Консультация для педагогов "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда"
консультация по логопедии на тему
Игры с песком для развития речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igry_s_peskom_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда»
Речь является одной из важных психических функций человека, в основе, которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, его поведении.
Применение нетрадиционных методов в коррекционной работе признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии.. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы учителя - логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал.
Эффективность нетрадиционных методов определяется:
- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,
- заинтересованностью детей,
- развитием их творческой самостоятельности,
- созданием благоприятного климата на занятиях,
- ориентировкой детей на коммуникацию.
К относительно новым нетрадиционным методом в логопедической практике относят песочную терапию.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Песочная терапия, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Игровые упражнения с песком используются в индивидуальной работе с детьми, а также как элемент подгрупповых занятий, в процессе которых решаются очень многие задачи:
— развитие диафрагмального дыхания;
— развитие фонематических представлений;
— совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация поставленных звуков;
— обучение грамоте;
— развитие связной речи;
— формирование слоговой структуры речи;
— развитие мелкой моторики.
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.
В методической разработке представлена подборка игр с песком для развития звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи.
Артикуляционные упражнения
«Лошадка»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
«Индюки»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще.
«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
«Накажи непослушный язычок»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Игры на автоматизацию звуков
«Сильный мотор»
Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик»
Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
«Горочка»
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.
«Дорожка»
Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
«Совпадение»
Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания
При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.
«Выровняй дорогу»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Помоги зайцу замести следы»
В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Секрет»
В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Ямка»
Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.
«Дорога к другу»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
«Добрый великан»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
«Путешествие»
На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
«Буря»
Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;
Словарная работа
«Кто больше назовёт?»
Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
«Слова-родственники»
Игра проводится аналогично предыдущей.
Совершенствование грамматического строя речи
«Чего не стало?»
Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.
«Машинки»
Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
«Подбери слово»
Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
«Я делал - я сделал»
Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)
Развитие фонематических представлений
Игра «Два короля»
Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
«Спрячь ручки»
Спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Два замка»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
«Два города»
Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.
«Выложи узор»
Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
«Клад»
Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
Формирование слоговой структуры слова
«Полоски»
Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели слово на слоги»
Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
Развитие связной речи
«Мой клад»
Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
«Нарисуй и расскажи»
Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
«Дорисуй картинку и составь предложение»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Начни предложение»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)
«Друзья»
При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
«Что случилось?»
При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)
«Две игрушки»
На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Обучение грамоте
«Найди буквы и назови»
Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
«Назови слово»
Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
«Прочитай слово»
Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.
Развитие мелкой моторики
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
- положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
«Песочный круг»
Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
Упражнение «Необыкновенные следы»
— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами,
«Нарисуй картинку пальцами»
Логопед предлагает вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Педагог добивается проговаривания вслух действий ребенка.
Литература:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСП иП, 1998.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.
4. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.- сост. В.И. Селиверстов.-.Просвещение, 1987.
5. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика.-2006.-№1.
6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр с песком в коррекционной работе учителя - логопеда
В статье представлены варианты игр с песком с дошкольниками с речевыми нарушениями....
использование игр с песком в коррекционной работе учителя- логопеда
Песо́чная терапи́я – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно–символическом уровне, что повышает уверенность в себе ...
Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда
Данная статья излагает информацию о том, как частичный перенос логопедических занятий в песочницу оказывает большой воспитательный и образовательный эффект, усиливает желание ребёнка узнавать что-то н...
Презентация. "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда"
Презентация. "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя - логопеда"...
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...