Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Средняя группа
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Щеглюк Татьяна Владимировна

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_razvitie_rechi_srednyaya_gr._onr_1-2_ur.doc365.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

Принята решением                                                                                   Утверждаю:

педагогического консилиума                                                    Заведующий МАДОУ № 322

от _________2022г.                                                                   Мухаматгалеева К.А.        

     протокол №_______                                                                    ___________________                                                              

                                                                               «___»____________2022 г.                                                

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Средняя группа

Составитель: Щеглюк Татьяна Владимировна

Красноярск 2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

(средняя группа, первый год обучения, ОНР I-II уровня)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса – развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР I-II уровня).

 

                                       Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа), обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I-II уровня).

Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.

Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.

Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.

Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР I уровня; второй - для воспитанников с ОНР II уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.

Форма организации занятий – групповые.

Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 15-20 минут. Время проведения – первая половина дня.

                            Данный коррекционный курс направлен на:

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР II уровень)

1. Развитие импрессивной речи (расширение понимания речи, накопление пассивного словарного запаса).

1. Развитие импрессивной речи (расширение, уточнение и активизация  словарного запаса).

2. Развитие экспрессивной речи (преодоление речевого негативизма, активизация и развитие словаря существительных).

2. Развитие экспрессивной речи (расширение и активизация словарного запаса существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, союза и).

3. Формирование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и согласование, формирование фразы из 2-3-х слов).

3. Формирование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и согласование, различение и употребление слов-антонимов, составление предложений из нескольких слов, умение отвечать на вопросы).

4. Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи.

4. Развитие связной речи и навыков речевого общения.

Описание места курса в содержании ООП.

Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности. Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – подгрупповые занятия. Продолжительность проведения – 15-20 минут. Время проведения – первая половина дня.

Содержание курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Произношение», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание курса «Развитие речи» опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях. Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение». А на занятиях по «Произношению» закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».

Характеристика воспитанников группы

Группу посещают 24 ребенка с тяжелыми нарушениями речи:

9– девочек, 15 – мальчиков.

ОНР I-II уровень – 3 ребенка

ОНР II уровень – 17 детей

ОНР II-III уровень – 3 ребенка

Дизартрия – 18 детей

М/алалия – 5 детей

(1 ребенок отсутствует)

        Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

        Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя языка, фразовой речи, полноценного звукопроизношения.

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

I уровень

                Импрессивная речь - отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.  При восприятии речи доминирует лексическое значение. Ребенок понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций.

        Экспрессивная речь – фраза состоит из лепетных элементов и поясняющих жестов, внеконкретной ситуации понятой окружающими быть не может.

        Диалогическая речь больше пассивна, чем активна.

Автоматизированная форма речи - нарушена.

Сопряжённая форма речи – нарушена.

Отражённая форма речи – нарушена.

        Связная речь – не сформирована.

        Словарь ограничен. В активе – небольшое количество нечётко произносимых обиходных слов, аморфных слов-корней, звукоподражаний и звуко-комплексов, сопровождающихся указательными жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире активного.

        Грамматические процессы– словообразование -  отсутствует; словоизменение – отсутствует.

        

II уровень        

        Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

        Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.

        Диалогическая речь в основном развита.

Автоматизированная форма речи - затруднена.

Сопряжённая форма речи – затруднена.

Отражённая форма речи – затруднена.

        Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.

        Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.

        Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).

        Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

        

                         Планируемые результаты освоения коррекционного курса

К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР II уровень)

В плане развития импрессивной речи:

  • узнает и различает неречевые звуки;
  • различает контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы быта;
  • вслушивается в речь взрослого;
  • соотносит предметы и действия с их словесным обозначением;
  • выполняет 1-2-хступенчатые инструкции;
  • знает слова, обозначающие простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов;
  • понимает пространственные отношения предметов, выраженные предлогами в, на, под, у (по демонстрации действий).

В плане развития импрессивной речи:

  • знает обобщающие слова по изученным лексическим темам;
  • понимает пространственные отношения предметов, выраженные предлогами из, за, около, с, без (по демонстрации действий);
  • понимает наречия, выражающие пространственные отношения (впереди - сзади, вверху - внизу, далеко - близко, справа - слева);
  • понимает глаголы, противоположные по значению (сними - надень, завяжи - развяжи);
  • различает глаголы прошедшего времени по родам (вымыл - вымыла, надел - надела).

В плане развития экспрессивной речи:

  • воспроизводит и различает некоторые звукоподражания
  • умеет отвечать на вопросы по прослушанным сказкам;
  • умеет отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинке, по демонстрации действий.

В плане развития экспрессивной речи:

  • различает и называет существенные детали и части предметов (у рубашки - рукава, воротник, карманы, пуговицы), их цвет, форму, размер, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом);
  • различает и называет некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табуретка - скамейка, шуба - пальто - куртка);
  • использует в речи местоимения, наречия, числительные, союзы (и, чтобы, как, потому что).

В плане формирования грамматического строя речи:

  • понимает вопросы «Кто это? Что это? У кого? Где?»;
  • правильно строит предложения из 2-3-х слов;
  • образовывает имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • образовывает форму Р.п. и В.п. ед. ч. у имен существительных;
  • образовывает глаголы настоящего времени 1-го лица ед. числа.

В плане формирования грамматического строя речи:

  • употребляет имена существительные с предлогами в, на, под, у, из, за, около, с;
  • различает имена существительные и глаголы ед. и мн. числа;
  • согласовывает имена прилагательные, имена существительные и предлоги в роде, числе, падеже;
  • образовывает имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

В плане развития речевого общения и разговорной диалогической речи:

  • умеет заканчивать фразу, договаривает за взрослым слова и словосочетания в потешках, стихотворениях и упражнениях;
  • умеет передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда;
  • рассказывает небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки.

В плане развития связной речи и навыков речевого общения:

  • умеет вслушиваться в обращенную речь, понимает её содержание;
  • адекватно реагирует интонацией и мимикой на ситуацию;
  • использует выразительные речевые средства (мимику, жесты) в игре и ролевом поведении;
  • умеет задавать вопросы и отвечать на них;
  • умеет повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3-х простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по предложенному алгоритму (плану) с помощью взрослого;
  • может пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

                             Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
  • итоговая диагностика.

Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой

 и реализуются параллельно:

1. Развитие импрессивной речи.

2. Развитие экспрессивной речи.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.

  1. Развитие импрессивной речи.

