"Игры с песком для развития всех компонентов речи для детей с ОНР"
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной публикации представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в виде мастер-класса для педагогов дошкольного образования. Материал интересен тем, что содержит ход мероприятия, освещает актуальность темы, представляет подборку интересных и нужных упражнений и дидактических игр с песком для коррекционной работы логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Вишенка» с. Красное»
с\п «Ромашка» с. Первомайское
Симферопольского района Республики Крым
_________________________________________________________________________________________
ул. Комсомольская 11-«А», с. Красное, Симферопольский район, 297522, Республика Крым,
Российская Федерация, E-mail: vishenka.duz@bk.ru
ОКПО 00839056 ОГРН 1159102036378 ИНН/КПП 9109010740/91090100
Мастер-класс для педагогов из опыта работы учителя-логопеда
«Игры с песком для развития всех компонентов речи у детей с ОНР»
Составитель: учитель-логопед Седик А.В
с. Первомайское, 2022г.
«Игры с песком для развития всех компонентов речи у детей с ОНР»
(мастер-класс для педагогов из опыта работы учителя-логопеда)
Цели и задачи: показать практические возможности использования песочной терапии в качестве вспомогательного инструментария для коррекционно-развивающего воздействия по развитию связной речи дошкольников с ОНР.
Оборудование: песочница, атрибутика для проведения игровых заданий (фигурки животных и людей, предметы быта, овощи, фрукты, картинки с изображением букв и цифр, цветные камешки, природный материал и т.д.)
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
Уважаемые коллеги, сегодня представляю вам варианты некоторых игр с песком, направленных на решение традиционных коррекционно-развивающих задач в работе учителя-логопеда.
Несколько слов о песочной терапии, широко применяемой как в работе учителя-логопеда, так и других специалистов.
Песочная терапия — одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, в которой стабилизируется эмоциональное состояние, выражаются душевные переживания, ребенок освобождается от страхов и психологического напря-жения. Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, потому, как:
- Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспе-риментировать и работать самостоятельно
- В песочнице прекрасно развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность и сенторика, как основа «ручного интеллекта»
- В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, абстрактно-ассоциативное мышление) и, главное для нас — формируются практически все основные компоненты связной и грамматически правильной речи.
- Отрабатывается мелодика и темпоритмическая сторона речи, так как можно использовать логоритмические речевки
- Развивается плавный речевой выдох
- Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
- Развивается фонетико-фонематический слух
- Улучшается умение креативно решать поставленные задачи
- Формируются математическо-пространственные понятия
- Расширяется и активно накапливается активный и пассивный словарь. Формируются лексико-грамматические структуры речи.
- Складывается умение определять порядок слов в предложении, звуков в слове, делить слова на слоги, проводить их фонетический разбор и звуко-буквенный анализ и т.д.
Рисуя на песке — фигурки животных, птиц, людей, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, т.к. легко можно все исправить - дети всесторонне развиваются. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознания и повышает самооценку, учится работать в коллективе, преодолевает речевой негативизм.
Игры с песком используются, как в индивидуальной работе, так и подгрупповых занятиях. Развитие мелкой моторики как нельзя лучше способствует как запуску, так и развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в моей коррекционно-развивающей работе.
Техники и упражнения
Существует множество различных упражнений и техник песочной терапии. Например:
- Можно пересыпать песок из ладошки в ладошку, насыпать его в мелкие предметы, струйкой, горстью, щепоткой. Строить горки или делать углубления. Можно использовать лопатку, предметы игрушечной посуды, гребни, трафареты, пасочки, узорчатые, волнистые или ровные поверхности для выравнивания песка и т.д.
- Строить песочные города, леса, фермы, поселения, изображать и создавать практически любой ландшафт, (горы, леса, луга, озера, пустыни), населяя его соответствующими персонажами или сказочными героями, создавать подводные миры, воздушное пространство и т.д.
- Можно одним или несколькими пальцами рисовать фигуры, раскладывать в определенном порядке разноцветные камешки, ракушки, шишки и др. природные материалы… тут же придумывая собственную историю или сюжет…
- Очень интересна работа с контурными трафаретами, создание пейзажей с фигурами животных, птиц и т.д. А соответствующий световой фон дополнительно помогает ребенку поверить в реальность момента, если работа идет на световом песочном столе.
- Можно работать кистью или палочкой, рисуя любые композиции
- Создавать на песке различные следы, волнистые линии, чертить геометрические фигуры, считать количество шагов, предметов, линий и фигур, развивая математические способности, описывать свойства предметов, отвечая на вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано, какого цвета, как это применяют и т.д…
- Прописывать слоги и слова, обучаясь фонетике и звуко-буквенному анализу собирать схемы слов…
- Находить спрятанную в песке первую букву того слова, которое обозначает найденный предмет и т.д.
- Можно дуть через трубочку, сдувая песок с цветных камешков, по которым, как по сказочной тропке, нужно прошагать пальчиками к цели. Параллельно просчитывая или пропевая по заданию логопеда свой путь…
- Можно зарывать и закапывать, а потом находить «клады», игрушечные фигурки. И тут же придумывать истории, «оживляя» героев и проживать ситуацию, развивая связную речь дошкольника.
- Развивать пространственную координацию, выполняя задание на «географическое» расположение предметов: «Положи синий камень слева от шишки, которая лежит в центре», «Возьми 2 ракушки из правого нижнего угла и т.д.»
