Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Старшая группа
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" Старшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23-24_razvitie_rechi_starshaya_gruppa.doc | 506.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
Принято: Утверждено:
Педагогический совет МАДОУ Заведующий МАДОУ № 322
«30» августа 2023г. Мухаматгалеева К.А.
протокол № 1 ___________________
«30» августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Старшая группа
Учитель – логопед:
Щеглюк Т.В.
Красноярск 2023
Оглавление
1.3. Принципы и подходы программы. 3
1.4. Значимые характеристики старшей группы 5
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 5
Характеристика коррекционного курса 6
1.5. Описание места курса в содержании АОП. 7
1.6. Планируемые результаты освоения коррекционного курса. 7
1.7. Система оценки достижения планируемых результатов. 9
2.1. Развитие импрессивной речи. 9
2.2. Развитие экспрессивной речи. 10
2.3. Формирование грамматического строя речи. 11
2.4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи. 11
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 12
3.1. Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи» для детей с ОНР II-III уровня 12
3.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 32
Оборудование логопедического кабинета 32
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
(старшая группа, ОНР II-III уровня)
- I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
- 1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной адаптированной образовательной программой (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022). Программа основана на адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г. Рабочая программа по развитию детей старшей группы (5 – 6 лет) обеспечивает коррекцию недостатков в речевом развитии.
- 1.2. Цели и задачи.
Цель курса – обеспечение условий для развития речи детей с ТНР, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи курса:
- Овладение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
- Формирование правильного звукопроизношения;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- Обогащение активного и пассивного словарного запаса;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного
восприятия;
- Развитие речевого творчества;
- Коррекция речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
- Развитие познавательной сферы,
- Развитие высших психических функций;
- Коррекция нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;
- 1.3. Принципы и подходы программы.
Рабочая программа формируется на основе принципов и с учетом подходов, изложенных в адаптированной основной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г.
Принципы
- Позитивная социализация ребенка.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
- Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Сотрудничество Организации с семьей.
- Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
- Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
- Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
Подходы
Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.
Культурно-исторический подход. Развитие совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях
Деятельностный подход. Деятельность – движущая сила развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой развиваются новые виды деятельности, развиваются психические процессы, возникают личностные новообразования.
Комплексный подход, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля, родителей.
Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
- 1.4. Значимые характеристики старшей группы
Возрастные и индивидуальные характеристики детей старшей группы №10
Таблица №1
Возрастная категория | Количество детей |
От 5 до 6 лет | 24 |
От 6 до 7 лет | - |
Девочки | 10 |
Мальчики | 14 |
Логопедические заключения старшая группа № 10
Заключение | Количество |
ОНР II уровень | 7 |
ОНР III уровень | 17 |
Дизартрия | 19 |
Моторная алалия | 5 |
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
II уровень
Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Понимание фраз – развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Экспрессивная речь – произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.
Диалогическая речь в основном развита.
Автоматизированная форма речи – затруднена.
Сопряжённая форма речи – затруднена.
Отражённая форма речи – затруднена.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.
Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.
Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родительного падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение – значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
III уровень
Импрессивная речь – наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Экспрессивная речь – фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.
Диалогическая речь развита.
Автоматизированная форма речи – сформирована.
Сопряжённая форма речи – сформирована.
Отражённая форма речи – сформирована.
Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа), обучающихся по АОП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня).
Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.
Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.
Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.
Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй – для воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.
Форма организации занятий – групповые, (подгрупповые, индивидуальные с часто болеющими детьми).
Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 25 минут. Время проведения – первая половина дня.
Данный коррекционный курс направлен на:
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
|
|
|
|
Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. |
- 1.5. Описание места курса в содержании АОП.
Содержание курса «Развитие речи» тесно связано с содержанием коррекционного курса «Произношение», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание курса «Развитие речи» опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях. Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение». А на занятиях по «Произношению» закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».
- 1.6. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. К концу данного возрастного этапа ребенок:
- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью педагогического работника) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы);
- использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;
- пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку, рассказ, с помощью педагогического работника рассказывает по картинке;
- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью педагогического работника), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
- использует различные виды интонационных конструкций;
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
Импрессивная речь:
| Импрессивная речь:
|
Экспрессивная речь:
| Экспрессивная речь:
|
Грамматический строй речи:
| Грамматический строй речи:
|
Связная речь:
| Связная речь:
|
Обозначенные в Программе ДО возрастных ориентиров имеют условный характер, что предполагает широкий диапазон для достижения ребёнком планируемых образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.
- 1.7. Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
- II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Развитие экспрессивной речи.
3. Формирование грамматического строя речи.
4.Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.
- Развитие импрессивной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
- Развитие экспрессивной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
- Формирование грамматического строя речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
- Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
- III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
- 3.1. Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи» для детей с ОНР II-III уровня
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
Неделя | Тема | Словарь | Грамматический строй | Связная речь | Приме чания | |
Сентябрь 1-3 неделя | Мониторинг | |||||
Сентябрь Осень ОНР II уровень речевого развития | ||||||
4 неделя сентября | «Встречаем осень» | 1.Существительные: Осень, дождь, туча, ветер, дерево, трава, листья, 2.Глаголы: идти, дуть, опадать, собирать. 3.Прилагательные: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, сильный, холодный. 4.Наречия: холодно, голодно. 5.Антонимы: холодный – теплый. | 1.Согласование слов в предложении в роде, числе и падеже. 2.Образование множественного числа существительных: туча - тучи 3.Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна туча, много туч, мои тучи. 4.Употребление простых предлогов: НА, С, В, ИЗ, ПО. | 1.Обучение составлению описательного рассказа. 2.Отгадывание и толкование загадок. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Осень, дождь, туман, туча, ветер, лист, листопад.
Идти, дуть, желтеть, опадать. 3.Прилагательные: хмурый, дождливый, пасмурный, ясный, короткий, длинный. 4.Наречия: Пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно. Антонимы: Ясный – пасмурный, короткий – длинный. | 1.Употребление форм Р., Д., В., Т., П. падежей имен существительных. 2.Образование множественного числа существительных: уча - тучи 3.Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна туча, много туч, мои тучи. 4.Употребление простых предлогов: НА, С, В, ИЗ, ПО, НАД, ПОД. | Составление описательного рассказа по предложенному плану. | ||||
Октябрь Осень | ||||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
1 неделя октября | «Есть у нас огород, посмотри что там растёт» | Существительные: огурец, помидор, репа, морковь, картофель, овощи, урожай грядки, огород. Прилагательные: большой, маленький, цвет (красный, желтый, коричневый, зеленый, и т. д.), форма (круглая, овальная), вареный, соленый, мягкий, твердый, чистый. Глаголы: копать, рыхлить, поливать, полоть, собирать, мыть, резать, садить, варить, солить, нарвем, срежем, кушать. | 1. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Мама-моет, стряпает, режет, чистит. Дети едят, помогают, говорят «спасибо» 2. образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. 3. Образование множественного числа существительных. 4. Употребление простых предлогов. Капуста растет на грядке. Огурчики сложили в банку. Картошку посадили за забором. Тыква закатилась под стол. | 1.Формирование простого описательного рассказа через простое распространённое предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус). Огурец-маленький, соленый, овальный, зелёный. 2.Драмматизация сказок - «Репка» р.н.с. 3.Договаривание слов в стихотворении «Овощи» С. Михалкова 4. Учить загадывать загадки. | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: огурец, помидор, репа, морковь, картофель, овощи, урожай грядки, огород. Прилагательные: большой, маленький, цвет (красный, желтый, коричневый, зеленый, и т. д.), форма (круглая, овальная), вареный, соленый, мягкий, твердый, чистый. Глаголы: копать, рыхлить, поливать, полоть, собирать, мыть, резать, садить, варить, солить, нарвем, срежем, кушать. Наречия: вкусно, горько, сладко, бережно, полезно. Антонимы: грязно-чисто. Знакомство с многозначностью слов. | 1. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. 2. Учить понятию «предмет», «слово». 3. Обучение употреблению существительных с уменьшительно- ласкательным значением. 4.Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. 5. употребление простых и дифференциация сложных предлогов. | 1.Перессказ и сопоставление текста и набора отдельных предложений. 2.Составление рассказа-описания по схеме с опорой на мнемотаблицу. 3.Драмматизация сказок. 4.Учить загадывать загадки | ||||
Октябрь Осень ОНР II уровень речевого развития | ||||||
2 неделя октября | «Фрукты радость для ребят, их в саду для нас растят» | Существительные: яблоко, груша, банан, лимон, слива, апельсин, фрукт, дерево, ветка, сад. Прилагательные: большой, маленький, крупный, зрелый, сладкий, круглый, овальный, полезный. Глаголы: расти, созревать, наливаться, убирать, срывать, пробовать, кушать. | 1.Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Мама — варит, готовит, режет, чистит. Дети — собирают, едят, помогают. 2.Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Спелое яблоко, зеленая груша, сладкий компот, маленькие вишни. 3.Употребление простых предлогов. Яблоко висит на дереве. Груша лежит в траве. | 1.Совершенствование описательного рассказа через использование простого распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус). Яблоко — большое, красное, круглое, сладкое. 2.Учить загадывать загадки. | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: сад, садовод, яблоко, груша, лимон, слива, апельсин, банан, фрукт, дерево, ветка, сад. Прилагательные: большой, маленький, крупный, зрелый, сладкий, круглый, овальный, полезный. Глаголы: расти, созревать, наливаться, убирать, срывать, пробовать, кушать. Наречия: вкусно, кисло, сладко. Антонимы: большой – маленький. | 1.Обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 2.Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. 3.Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. 4.Употребляет простые и дифференцирует сложные предлоги | 1.Составление предложений по демонстрации действий. 2.Формирование описательного рассказа через распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус). 3.Учить загадывать загадки | ||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
3 неделя октября | «У медведя во бору, грибы, ягоды сорву» | Существительные: гриб, белый, лисичка, подосиновик, мухомор, ножка. шляпка, корзина, лес, малина, смородина, черника, куст, корзина, варенье, сок, сад, садовник.
Прилагательные: съедобный, несъедобный, ядовитый, полезный, лечебный, толстый, тонкий, вкусный, сладкий, спелый, зрелый, незрелый. Глаголы: расти, срывать, срезать, собирать, варить, жарить, кушать, находить, чистить, нагибаться, расти, зреть, созревать. | 1.Употребление простых предлогов. Грибы растут в лесу. Лисичка под березой. 2.Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Большой боровик. Красная земляника. 3.Употребление существительных в форме винительного падежа. -я вижу лисичку, я вижу землянику. 4.Образование относительных прилагательных. | 1.Формирование описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме. 2.Учить загадывать загадки. 3.Учить внимательно слушать литературные произведения, понимать смысл и отвечать на вопросы по прочитанному. -«Под грибом» В. Сутеев - «Война грибов с ягодами» (в обр. В. Даля). | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: гриб, белый, лисичка, подосиновик, мухомор, ножка. шляпка, корзина, лес, малина, смородина, черника, куст, корзина, варенье, сок, сад, садовник. Прилагательные: съедобный, несъедобный, ядовитый, полезный, лечебный, толстый, тонкий, вкусный, сладкий, спелый, зрелый, незрелый. Глаголы: расти, срывать, срезать, собирать, варить, жарить, кушать, находить, чистить, солить, нагибаться. Наречия: бережно, вкусно, сладко, кисло. Антонимы: большой – маленький | 1.Употребление простых и дифференциация сложных предлогов. 2.Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. 3.Употребление существительных в форме косвенных падежей. | 1.Пересказ рассказа по словам демонстрируемых действий. 2.Учить внимательно слушать литературные произведения, понимать смысл и отвечать на вопросы по прочитанному, пересказывать. - «Под грибом» В. Сутеев. - «Война грибов с ягодами» (в обр. В. Даля). Учить загадывать загадки. | ||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
4 неделя октября | «Древесный ствол имею я, Есть корни, ветви у меня» | Существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна. Прилагательные: тонкий, могучий, хвойный. | 1.Образование имен существительных в Р.п. множ.числа. 2.Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже. | Составление рассказа-сравнения | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна. Прилагательные: тонкий, могучий, хвойный, вечнозеленый, белоствольный. | 1.Образование имен существительных в Р.п. множ.числа. 2.Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже. 3.Образование относительных прилагательных. | Составление рассказа-сравнения | ||||
Ноябрь Предметы в окружающем мире ОНР II уровень речевого развития | ||||||
1 неделя ноября | «О чем «рассказывает» одежда» | Существительные: майка, плавки, платье, колготы, рубашка, брюки, куртка, пальто, шуба, рукавицы, шарф, пижама, одежда Прилагательные: цвет, форма, величина, зимний, теплый, меховой, вязанный, шерстяной, чистый. Глаголы: беречь, стирать, гладить, носить, надевать, одевать, снимать. | 1.Согласование существительных с прилагательными: теплая шапка. 2.Согласование притяжательных местоимений с существительными: моя одежда, мой шарф. 3.Употребление простых предлогов: в, на, с, из. 4.Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. | 1.Формировать простое предложение по демонстрации действия и вопросам. 2.Составление простых рассказов из 2-3 предложений (по вопросительному плану) | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: майка, плавки, платье, колготы, рубашка, брюки, куртка, пальто, шуба, рукавицы, шарф, пижама, одежда. Прилагательные: цвет, форма, величина, зимний, теплый, меховой, вязанный, шерстяной, чистый. Глаголы: беречь, стирать, гладить, носить, надевать, одевать, снимать. Наречия: красиво, тепло, аккуратно, чисто, бережно. Антонимы: чистый – грязный, снимать-надевать. | 1. Согласование существительных с прилагательными. 2.Согласование притяжательных местоимений с существительными. 3.Употребление простых предлогов. 4.Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. 5.Преобразование повелительного наклонения в изъяснительное (дай, дайте) | 1.Пересказ с использованием фланелеграфа. 2.Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрации действий. | ||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
2 неделя ноября | «Я их чищу, берегу. По дорожке в них бегу» | Существительные: обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки. Прилагательные: цвет, резиновый, кожаный, легкий. Глаголы: носить, обувать. Наречия: красиво, тепло, аккуратно, чисто, бережно. | 1.Согласование слов в роде, числе и падеже. 2.Учить образовывать относительные и качественные прилагательные. 3.Практическое употребление родовой принадлежности. | Составление описательного рассказа по схеме. | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки, галоши, босоножки, сандалии. Прилагательные: цвет, резиновый, кожаный, легкий. Глаголы: носить, обувать. | 1.Согласование слов в роде, числе и падеже. 2.Образование и употребление в речи относительных и качественных прилагательных. 3.Практическое употребление родовой принадлежности. | Сравнительное описание по схеме | ||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
3 неделя ноября | «Домашние помощники» (посуда) | Существительные: чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, нож, хлебница. Прилагательные: стеклянный, металлический, деревянный. Глаголы: пить, есть, готовить, мыть. | 1.Подбор признаков и действий к предмету. 2.Учить образовывать и использовать в речи относительные и качественные прилагательные. 3.Согласование имен существительных с числительными. | Составление описательного рассказа по схеме. | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, нож, хлебница, ковш, масленка, солонка. Прилагательные: стеклянный, металлический, деревянный, фарфоровый, пластмассовый. Глаголы: пить, есть, готовить, мыть. | 1.Подбор признаков и действий к предмету. 2.Продолжить учить образовывать и использовать в речи относительные и качественные прилагательные. 3.Согласование имен существительных с числительными. | Сравнительное описание | ||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
4 неделя ноября | «Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире» | Существительные: мебель, кресло, диван, кровать, стол, стул, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник. Прилагательные: мягкий, кожаный, стеклянный, деревянный. Глаголы: сидеть, лежать, спать. | 1.Образование существительных в единственном и множ. числе. 2.Согласование прилагательных с существительными. 3.Образование относительных прилагательных. 4.Работа с предлогами. | Составление рассказа о предмете по образцу | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: мебель, кресло, диван, кровать, стол, стул, комод, буфет, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник. Прилагательные: мягкий, кожаный, стеклянный, деревянный, зеркальный. Глаголы: сидеть, лежать, спать, отдыхать. | 1.Образование существительных в единственном и множ. числе. 2.Согласование прилагательных с существительными. 3.Образование относительных и притяжательных прилагательных. | 1.Составление рассказа о предмете по схеме. 2.Составление сложноподчиненных предложений (стул нужен для того, чтобы на нем сидеть). | ||||
Декабрь Зима ОНР II уровень речевого развития | ||||||
ДЕКАБРЬ 1 неделя декабря | «Красавица зима» | Существительные: зима, мороз, снег, лед, сугроб, снежинка, сосулька, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, санки, каток, снежки, узоры, следы. Глаголы, ложиться, лепить, скользить: падать, заметать, ехать, морозить, кружиться, блестеть. Прилагательные: холодный, легкий, белый, глубокий, мягкий, зимний. Наречия: холодно, темно. Антонимы: холодный - теплый. Подбор родственных слов: зима, снег, лед. | 1.Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. 2.Согласование существительных и прилагательных: зима — морозная. 3.Образование множественного числа существительных. Снежинка - снежинки. 4.Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одни санки, много санок, мои коньки. 5.Предложно-падежное управление. (родительный, дательный, творительный). Из чего нос у снеговика? (предлог «из»: из морковки) 6.Предлоги «у», «на», «к». | Формирование описательного рассказа о зиме через использование простого распространенного предложение по схеме. | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы. Глаголы: падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть. Прилагательные: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний. Наречия: холодно, морозно, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно. Антонимы: холодный - теплый, хрупкий - крепкий. Синонимы: метель - вьюга - пурга, снежок - комок. Подбор родственных слов: зима, снег, мороз, лед, лыжи, холод. | 1.Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. 2.Согласование существительных и прилагательных: зима — морозная. 3.Образование множественного числа существительных. Снежинка - снежинки. 4.Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одни санки, много санок, мои коньки. 5.Предложно-падежное управление. (родительный, дательный, творительный, предложный падежи). Из чего нос у снеговика? (предлог «из»: из морковки). На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях) 6.Предлоги «у», «на», «около», «к». | Самостоятельно рассказывают о зиме с опорой на картинный план. | ||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
