Специальные образовательные условия для детей с ЗПР. Консультация
консультация по коррекционной педагогике
Особенностью инклюзивного образования является то, что все дети, вне зависимости от их физических, интеллектуальных, или иных особенностей включаются в систему образования. И подход к таким детям строится на основании их индивидуальных образовательных потребностей, по месту жительства в массовых детских садах и школах, вместе с нормативно развивающимися сверстниками. В каждом отдельном случае необходимость создания специальных образовательных условий решается в системе ПМПК и ППк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsialnye_obrazovatelnye_usloviya_dlya_detey_s_zpr._konsultatsiya.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Под специальными образовательными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
-предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР определяются как общими, так и специфическими недостатками развития, а также иерархией нарушений в структуре дефекта.
Все специальные образовательные условия можно классифицировать следующим образом:
- организационное обеспечение (нормативно-правовая база, питание, медицинское сопровождение и т. д.);
- материально-техническое обеспечение (финансово-экономические условия, технологические средства и т. д.);
- организационно-педагогические условия (создание адаптированной образовательной программы, рабочих программ специалистов, особый режим работы группы, психологический климат в группе детей и т. д.);
- программно-методическое обеспечение (учебно-методическая литература, программы коррекционно-развивающей работы и т. д.);
- психолого-педагогическое обеспечение (организация ППк, организация коррекционно-развивающей работы и т.д.);
- кадровое обеспечение (укомплектованность работниками с соответствующей подготовкой и квалификацией, организация режима работы в соответствии с законодательством).
Организационное обеспечение, требующееся для детей с ЗПР необходимо такое же, как и для других категорий детей с ОВЗ с целью оказания помощи и своевременной интеграции в общеобразовательную среду.
Материально-техническое обеспечение, важное для детей с ЗПР, может включать в себя различные технологичные средства (например, интерактивные доски, организацию сенсорной комнаты и т.д.). Но самое главное: необходимо обеспечение особой пространственной среды с учетом функционального состояния ЦНС детей с ЗПР и её нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности).
Грамотная организация предметно-пространственной среды обеспечивает целостность всего процесса обучения и психолого-педагогического сопровождения. Для детей с ЗПР необходимо осуществлять:
- подбор художественной литературы;
- подбор видео и аудиоматериалов;
- подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты,
тематические иллюстрации и т.п.);
- подбор демонстрационных технических средств (интерактивное
оборудование, экран, проектор, ноутбук, колонки и т.п.);
- подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
- подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Организационно-педагогические условия, в первую очередь, включают в себя разработку адаптированной основной образовательной программы АООП. