети дают «гудок: у-у-у». Муз. «Паровоз».

Логопед: Приехали. Вторая остановка:

Станция «Ушки на макушке». Игра «Кто, как голос подает?»

Логопед:  Зайка, а у тебя есть ушки? (Да). И у наших ребят есть ушки. Их ушки могут слушать разные звуки. Вот и я слышу, что нас кто-то зовет. Давайте присядем на эту полянку (на подушки) и посмотрим кто же это? (На полянке фигурки домашних животных).

- Да это же домашние животные. Они живут у бабушки в деревне.

- Ребята, возьмите по одному животному и скажите кто это? (или звукоподражание).

- Зайка, эти животные потеряли своих деток. Чтобы они нашлись, их нужно позвать. Зайка скажи, кто позовет малыша?

Зайка: Корова

Логопед: Корова помычи!

Ребенок: Му-у-у (повтор звукоподражания, мама показывает детеныша).

Логопед: пришел к маме теленок. Зайка, кто позовет малыша?

Зайка: Свинка.

Логопед: Свинка похрюкай!

Ребенок: х-х-х, Хрю-хрю…

Логопед: пришел к маме поросенок.  Зайка, кто позовет малыша?

Зайка: Собака.

Логопед: Собака полай!

Ребенок: ав-ав-ав, гав-гав-гав…

Логопед: пришел к маме щенок. Зайка, кто позовет малыша?

Зайка: Кошка.

Логопед: Кошка помяукай!

Ребенок: Мяу-мяу.

Логопед: Пришел к маме котенок. Зайка, кто позовет малыша?

Зайка: Лошадь.

Логопед: Как лошадка ржет?

Ребенок: И-го-го.

Логопед: Прискакал к маме жеребенок. Зайка, ещё кто позовет малыша?

Зайка: Овца.

Логопед: Как овца блеет?

Ребенок: Бе-е-е.

Логопед: Молодцы ребята, помогли всем малышам найти свою маму.

Становимся паровозиком и наш поезд и отправляемся дальше. Дети дают «гудок: у-у-у». Муз. «Паровоз».

Логопед: Приехали. Третья остановка:

Станция «Пальчики-удальчики» И/у «Приготовим суп для куклы»

Мы свами так долго путешествовали, что все очень проголодались. Я предлагаю вам приготовить суп для кукол. Хотите?

- Ребенок берет двумя пальцами правой руки белую фасолину и кладет в кастрюльку, затем двумя пальцами левой руки красную фасолину и кладет в кастрюльку, затем двумя руками одновременно.

Теперь помешаем суп ложкой и покормим куклу: Ам-ам-ам.

Артикуляционные упражнения:

- «Птенчик», «Улыбка», «Поцелуй маму».

Итог: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Давайте скажем -      Спасибо нашим пальчикам.

          Спасибо язычку.

          Красиво, четко, правильно

          Я говорить хочу!

(Держат кулачки перед грудью, сжимают и разжимают на каждый ударный слог).

Садимся в наш поезд и отправляемся обратно в детский сад. Муз. «Паровоз».

Рефлексия для родителей.  Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в «Речевое королевство». Что вам понравилось больше всего? Какие игры и упражнения вы будете применять с детьми дома? Что было легко, а что сложно? Я благодарю вас за проявленный интерес и время проведенное вместе.

Родители получают буклеты.

1-я станция «Снежная»

2-я станция «Ушки на макушке».

3-я станция «Пальчики-удальчики»

Сколько же тут интересного. А что за чудесные полянки. Вы присаживайтесь, а я расскажу вам о Речевом королевстве.

Родители и дети присаживаются на полянки (столы, украшенные небольшими вазами с цветами)

Каждый житель этого королевства знает, как важно правильно и красиво говорить. Ведь речь одно из главных достоинств, отличающих человека от животного. Развитию речи в Речевом королевстве, уделяется огромное внимание, ведь речь ребенка представляет собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоций.

