Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [р] в слогах и словах».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Индивидуальное логопедическое занятия для автоматизации звука [р] в слогах и словах. Занятие направлено на развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания. На закрепление правильное произношение звука [р] в открытых слогах и в начале слова. На формирование навыков анализа слов на примере изучаемого звука. Занятие помогает расширять словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_r.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ детский сад № 3 ,с.Верхнеяркеево
Сахибгараева Гульнара Рафаисовна
Тема занятия: Звук [Р].
Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Цели:
1. Образовательные:
- закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
- автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
2. Коррекционные:
- развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
- развитие слухового внимания, памяти;
- закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
- формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
- уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
- развивать мелкую моторику;
- развивать графо-моторные навыки.
3. Воспитательные:
- формировать положительную установку на занятие;
- развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
- прививать интерес к занятиям.
Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.
Ход занятия:
1.Организационный этап.
- Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)
2. Сообщение темы.
- Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].
3. Артикуляционная гимнастика.
- Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.
«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».
4. Упражнение на дыхание «Фокус».
- А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».
- Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.
5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].
- Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
- Правильно.
6. Характеристика звука
- Теперь давай дадим характеристику этому звуку.
- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).
- Звонкий или глухой звук? (звонкий)
- Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)
- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
- Каким цветом его обозначаем? (синим).
- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.
Упражнение «Заведем машину».
- У нашего Дракоши сломалась машина.
- Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).
- Сначала тихо; (р-р-р-р).
- Громко; (р-р-р-р).
- Очень громко; (р-р-р-р).
- Тихо; (р-р-р-р).
- Громко. (р-р-р-р).
- Молодец! Грузовик Дракоши завелся.
8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
Упражнение: «Собери грузовик».
- Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)
- Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.
9. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Найди звук».
- Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).
10. Автоматизация звука [Р] в слогах.
Игра «Повтори за мной».
- Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.
Кра-кра-кра Пра-пра-пра
Кро-кро-кро Про-про-про
Кры-кры-кры Пры-пры-пры
Кру-кру-кру Пру-пру-пру
11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.
Игра «Один-много».
- Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).
- Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.
Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.
12. Автоматизация звука в словах.
Упражнение «Повтори».
- Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].
Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.
13.
Игра «Скажи наоборот».
- Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.
Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.
14. Связь звука с буквой.
- Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).
15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.
- Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.
16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.
17. Итог занятия.
Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].
18. Оценка занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".
В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [С] в слогах и словах»
Задачи:Образовательные:- расширение знаний учащихся об окружающем мире;Коррекционно-развивающие:- коррекция звукопроизношения путем развития органов артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального занятия в логопедической группе для детей с ОНР...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [р] в слогах и словах».
Индивидуальное логопедическое занятия для автоматизации звука [р] в слогах и словах. Занятие направлено на развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания. На закрепление правильное п...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах».
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р] в слогах и словах....