Правила взаимодействия с песком (обязательно проговариваются с каждым ребенком):
– песок не разбрасывать;
– не сыпать;
– не есть;
– не разрушать постройки других;
– не уносить игрушки.
Преимущества и недостатки игр с песком
- стимулирующая среда (создание игровой ситуации);
- доступность;
- адаптация речевого материала (подбор заданий и игр в сказочной форме);
- реальное «проживание», проигрывание ситуации вместе с героями;
- эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка);
Из недостатков:
- нельзя играть с песком при аллергии на песочную пыль и при мелких ранах, порезах на руках.
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ИГР С ПЕСКОМ
Игра «Дождик из песка»
Цель: знакомство с песком и его свойствами, развитие связной речи, снятие наспяжения. Развитие плавного речевого выдоха.
Набирать в ладони песок и пропускать его свкозь пальцы. Дуть на струи песка, наблюдая за силой своего выдоха.
Игра «Нарисуй узор ладошкой»
Цель: – восстановление баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе. Упражнение эффективно при работе с гиперактивными и агрессивными детьми.
Создать на песке композицию из отпечатков ладошек, пальцами нарисовать следы животных. Если работа проводится в парах, участники создают шедевр вместе.
Игра «Кладоискатели»
Цель: – развитие мелкой моторики и мышления связной речи
В песке нужно спрятать мелкие игрушки. Предлагается отыскать их, ощупать и на основе сенсорного обследования сказать, что это.
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Игра «Угадай, чей это след?»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
Провести по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала правой, а потом левой руки (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим и наконец — мизинчиком, а затем — пальцами обеих рук сразу в той же последовательности).
- Можно оставлять на поверхности песка отпечатки не только одного пальца, а сразу нескольких: двух, трех и т. д. Получатся загадочные следы. Пофантазировать вместе с малышом: чьи они?
Игра «Пианисты»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Содержание.
По поверхности песка можно поиграть, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом должны двигаться не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Игра «Делаем самомассаж»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
Предложить ребенку опустить в ящик с песком пуговицы, различные по величине, форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения.
- Можно спрятать в песок различные фигурки, бусинки, монетки, шишки.
Игра «Где спрятался звук», «Сосчитай слоги»
Цель: - Развитие умения складывать схемы слов и предложений. Называть первый звук, звук в середине или в конце слова, уметь делить слова на слоги, обучение звуко-буквенному анализу. Развитие связной речи.
Ребенок находит в песке предмет или картинку и выполняет задание тренируясь в вышеперечисленных задачах. В песке складывает схему слова или предложения из кружочков-символов.
«Прошагай по чистой дорожке», «Пропой или простучи мелодию, чистоговорку, скороговорку»
Цель: Развитие речевого выдоха. Мелкой моторики, автоматизация звуков, развитие координации и темпоритмической стороны речи.
Из камешков или другого материала выложить дорожки заданным узором и шагая по ним пальчиками: воспроизводить то задание, которое дает логопед: «Ла-Ла-Ла – наша Мила сок пила…»; «Ар-Ар-Ар – Рома ставит самовар», «Ош-ош-ош – до чего же он хорош» и т.д.
1. «Мы шагаем по дорожке, наши пальцы – это ножки
Мы по камешкам пройдем, в середине клад найдем!»
2. «Вот лежит удав спокойный, он на солнце спит довольный
- И его измерим мы, от хвоста до головы»
(ребенок каждой рукой поочередно прошагивает указательным и средним пальцем по выложенной доорожке) лабиринту), наступая на камешки на каждый ударный слог стихотворения.
Играем с песком:
«Создай свой мир: «Волшебный лес», «Подводный мир», «Ферма», «Нарисуй узор по образцу», «Посчитай предметы, которые ты найдешь в песке», «Кладоискатель», «Школа», «Напиши, как я», «Сдуй песок с картинки» и т.д.
Выводы: вариантов игр с песком бесконечное множество. Играя с детьми, важно попутно задавать вопросы, способствующие развитию связной речи, вести диалог с ребенком, мотивировать его больше и яснее выражать свои мысли, чувства и эмоции.
Мной разработана картотека игр с песком, которые постоянно применяются на наших логопедических занятиях, и весьма успешно помогают совершенствовать графомоторные , лексико-грамматические и когнитивные навыки дошкольтников. Кроме того, как уже упоминалось, детям всегда интересно заниматься в такой раскрепощенной форме, и, как результат: новые знания «сами собой укладываются» в голове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.
Цели:· Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.
Цели:· Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...
«Использование игр с песком для развития всех компонентов речи у детей»
Логопедическая практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. У детей значит...
Поиск новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей на примере проекта "Стихи-малышки для сестренки и братишки"
Дистанционная форма обучения способствовала поиску новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, стимулирования к обучению во...
Использование игр с песком в коррекционной работе логопеда для развития всех компонентов речи у детей с ТНР
Примеры игр с песком. Изготовление песочницы с подсветкой из контейнеров....
Использование игр с песком для развития всех компонентов речи у детей с ОНР
Логопедическая практика показывает, что использование песочных игрв традиционных занятиях дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения...
РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ»
В статье рассказывается как с помощью игрушек-оригами вызвать интерес ребенка к занятию...