- И для развития у детей правильной, хорошо звучащей речи, в нашем королевстве проводятся логопедические минутки, на которых мы решаем задачи по развитию слухового восприятия детей, что способствует в дальнейшем развитию фонематического слуха (т. е. способности чётко отличать одни звуки от других).

- И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, кто позвал? »

Дети и родители встают в круг, выбирают одного ведущего, он стоит в середине. Все идут по кругу и произносят слова:

…. (имя ведущего… ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя «А-у! »

Ну – ка глазки закрывай,

Кто тебя позвал, угадай!

- А сейчас мы приглашаем вас немного поупражняться и в развитии артикуляционного аппарата. Ведь не менее важно, развивать подвижность языка (умение делать язык широким и узким, поднимать его вверх, опускать вниз, поворачивать вправо - влево, удерживать язык в заданной позе); развивать подвижность губ (умение вытягивать вперёд, округлять, растягивать в улыбку).

-Для этого мы с вами выполним несколько артикуляционных упражнений:

Уложи язык спать

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 — 10.

Методические указания.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

Боковые края языка должны касаться углов рта.

Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»

Почистим зубы

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» внутреннюю сторону нижних зубов, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губа не помогали, не «подсаживали» язык наверх. Челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Так же можно придержать пальцем и нижнюю губу, чтобы не закрывала нижние зубы.

Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, можно пальцами или ложкой поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

- А сейчас вы немного отдохнете, мы вам расскажем про самую любимую игру наших ребят.

- Работая над речевым дыханием, т. е. воспитывая умение производить короткий вдох носом и продолжительный плавный выдох ртом, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами, мы играем в футбол, только он в нашем королевстве совсем не похож на обычный.

Футбол

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч (или можно использовать мяч для пинг-понга). Ворота – руки ребенка. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться в воротах.

Листопад

Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома.

Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Научите ребенка узнавать листья деревьев. Это смогут даже не говорящие дети.

Бабочка

К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка.

Взрослый и ребенок произносят приговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.

- Мы с вами поиграли во множество разных игр, да только пальчики не играли, а они у нас в Речевом королевстве никогда не скучают.

- Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

- То-то хорошенький

То-то пригоженький;

Ходит бочком.

Уши торчком,

Нос пятачком!

- Даже от игр, иногда в нашем королевстве устают и тогда мы расслабляемся. Нет ничего полезней, чем снять напряжение со всех мышц, в том числе и речевых, мы выполняем релаксацию.

Упражнение на расслабление

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть игра у нас такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движение,

Исчезает напряжение…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

(Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку).

На этом наше путешествие в Речевое Королевство подходит к концу, но мы приготовили для вас полезные подарки.

Родителям раздаются памятки по развитию речевого дыхания, проведению пальчиковых и артикуляционных гимнастик дома.

Здравствуйте

Ход игры: (звукоподражание – мамы держат игрушки животных и подают голос, а ведущий ребенок стоит в кругу с закрытыми глазами, должен отгадать)

Консультативный материал для родителей:

«Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания»

«Ознакомление с органами артикуляции»

«Звуковая культура речи в детском саду»

«Комплексы артикуляционной гимнастики для самостоятельного выполнения дома»

Картотеки:

«Доскажи словечко»

«Игры с пальчиками»

«Дидактические игры по ЗКР, грамматике, просодике»

 «Чистоговорки»

Раздаточный:

Памятки для родителей:

«Звуковая культура речи »

«Последовательность усвоения звуков»

Листочки на ниточке, ватные шарики, бабочки с цветами – для выполнения дыхательной гимнастики.

Наглядный: изображение выполнения дыхательной гимнастики.

Консультация для родителей:

«Развитие речи детей в первой младшей группе»

Самыми важными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой гимнастикой, так как, по мнению ведущих ученных из разных стран, кисти рук напрямую влияют на проекцию всего головного мозга. Поэтому строить занятия нужно по принципу совмещения: речь + мелкая моторика. И не забудьте о познании окружающего мира и двигательной активности, ведь чем более подвижен малыш, тем больше знаний он получает в процессе.

