Использование игр с песком в коррекционной работе логопеда для развития всех компонентов речи у детей с ТНР
методическая разработка по логопедии

Гурова Екатерина Юрьевна

Примеры игр с песком. Изготовление песочницы с подсветкой из контейнеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование игр с песком в коррекционной работе логопеда

для развития всех компонентов речи у детей с ТНР»

учитель-логопед

 МАДОУ № 322 «Морозко»

 Гурова Е.Ю.

«Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка»

К.Д. Ушинский

В настоящее время число детей со сложной структурой дефекта речи возрастает. Возникают трудности в коррекционной работе, так как характерными особенностями детей с нарушением речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, малая активность на занятиях, в играх и другой деятельности. Ограничение речевой практики приводит к задержке в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы, которые  отрицательно влияют на все психические функции. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.

Поэтому педагогу необходимо в практической деятельности использовать наиболее эффективные методы работы, одним из которых являются нетрадиционные методы.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.

К относительно новым нетрадиционным методом в логопедической практике относят песочную терапию. Игра с песком - это естественная форма деятельности ребенка. Играть в песок можно не только на улице - можно устроить минипесочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете. Для детей это игра с песком, для специалиста это (дополнительный) метод решения коррекционных задач.

В условиях реализации ФГОС ДО в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является то, что детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

          Логопедическая же практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях (или как компонент традиционного занятия), даёт больший воспитательный, образовательный и коррекционный эффект, нежели стандартные формы обучения:

-  усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

- при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

- в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.

- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Целью пескотерапии является  создание специальных условий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач  посредством технологии «Песочная терапия». 

Задачи:

  1. Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
  2. Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
  3. Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице;
  4. Развивать мелкую моторику рук;
  5. Развивать фонематический слух и восприятие;
  6. Развивать диафрагмальное дыхание;
  7. Автоматизировать и диференцировать нарушенные звуки;
  8. Освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  9. Обогащать и активизировать словарь родного языка;
  10. Формировать лексико-грамматические категории языка;
  11. Развивать связную речь. 

Для более эффективной работы с детьми на первоначальном этапе было организовано образовательное пространство, с разнообразным оборудованием для песка, которое будет соответствовать принципам ФГОС ДО: информативности, доступности, вариативности, полифункциональности – и обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, поможет им в самовыражении.

Для организации процесса с применением элементов песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок,  коллекция миниатюрных фигурок, камни марблс, кисточки, ложки, формы для теста. Песочница представляет собой (контейнера)2 ящика, вставленных друг в друга. Нижний ящик с внутренней стороны обклеен  светоотражающей пленкой  на клеевой основе. В нем находится гирлянда на батарейках.  Размер  песочницы 50 х 70 см, а 8 - глубина.  (Примечание 1) Песочницу заполняем на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Песок можно заменить на манную крупу, окрашенную пищевыми красителями. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц.

Примеры игр и игровых упражнений для игр с песком. 

Пальчиковый практикум
Развитие тактильно-кинестетических ощущений.
Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки).
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.
«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы».
Найти в песке среди других заданную игрушку, букву, картинку (вариация игры «Волшебный мешочек»).
Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев 
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок.
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок.
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)


Артикуляционная гимнастика
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.
Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательными пальцами или всей ладонью в песке двигать поочерёдно.
Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательными пальцами или всей ладонью в песке двигать в том же направлении.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Улыбка-хоботок. Губы ритмично меняют положение улыбка-хоюоток, Ладони вместе, ребром в толще песка, затем в такт раскрываются и снова смыкаются.

Раскопки. На дно положить целый лист  А4 с изображением  артикуляционной  гимнастики, раскапываем изображение  и выполняем упражнение.

Археолог.  В толще песка находим игрушки, соответствующие упражнению артикуляционной гимнастики и выполняем его.

Развитие диафрагмального дыхания

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

 набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком»;

 выдыхай медленно и плавно;

старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Что под песком? Под тонким слоем песка картинка или игрушка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение или картинку.
Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
«Дорога к другу» На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

Автоматизация звуков
Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый  звук изолированно или в слогах.
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук изолированно или в слогах.
Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки или картинки, с коррегируемым звуком разными способами (рукой, пальчиком, кистью).


Развитие фонематического слуха
Спрячь пальчики. Прятать пальчики в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Два острова. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город. 


Формирование слоговой структуры слова
Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Полоски. Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово, состоящее из заданного количества слогов.

Исправь ошибку. Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало?  Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.; притяжательные существительные
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

Жадина. Находить игрушки в песке и складывать в корзину или мешочек. Согласовывая притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с именами существительными.

Строители. Выстраивать город из предложенных домиков, машин, фигурок людей и животных, закрепляя в речи грамматические категории: 
- предлоги (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
- приставочные глаголы (прибежал, подошёл,  спустился, пристроили, надстроили и т .д.); 
- наречия (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).

Назови ласково. Найденные игрушки или картинки назвать ласково, закрепляя употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Считай и называй. Согласование числительных с именами существительными.
Подготовка к обучению грамоте
Художник. На песке рисовать буквы.

Добавь деталь. Дорисовывать  недостающие детали буквы.

Исправь ошибку. Найти на песке правильно написанные буквы, другие засыпать песком.

Клад. Достать из песка только обозначенные буквы, по образцу или без него.

На какую букву похож? Ребёнок  смотрит на картинку и подбирает букву из предложенного ряда и пишет её на песке.

Допечатай букву.  Определить первый (последний) звук и напечатать букву слова.

Камни. Звуко-буквенный анализ слов различной сложности с помощью камней марблс красного, синего и зелёного цвета.

Схема. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Развитие связной речи
Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
Сравни две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках. 
Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы. 

Пескотерапия универсальный метод в работе не только логопеда, но психолога, дефектолога и воспитателя. С ее помощью можно преодолеть трудности адаптации и  коммуникации, развить речь, память, внимание, восприятие, мышление,  воображения,  фантазию, навыки самоконтроля и саморегуляции. Игры с песком формируют у ребенка представления об окружающем мире, актуализируются знания элементарных математических представлений.

Игры в песочнице помогают раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Помогает ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать свое внутреннее «Я».

Опыт работы показывает, что использование песка дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие.

- дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата;

- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.

Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех

компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество

коррекционно-развивающей работы.

Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.

3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

4. Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.

5.Забуга О. В. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 189-191. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8921/ (дата обращения: 05.03.2019).

6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
7. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г.
8. Сакович Н.А. - Тенденции песочной терапии.
9. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович   – СПб. : Речь,2006.– 176с.

 

Примечание 1

Изготовление песочницы

2 контейнера, гирлянда на батарейках, самоклеящаяся пленка

C:\Users\Home\Desktop\фото песочница\20230110_202543.jpg

Обклеить внутреннюю часть 1 контейнера плёнкой. Прикрепить гирлянду. Вставить пустой контейнер в  обклеенный контейнер.

C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20230110_212441.jpg 

Снаружи обклеить по желанию самоклеящейся плёнкой. Наполнить песком или крашеной манкой

C:\Users\Home\Desktop\СЕНТЯБРЬ\20231009_162207.jpg

C:\Users\Home\Desktop\СЕНТЯБРЬ\20231009_162140.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей, в работе над развитием всех компонентов речи, в процессе проектно-исследовательской деятельности по теме:"Обыкновенная соль".

Качественное развитие всех компонентов детской речи возможно только при тесном контакте и взаимодействии всех специалистов, работающих в дошкольном учреждении. Речевое общение должно пронизывать жизнь...

«Использование игр с песком для развития всех компонентов речи у детей»

Логопедическая практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. У детей значит...

Поиск новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей на примере проекта "Стихи-малышки для сестренки и братишки"

Дистанционная форма обучения способствовала поиску новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, стимулирования к обучению во...

"Игры с песком для развития всех компонентов речи для детей с ОНР"

В данной публикации представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в виде мастер-класса для педагогов дошкольного образования. Материал интересен тем, что содержит ход мероприятия, освещает акт...

Использование игр с песком для развития всех компонентов речи у детей с ОНР

Логопедическая практика показывает, что использование песочных игрв традиционных занятиях дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения...

РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ»

В статье рассказывается как с помощью игрушек-оригами вызвать интерес ребенка к занятию...