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР II уровень)

  • формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;
  • расширять понимание речи, накапливать пассивный словарь, закреплять понимание слов, обозначающих простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов;
  • обучать пониманию простых вопросов по сюжетным и предметным картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой;
  • обучать соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением;
  • обучать пониманию пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, у (по демонстрации действий);
  • обучать выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
  • уточнение имеющегося словаря имен существительных, глаголов и их обогащение;
  • продолжать закрепление и дифференциацию ед. и мн. числа имен существительных, глаголов;
  • различение глаголов, противоположных по значению (сними-надень, завяжи-развяжи); возвратных и невозвратных глаголов (одевается-одевают); глаголов прошедшего времени по родам (вымыл-вымыла, надел-надела);
  • обучать понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи и др.);
  • продолжать обучать понимать простые вопросы по предметным и сюжетным картинкам;
  • закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, у;
  • обучать пониманию предлогов из, за, около, с, без (по демонстрации действий);
  • обучать понимать наречия, выражающие пространственные отношения (впереди-сзади, вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева).

  1. Развитие экспрессивной речи.

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР II уровень)

  • преодолевать речевой негативизм; вызывать желание говорить;
  • формировать речь как средство общения; воспитывать потребности в речевом общении;
  • активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения;
  • развивать словарь имен существительных по изучаемым лексическим темам;
  • пополнять лексический запас за счет имен прилагательных, обозначающих цвет, свойства, размер;
  • вводить простые предлоги на, в в активную речь;
  • обучать повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей.
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвётся и размокает, стеклянные предметы бьются), местоположение (за окном, под шкафом, высоко, далеко);
  • учить различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табуретка-скамейка, шуба-пальто-куртка);
  • введение в речь местоимений, наречий, числительных, союза и.

  1. Формирование грамматического строя речи.

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР II уровень)

  • обучать пониманию вопросов «Где? Кто это? Что это? У кого?»;
  • учить понимать и употреблять предлоги в, у, на, под в двухсловных предложениях;
  • обучать правильному построению 2-3-хсловных предложений;
  • формировать умение отвечать на вопросы «Кто это? Что это?»;
  • учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • учить образовывать форму родительного и винительного падежей единственного числа у имен существительных;
  • учить образовывать глаголы настоящего времени 1-го лица ед.ч.;
  • учить понимать предложения, содержащие глаголы повелительного наклонения.
  • продолжать учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже;
  • продолжать учить употреблять имена существительные с предлогами (в, на, под, у, из, за, около, с);
  • учить различать имена существительные в форме ед. и мн. числа; форму мн. числа имен существительных в родительном падеже;
  • учить образовывать и различать глаголы настоящего времени (стою-стоим-стоит);
  • продолжать учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик-, -иц- (чайник, молочник; сахарница, конфетница); -ечк-, -ичк- (лисичка, чашечка);
  • формировать умение образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди);
  • учить отвечать на вопросы «Зачем? Почему? Когда? Как?»;
  • учить строить предложения с однородными членами.

       4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.

I вариант (ОНР I уровень)

II вариант (ОНР II уровень)

  • воспитывать потребность в речевом общении;
  • формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях;
  • формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам;
  • учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий;
  • развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда;
  • заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки;
  • развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.
  • развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание;
  • развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
  • работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
  • формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию;
  • развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца;
  • формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
  • формировать навыки пересказа; обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

                                                          III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»

для детей с ОНР I уровня

№ недели

Тема

Содержание

Словарь

Грамматический строй

Связная речь

СЕНТЯБРЬ

1- 4

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка

ОСЕНЬ

ОКТЯБРЬ

1

Ходит осень по дорожкам

Есть у нас огород – посмотри, что там растет

Осень, дождь, туча, лужа, ветер, день, ночь,

утро, вечер, дерево, трава, листики, красный,

желтый, зеленый, идёт, дует, падают, один, много.

Суп, салат, огурец, помидор, репа, есть, резать, сладкий, кислый, солёный, вкусный, круглый, большой, маленький

  • Обучение пониманию вопросов «Где солнышко? Где туча? Где дождик? Где лужа? Где листики? Покажи»
  • Формирование навыка соотнесения изображения со словом.

  • Расширение словаря по теме - игра «Что это?».
  • Учить различать и сравнивать предметные картинки между собой - упражнение «Найди такую же».
  • Рассматривание картинки «Осень».
  • Чтение детям потешек про солнышко, про дождик.

  • Расширение объема понимания чужой речи - слушание сказки «Репка».
  • Развитие диалогической речи - беседа по сказке.

2

Ходит осень по дорожкам

Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят

Яблоко, слива, груша, сок, пить, сладкий, кислый, вкусный, холодный, круглый, красный, желтый, зеленый, синий, вкусно, много, один

  • Расширение словаря по теме - игра «Что это?»; упражнение «Один - много».
  • Соотнесение предмета и признака со словом.
  • Учить различать и сравнивать предметные картинки между собой - упражнение «Найди такую же».
  • Сравнение фруктов по цвету, по форме и размеру - упражнение «Расскажем Винни-Пуху».
  •  Развитие диалогической речи - игра «Магазин».

3

У медведя во бору грибы, ягоды беру

Лес, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисичка, шляпка, малина, корзина; Ядовитый, красный, желтый, искать, собирать, срывать; один, много, около, рядом.

  • Расширение словаря по теме - игра «Что это?»; упражнение «Один - много».
  • Соотнесение предмета и признака со словом.
  • Упражнение в использовании в речи предлога около, рядом - «Найди грибок».
  • Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом - упражнение «Ягодка».

4

Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня

Дерево, береза, рябина, дуб, ель, осина, сосна.

тонкий, могучий, хвойный.

  • Расширение словаря по теме - игра «Что это?»; «Чей лист?»
  • Соотнесение предмета и признака со словом.
  • Учить различать и сравнивать предметные картинки между собой - упражнение «Найди такой же».

Составление рассказа-сравнения

  • Итоговое

      мероприятие

НОЯБРЬ

 ПРЕДМЕТЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

1

О чём «рассказывает» одежда

Брюки, рубашка, платье, кофта, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, рукава, карман, пуговица,

одеваться, надевать,

мамин, папин, много,

мало, один, вверху, внизу, спереди, сзади, день, ночь.

  • Формирование навыка выполнения двухступенчатой инструкции - упражнение «Соберем на прогулку».
  • Продолжать обучать пониманию предложений, содержащих глаголы повелительного наклонения.
  • Расширение словаря по теме - упражнение «У кого это есть?».
  • Обогащать словарный запас, упражнять в умении сравнивать предметы по величине и обозначать результаты сравнения словами большой, маленький - игра «Большой - маленький».
  • Образование Р. и В. падежа имен существительных - игры «Чего не стало?» «Надеваю - снимаю».
  • Развитие диалогической речи - беседа по «Сказке про красное платье в белый горошек».

2

Я их чищу, берегу, по дорожке в них бегу

Ботинки, туфли, тапки,

сапоги, снег, лед, обувать, бегать, прыгать, белый, один, два, мне, меня, тепло, холодно, день, ночь, впереди, сзади, вверху, внизу.

  • Формирование навыка выполнения двухступенчатой инструкции.
  • Закрепление обобщающих понятий на уровне импрессивной речи - игра «4-й лишний».
  • Образование Р. падежа имен существительных - игра «Чего нет?».
  • Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом - упражнение «Ботинки».
  • Развитие диалогической речи - упражнение «Покажи».

3

Домашние помощники (посуда)

Тарелка, чашка, ложка, вилка, круг, квадрат, треугольник, мыть,

красный, желтый,

зеленый, синий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный,

короткий, длинный, мне, меня, тебя, тебе

  • Совершенствование навыка выполнения двухступенчатой инструкции.
  • Актуализация словаря по теме - игра «Для чего нужны?».
  • Согласование числительных с именами существительными - упражнение «Один и два».

  • Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом - подвижные упражнения «Тарелка», «Чашка».

4

Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире.

Стол, стул, шкаф, кровать, полка, спинка, сидеть, лежать, красный, желтый,

зеленый, синий, большой, маленький, круглый, квадратный, тебя, тебе, вверху, внизу, один, много, мало, в, на, у

  • Расширение глагольного словаря - игра в поручения.
  • Уточнение глагольного словаря - игра «Волшебный мешочек».
  • Образование Р. падежа имен существительных - упражнение «Чего не стало?».
  • Образование множественного числа имен существительных - игра «Один - много».
  • Закрепление навыка выполнения двухступенчатой инструкции.
  • Накопление словарного запаса с ориентацией на понимание целостных словосочетаний - упр «Кто что делает?».
  • Учить различать и сравнивать предметные картинки между собой - игры «Найди картинку», «Парные картинки».
  • Расширение объема понимания чужой речи - слушание «Сказки про кроватку».
  • Развитие диалогической речи -  беседа по сказке; ответы на вопросы по сюжетным картинкам.
  • Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом.
  • Итоговое мероприятие

ДЕКАБРЬ

ЗИМА

1

Красавица зима

Зима, снег, лёд,

снежинка, сугроб, белый, вверху, внизу, мой, холодно,  идёт, на, один, два, много.

  • Уточнение и расширение словаря - беседа по картине «Наступила зима».
  • Согласование прилагательного белый с существительными в роде и числе - упражнение «Какой? Какая? Какие?» (белый забор, белая крыша, белые дорожки).
  • Согласование числительных один, два, много с существительными - упражнение «Сколько снежков?».
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных снежок, холодок, ледок - упражнение «Назови ласково».
  • Упражнение в употреблении в речи предлога на - «Где лежит снег?».
  • Развитие связной речи - повторение за логопедом рассказа по опорным картинкам - «Расскажи о зиме».

2

Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки!

Санки, лыжи, палки, коньки, горка, снеговик, ком, комок, снежки. Катаются, лепят, играют, бросать, кидать. Большой, маленький, круглый, длинный, лыжные, высокая, снежная. Скользко, холодно, быстро.

  • Закрепление навыка выполнения двухступенчатой инструкции.
  • Накопление словарного запаса с ориентацией на понимание целостных словосочетаний - упражнение «Кто что делает?».
  • Согласование существительного с прилагательными - упражнение «Скажи, какие?» (Снежки круглые, белые, маленькие).
  • Рассматривание сюжетной картины «Зимние забавы».
  • Развитие диалогической речи - ответы на вопросы по картине.

3

Пернатые друзья (зимующие птицы)

Голубь,

ворона, воробей, дерево, ветка, гнездо, круглый, летать,  кормить, расти, тепло, холодно, один, два, три.

  • Совершенствование навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Расширение глагольного словаря - игра «Кто что делает?».
  • Согласование числительных с именами существительными - упражнение «Один, два, три».
  • Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями мой, моя - игра «Мой, моя».
  • Образование Р. падежа имен существительных - игра «Кого не стало?».
  • Расширение словаря по теме - слушание сказки В.Сутеева «Ворона и яблоко».
  • Развитие диалогической речи - беседа по сказке В.Сутеева «Ворона и яблоко».
  • Закрепление навыка сопряженного проговаривания потешки - подвижные игры - «Ворона», «Воробей».

4

Мастерская Деда Мороза

Праздник, украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, елка, гости, поздравление.

веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, праздничный.

  • Совершенствование навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Расширение глагольного словаря - игра «Кто что делает?».
  • Согласование числительных с именами существительными - упражнение «Один, два, три».
  • Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями мой, моя - игра «Мой, моя».
  • Составление рассказа по серии картинок и по вопросам.
  • Разучивание стихотворений к Новогоднему празднику.

5

Новогодний праздник

Зима, снег, елка,

треугольник,

треугольный, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, украшать, приносить, дарить, холодно, получать, много, вверху, внизу, один, два, три, в, на, у

  • Закрепление навыка выполнения двухступенчатой инструкции.
  • Образование В. падежа имен существительных - игра «Нарядим елку» (Я повесила на елку бусы. и др.)
  • Согласование существительного с прилагательными - упражнение «Скажи, какой?» (Шарик большой, красный ).
  • Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом - упражнения «Елочка», «Синий шар».
  • Развитие диалогической речи - ответы на вопросы по картине.

  • Итоговое мероприятие

ЯНВАРЬ

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА И НА УЛИЦЕ

1

КАНИКУЛЫ

2

Как прекрасен город наш!

Город, улица, река, парк, театр, магазин, библиотека, памятник, вокзал, фонтан, тротуар, городской, широкий, узкий, зелёный, прекрасный, цветущий, нарядный; жить, строить, ездить, расти, расширяться, стоять, расцвести

  • Накопление словарного словарного запаса – игра «Что это?»
  • Согласование числительных с именами существительными - упражнение «Один, два, три».
  • Закрепить умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.
  • Рассматривание сюжетной картины «Случай на улице»
  • Составление рассказа по сюжетной картинке «Случай на улице».

3

Если дома ты один (ОБЖ)

Правила ОБЖ

  • Совершенствование навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Актуализация словаря по теме - упражнение «Что делает?».
  • Совершенствование навыка сопряженного проговаривания потешки.
  • Развитие связной речи - составление простых предложений по сюжетным картинкам.

4

Неделя исследователей: что, из чего и для чего

Капелька, пузырь, воздух, газ, вода, лёд, пар, жидкость, сахар, соль, цветы, реки, озёра, лёгкие, большие, маленькие, холодная, тёплая, прозрачная, свежий, жидкая, твёрдая, бесцветная.