Существует несколько типов игр, которые можно смело использовать и дома, продолжая начатое воспитателями.

Игры по типу вопрос/ответ

Обсуждайте с малышом все, что видите вокруг на прогулке, в магазине, дома. Спрашивайте его, и пусть поначалу ответы будут односложными. Чем больше практики, тем лучше результат! Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы – это часть его жизни, и начнет интересоваться окружающим миром уже сам.

Игры на звукоподражание и имитацию

Используйте для этого специальные карточки с изображениями животных, обращайте внимание на такие мелочи в книжках, читайте больше стихотворений и сказок.

Пальчиковые игры

Их огромное множество, и в свет вышли даже несколько очень полезных книг с таким типом игр. Кстати, взрослым тоже не помешает размять ручки, чтобы они были красивыми и гибкими

Шнурки как игра на все случаи жизни. Казалось бы, обычный шнурок, но Вы еще не знаете, что с его помощью можно:

•    просто шнуровать;
•    использовать его в сюжетно-ролевых играх;
•    изучать цвета;
•    познакомиться с такими понятиями, как длиннее, короче.
•    Шнуровка способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук, вследствие чего происходит прямое влияние на речевой аппарат. То же самое можно сказать о таких играх, как пирамидка или конструктор – простых, но в то же время очень полезных.
Подбирайте игры для детей. Заниматься нужно и в выходные дни, и даже во время болезни. Вот один из примеров, который можно использовать хоть каждый день:

1.    Мозаика. С ее помощью Вы повторите основные цвета, научитесь соединять детали.
2.    Карточки на совмещение. Ребенку необходимо совместить лошадку с лошадкой, киску с киской и так далее. Таким образом, малыш закрепит знания о животных, познакомится с новыми, научится подражать звукам, которые они издают.
3.    Лепка. Теперь пришло время слепить что-то, и это может быть та же кошечка или улитка.

Вывод

Запомните основной принцип, по которым выбираются игры для детей ясельной группы: занятия должны быть разнообразными, не повторятся часто, и не пересекаться по смыслу или содержанию. Сочетайте подвижные развлечения с настольными, направленными на подключение к процессу фантазии и творческих способностей. Не перегружайте ребенка, но и не забывайте, что он – большая губка, готовая впитать все, что Вы дадите.

Конспект занятия мастер-класс по развитию функций дыхания с членами ГМО учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Цели:

1.Развитие глубокого вдоха и длительного плавного выдоха, его интенсивности, силы голоса и речевого дыхания;

2.Формирование направленной воздушной струи выдыхаемого воздуха;

3.Развитие интонационной выразительности речи: тренировка речевого дыхания при выполнении движений, отработка темпа и ритма речи;

4.Совершенствование мелкой, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.

Материал. Пластиковые стаканы с расщепленным пенопластом внутри, трубочки для коктейля, снежинки из бумаги, дольки мандарина на блюдечках, 2 граненых карандаша, игра “Сдуй яблоки с ежиков”,

пластмассовая птичка с водой, игрушка “Мыльные пузыри”.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Вступительная беседа.

Вопросы:

- Какой праздник самый веселый, самый волшебный и самый добрый? (Новый год).

-А, вы, помните запах Нового года?

-Чем он пахнет?(Конфетами, хвоей, мандаринами).

2.Вот они наши мандарины. С их помощью мы вспомним запах Нового года. Упражнение на развитие речевого дыхания “Запах Нового года”. Из-под салфетки достаются блюдечки с дольками мандарина. Инструкция: Глубоко вдохните носом, не поднимая плечи, а на выдохе произнесите фразу: “Ах, как вкусно пахнет!” Выполнить 3 раза.

3. Ой, что-то погода портится. Ветер воет, завывает: “в-в-в-в-в”. Изобразим все вместе вой ветра, он будет то усиливаться, то утихать: в-в-в-в-в-в-в. Выполнить 3 раза.

