Использование игр с песком для развития всех компонентов речи у детей с ОНР
консультация по логопедии (средняя группа)

Логопедическая практика показывает, что использование песочных игрв традиционных занятиях дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_peskom.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование игр с песком

для развития всех компонентов речи у детей с ОНР»

«Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка»

К.Д. Ушинский

Речь является одной из важнейших психических функций человека.

Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает год от года. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта в речи. Поэтому возникают большие трудности в коррекционной работе.

Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.

В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, учителя-логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.

Но хочется остановиться на той, которая, на наш взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – это песочная терапия. Для детей это игра с песком, для специалиста это метод решения коррекционных задач.

          Логопедическая практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.

В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Таким образом, естественная потребность детей играть с песком привела к мысли перенесения части учебного материала на песок, за счет чего можно сделать традиционную методику по развитию всех компонентов речи для детей с ОНР более интересной, увлекательной, продуктивной.

Общие рекомендации по проведению песочных игр

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой или индивидуально.

2. До занятия и после занятия моются руки.

3. Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки.

4. При работе с песком соблюдать определённые правила:

- песок не должен высыпаться из песочницы;

- нельзя брать песок в рот и кидаться песком;

- отряхивать руки и играть можно только над песочницей;

- после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.

Общие условия организации работы с песком.

В качестве песочницы используется специальный контейнер, разнос или поверхность стола. Для организации игр с песком у нас имеется большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее).

Мы используем в процессе игр с песком:

  • людей, разнообразных по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям;
  • животных (домашних, диких);
  • птиц (диких, домашних);
  • обитателей водного мира (разнообразных рыб);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки);
  • домашнюю утварь (посуду, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы и пр.).

Игры и игровые упражнения в работе с песком.

Пальчиковый практикум
Развитиетактильно-кинестетических ощущений.
Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки).
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.
«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы».
Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»).
Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев 
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок.
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок.
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)


Артикуляционная гимнастика
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.
Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Развитие диафрагмального дыхания
Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Автоматизация звуков
Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук.
Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.


Развитие фонематического слуха
Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город. 


Формирование слоговой структуры слова
Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.


Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: 
- предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
- приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили); 
- наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).


Подготовка к обучению грамоте
Звуковой анализ слова.

На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звуко-буквенный анализ слов различной сложности.

Развитие связной речи
Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках. 
Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы. 

Опыт работы показывает, что использование песка дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

- дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата;

- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.

Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех

компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество

коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

«Использование игр с песком для развития всех компонентов речи у детей»

Логопедическая практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. У детей значит...

Поиск новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей на примере проекта "Стихи-малышки для сестренки и братишки"

Дистанционная форма обучения способствовала поиску новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, стимулирования к обучению во...

"Игры с песком для развития всех компонентов речи для детей с ОНР"

В данной публикации представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в виде мастер-класса для педагогов дошкольного образования. Материал интересен тем, что содержит ход мероприятия, освещает акт...

Использование игр с песком в коррекционной работе логопеда для развития всех компонентов речи у детей с ТНР

Примеры игр с песком. Изготовление песочницы с подсветкой из контейнеров....

РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ»

В статье рассказывается как с помощью игрушек-оригами вызвать интерес ребенка к занятию...