  • Совершенствование навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Расширение глагольного словаря - упражнение «Что делает?».
  • Согласование существительного с прилагательными - упражнение «Какой?».
  • Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями мой, моя - игра «Мой, моя».
  • Формировать

простое предложение по демонстрации действия и вопросам.

Составление простых рассказов из 2-3  предложениям ( по вопросительному плану)  

  • Итоговое мероприятие

ФЕВРАЛЬ

ПРОФЕССИИ

1

Все профессии хороши – выбирай на вкус

Продавец, покупатель, магазин, весы,

почтальон, почта, врач, учитель, пожарник, повар, водитель,

  • Накопление словарного запаса с ориентацией на понимание целостных словосочетаний - упражнение «Кто что делает?».
  • Употребление глаголов прошедшего времени м. и ж. рода (купил, купила) - с опорой на сюжетные картинки.
  • Развитие диалогической речи - игра «Магазин».

2

Мы едем, едим…»

Машина, автобус, троллейбус, трамвай, самолет, поезд, кабина, кузов, колесо, ездить, перевозить, останавливаться, сигналить

  • Расширение глагольного словаря – упражнение «Что делает?»
  • Согласование числительных с именами существительными - упражнение «Один, два, три».
  • Согласование существительного с прилагательными - упражнение «Какой?».
  • Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями  мой, моя - игра «Мой, моя».
  • Закрепление навыка сопряженного проговаривания потешки - подвижная игра - «Самосвал».
  • Закрепление навыка сопряженного проговаривания потешки - подвижная игра - «Мчится поезд».
  • Составление простых предложений по сюжетным картинкам.

3

Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?

Машина, автобус,

трамвай, троллейбус,

руль, сидение, круг, водитель,

круглый, треугольник,

дорога, тротуар, переход, светофор, красный, желтый, зеленый, ехать, идти, много, мало, тут, там, впереди, сзади, в, на, у

  • Совершенствование навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Актуализация словаря по теме - упражнения «Что делает?», «Что где?».
  • Расширение глагольного словаря - упражнение «Что делает?».
  • Согласование числительных с именами существительными - упражнение «Один, два, три».
  • Согласование существительного с прилагательными - упражнение «Какой?».
  • Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями  мой, моя - игра «Мой, моя».
  • Закрепление навыка сопряженного проговаривания потешки - подвижная игра - «Грузовик».
  • Закрепление навыка сопряженного проговаривания потешки - подвижная игра - «Поливальная машина».
  • Составление простых предложений по сюжетным картинкам.

4

Каждый мальчик может стать солдатом

Папа, дедушка, брат, дядя, праздник, подарок, рисунок,

поделка,

веселый, любимый,

много, весело, я, мы, ты, он, она, они, мне,

тебе, вверху, внизу, впереди,

  • Формирование навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Актуализация словаря по теме - игра «Кто это?».
  • Расширение глагольного словаря - упражнение «Что делает папа (дедушка, брат)?».
  • Развитие диалогической речи - рассматривание сюжетных картинок (фотографий) и беседа по ним.

  • Итоговое мероприятие

МАРТ

ВЕСНА

1

Ты весна приходи, всю природу разбуди!

Весна, ручей, кораблик, птички, капель, ветер, погода, солнышко, травка, листочки, текут, капает, греет, растет, дует, звонкий, быстрый, теплый, маленькие, зеленая, один, два.

  • Накопление словаря по теме - беседа по картине «Наступила весна».
  • Накопление предметного и глагольного словаря по теме - упражнение «Весной на улице» (ручейки текут, капель капает, солнышко греет, травка растет, ветер дует и т.д.).
  • Накопление словаря признаков - капель звонкая, ручейки быстрые, погода тёплая, листочки маленькие, травка зеленая и т.д.
  • Образование множ. числа существительных с окончанием -и - упражнение «Один-много» (ручейки, капельки, птички, кораблики).
  • Согласование числительных один, два с существительными м.рода (один ручеек - два ручейка, один кораблик - два кораблика) - упражнение «Сколько?».
  • Развитие связной речи - повторение за логопедом рассказа по опорным картинкам - «Расскажи о весне».

2

Мамин день

Мама, бабушка, девочка, праздник, мимоза, цветок, весна, солнце, поздравлять, любить, петь, танцевать, рисовать,

дарить, длинный,

короткий, в, на, у

  • Закрепление навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Актуализация словаря по теме - игра «Кто это?».
  • Расширение глагольного словаря - игра «Что мы делали - покажем».
  • Образование В. падежа имен существительных - игра «Маме подарю...»
  • Закрепление навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом - подвижные игры - «Подарок для мамы», «Лошадки».
  • Развитие диалогической речи - рассматривание сюжетных картинок (фотографий) и беседа по ним.

3

Пернатые друзья (перелетные птицы)

Птица, грач, скворец, ласточка, хвост, клюв, крыло, большая, маленькая, прилетели, кормить, один, два, три, много, на, с.

  • Расширение предметного и глагольного словаря - игры «Кто это? Что делает?».
  • Изменение имен сущ по числам – упр «Один-много».
  • Согласование числительных один, два, три с именами сущ - упражнение «Сколько?».
  • Употребление в речи имен существительных с прилагательными   большой, маленький.
  • Употребление в речи предлогов на, с – упражнение «Где птичка?».
  • Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом в подвижных и пальчиковых играх.

4

Прорастает сквозь снежок, к солнечным лучам, цветок

Подснежник, мать – и – мачеха, цветок, бутон, стебель, листья, первый, нежный, белый, желтый, расти, прорастать, цвести, под, над, на, один, два, три,

  • Расширение предметного словаря – игра «Что это?»
  • Изменение имен существительных по числам – упражнение «Один-много».
  • Согласование числительных один, два, три с именами существительными - упражнение «Сколько?».
  • Упражнение в употреблении предлогов на, под, над – игра «найди бабочку»».
  • Развитие диалогической речи – рассматривание сюжетной картинки «Первые весенние цветы», составление простых предложений.

5

В зеленой стране на окне

Растение, фиалка, фикус, горшок, лейка, стебель, лист, цветок, поливать, ухаживать, расти, цвести, мой, моя, один, два, три, много, на, в, около.

  • Расширение предметного словаря - игры «Что это?».
  • Изменение имен существительных по числам – упражнение «Один-много».
  • Согласование числительных один, два, три с именами сущ. - упражнение «Сколько?».
  • Согласование притяжательных местоимений мой, моя с именами сущ.  –упр. «Жадина».
  • Упр. в употреблении предлогов

на, в, около – игра «Переставь цветок».

  • Развитие диалогической речи – рассматривание реальных комнатных растений и их частей.

  • Итоговое мероприятие

АПРЕЛЬ

ЖИВОТНЫЕ

1

Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?

