Консультация для воспитателей ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета.
Существует 3 вида ориентировки в пространстве: на себе, относительно себя, относительно других объектов. Каждый вид основывается на предыдущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._dlya_vospit_orientirovka.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета.
Существует 3 вида ориентировки в пространстве: на себе, относительно себя, относительно других объектов. Каждый вид основывается на предыдущем.
Особенности пространственных представлений у детей с ТНР, ОНР
У ребёнка с тяжелыми нарушениями речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями их развития:
- нарушение восприятия собственной схемы тела;
- затруднения в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения;
- нарушение восприятия целостного образа предмета;
- плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме;
- трудности в ориентации на ограниченной плоскости;
- затруднения вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия;
- дети с ТНР не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных, в их речи часто отсутствует предлог над;
- нередко дети с ТНР смешивают предлоги перед - после - за, что является следствием несформированности пространственных отношений;
- испытывают трудности при использовании прилагательных антонимов широкий – узкий, толстый – тонкий и других;
- нарушения письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела»;
- затруднения при ориентировке в схеме листа.
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги.
Этапы формирования пространственной ориентировки
- Развитие ориентировки в собственном теле.
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» - приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе», и т.п. Вначале ребенок выполняет движение вместе с взрослым, который и поясняет каждое направление.
Таким образом, для ребенка создается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Далее происходит постепенное «сворачивание» движений, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план.
- Упражнение: «Части тела».
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.
Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
- Упражнение: «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
- Упражнение: «Зеркало».
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.
Оборудование: настенное зеркало
Ход игры: ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.
- Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии пространственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате упражнений у ребенка формируются навыки, которые становятся базой для развернутого произвольного действия.
- Упражнение «Что наверху, что внизу».
Цель: развитие умения определять верхнее и нижнее направления.
Ход игры: из геометрических тел построена башня. Ребенка просят определить и назвать, что находится наверху, а что внизу.
- Упражнение: «Что находится справа (слева) от меня?»
Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела,
Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?
- Упражнение: «Робот»
Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.
Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»
- Развитие ориентировки на листе бумаги.
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к ориентации в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости листа. На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант), учат определять стороны и углы листа, верхние - нижние, правые и левые координаты листа. Затем, на основе сформированных представлений, ребенка учат располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по сторонам и углам листа. На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты». Необходимо предварительно научить ребенка отступать необходимое количество клеток от края тетради и от предыдущей работы, пропускать необходимое количество клеток.
- Упражнение: «Проведи линию»
Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.
Оборудование: бумага, карандаши.
Ход игры: по инструкции логопеда, ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении от заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги.
- Упражнение: «Графический диктант».
Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.
Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш.
Ход игры: из заданной точки, по инструкции логопеда, ребенок проводит линии в заданном направлении.
- Упражнение: «Раскрась, как я скажу».
Цель: Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа».
Ход игры: Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».
- Упражнение «Лесная школа» (Л.С. Горбачева)
Цель: Моделирование сказочных историй
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.
Ход игры: «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.
В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить. Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».
- Упражнение «Птичка и кошка»
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:
«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».
- Развитие пространственных представлений по перцептивному действию.
Эти упражнения являются необходимым этапом развития оптико-пространственных представлений, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать различными объектами. В дальнейшем, конструируя цифры и буквы из мозаики, пластилина, проволоки и т.д. в игровой форме будет осуществляться подготовка к обучению в школе.
- Упражнение: «Что изменилось».
Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами, развитие внимания, памяти.
Ход игры: Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, убирает её, а затем показывает похожую с изменой некоторых деталей. Дети должны отгадать, что изменилось.
- Упражнение: «Собери модель по памяти».
Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами, развитие внимания, памяти.
Оборудование: кубики, пазлы, мозаики, разрезные картинки, конструктор ЛЕГО и т.п.
Ход: Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
- Упражнение: «Чудесный мешочек».
Цель: : формирование пространственных представлений, путем манипулирования
разнообразными объектами, развитие мелкой моторики, кинестетических ощущений, внимания.
Оборудование: мешочек, в мешочке находится несколько деталей конструктора ЛЕГО.
Ход: Педагог показывает деталь, которую надо найти или только называет необходимую деталь.
Ребенку необходимо на ощупь найти эту деталь в мешочке.
- Упражнение: «Собери модель по ориентирам».
Цель: развитие и уточнение зрительно-пространственных представлений.
Ход: Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "слева от", "справа от".
- Упражнение: «Построй Башню», «Сделай дорожку»
Цель: формировать пространственное представление, закреплять умение пользоваться предлогами.
Ход игры: Для развития слуховой памяти и увеличения объёма произвольного слухового внимания используется это упражнение, где собирая пирамиду или другую постройку, дети познают трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы детского сада с общим недоразвитием речи
учить понимать обобщающее слово «Мебель»- расширять и активизировать словарь по данной теме- учить образовывать и употреблять в речи существительные единственного и множественного числа мужского и жен...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ...
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Материал по обобщению опыта учителя-логопеда, включающий авторское планирование разных видов работ с воспитанниками, педагогами и родителями....
Рабочая программа логопеда в группе детей старше-подготовительного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи
Авторская разработка рабочей программы, реализующейся в рамках логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи...
КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...
Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи «Помощники Федоры»
Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: “железный, фарфоровый, металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный”; согласование существительных с прила...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)"
Усвоение слоговой структуры речи является одной из важных предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. У большинства детей с общим недоразвитием речи, в той или иной степен...