2 неделя декабря | «Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки» | Существительные: время года, зима, мороз, метель, вьюга, лед, хлопья, снеговик, ком, снежки, санки, лыжи, палки, коньки, горка, ледянка, хоккей, каток, шайба, клюшка. Уточнить представления о зимних развлечениях на улице. Глаголы: падать, ложиться, греть, светить, морозить, катать, лепить, кататься, играть. Прилагательные: холодный, твердый, белый снежный, длинный, короткий. Наречия: холодно, скользко. Антонимы: холодный – теплый... Подбор родственных слов: зима, снег, мороз. | 1.Учить употреблять предлоги НА, С, В; 2.Учить подбирать слова-признаки к именам существительным; 3.Образование существительных ед. и мн. числа, мн.ч. Родит. падежа. 4.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | 1.Составление предложений по сюжетным картинкам. 2.Формирование описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме о зимних развлечениях; | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: время года, зима, мороз, метель, вьюга, лед, хлопья, снеговик, ком, снежки, санки, лыжи, палки, коньки, горка, снегокат, ледянка, хоккей, каток, шайба, клюшка, спорт. Глаголы: падать, выпадать, кружиться, ложиться, греть, светить, морозить, замерзать, катать, лепить, кататься, играть. Прилагательные: холодный, пушистый, скользкий, твердый, белый, рыхлый, рассыпчатый, снежный, спортивный, длинный, короткий. Наречия: холодно, скользко, морозно. Антонимы: холодный - теплый, хрупкий – крепкий… Синонимы: метель - вьюга - пурга, снежок - комок. Подбор родственных слов: зима, снег, мороз, лед, холод. | 1.Практическое образование и употребление притяжательных прилагательных. 2.Употребление предлогов НА, С, В; 3.Учить подбирать слова-признаки к именам существительным. | Самостоятельное рассказывание о зимних развлечениях с опорой на картинно-графический план. | ||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
3 неделя декабря | «Пернатые друзья» (зимующие птицы) | Существительные: воробей, ворона, голубь, сорока, сова, снегирь, синица, дятел, птицы, части их тела, корм. Глаголы: клевать, летать, голодать, каркать, чирикать, тенькать, зимовать. Прилагательные: большие, маленькие, голодные, и т.д. Наречия: холодно, голодно. Антонимы: холодный –теплый. | 1.Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. 2.Согласование существительных и прилагательных: зима — холодная. 3.Образование множественного числа существительных: птица – птицы. 4.Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна птица, много птиц, мои птицы. 5.Предложно-падежное управление. (родительный, дательный, творительный, предложный падежи). 6.Предлоги: НА, НАД, ПОД, К, ОТ. | Обучение составлению рассказа-описания о зимующей птице (снегирь, воробей, сорока – с организующей помощью логопеда, с опорой на картинно-графический план. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: воробей, ворона, голубь, сорока, сова, снегирь, синица, дятел, птицы, части их тела, корм, кормушка, оперение. Глаголы: клевать, летать, оставаться, голодать, каркать, чирикать, ворковать, стрекотать, тенькать, зимовать, мерзнуть. Прилагательные: зимующие, крупные, мелкие, голодные, осторожные, красногрудый, белобокий и т.д. Наречия: холодно, голодно, трудно. НА, НАД, ПОД, К, ОТ. Антонимы: холодный - теплый, хрупкий - крепкий. | 1.Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. 2.Согласование существительных и прилагательных: зима — морозная. 3.Образование множественного числа существительных: птица - птицы. 4.Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна птица, много птиц, мои птицы. 5.Предложно-падежное управление. (родительный, дательный, творительный, предложный падежи). 6.Предлоги: НА, НАД, ПОД, К, ОТ. | Рассказ-описание зимующей птицы: снегирь, воробей, сорока, с опорой на картинно-графический план. | ||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
4 неделя декабря | «Мастерская Деда Мороза» | Существительные: игрушки, подарки, елка. Глаголы: наряжать, вешать, украшать, снимать, дарить, получать. Прилагательные: красивый, блестящий, большой, маленький, елочный, стеклянный. Предлоги: в, на. |
2.Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. один подарок, много подарков, мои подарки. 3.Употребление предлогов. | Творческие рассказы детей. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: игрушки, подарки, ёлка. Глаголы: вешать, украшать, развешивать, снимать, дарить, получать. Прилагательные: красивый, блестящий, большой, маленький, елочный, стеклянный. Предлоги: в, на. | 1.Согласование существительных и прилагательных 2.Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. один подарок, много подарков, мои подарки. 3. Употребление предлогов. | Творческие рассказы детей. | ||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
5 неделя декабря | «Новогодний праздник» | Существительные: елка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски, семья. Глаголы: встречать, петь, танцевать, веселиться. Прилагательные: елочный, колючий, стеклянный, бумажный. Наречия: весело, высоко, низко. Антонимы: высокий – низкий… | 1.Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. 2. Согласование существительных и прилагательных: праздник весёлый. 3.Образование множественного числа существительных: ёлка - ёлки. 4.Предложно-падежное управление. (родительный, дательный, творительный, предложный падежи.) 5.Кем ты будешь на новогоднем празднике? (Я буду Снегурочкой). 6.На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях). 7.Нарядим елку (предлоги «у», «на», «около», «к», «с», «из»). | 1. Составление предложений по вопросам логопеда о Новогоднем празднике с опорой на картинку. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: елка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски, карнавал, семья. Глаголы: встречать, праздновать, петь, танцевать, веселиться. Прилагательные: новогодний, елочный, карнавальный, душистый, колючий, блестящий, стеклянный, бумажный, разноцветный, подарочный. Наречия: весело, высоко, низко, празднично, нарядно, радостно. Антонимы: холодный - теплый, высокий – низкий… Синонимы: украшать – наряжать. | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. 2. Согласование существительных и прилагательных: праздник весёлый. 3.Образование множественного числа существительных: подарок – подарки... 4.Предложно-падежное управление. (родительный, дательный, творительный, предложный падежи.) 5 Кем ты будешь на новогоднем празднике? (Я буду Снегурочкой). 6На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях). 7 Нарядим елку (предлоги «у», «на», «около», «к»). | Рассказ о Новогоднем празднике с опорой на картинку. | ||||
