Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи"(старшая группа)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II-III уровня).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
Принята решением Утверждаю:
педагогического консилиума Заведующий МБДОУ № 322
от _________20___г.
протокол №_______ ___________________
«___»____________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Старшая группа
Учитель-логопед:
Астаева
Наталья Николаевна
Красноярск-2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
(старшая группа, ОНР II-III уровня)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II-III уровня).
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа), обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня).
Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.
Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.
Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.
Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.
Форма организации занятий – групповые.
Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 25 минут. Время проведения – первая половина дня.
Данный коррекционный курс направлен на:
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
1. Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. | 1. Расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. |
2. Совершенствование понимания и навыков употребления детьми грамматических форм слова и элементарных словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. | 2. Продолжить совершенствование понимания и навыков употребления детьми грамматических форм слова и элементарных словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. |
3. Развитие диалогической речи и подготовка к овладению монологической речью. | 3. Продолжить развивать диалогическую и монологическую формы речи. |
4. Развитие связной речи и навыков речевого общения. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. |
Описание места курса в содержании ООП.
Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности. Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – подгрупповые занятия. Продолжительность проведения – 25 минут. Время проведения – первая половина дня.
Содержание курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Произношение», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание курса «Развитие речи» опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях. Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение». А на занятиях по «Произношению» закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
II уровень
Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.
Диалогическая речь в основном развита.
Автоматизированная форма речи - затруднена.
Сопряжённая форма речи – затруднена.
Отражённая форма речи – затруднена.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.
Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.
Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
III уровень
Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.
Диалогическая речь развита.
Автоматизированная форма речи – сформирована.
Сопряжённая форма речи – сформирована.
Отражённая форма речи – сформирована.
Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.
Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно других частей речи. Простым обобщением владеет частично. Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире активного.
Словообразование - значительно затруднены: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; приставочных глаголов. Часты ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, детёнышей животных.
Словоизменение - незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
Импрессивная речь:
различает глаголы прошедшего времени по родам (вымыл - вымыла, надел - надела). | Импрессивная речь:
|
Экспрессивная речь:
| Экспрессивная речь:
|
Грамматический строй речи:
| Грамматический строй речи:
|
Связная речь:
| Связная речь:
|
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
- СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Развитие экспрессивной речи.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.
- Развитие импрессивной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
глаголов, образованных при помощи приставок (наливает, выливает, переливает и т.д.)
|
- Развитие экспрессивной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
(плачет – смеется, поднимается – опускается, входит – выходит и т.д.);
|
- Формирование грамматического строя речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование логопедического кабинета
Стол логопедический – 1 шт.
Стол детский – 1 шт.
Стулья детские – 4 шт.
Стул – 1 шт.
Стол – 1 шт.
Шкаф-стеллаж – 3 шт.
Доска магнитная – 1 шт.
Светильники потолочные – 2 шт.
Ноутбук – 1 шт.
Папки по лексическим темам:
-Дикие животные
-Домашние животные
-Цветы
-Насекомые
-Деревья и кустарники
-Овощи
- Фрукты
-Ягоды
-Грибы
-Профессии
-Транспорт
-Одежда
-Обувь
-Птицы: домашние, перелётные
-Посуда
-Продукты питания
-Мебель
-Игрушки
-Семья
-Весна
-Лето
-Осень
-Зима
Дидактические игры
«4 лишний»
«Волшебные картинки» (папка дошкольника)
«Большой – маленький»
«Собираем урожай»
«Определи по контуру»
«Узнай и назови»
«Мои любимые сказки»
«Осень, зима, весна, лето»
«Картинка в картинке»
«Кто спрятался?»
«Кто что ест?»
«Кто где живет?»
«Чей домик?»
«Кто какой?»
«Большой, средний, маленький»
«Времена года»
«Часть и целое»
«Профессии»
«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)
«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)
«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)
Кубики
Магнитный театр «Репка»
Пальчиковый театр «Теремок»
Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»
Фигурки животных
Силуэты животных
Разрезные картинки
Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы»
Методическая литература
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М., 2013.
- Богомолова И.А. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб., 2013.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
- Воробьева В.К. Методика формирования связной речи. – М., 1975.
- ГерасимоваА., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития речи ребенка. – М., 2002.
- Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб., 1998.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2000.
- Логопедия. /Под ред. Проф. Л.С. Волковой. – М., 1989.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение. - М., Дельта,1997.
- Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., 2015.
- Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб., 2004.
- Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб., 2010.
- Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2009.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
- Радлов Н. Рассказы в картинках. – М., 2015.
- Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль, 2010.
- Рычкова Н.Л. Логопедическая ритмика - М., 1998.
- Соколенко Н.И. Посмотри и назови. 2 книги. – СПб, 1996.
- Солнышко в окошке. Пособие для родителей по развитию речи ребенка дошкольного возраста. – СПб., 1997.
- Составление рабочих программ курсов логопедической направленности. Методические рекомендации / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
- Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
- Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и предназначена для работы в средней группе для детей с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи 5 – 7 лет»
Рабочая программа учителя-логопеда Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» разработана в соответствии ...
Рабочая программа коррекционного курса "Произношение"(старшая группа)
Развитие фонетико-фонематической системы языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников старшей группы с общим недоразвитием речи II - III уровня....
Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы старшей группы компенсирующей направленности ТНР
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ТНР и определяет комплекс основных ха...
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы старшего дошкольного возраста с ОНР
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы старшего дошкольного возраста с ОНР...