Рабочая программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ РЕЧИ (старшая группа)
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Цель курса – развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II-III уровня).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitie_rechi_starshaya.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
Принята решением Утверждаю:
педагогического консилиума Заведующий МАДОУ № 322
от _________20___г. Мухаматгалеева К.А.
протокол №_______ _____________________
«___»____________2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Старшая группа
Учитель-логопед: Зырянова Т.В.
Красноярск-2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
(старшая группа, ОНР II-III уровня)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II-III уровня).
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа), обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня).
Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.
Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.
Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.
Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.
Форма организации занятий – групповые.
Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 25 минут. Время проведения – первая половина дня.
Данный коррекционный курс направлен на:
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
1. Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. | 1. Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. |
2. Совершенствование понимания и навыков употребления детьми грамматических форм слова и элементарных словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. | 2. Продолжить совершенствование понимания и навыков употребления детьми грамматических форм слова и элементарных словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. |
3. Развитие диалогической речи и подготовка к овладению монологической речью. | 3. Продолжить развивать диалогическую и монологическую формы речи. |
4. Развитие связной речи и навыков речевого общения. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. |
Описание места курса в содержании ООП.
Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности. Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – подгрупповые занятия. Продолжительность проведения – 25 минут. Время проведения – первая половина дня.
Содержание курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Произношение», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание курса «Развитие речи» опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях. Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение». А на занятиях по «Произношению» закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
II уровень
Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.
Диалогическая речь в основном развита.
Автоматизированная форма речи - затруднена.
Сопряжённая форма речи – затруднена.
Отражённая форма речи – затруднена.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.
Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.
Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
III уровень
Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.
Диалогическая речь развита.
Автоматизированная форма речи – сформирована.
Сопряжённая форма речи – сформирована.
Отражённая форма речи – сформирована.
Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.
Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно других частей речи. Простым обобщением владеет частично. Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире активного.
Словообразование - значительно затруднены: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; приставочных глаголов. Часты ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, детёнышей животных.
Словоизменение - незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
Импрессивная речь:
различает глаголы прошедшего времени по родам (вымыл - вымыла, надел - надела). | Импрессивная речь:
|
Экспрессивная речь:
| Экспрессивная речь:
|
Грамматический строй речи:
| Грамматический строй речи:
|
Связная речь:
| Связная речь:
|
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
- СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Развитие экспрессивной речи.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.
- Развитие импрессивной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
глаголов, образованных при помощи приставок (наливает, выливает, переливает и т.д.)
|
- Развитие экспрессивной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
(плачет – смеется, поднимается – опускается, входит – выходит и т.д.);
|
- Формирование грамматического строя речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" (средняя группа)
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" адресована учителям-логопедам, работающим с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня....
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи"(старшая группа)
Развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушен...
Рабочая программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ РЕЧИ (средняя группа)
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа), обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I-II уровня).Ку...
Рабочая программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ РЕЧИ (Подготовительная группа)
Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной а...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Старшая группа
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Старшая группа....
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Средняя группа
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Средняя группа...