Январь Безопасность дома и на улице ОНР II уровень речевого развития | ||||||
ЯНВАРЬ 2 неделя января | «Как прекрасен город наш» | Существительные: город, Красноярск, улица, площадь, река, мост, утро, день, вечер, ночь. Прилагательные: красивый, прекрасный. Глаголы: строить, стоять, жить, любить. Наречия: больше, меньше, одинаково, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре. Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над | 1. Формирование словаря – рассматривание фотографий и открыток. Беседа. 2. Употребление в речи предлогов – упражнение «На улице». 3. Употребление имен существит. в ед. и множ. числе – упражнение «Один – много». 4. Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай дома». | 1. Составление предложений о достопримечательностях города Красноярска (по открыткам). 2. Составление рассказа о Красноярске по плану. | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: город, Красноярск, улица Гусарова, Театральная площадь, река, Енисей, Коммунальный мост, цирк, Театр оперы и балета, Кукольный театр, Центральный парк, Краеведческий музей, библиотека, фонтаны, магазины, аптеки, школы, детские садики. Прилагательные: красивый, прекрасный, сибирский. Глаголы: строить, стоять, жить, любить. Наречия, предлоги: слева, справа, в центре, на, по, над, в, из, через, около. | 1. Актуализация словаря – рассматривание фотографий и открыток. Беседа. 2. Употребление в речи предлогов – составление предложений о Енисее с предлогами на, по, над, в, из, через, около. 3. Употребление имен существит. множ. числа в Р.п. – упражнение «Один – много». 4. Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай дома (мосты, фонтаны и др.)». | 1. Развитие диалогической речи - слушание стихотворения С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и беседа по нему. 2. Развитие связной речи - составление рассказов по открыткам из набора «Пешеходу-малышу». | ||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
3 неделя января | «Если дома ты один» ОБЖ | Существительные: нож, вилка, иголка, спички, шприц, таблетки, игрушки, ножницы, бумага, пожар, вода, топор. Прилагательные: острый, тупой, горячий, холодный, опасный. Глаголы: резать, пилить, шить, пинать, кидать, зажигать, собирать, запускать, перебегать, переходить, играть, тушить, вызывать. Антонимы: острый-тупой, горячий-тёплый. Предлоги: в, на. | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание на ощупь. 2. Согласование существительных и прилагательных: нож-острый, чайник-горячий. 3.Образование множественного числа существительных: таблетка-таблетки, нож-ножи. 4. Подбор слов-действий. Что делаем ножом? (режем). | 1. составление предложений по вопросам логопеда. | ||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: нож, вилка, иголка, спички, шприц, таблетки, игрушки, ножницы, бумага, пожар, вода, топор. Прилагательные: острый, тупой, горячий, холодный, опасный. Глаголы: резать, пилить, шить, пинать, кидать, зажигать, собирать, запускать, перебегать, переходить, играть, тушить, вызывать. Антонимы: острый-тупой, горячий-тёплый, далеко-близко, глубоко-мелко. Предлоги: в, на. | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. 2. Согласование существительных и прилагательных: нож-острый, чайник-горячий. 3.Образование множественного числа существительных: таблетка-таблетки, нож-ножи. 4. Согласование числительных, с существительными: одна спичка-много спичек. | 1. Составление предложений по вопросам логопеда. | ||||
ОНР II уровень речевого развития | ||||||
4 неделя января | «Мы едем, едем…» | Существительные: дорога, машина, транспорт, машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина, аварийная машина. Глаголы: водить, возить, ходить, стоять. Прилагательные: большая, маленькая, красная, белая, быстрая, скорая. Наречия: больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь. Предлоги: в, на. | 1.Формирование словаря – рассматривание картинок по теме и беседа по ним. 2. Согласование существительного с числительным. 3. Употребление в речи простых предлогов: в, на. 4.образование родительного падежа имён существительных — игра «Чего не стало?» | 1. Составление предложений по вопросам логопеда. «Расскажи о транспорте». | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: дорога, машина, транспорт, машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина, аварийная машина. Глаголы: водить, возить, ходить, стоять. Прилагательные: большая, маленькая, красная, белая, быстрая, скорая. Наречия: больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа. Предлоги: в, на, у, под, с ,за. | 1. Уточнить, активизировать, расширить словарь по теме. 2. Согласование существительного с числительным. 3. Употребление в речи простых предлогов: в, на, у, с, за. 4.Образование родительного падежа имён существительных — игра «Чего не стало?» | 1. Составление предложений по вопросам логопеда. «Расскажи о транспорте». | ||||
Февраль Окружающий мир ОНР II уровня речевого развития | ||||||
ФЕВРАЛЬ 1 неделя февраля | «Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!» | Существительные: корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, хлев, сено, Прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный; Глаголы: зимовать, питаться, кормить, поить. Антонимы: много – мало, большой – маленький, чистый – грязный. | 1. Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; 2. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. 3. Образование и использование в речи существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят. 4. Образование (по образцу) однокоренных слова: кот- котик -котище. | Пересказ текста по плану, составление рассказа-описания и загадок-описаний по предложенному плану. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, хлев, сено, пойло; Прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный; Глаголы: зимовать, питаться, кормить, поить. Антонимы: много – мало, большой – маленький, чистый – грязный. | 1. Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; 2. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. Научить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле. 3. Образование и использование в речи существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят. 4. Образование притяжательных прилагательных; 5. Образование (по образцу) однокоренных слова: кот- котик -котище. | 1. Составление и распространение предложений по картинке, по демонстрации действий. | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