Волк, лиса, лисенок, заяц, медведь, голова, уши, лапы, хвост, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, он, она,

они, много, мало, больше, меньше, в, на, у

  • Закрепление навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Актуализация глагольного словаря - упражнение «Что умеют делать мишки?».
  • Образование И. и Р. падежа имен существительных - игры «Кого не стало?», «Кто появился?».
  • Согласование числительных с именами существительными - упражнение «Один, два, три».
  • Согласование существительного с прилагательными - упражнение «Кто какой?».
  • Закрепление навыка сопряженного проговаривания потешки - подвижные игры - «Зайка», «Волк».
  • Развитие диалогической речи - беседа по сюжетным картинкам.

2

На птичьем дворе, шум и гам на заре

Петух, курица, цыпленок, хвост,

крылья, день, ночь, утро, вечер, клевать,

пищать, красный,

желтый, зеленый, синий, большой, маленький, один, много, больше,

меньше, в, на, у

  • Закрепление навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Актуализация словаря по теме - игра «Кто это?».
  • Расширение глагольного словаря - игра «Кто как голос подает?».
  • Образование Р. падежа имен существительных с предлогом у - игра «У кого?».
  • Согласование числительных с именами существительными - упражнение «Один и два».
  • Формирование навыка договаривания слов и словосочетаний вслед за логопедом - подвижные игры «Утята», «Петух».
  • Расширение словаря по теме - слушание рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей».
  • Развитие диалогической речи - беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Петушок с семьей».

3

Тили-бом!

Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!

Кот, собака, котенок,

щенок, корова, коза, рога, ходить, лежать, играть, пить, давать, большой, маленький, такой же, вкусный, один, два, три, тут, там, впереди, сзади, много, мало, в,на,у

  • Закрепление навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Актуализация словаря по теме - упражнение «Кто где?».
  • Образование Р. падежа имен существительных - игра «Кого не хватает?».
  • Расширение словаря по теме - слушание сказки «Репка».
  • Развитие диалогической речи - беседа по сказке «Репка».
  • Развитие диалогической речи - беседа по картине «Кошка с котятами».

4

Аквариум, аквариум!

Кусочек дна морского!

Золотая рыбка, улитка, плавники, рожки, вода, аквариум, трава, камни, песок, плывёт, ползёт, кормить, ест, быстро, медленно, один, два, три, много, на, в.

  • Расширение словаря по теме - игры «Кто это?», «Что делает?»
  • Изменение имен существительных по числам – упражнение «Один-много».
  • Согласование числительных один, два, три с именами существительными - упражнение «Сколько?».
  • Образование Р. падежа имен существительных - игра «Кого (чего) нет?».
  • Упражнение в употреблении предлогов

на, в, около – игра «У аквариума».

  • Развитие диалогической речи – беседа по картине «Аквариум».
  • Закрепление навыка договаривания предложений вслед за логопедом – сравнение рыбки и улитки.

  • Итоговое мероприятие

МАЙ

СКОРО ЛЕТО

1

Майский праздник –
День Победы -
Отмечает вся страна.

Мир, победа, салют, медаль, герой, солдаты, танк, самолёт, корабль, большой, маленький,

смелый, радостный, победить, стрелять, поздравлять, один, два, три, много.

  • Формирование словаря, знакомство детей с праздником День Победы – рассматривание сюжетных картинок по теме и беседа по ним.
  • Расширение глагольного словаря - упражнение «Что делает?».
  • Согласование числительных с именами существительными - упражнение «Один, два, три».
  • Согласование существительного с прилагательными - упражнение «Какой?».
  • Составление простых предложений по картинкам и вопросам логопеда.

2

Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду

Подснежник, одуванчик, мимоза, тюльпан, роза, колокольчик, ландыш, ромашка, цветок, стебель, листья, кувшинка, луг, сад, лес, пруд.
Красивый, красный, белый, желтый, луговой, садовый, полевой.
Растут, цветут, садят, поливают, ухаживают, пахнут, срезают, любоваться, рвать, нюхать, рисовать.

  • Расширение словаря по теме – рассматривание предметных и сюжетных картинок. Беседа.
  • Построение простых предложений с предлогами.
  • Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай цветы».
  • Отгадывание, толкование и заучивание загадок о цветах.
  • Составление рассказа-описания об одуванчике (или о ромашке) по образцу, данному логопедом (с опорой на картинку).

3

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка

Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»

для детей с ОНР II уровня

№ недели

Тема

Содержание

Словарь

Грамматический строй

Связная речь

СЕНТЯБРЬ

1- 4

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка

ОКТЯБРЬ

ОСЕНЬ

1

Ходит осень по дорожкам

Есть у нас огород – посмотри, что там растет

Осень, дождь, туман,

туча, ветер, день, ночь,

утро, вечер, дерево, трава, листья, береза, дуб, клен, осина, рябина, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный,

желтый, зеленый, синий, оранжевый, идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, далеко, близко, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под

Огород, грядка, овощи, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, свёкла, картофель, огурец, помидор, репа, круг, квадрат, треугольник, красный,

желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, длинный,

вкусный, сладкий,

кислый, соленый,

собирать, таскать, копать, срезать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, вверху, внизу, слева, справа, посредине, далеко, близко, один, два,

три, первый, второй, третий, на, в, у, под

  • Образование имен сущ с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнение «Назови ласково».
  • Обучение употреблению имен существительных ед. и множ. числа - игра «Один - много».
  • Обучение пониманию и использованию в речи некоторых часто употребляемых приставочных глаголов.

  • Образование множ. числа имен сущ - игра «Один - много».
  • Образование Р.падежа имен существительных - игра «Чего не стало?».
  • Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнение «Назови ласково».

  • Расширение словаря по теме - слушание рассказа логопеда и рассматривание сюжетной картины «Осень».
  • Развитие диалогической речи - беседа по сюжетной картине.
  • Обучение отгадыванию загадок об осени.

  • Обучение отгадыванию загадок об овощах.
  • Закрепление знания названий овощей, их цвета, вкуса - «Волшебный мешочек».
  • Повторение за логопедом рассказа-описания овоща.

Драматизация сказки «Репка».

2

Ходит осень по дорожкам

Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят

Сад, фрукты, дерево,

ветка, ствол, плод,

корзина, куст, яблоко,

груша, слива, апельсин,

лимон, красный, желтый, зеленый, синий, круглый,

длинный, вкусный, сладкий, кислый,

собирать, срывать,

укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под

  • Расширение словаря - рассматривание фруктов - игра «Узнай фрукт».
  • Образование множ. числа имен существительных - игра «Один - много».
  • Образование имен существит. с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнение «Назови ласково».
  • Образование Р.падежа имен существительных - игра «Чего не стало?».
  • Закрепление знания названий овощей, их цвета, вкуса - «Волшебный мешочек».
  • Составление простых предложений по картинкам и вопросам логопеда.

