Специальные образовательные условия для детей с ТНР. Консультация
консультация по логопедии

Гуренко Наталья Ивановна

Реализация инклюзивного образования в формате перевода дошкольников с ТНР в специализированные образовательные учреждения, а не в формате создания специальных образовательных условий на местах представляется неэффективным и неблагоприятным как для дошкольника и его семьи, так и для самой идеи инклюзии несмотря на то, что её эффективность и актуальность доказана мировым опытом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исключение ребёнка с тяжелым нарушением речи из привычного социума и привычной среды может нанести больше вреда, чем пользы. Поскольку у детей данной категории часто наблюдаются трудности в социализации, адаптации и коммуникации как со взрослыми, так и со сверстниками. Им будет гораздо труднее при переводе в другое учреждение, чем представляется многим взрослым.

В связи с этим, инклюзивное образование для детей с ТНР должно преимущественно реализовываться за счет создания специальных образовательных условий на базе ДОУ, а не за счет перевода ребёнка в специализированное учреждение. Несомненно, такие учреждения с узкой направленностью коррекционной работы тоже нужны, особенно для работы с наиболее тяжелыми нарушениями, в каждом конкретном случае важно взвешивать возможные плюсы и минусы для ребёнка, а также принимать во внимание позицию родителей в данном отношении.

Под специальными образовательными условиями понимаются условия        обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя:

  1. Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  2. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  3. Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  4. Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  5. Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Иногда можно встретить мнение, что дети с ТНР не нуждаются в предоставлении специальных образовательных условий. Действительно, в сравнении с другими категориями детей с ОВЗ может показаться, что некоторые обучающиеся с нарушениями речи могут справиться в детском саду без дополнительной помощи, однако это совершенно не так.

Все специальные образовательные условия можно классифицировать следующим образом:

  1. Организационное обеспечение: нормативно-правовая база, питание, медицинское сопровождение и т. д.
  2.  Материально-техническое обеспечение: финансово-экономические условия, технологические средства для обучения и коррекции.
  3.  Организационно-педагогические условия: составление адаптированной образовательной программы, рабочих программ специалистов, особый режим работы группы, психологический климат в группе детей и т. д.
  4.  Программно-методическое обеспечение: учебно-методическая литература, программы коррекционно-развивающей работы и т. д.
  5. Психолого-педагогическое обеспечение: утверждение ППк, организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.
  6. Кадровое обеспечение: укомплектованность работниками с соответствующей подготовкой и квалификацией, организация режима работы сотрудников в соответствии с законодательством.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.

В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...

Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.

Данная статья отражает следующие аспекты:Определения: Гипоплазия костей; Анизомелия; Сколиоз; КифосколиозМатериально-техническая базаКоррекционное сопровождение...

Комплексный индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут как средство реализации специальных образовательных условий для детей с ТНР

Коррекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР строится на комплексном подходе всех специалистов....

Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ

Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ДОВ соответствии с Федеральным законом «Об образовании ...

Описание специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ ...

"Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Данный материал содержит в себе информацию о специфике организации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, и будет полезен не только специалистам узкого профиля (учителям-логопедам, учите...

Специальные образовательные условия для детей с ЗПР. Консультация

Особенностью инклюзивного образования является то, что все дети, вне зависимости от их физических, интеллектуальных, или иных особенностей включаются в систему образования. И подход к таким детям стро...