4. Ветер все сильнее, вьюга начинается. Упражнение на формирование направленной воздушной струи “ВЬЮГА”, используя стаканы с пенопластом и трубочки для коктейля. Дуть в течение 6 секунд, выполнить 3 раза.

5. А мы вьюги не боимся. Выходите, поиграем в игру “Зима” на координацию речи с движением:

Вот снежинки вниз летят,(Руки подняты вверх, постепенно опускаются, кисти

На дома и на ребят.            изображают падающие снежинки)

Мы на улицу пойдем.           (Ходьба по кругу с размахиванием руками)

И в снежки играть начнем.  (Наклониться, “слепить снежок”, бросить)

Падай снег, веселей!            (Руки поднять вверх, кисти постепенно ритмично        

                                                опускать) 

Будет все кругом белей.       (Круговые движения руками).

6.Вы любите играть со снежинками? Пальчиковая гимнастика “Снежинки”:

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами правой руки          по левой ладошке)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладошке)

Но где же, снежинки? В ладошке вода. (На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки)

Куда же исчезли снежинки? Куда? (На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи… (Ритмичные потряхивания ладошками)

Как видно, ладошки мои горячи. (Ритмичные потряхивания ладошками).

7. Наши снежинки не растаяли. Вот они. Поиграем с ними в игру “Чья снежинка дальше улетит?”

Сдувание снежинки с ладошки: глубокий вдох и длительный плавный направленный выдох. Ладошку держать прямо.

8.Понравилось вам играть со снежинками? Когда нравится, что мы делаем?(Улыбаемся).

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики:

“Улыбка” - “трубочка” 3 раза;

Ой-ой-ой! Губки наши плохо работают. Нам понадобиться расческа.

Упражнение “Расческа”        

Необычная расческа у меня всегда с собой.

Если хочешь, я секретом поделюсь сейчас с тобой.

Зубы верхние причешут мою нижнюю губу.

Зубы нижние причешут мою верхнюю губу.

Этой чудною расческой сейчас причешем язычок.

Вот и славно причесались все довольные остались.

“Забор” - “окно” 3 раза; “Мост” - “Парус” 3 раза.

“Холодный ветер” 3 раза;

“Лопатка” с чередованием “Накажем непослушный язычок” 3 раза;

“Лопата копает” 3 раза; “Вкусное варенье” 3-5 раз;

“Теплый ветер”; “Жук”; “Лошадка цокает”;

“Молоток” (д-д-д-д или т-т-т-т); “Дятел” (Д-ддд; Д-ддд);

“Пулемет” (ддд+ толчок воздуха=дрр)

9.Упражнение “Сдуй снежинку с кончика носа” (“Фокус”) 3 раза.

10.Массаж тела.

Чтобы не зевать от скуки, встали и потерли руки.

А потом ладошкой в лоб: хлоп-хлоп-хлоп.

Щеки заскучали тоже, мы и их похлопать можем.

Ну-ка, дружно, не зевать: раз, два, три, четыре, пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок.

А теперь уже, гляди, добрались и до груди.

Постучали тут и там, и немножко по бокам.

Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим. Хлопаем, как можно выше.

(Движения выполняются по тексту).        

11.Ну что отдохнули, сил набрались? Тогда выполним упражнения на развитие силы выдыхаемой струи воздуха.

На них понадобится сил больше.

2 человека выполняют упражнение “Сдуй карандаш со стола”; 1- “Сдуй яблоки с ежиков”.

12.Наступает весна. Солнце все выше. Нам всем становится веселее. Птички весело поют. Дуть в птичку с водой. Чтобы выразить наше настроение, мы можем пускать мыльные пузыри. Глубокий вдох и плавный длительный выдох. Вдохните, не поднимая плеч, носом и выдыхайте плавно и длительно через нос на пену, чтобы получились пузыри.

13. Вот и все. Сегодня все хорошо поработали. Молодцы! Давайте сами себе похлопаем.

Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»

Приехали. А вот наши бабушка и дедушка. Они нас очень ждут.

Логопед читает сказку, а дети и родители в соответствии с содержанием текста демонстрируют артикуляционные упражнения.

Толстые внуки приехали в гости.             («Толстячки»)

С ними - худые, лишь кожа да кости.       («Худышки»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,   («Улыбочка»)

Поцеловать они их потянулись.                («Трубочка»)

Утром проснулись - в улыбочку губы.     («Улыбочка»)

Чистим мы верхние, нижние зубы.           («Чистим зубы»)

Блюдца поставим - положат блины нам.  («Лопаточка»)

Блинчик жуем с вареньем малиновым.     («Жуём блинчик»  

                                                                        «Вкусное варенье»)

Дуем на блинчик - не в щеки, не мимо.    («Дуем на лопаточку»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили.           («Чашечка»)

Вкусный был завтрак. Никто не обижен.  

Скажем «спасибо» и губы оближем.          («Облизываем губы по  

                                                                          кругу»)

Дедушка сделал для внуков качели.          

Все мы на них покачаться успели.              («Качели»)

Вечером скачем на лошади ловко.              

Звонко стучат по дорожке подковки.         («Лошадка»)

Вот замедляет лошадка шажочки.

И на опушке мы видим грибочки.              («Грибок»)

Итоговое занятие в младшей группе «Вот какие малыши».

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. Черняховска, Калининградской обл.

Педагог-психолог Ромашова Л.А., учитель-логопед Бескоровалъная Н.В.

Программное содержание: Уточнять движения органов артикуляционного аппарата. Продолжать развивать фонационное дыхание. Способствовать сплочению группы. Развивать коммуникативные навыки. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями других детей. Способствовать развитию общей и мелкой моторики. Развивать внимание, речь, воображение.

Оборудование: музыкальный зал оформлен на весеннюю тему, магнитофон, зеленое покрытие-полянка, ручеёк, цветы, насекомые: бабочки, пчелы, кузнечик, ёж, «су-джок» мячики, улитка, не заточенные карандаши, ширма «Домик в деревне», куклы бабушка и дедушка, угощение для сюрпризного момента.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, взрослые. Мы вам очень рады. Приглашаем вас сегодня отправиться вместе с нами в гости к бабушке и дедушке. Живут они далеко, пешком не дойдём. Поедем на поезде. Вставайте друг за другом, как вагончики. Даём гудок: У-у-у. Поехали (звучит песенка).

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Сдуй бабочку с ладошки». Логопед: Посмотрите, какая чудесная полянка. Давайте сделаем остановку. Выходите из вагончиков. Ой, ребята, посмотрите как много на этой полянке цветов и бабочек. Давайте с ними поиграем. Возьмите по одной бабочке и будем на неё дуть так, чтобы она улетела. Помните, что вдох мы делаем носом, губы тянем «трубочкой» и дуем, чтобы щеки не надувались. (Дети выполняют упражнение).

Упражнение «Каждой бабочке свой цветок».

Психолог: Молодцы. Как высоко наши бабочки летали. А какого цвета у вас бабочки? (Дети называют цвета). Пока звучит музыка, бабочки будут летать на полянке, а когда музыка закончится, каждая бабочка найдет свой цветочек. Жёлтая бабочка - найдёт жёлтый цветочек, красная - красный. Помните, что цветок должен быть такого же цвета, как и бабочка. (Звучит музыка). Молодцы, вы помогли бабочке найти свой цветок, а нам пора отправляться дальше. Садитесь в вагончики. Гудок паровоза: У-у-у.

Звуковызывающие упражнения.

Логопед: Мы проезжаем мимо весёлого ручейка. Давайте остановимся.

Вода в ручейке голубая, прозрачная и очень холодная. А шумит водичка так: с-с-с. Повторите, как шумит водичка? (Дети повторяют: с-с-с).