3

У медведя во бору, грибы ягоды сорву

Лес, дерево, куст,

дорожка, тропинка,

корзина, лукошко,

опушка, полянка,

боровик, подберезовик,

подосиновик, лисичка,

сыроежка, черника,

клюква, красный, желтый, зеленый, синий, круглый,

длинный, вкусный,

сладкий, кислый,

собирать, срывать,

укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под

  • Расширение словаря - рассматривание фруктов - игра «Собери в корзинку».
  • Образование множ. числа имен существительных - игра «Один - много».
  • Образование Р.падежа имен существительных - игра «Чего не стало?».

  • Обучение отгадыванию загадок о грибах и ягодах.
  • Развитие диалогической речи - беседа по сюжетной картине «За грибами».

4

Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня

Дерево, береза, рябина, дуб, ель, осина, сосна.

тонкий, могучий, хвойный.

  • Расширение словаря по теме - игра «Что это?»; «Чей лист?»
  • Соотнесение предмета и признака со словом.
  • Учить различать и сравнивать предметные картинки между собой - упражнение «Найди такой же».

Составление рассказа-сравнения

  • Итоговое мероприятие

НОЯБРЬ

ПРЕДМЕТЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

1

О чём «рассказывает» одежда?

Одежда, платье, сарафан, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки,

воротник, рукав, карман, пояс, пуговица, петля, теплый, легкий, красный, желтый, синий, зеленый,

оранжевый, длинный,

короткий, надевать,

одевать, носить,

завязывать, застегивать,

мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять

  • Актуализация словаря - игры «В магазине», «Уложим куклу спать», «Большая стирка».
  • Образование множ. числа имен существительных - игра «Один - много».
  • Образование имен существит. с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнение «Большой - маленький».
  • Образование Р.падежа имен существительных во множ. числе - игра «Чего не стало?».
  • Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мои с именами существительными.
  • Развитие связной речи - повторение за логопедом рассказа-описания о куртке.

2

Я их чищу, берегу, по дорожке в них бегу

Обувь, тапки, туфли,

босоножки, ботинки,

кроссовки, сапоги,

красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, удобный, теплый, легкий, высокий,

низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, надевать, обувать, носить, ходить, бегать, рыгать,

топать,протирать,

сушить, мой, моя, твой,твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, на, в, у, под, с (со)

  • Актуализация словаря - рассматривание картинок по теме, беседа.
  • Образование множ. числа имен существительных - игра «Один - много».
  • Образование имен существит. с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнение «У меня и у куклы».
  • Употребление предлогов в, на - упражнение «В раздевалке».
  • Составление предложений из 3-х слов по картинке: Катя обула туфли. Вова снял сапоги.       И т.п.
  • Составление рассказов-описаний об обуви - «Что привез грузовик?» (с помощью логопеда).

3

Домашние помощники (посуда)

Кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка,

блюдце, ложка, вилка, нож, утро, день, вечер, ночь, стеклянный,

металлический,

фарфоровый, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, ставить, хранить, варить,

жарить, готовить, есть, пить, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, поровну,одинаково, столько же, на, в, у, под, с (со)

  • Расширение словаря - рассматривание картинок по теме, беседа.
  • Образование имен существит. с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнение «Угостим медведей чаем».
  • Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай посуду».
  • Обучение отгадыванию загадок о посуде.
  • Развитие связной речи - рассматривание и беседа по сюжетной картине «К кукле пришли гости».

4

Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире

Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, сиденье, спинка, ножка, день, ночь, утро, вечер, большой, маленький,

деревянный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, коричневый, сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с

  • Расширение словаря по теме - беседа «Наша квартира».
  • Употребление предлогов в, на, с, из - упражнение «Куклина комната».
  • Обучение отгадыванию загадок о мебели.
  • Развитие связной речи - повторение за логопедом рассказа-описания о стуле.

ДЕКАБРЬ

ЗИМА

1

Красавица зима

Зима, снег, лед,

мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток, встречать, дуть, завывать, покрывать, замерзать, белый, голубой, снежный,

вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со)

  • Актуализация словаря - беседа по картине «Наступила зима».
  • Согласование существительного с прилагательными - упражнение «Какой? Какая?».
  • Развитие связной речи - повторение за логопедом рассказа-сравнения осени и зимы.

2

Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки!

Зима, снег, лед, каток, горка, санки, лыжи, коньки, снежки, везти, катить, ехать, кататься, весело, холодно, вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со)

  • Актуализация словаря - беседа по картине «Зимние забавы».
  • Согласование существительного с прилагательными - упражнение «Какие?».
  • Образование имен существит. с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнение «Назови ласково».
  • Развитие диалогической речи - беседа о развлечениях детей зимой на улице.

3

Пернатые друзья (зимующие птицы)

Зима, птица, сорока, воробей, синица, снегирь, ворона, кормушка, зерно, кормить, насыпать,

замерзать, помогать,

белый, голубой, снежный,

вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя,

твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три,

четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со)

  • Формирование словаря - рассматривание и беседа по картине «У кормушки».
  • Употребление в речи простых предлогов - игра «У кормушки».
  • Образование множ. числа имен существительных - игра «Один - много».
  • Составление рассказов-описаний о синичке, о снегире по вопросам (три предложения).

4

Мастерская Деда Мороза

Праздник, украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, елка, гости, поздравление.

веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, праздничный.

  • Совершенствование навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Расширение глагольного словаря - игра «Кто что делает?».
  • Согласование числительных с именами существительными - упражнение «Один, два, три».
  • Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями мой, моя - игра «Мой, моя».
  • Составление рассказа по серии картинок и по вопросам.
  • Разучивание стихотворений к Новогоднему празднику.

5

Новогодний праздник

Праздник, утренник,

хоровод, танец, пляска,

песня, Дед Мороз,

Снегурочка, мешок, подарок, елка, ветка, игрушка, гирлянда, свеча, флажок, радость, смех, поздравлять, праздновать, встречать, дарить, получать, красный, синий,

желтый, зеленый,

голубой, розовый, белый, оранжевый,

разноцветный, пушистый, треугольный, круглый,

квадратный, вверху, внизу, спереди, сзади,

слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три,

на, в, у, под, с (со)

  • Формирование словаря - рассматривание и беседа по картине «У кормушки».
  • Образование множ. числа имен существительных - игра «Один - много».
  • Согласование существительного с прилагательными - упражнение «Какой? Какая? Какие?»
  • Развитие диалогической речи - диалог «Елочка».
  • Инсценирование песенки «В лесу родилась елочка».
  • Итоговое мероприятие

ЯНВАРЬ

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА И НА УЛИЦЕ

1

КАНИКУЛЫ

2

Как прекрасен город наш!