2 неделя февраля | «Тайны подводного мира» | Существительные: аквариум, река, рыба, икра, золотая рыбка, гуппи, щука, сом, окунь, лещ, Прилагательные: хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый; Глаголы: плавать, охотиться, размножаться, питаться, кормить. | 1. Образование существительных в ед. и мн. числе. | Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов — описаний, загадок — описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: аквариум, река, рыба, малек, икра, золотая рыбка, меченосец, гуппи, скалярия, щука, сом, окунь, лещ, карась. Прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый; Глаголы: плавать, охотиться, притаится, размножаться, питаться. Кормить. | 1.Образование и использование в речи существительных в ед. и мн. числе. 3. Образование и практическое использование в речи притяжательных прилагательных. | 1.Составление рассказа-описания и загадок-описаний по предложенному плану. 2.Составление рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке. | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
3 неделя февраля | «В зоопарке мы гуляем, про животных все узнаем» | Существительные: Зоопарк, обезьяна, слон, лев белый медведь, северный олень, тюлень; детеныши, хищники, травоядные, грива, бивни, ласты, хобот. Прилагательные: белый, северный, хищные, травоядные. Глаголы: рычать, есть, спать, ухаживать, кормить. | 1. Актуализация словаря - рассматривание фигурок животных зоопарка. Беседа. 2. Образование имен существит. с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят- - упражнение «Мамы и детеныши». 3. Согласование числительных и имен существит. - игра «Посчитай». | 1. Обучение отгадыванию загадок о животных. 2. Составление рассказа-описания по плану. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: Зоопарк, обезьяна, слон, лев белый медведь, северный олень, тюлень; детеныши, хищники, травоядные, грива, бивни, ласты, хобот. Прилагательные: белый, северный, хищные, травоядные. Глаголы: рычать, есть, спать, ухаживать, кормить. | 1. Беседа о диких животных (с опорой на картинки). 2. Употребление имен существит. в Твор. падеже - игра «Кто чем питается?». 3. Согласование имен прилагательных с именами существительными – игра «Какой, какая?» | 1. Отгадывание и толкование загадок по теме. 2.Придумывание загадок-описаний о диких животных - «Волшебный мешочек». | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
4 неделя февраля | «Каждый мальчик может стать солдатом» | Существительные: шофер, летчик, капитан, солдат, боец. Прилагательные: нужный, полезный, трудный, смелый, храбрый. Глаголы: водить, управлять, лечить, защищать, охранять. Наречие: старательно, умело, бережно. | 1. Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; 2. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. Научить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле. 3. Образование притяжательных прилагательных. | 1. Составление распространенных предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: шофер, летчик, капитан, солдат, боец, парашютист, пограничник. Прилагательные: нужный, полезный, трудный, необходимый, смелый, храбрый, отважный. Глаголы: водить, управлять, лечить, защищать, охранять. | 1. Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; 2. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. Использовать в речи предлогов: перед, за, около, возле. 3. Образование притяжательных прилагательных. | Составление рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке, в творческих пересказах. | ||||
Март Весна ОНР II уровня речевого развития | ||||||
МАРТ 1 неделя марта | «Ты весна приходи, всю природу разбуди» | Существительные: весна, солнце, облако, сосулька, капель, ручей, лужа, почка, травинка. Глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, | 1.Образование прилагательных в превосходной степени сравнения. 2.Употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме. | Составление предложений из 4-5 слов по предметной картинке. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка. Прилагательные: Глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать | 1.Образование прилагательных в превосходной степени сравнения, относительных прилагательных. 2.Употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме. | Составление предложений из 4-5 и более слов по предметной картинке. | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
2 неделя марта | «Мамин день» | Существительные: весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка. | 1. Практическое употребление Дательного падежа имен существительных. 2. Согласование сущ. в роде, числе, падеже с другими частями речи. | Составление рассказа о маме по заданному плану. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка. Глаголы: | 1. Образование ед. и мн. числа существительных. 2. Подбор прилагательных к существительным. 3. Образование притяжательных прилагательных. | Пересказ рассказа | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
3 неделя марта | «Пернатые друзья» (перелётные птицы) | Существительные: кормушка, корм, весна, грач, скворец, ласточка, кукушка, гнездо, корм. Прилагательные: Глаголы: | 1. Образование в речи существительный в ед. и мн. числе. | 1. Составление распространенных предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: кормушка, корм, весна, оттепель, грач, грачиха, ласточка, кукушка, скворец, соловей, гнездо, корм, поилка, Прилагательные: | 1. Образование в речи существительный в ед. и мн. числе. | Составление рассказов по серии из 2-3 картинок | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
4 неделя марта | «Прорастает сквозь снежок, к солнечным лучам цветок» | Существительные: ольха, верба, подснежник, мать- и -мачеха, травинка, Прилагательные: первый, нежный, красивый, душистый. Глаголы: | 1. Согласование прилагательных с существительными. | Составление рассказа по серии картинок | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: первоцвет, ольха, верба, подснежник, мать- и -мачеха, травинка. Прилагательные: первый, нежный, хрупкий, красивый, душистый. Глаголы: | 1. Согласование прилагательных с существительными. | Пересказ рассказа | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
5 неделя марта | «Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?» | Существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, берлога, дупло, нора, запасы, шуба, мех. | 1. Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже. 2. Образование и использовать в речи существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят. 3.Образование приставочных глаголов. | Составление рассказа-описания по плану | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, барсук, берлога, дупло, нора, запасы, шуба, мех. | 1.Образование приставочных глаголов. 2.Образование притяжательных прилагательных. | Сравнительное описание | ||||
Апрель Труд людей ОНР II уровня речевого развития | ||||||
АПРЕЛЬ 1 неделя апреля | «Едет, плывет, летит, кто за рулем сидит?» | Существительные: транспорт, шофер, водитель, летчик, капитан, кондуктор, руль, штурвал, билет. Глаголы: водить, управлять, продавать, получать. Наречия: много, мало, больше, меньше, столько же. он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за | 1. Формирование словаря - рассматривание и беседа по сюжетным картинкам.