Посмотрите, а над цветами летают пчелы и жужжат так: з-з-з. Повторите, как

они жужжат? (Дети повторяют: з-з-з). А в траве прыгает и стрекочет кузнечик — вот так: ц-ц-ц. Повторите, как он стрекочет? (Дети повторяют: ц-ц-ц).

«Ёжик» (упражнение с су-джок шариком)

Логопед: Ребята, мне кажется, что под грибом кто-то притаился. Отгадайте загадку.

На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног. (ёж)

Молодцы, правильно это ёжик. И он предлагает вам поиграть с маленькими мячиками-ёжиками. Возьмите мячик и положите его на одну ладошку, а другой прикройте с верху. Выполняйте движения вместе со мной.

Ёжик, спрячь свои иголки,

Мы же дети, а не волки.

Спрячь свои иголки еж,

Ты колючий, ну и что ж.

Мы хотим тебя погладить.

Мы хотим с тобой поладить.

Ёж иголки отряхнул.

Ёж свернулся и уснул.

Игра «Улитка»

Психолог: Ребята, посмотрите, кто это притаился под кустиком. Улитка выползает на полянку, а как только увидит лягушку - сразу прячется в свой домик и не шевелится.

Дети выстраиваются «паровозиком» - каждый последующий обнимает за талию предыдущего. Взрослый говорит, что теперь они все вместе - большая улитка. По команде психолога «Лягушка» улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится.

По команде «Лягушка ускакала» дети поднимают руки вверх.

Наш поезд отправляется. Садитесь в вагончики. Гудок паровоза: У-у-у. Едем дальше.

Логопед: Ребята, посмотрите, кто же нас встречает. Давайте поздороваемся (дети садятся на стульчики).

Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»

Логопед читает сказку, а дети и родители в соответствии с содержанием текста демонстрируют артикуляционные упражнения.

Толстые внуки приехали в гости.             («Толстячки»)

С ними - худые, лишь кожа да кости.       («Худышки»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,   («Улыбочка»)

Поцеловать они их потянулись.                («Трубочка»)

Утром проснулись - в улыбочку губы.     («Улыбочка»)

Чистим мы верхние, нижние зубы.           («Чистим зубы»)

Блюдца поставим - положат блины нам.  («Лопаточка»)

Блинчик жуем с вареньем малиновым.     («Жуём блинчик»  

                                                                        «Вкусное варенье»)

Дуем на блинчик - не в щеки, не мимо.    («Дуем на лопаточку»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили.           («Чашечка»)

Вкусный был завтрак. Никто не обижен.  

Скажем «спасибо» и губы оближем.          («Облизываем губы по кругу»)

                                                                         

Упражнение с карандашами

Психолог: Бабушка ждала нашего приезда, тесто поставила. Чтобы тесто раскатать, я каждому дам скалочку. Пирожки будут с картошкой, с малинкой. Давайте покажем, какая красивая у вас скалочка. Берём двумя пальчиками, поднимаем высоко, высоко.

Раскатали тесто, а теперь будем пирожки лепить, а мамы нам помогут.

Песня «Пирожки»

Сюрпризный момент «Угощение»

Итог. А вот и угощение нам от бабушки и дедушки на дорожку. Спасибо. Наше путешествие закончилось. Наш веселый поезд отвезет нас обратно в детский сад. До свидания. Садитесь в вагончики. Поехали.

Регистрационный лист.

Что проводим: Итоговое занятие в младшей группе в рамках проекта «Важно не опоздать!»  

Тема: «Вот какие малыши».

Ответственные:  Педагог-психолог Ромашова Л.А.,

учитель-логопед Бескоровалъная Н.В.

Группа № 1                                                                      Дата: 22.05.2015г.

Список участников:

Фамилия, имя, отчество

Подпись

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.    

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

ОТЗЫВ

О проведении учителем-логопедом Бескоровальной Н.В. и педагогом – психологом Ромашовой Л. А. итогового занятия «Вот какие малыши!» в младшей группе № 2, в рамках проекта «Важно не опоздать!»  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.05.2015г.