Город, Красноярск, улица, площадь, река, мост, красивый, прекрасный, северный, строить, стоять, жить, любить, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над

  • Формирование словаря – рассматривание фотографий и открыток. Беседа.
  • Употребление в речи предлогов – упражнение «На улице».
  • Употребление имен существит. в ед. и множ. числе – упражнение «Один – много».
  • Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай дома (мосты и др.)».
  • Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад.

3

Если дома ты один (ОБЖ)

Правила ОБЖ

  • Совершенствование навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Актуализация словаря по теме - упражнение «Что делает?».
  • Совершенствование навыка сопряженного проговаривания потешки.
  • Развитие связной речи - составление простых предложений по сюжетным картинкам.

4

Неделя исследователей: что, из чего и для чего

Капелька, пузырь, воздух, газ, вода, лёд, пар, жидкость, сахар, соль, цветы, реки, озёра.

лёгкие, большие, маленькие, холодная, тёплая, прозрачная, свежий, жидкая, твёрдая, бесцветная.

  • Совершенствование навыка выполнения трехступенчатой инструкции.
  • Расширение глагольного словаря - упражнение «Что делает?».
  • Согласование существительного с прилагательными - упражнение «Какой?».
  • Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями мой, моя - игра «Мой, моя».
  • Формировать

простое предложение по демонстрации действия и вопросам.

Составление простых рассказов из 2-3  предложениям ( по вопросительному плану)  

  • Итоговое мероприятие

ФЕВРАЛЬ

ПРОФЕССИИ

1

Все профессии хороши - выбирай на вкус!

Магазин, продавец,

прилавок, витрина, весы, пакет, касса, сумка, кошелек, деньги, сдача, почта, почтальон, газета, журнал, письмо, открытка, посылка, сутки, утро, день, вечер, ночь, покупать, платить, взвешивать, разносить, получать, отправлять, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, слева, справа, в, на, у, с (со), под, за

  • Формирование словаря - рассматривание и беседа по картине «В магазине», «На почте».
  • Образование множ. числа имен существительных - игра «Один - много».
  • Образование имен прилагательных от имен существительных - упражнение «Подскажи словечко» (молочный, овощной, хлебный).
  • Обучение отгадыванию загадок по теме.
  • Развитие диалогической речи - игра «В магазин».
  • Заучивание четверостишия «Магазин».
  • Обучение комментированию своих действий - игра «На почте».

2

Мы едем, едим…»

Транспорт, улица,

движенье, автобус,

трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло, ехать, плыть, лететь, везти, большой, маленький, огромный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый,

белый, серый, много, мало, вчера, сегодня, завтра, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за

  • Актуализация словаря - рассматривание предметных картинок и моделей машин. Беседа.
  • Образование множ. числа имен существительных - игра «Один - много».
  • Образование Р.падежа имен существительных - игра «Чего не стало?».

  • Обучение отгадыванию загадок по теме.
  • Обучение комментированию своих действий - игра «В автобусе».

3

Едет, плывёт, летит. Кто за рулём сидит?

Транспорт, шофер,

водитель, летчик,

капитан,кондуктор, руль, штурвал, билет, сутки, утро, день, вечер, ночь, водить, управлять, продавать, получать, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, он,

она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за

  • Формирование словаря - рассматривание и беседа по сюжетным картинкам.
  • Образование Р.падежа имен существительных - игра «Кого не стало?».
  • Отгадывание, толкование и заучивание загадок по теме.
  • Составление предложений по сюжетным картинкам: Шофёр водит машину. И т.п.

4

Каждый мальчик может стать солдатом.

Папа, дедушка, брат, дядя, праздник, подарок, рисунок,поделка, учитель, врач, шофер, летчик,

поздравлять, петь, танцевать,работать, делать, радостный,

веселый, любимый,

один, два, три, четыре, пять, весело, я, мы, ты, он, она, они, мне, тебе, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, в, на, у, с

  • Актуализация словаря - рассматривание и беседа по картинкам «Защитники отечества».
  • Актуализация глагольного словаря - упражнение «Кто что делает?».
  • Образование Дат. падежа имен существительных - игра «Кому это нужно?».
  • Составление простых предложений по картинкам и вопросам логопеда.
  • Итоговое мероприятие

МАРТ

ВЕСНА

1

Ты весна приходи, всю природу разбуди!

Весна, год, зима, солнце, капель, ручей, проталина, подснежник, птица, утро, день, вечер, ночь, пригревать, таять, звенеть, появляться,

чирикать, теплый,

солнечный, мокрый, тепло, холодно, много,

мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева,

справа, в, на, у, под, с (со), за

  • Расширение словаря - рассматривание и беседа по картине «Весна наступила».
  • Употребление простых предлогов - составление простых предложений с предлогами о весне.

  • Составление предложений о весне с опорой на картинки.

2

Мамин день

Мама, дети, праздник, цветок, поздравлять, любить, петь, танцевать, рисовать, дарить, длинный, короткий, красивая, любимая, добрая, в, на

  • Актуализация словаря - рассматривание и беседа по картине «Поздравляем маму».
  • Заучивание коротких стихов о маме.

3

Пернатые друзья (перелетные птицы)

Птица, грач, скворец,

ласточка, хвост, клюв, крыло, прилетать, выть,

выводить, искать,

кормить, большой,

маленький, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в, на, у, под, с (со), за, над

  • Формирование словаря – рассматривание и беседа по картине «Грачи прилетели».
  • Образование Р. падежа имен существительных - игра «Кого не хватает?».
  • Образование имен существительных с суффиксом –ат- (грачата, скворчата, ласточата).
  • Составление предложений со словами: стая, гнездо, птенец.
  • Разучивание стихотворения «Скворечник».

4

Прорастает сквозь снежок, к солнечным лучам, цветок

Цветок, подснежник,

мать-и-мачеха, стебель, листок, проталинка,

сутки, утро, день, вечер, ночь, проявляться, расти,

цвести, нежный, тонкий, хрупкий, тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за

  • Формирование словаря – рассматривание предметных картинок и беседа по ним.
  • Обучение употреблению в речи простых предлогов – употребление «Подснежник и бабочка».
  • Обучение отгадыванию загадок.
  • Составление рассказа о подснежнике (с опорой на картинку).

5

В зеленой стране на окне

Растение, кактус, герань, бегония, фиалка, стебель, листья, бутон, горшок, поддон, земля, лейка, расти, цвести, ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, украшать, белый, розовый, голубой,

красивый, утро, день, вечер, ночь, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий,

четвертый, пятый, в, на, у, под, с (со), за

  • Формирование словаря – экскурсия в уголок природы. Беседа.
  • Употребление в речи простых предлогов.
  • Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай цветы».
  • Отгадывание и толкование загадок по теме.
  • Комментирование действий при работе в уголке природы (уход за растениями).
  • Составление рассказа о цветущей бегонии по вопросам логопеда.
  • Итоговое мероприятие

АПРЕЛЬ

ЖИВОТНЫЕ

1

Кто в глуши лесной таиться? Что за зверь!

Животное, лес, нора,дупло, берлога, волк,

лиса, лисенок, заяц,

зайчонок, медведь,

медвежонок, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, сутки, утро, день, вечер, ночь, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, первый, второй, третий, четвертый, пятый, он, она, они, оно, много, мало, больше, меньше, в, на, у, с (со), под, за

  • Актуализация словаря - рассматривание фигурок диких животных. Беседа.
  • Образование имен существит. с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят- - упражнение «Мамы и детеныши».
  • Образование Вин. и Тв. падежа имен существит. - игра «Угостим животных».
  • Обучение отгадыванию загадок о животных.

2

На птичьем дворе, шум и гам на заре

Птица, петух, курица,

цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, гусята, индюк, индюшата, корм, зерно, кормить, ухаживать, плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать, пруд, кормушка, домашний, пушистый, разноцветный,

голосистый, пестрый, вверху, внизу, спереди,

сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий,

четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со)

  • Формирование словаря - рассматривание и беседа по картине «Птичий двор».
  • Образование имен существит. с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнение «Назови ласково».
  • Пересказ сказки В.Сутеева «Утенок и цыпленок».
  • Коллективный рассказ-описание о петушке (4 предложения).

3

Тили-бом!

Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!

Двор, хлев, сарай,

животное, детеныш, корова, лошадь, коза,

свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака,

котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый,

белый, серый, черный, рыжий, вверху, внизу,

спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, с (со), из

  • Актуализация словаря - рассматривание фигурок домашних животных. Беседа.
  • Образование имен существит. с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят- - упражнение «Найди маму».
  • Употребление предлогов на, с, в, из - упражнение «Котенок и кресло».
  • Составление рассказа-описания о кошке и и собаке по вопросам и с опорой на картинку.

4

Аквариум, аквариум! Кусочек дна морского!

Рыбка, меченосец, гуппи, хвост, плавник, аквариум, вода, водоросли, камень, песок, большой,

маленький, над красный, золотой, разноцветный, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше,

одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди,

слева, справа, посередине,

в центре, в, на, у, под, с(со), за, над

  • Формирование словаря – рассматривание рыбок в аквариуме. Беседа.
  • Закрепление употребления в речи простых предлогов – упражнение «Аквариум».
  • Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай рыбок».
  • Отгадывание и толкование загадок.
  • Составление рассказа-описания о золотой рыбке по предложенному плану.
  • Итоговое мероприятие

МАЙ

СКОРО ЛЕТО

1

Майский праздник -  День Победы -Отмечает вся страна.

Мир, победа, салют, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, автомат, пушка, танк, самолёт, корабль.

Смелый, военный, мирный, раненый, радостный, долгожданная, майский.

Победить, сражаться, стрелять, воевать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать.

  • Формирование словаря – рассматривание сюжетных картинок по теме и беседа по ним.
  • Обучение умению употреблять в речи прилагательные-антонимы (большой-маленький, высокий, низкий, смелый-трусливый, сильный-слабый)
  • Составление простых предложений по картинкам и вопросам логопеда.

2

Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду.

Подснежник, одуванчик, мимоза, тюльпан, роза, колокольчик, ландыш, ромашка, цветок, стебель, листья, анютины глазки, кувшинка, луг, сад, лес, пруд, красивый, душистый, красный, белый, желтый, розовый, голубой, пушистый, гладкий, луговой, садовый, полевой.
Растут, цветут, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пахнут, срезают, любоваться, рвать, нюхать, рисовать.

  • Формирование словаря – рассматривание предметных и сюжетных картинок. Беседа.
  • Употребление в речи простых предлогов.
  • Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай цветы».
  • Отгадывание, толкование и заучивание загадок о цветах.
  • Составление рассказа-описания об одуванчике (или о ромашке) по образцу, данному логопедом (с опорой на картинку).

3

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование логопедического кабинета

Стол логопедический – 1 шт.

Стол детский – 1 шт.

Стулья детские – 4 шт.

Стул – 1 шт.

Стол – 1 шт.

Шкаф-стеллаж – 1 шт.

Доска магнитная – 1 шт.

Светильники потолочные – 2 шт.

Папки по лексическим темам:

-Дикие животные            

-Домашние животные    

-Цветы

-Насекомые

-Деревья и кустарники    

-Овощи

- Фрукты

-Ягоды

-Грибы

-Профессии                      

-Транспорт                      

-Одежда

-Обувь

-Птицы: домашние, перелётные

-Посуда

-Продукты питания                

-Мебель

-Игрушки

-Семья

-Весна

-Лето

-Осень

-Зима

Дидактические игры

«4 лишний»

«Волшебные картинки» (папка дошкольника)

«Большой – маленький»

«Собираем урожай»

«Определи по контуру»

 «Узнай и назови»

«Мои любимые сказки»

«Осень, зима, весна, лето»

«Картинка в картинке»

«Кто спрятался?»

«Кто что ест?»

«Кто где живет?»

«Чей домик?»

«Кто какой?»

«Большой, средний, маленький»

«Времена года»

«Часть и целое»

«Профессии»

«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)

«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)

«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)

Кубики

Магнитный театр «Репка»

Пальчиковый театр «Теремок»

Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»

Фигурки животных

Силуэты животных

Разрезные картинки

Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы»

Методическая литература

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М., 2013.
  2. Богомолова И.А. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб., 2013.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
  5. Воробьева В.К. Методика формирования связной речи. – М., 1975.
  6. ГерасимоваА., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития речи ребенка. – М., 2002.
  7. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб., 1998.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  9. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2000.
  10. Логопедия. /Под ред. Проф. Л.С. Волковой. – М., 1989.
  11. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение. - М., Дельта,1997.
  12. Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., 2015.
  13. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб., 2021.
  14. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб., 2021.
  15. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2009.
  16. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
  17. Радлов Н. Рассказы в картинках. – М., 2015.
  18. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль, 2010.
  19. Рычкова Н.Л. Логопедическая ритмика - М., 1998.
  20. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. 2 книги. – СПб, 1996.
  21. Солнышко в окошке. Пособие для родителей по развитию речи ребенка дошкольного возраста. – СПб., 1997.
  22. Составление рабочих программ курсов логопедической направленности. Методические рекомендации / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
  23. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
  24. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
  25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
  26. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Рабочая программа коррекционно - развивающей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 на 2020-2021 уч. год.

Данная программа способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...