| 1. Отгадывание, толкование и заучивание загадок по теме. 2. Составление предложений по сюжетным картинкам: Шофёр водит машину. И т.п. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: транспорт, шофер, водитель троллейбуса, летчик, машинист, капитан, кондуктор, кабина, руль, штурвал, капитанский мостик, поезд, теплоход, билет, остановка, сутки, утро, день, вечер, ночь. Глаголы: водить, управлять, продавать, получать. он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за | 1. Актуализация словаря - беседа о профессиях на транспорте. 2. Образование Тв. падежа имен существительных - игра «Кто чем управляет?». 3. Образование Дат. падежа имен существительных - игра «Кому что нужно?». | 1. Отгадывание и заучивание загадок по теме. 2. Составление рассказа о профессии по плану (с опорой на картинку). | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
2 неделя апреля | «Космонавтом быть хочу, может в космос полечу» | Существительные: космос, космонавт, ракета, планета, звезды, солнце, луна, взлет, посадка, старт. Глаголы: лететь, прилететь. Прилагательные: смелый, сильный, умный (космонавт). Маленькая, желтая, красивая (звезда). Наречия, предлоги: далеко, близко, высоко, низко. Вверху, внизу, слева, справа, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. | 1. Формирование словаря – рассматривание фотографий и сюжетных картинок. Беседа. 2. Употребление имен существит. в ед. и множ. числе – упражнение «Один – много». 3. Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай планеты (ракеты, звезды и др.)». | 1. Обучение отгадыванию загадок по теме. 2. Составление предложений по сюжетным картинкам. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: космос, космонавт, скафандр, шлем, ракета, луноход, планеты, Земля, звезды, созвездие, солнце, луна, спутник, взлет, посадка, старт, приземление, невесомость. Глаголы: лететь, улететь, прилететь, облететь, прилуниться, приземлиться. Прилагательные: смелый, сильный, здоровый, умный (космонавт). Маленькая, яркая, желтая, далекая, красивая (звезда). Наречия, предлоги: далеко, близко, высоко, низко. Вверху, внизу, слева, справа, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. | 1. Беседа о космосе (по сюжетным картинкам). 2. Упражнение в образовании приставочных глаголов (лететь, прилететь, улететь, облететь, вылететь). 3. Употребление в речи предлогов - игра «Ракета и космонавт». | 1. Отгадывание и толкование загадок по теме. 2. Рассказ о космонавте по плану. | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
3 неделя апреля | «Все профессии хороши-выбирай на вкус» | Существительные: учитель, строитель, повар, врач, продавец. Прилагательные: добрый, отзывчивый, ответственный, сильный, умный, внимательный, осторожный, заботливый. Глаголы: учить, строить, готовить, лечить, продаёт | 1.Формирование обобщающего понятия «Профессии» 2.Образование существительных мн.ч. Именительного падежа. 3.Образование глаголов ед.ч. И мн.ч. | Составление рассказа описания по схеме | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: учитель, строитель, повар, врач, продавец. Прилагательные: добрый, отзывчивый, ответственный, сильный, умный, внимательный, осторожный, заботливый. Глаголы: учить, строить, готовить, лечить, продаёт Предлоги: у, на. | 1.Формирование обобщающего понятия «Профессии» 2. Образование существительных мн.ч. Именительного падежа. 3. Образование глаголов ед.ч. И мн.ч. 4.Практическое употребление предлогов. | Составление рассказа описания по схеме | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
4 неделя апреля | «В зеленой стране на окне» | Существительные: растение, кактус, розан, толстянка, бегония, подкормка, рыхление, полив, пересадка, Прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, опушенный, колючий, рыхлый, влажный, теплый. | 1.Практическое употребление предлогов. 2.Образование относительных прилагательных. 3.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Составление рассказа описания по плану. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: растение, кактус, розан, толстянка, сенполия, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка, Глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать. | 1.Практическое употребление предлогов, относительных прилагательных. 2.Образование существительных в Р.п. мн.ч. | Составление рассказа описания по схеме | ||||
Май Скоро лето ОНР II уровня речевого развития | ||||||
МАЙ 1 неделя мая | «Распускаются цветы, и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду» | Существительные: цветок, подснежник, роза, ромашка, василёк, колокольчик, ландыш, стебель, листок. Глаголы: проявляться, расти, цвести, нежный, тонкий. Прилагательные: хрупкий. Наречия и предлоги: тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за | 1. Формирование словаря – рассматривание предметных картинок и беседа по ним. 2. Обучение употреблению в речи простых предлогов – упражнение «Ромашка и бабочка». | 1. Обучение отгадыванию загадок. 2. Составление рассказа о розе (с опорой на картинку). | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: ромашка, колокольчик, одуванчик, мак, лютик, гвоздика, роза, гладиолус, пион, ландыш, медуница. Прилагательные: нежный, хрупкий, алый, лиловый, золотой. | 1. Закрепление названий цветов поля, сада, леса. 2. Использование в речи простых и сложных предлогов. Обучение употреблению в речи простых предлогов – упражнение «Бабочка и цветы». 3. Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай дома (мосты, фонтаны и др.)». 4. Использование в речи простых и сложных предлогов. 5. Согласование имен прилагательных с именами существительными – игра «Какой, какая, какие?» | 1. Обучение отгадыванию загадок. 2. Составление рассказов-описаний о цветах по плану (с опорой на картинки). | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
2 неделя мая | «Майский праздник – День Победы Отмечает вся страна» | Существительные: праздник, победа, солдат, ветеран, подарок, рисунок, цветы, поделка. Глаголы: поздравлять, петь, танцевать. Прилагательные: радостный, смелый, сильный. | 1. Расширение словаря -рассматривание и беседа по картинкам «День победы». 2. Актуализация глагольного словаря - упражнение «Кто что делает?». 3. Согласование числительных и имен существит. - игра «Посчитай». | Составление простых предложений по картинкам и вопросам логопеда. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: праздник, победа, салют, солдат, ветеран, танки, самолеты, пушки, подарок, рисунок, цветы, поделка. Глаголы: поздравлять, петь, танцевать. Прилагательные: праздничный, радостный, грустный, смелый, сильный. | 1. Беседа о празднике День победы. 2. Актуализация глагольного словаря - упражнение «Кто что делает?» 3. Образование Дат. падежа имен существительных - игра «Кому это нужно?». | Составление рассказов-описаний о защитниках родины. | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
3 неделя мая | «Насекомые» | Существительные: насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, крыло, глаз, Глаголы: летать, жужжать. Прилагательные: большой, маленький. Наречия: больше, меньше, одинаково. Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над | 1. Формирование словаря – рассматривание предметных картинок. Беседа. 2. Употребление в речи простых предлогов – упражнение «Бабочка и цветы». 3. Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай жуков». | 1.Отгадывание, толкование и заучивание загадок о насекомых. 2. Разучивание потешки «Пчелы гудят…». 3. Составление рассказов-описаний о насекомых по образцу, данному логопедом (с опорой на картинку). | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
1.Существительные: насекомое, жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, стрекоза, божья коровка, крыло, глаз, утро, день, вечер, ночь 2.Глаголы: летать, жужжать, порхать. 3.Прилагательные: большой, маленький. 4.Предлоги: под, за, в, из, из-за, из-под. | 1. Закрепление названий насекомых. 2. Употребление в речи предлогов на, под, за, в, из, из-за, из-под. – игра «Грибок и бабочка». 3. Согласование притяжательных местоимений с существительными – упражнение «Мой, моя, мои». | 1. Составление предложений о насекомых (по картинкам). 2. Составление рассказов о насекомых по плану. | ||||
ОНР II уровня речевого развития | ||||||
4 неделя мая | «Скоро лето!» | Существительные: лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, утро, день, вечер, ночь, ромашка, колокольчик, клевер, лютик, насекомые, муравей, комар, стрекоза, бабочка, пчела, муха, жук, божья коровка. Прилагательные: красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный, быстрая, шустрая. Глаголы: расти, украшать, собирать, летать, порхать, ползать. Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над, к. | 1. Расширение словаря – рассматривание картинок по теме и беседа по ним 2. Употребление имен существит. в ед. и множ. числе – упражнение «Один – много». 3. Согласование имен прилагательных с именами существительными – игра «Какой, какая, какие?» 4. Образование имен существит. с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнение «Назови ласково». | 1.Отгадывание и толкование загадок по теме. 2.Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке. | ||
ОНР III уровня речевого развития | ||||||
Существительные: лето, солнце, небо, радуга, гром, гроза, солнцепек, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, ромашка, колокольчик, клевер, лютик. Прилагательные: красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный. Наречия: жарко, душно, солнечно. Глаголы: расти, украшать, собирать, плавать, загорать, играть. Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над. Антонимы: быстрая-медленная, высоко-низко. | 1. Актуализация словаря – рассматривание иллюстраций и беседа по ним. 2.Повторение признаков лета - игра «Подскажи словечко». 3.Употребление имен существит. в ед. и множ. числе – упражнение «Один – много». 4.Согласование имен прилагательных с именами существительными – игра «Какой, какая, какие?» 5.Образование имен существит. с уменьшительно-ласкательными суффиксами - упражнение «Назови ласково». | 1. Составление предложений о лете с использованием иллюстраций. 2. Составление рассказа о лете по картинкам (по предложенному плану. | ||||
5 неделя мая | Мониторинг |
- 3.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Оборудование логопедического кабинета
Стол логопедический – 1 шт.
Стол детский – 1 шт.
Стулья детские – 4 шт.
Стул – 1 шт.
Стол – 1 шт.
Шкаф-стеллаж – 1 шт.
Доска магнитная – 2 шт.
Светильники потолочные – 2 шт.
Полочка – 1шт.
Вата, ватные палочки, марлевые салфетки, одноразовые шпателя
Спирт
Папки по лексическим темам
-Дикие животные
-Домашние животные
-Цветы
-Насекомые
-Деревья и кустарники
-Овощи
- Фрукты
-Ягоды
-Грибы
-Профессии
-Транспорт
-Одежда
-Обувь
-Птицы: домашние, перелётные
-Посуда
-Продукты питания
-Мебель
-Игрушки
-Семья
-Весна
-Лето
-Осень
-Зима
Дидактические игры
«4 лишний»
«Большой – маленький»
«Собираем урожай»
«Определи по контуру»
«Узнай и назови»
«Мои любимые сказки»
«Осень, зима, весна, лето»
«Картинка в картинке»
«Кто спрятался?»
«Кто что ест?»
«Кто где живет?»
«Чей домик?»
«Кто какой?»
«Большой, средний, маленький»
«Времена года»
«Часть и целое»
«Профессии»
«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)
«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)
«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)
Кубики
Магнитный театр «Репка»
Магнитный театр «Теремок»
Магнитный театр «Курочка ряба»
Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»
Пальчиковые игрушки «Семья»
Фигурки животных
Силуэты животных
Разрезные картинки
Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы»
Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания
Материал для автоматизации и дифференциации звуков
Логопедические альбомы для обследования звукопроизношения, слоговой структуры речи, фонетико-фонематичесокой стороны и грамматического строя речи
Сюжетные и предметные картинки, серии сюжетных картинок
Настольно-печатные дидактические игры для формирования словаря и грамматического строя речи.
Методическая литература
- Агронович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников , Издательство «Детство-Пресс», 2015г.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2013».
- Богомолова И.А. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
- Бухарина К.Е. Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет с ОНР, Издательство «Владос», 2022г.
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб., 2013.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., Издательство «Детство-Пресс, 2010г.
- Воробьева В.К. Методика формирования связной речи. – М., Издательство «АСТ», 2009г.
- Герасимова А.С, Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития речи ребенка. – М., Издательство «НЕВА», 2004.
- Глинка М.И. Развиваю мышление и речь. – Издательство «UNKNOWN», 2000г.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Издательство «Литур», 2006г.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.,Издательство «Владос» 2000 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г.
- Логопедия. /Под ред. Проф. Л.С. Волковой. – М., 1989.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение. - М., Дельта,1997.
- Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., 2015.
- Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2009.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
- Радлов Н. Рассказы в картинках. – М., 2015.
- Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль, 2010.
- Составление рабочих программ курсов логопедической направленности. Методические рекомендации / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
- Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
- Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Алексенко Н.В. с воспитанниками средней группы №12 коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Рабочая программа коррекционно - развивающей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 на 2020-2021 уч. год.
Данная программа способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей....
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...