ОТЗЫВ

О проведении учителем-логопедом Бескоровальной Н.В. и педагогом – психологом Ромашовой Л. А. итогового занятия «Вот какие малыши!» в младшей группе № 7, в рамках проекта «Важно не опоздать!»  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.05.2015г.

ОТЗЫВ

О проведении учителем-логопедом Бескоровальной Н.В. и педагогом – психологом Ромашовой Л. А. итогового занятия «Вот какие малыши!» в младшей группе № 6, в рамках проекта «Важно не опоздать!»  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21.05.2015г.

ОТЗЫВ

О проведении учителем-логопедом Бескоровальной Н.В. и педагогом – психологом Ромашовой Л. А. итогового занятия «Вот какие малыши!» в младшей группе № 1, в рамках проекта «Важно не опоздать!»  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22.05.2015г.



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического игрового тренинга для родителей детей первой младшей группы «Путешествие в Речевое королевство».

Подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Бескоровальная Н. В., МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» Калининградская обл., г. Черняховск.

Цель:

1. Сформировать представление родителей о целях, задачах, формах и методах речевого развития детей первой младшей группы.

2. В игровой форме познакомить с проведением артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, упражнений для развития слухового восприятия.

3. Обеспечить родителей информационным материалом, памятками, консультациями по теме: «Развитие речи детей в первой младшей группе»

Ход тренинга:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы отправиться с вами и ребятами в увлекательное путешествие в Речевое королевство. Путешествие это не долгое, но очень интересное.

Но сначала, давайте с вами встанем в кружок и поздороваемся. (Звучит песня «Здравствуйте, ладошки», дети и родители выполняют движения соответствующие тексту).

- А теперь, чтобы отправиться в «Речевое королевство» мы встанем друг за другом «паровозиком». Муз. «Паровоз».  Логопед, дети и родители строятся друг за другом вагончиками. Дети дают «гудок: у-у-у». Заходят в группу, встают полукругом возле речевого уголка.

Логопед: Приехали. Первая остановка:

Станция «Снежная». Упражнение   для   речевого   дыхания «Снегопад».

Логопед: Ой, какая красота. Все кругом белым бело. Сколько снегу намело. 

Ой, ребятки, посмотрите, кто-то под снегом шевелится. Давайте мы подуем на сугроб и узнаем, кто там спрятался. (Дети с мамами раздувают сугроб).

Логопед: Это зайка, здравствуй, зайка. Мы тоже хотим поиграть в снежки. Покажите мне ладошку, я положу на нее снежок.

Дети удерживают снежинку на ладошке, чуть выше уровня губ. Делают глубокий вдох носом и прижав нижнюю губу верхними зубами, как бы произносят звук Ф, отпускают губу с сильной струей воздуха и сдувают снежинку: Фу  - у – у. Упражнение повторяется 3 – 4 раза. (Логопед демонстрирует выполнение упражнения. Затем дети с мамами выполняют упражнение).

Логопед: Малыши, возьмем с собой Зайку? (Ответы детей). Становимся паровозиком,  наш поезд  отправляется дальше. Дети дают «гудок: у-у-у». Муз. «Паровоз».

Логопед: Приехали. Вторая остановка:

Станция «Ушки на макушке». Игра «Кто, как голос подает?»

Логопед:  Зайка, а у тебя есть ушки? (Да). И у наших ребят есть ушки. Их ушки могут слушать разные звуки. Вот и я слышу, что нас кто-то зовет. Давайте присядем на эту полянку (на подушки) и посмотрим кто же это? (На полянке фигурки домашних животных).

- Да это же домашние животные. Они живут у бабушки в деревне.

- Ребята, возьмите по одному животному и скажите кто это? (или звукоподражание).

- Зайка, эти животные потеряли своих деток. Чтобы они нашлись, их нужно позвать. Зайка скажи, кто позовет малыша?

Зайка: Корова

Логопед: Корова помычи!

Ребенок: Му-у-у (повтор звукоподражания, мама показывает детеныша).

Логопед: пришел к маме теленок. Зайка, кто позовет малыша?

Зайка: Свинка.

Логопед: Свинка похрюкай!

Ребенок: х-х-х, Хрю-хрю…

Логопед: пришел к маме поросенок.  Зайка, кто позовет малыша?

Зайка: Собака.

Логопед: Собака полай!

Ребенок: ав-ав-ав, гав-гав-гав…

Логопед: пришел к маме щенок. Зайка, кто позовет малыша?

Зайка: Кошка.

Логопед: Кошка помяукай!

Ребенок: Мяу-мяу.

Логопед: Пришел к маме котенок. Зайка, кто позовет малыша?

Зайка: Лошадь.

Логопед: Как лошадка ржет?

Ребенок: И-го-го.

Логопед: Прискакал к маме жеребенок. Зайка, ещё кто позовет малыша?

Зайка: Овца.

Логопед: Как овца блеет?

Ребенок: Бе-е-е.

Логопед: Молодцы ребята, помогли всем малышам найти свою маму.

Становимся паровозиком и наш поезд и отправляемся дальше. Дети дают «гудок: у-у-у». Муз. «Паровоз».

Логопед: Приехали. Третья остановка:

Станция «Пальчики-удальчики» И/у «Приготовим суп для куклы»

Мы свами так долго путешествовали, что все очень проголодались. Я предлагаю вам приготовить суп для кукол. Хотите?

- Ребенок берет двумя пальцами правой руки белую фасолину и кладет в кастрюльку, затем двумя пальцами левой руки красную фасолину и кладет в кастрюльку, затем двумя руками одновременно.

Теперь помешаем суп ложкой и покормим куклу: Ам-ам-ам.

Артикуляционные упражнения:

- «Птенчик», «Улыбка», «Поцелуй маму».

Итог: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Давайте скажем -      Спасибо нашим пальчикам.

          Спасибо язычку.

          Красиво, четко, правильно

          Я говорить хочу!

(Держат кулачки перед грудью, сжимают и разжимают на каждый ударный слог).

Садимся в наш поезд и отправляемся обратно в детский сад. Муз. «Паровоз».

Рефлексия для родителей.  Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в «Речевое королевство». Что вам понравилось больше всего? Какие игры и упражнения вы будете применять с детьми дома? Что было легко, а что сложно? Я благодарю вас за проявленный интерес и время проведенное вместе.

Родители получают буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия организованной учебной деятельности детей первой младшей группы "Путешествие к потерянному солнышку"

Программные задачи:      Образовательные: обучать умению детей воспринимать наглядно-действенный показ взрослого и выполнять простейшие предложенные задания; формирование произвольного,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей первой младшей группы. "Путешествие в мир игрушек"

Активизация речевого взаимодействия детей со сверстниками, повторение и закрепление стихов А. Барто....

Конспект логопедического игрового тренинга для родителей и детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в Королевство Правильной речи »

       Игровой тренинг направлен на ознакомление  родителей  с формами и методами речевого развития детей среднего дошкольного возраста,в частности...

Конспект интегрированного занятия для детей первой младшей группы: «Путешествие в лес»

Конспект интегрированного занятия  для детей первой младшей группы: «Путешествие в лес»...

Конспект занятия для детей первой младшей группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОЛШЕБНЫХ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»

Конспект занятия по этикету для детей первой младшей группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОЛШЕБНЫХ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»...

Конспект занятия для детей первой младшей группы «Путешествие к зайке»

Умение развивать мысль, начатую воспитателемНазывать геометрические фигуры (круг, треугольник), цвет (синий, желтый, зеленый, красный) свойства предметов (тонет-плавает), свойства воды (теплая- холодн...

Конспект игровой обучающей ситуации для детей второй младшей группы (образовательная область «Речевое развитие») Тема: «Письмо от друга»

Конспект игровой обучающей ситуации для детей второй младшей группы по речевому развитию "Письмо от друга"...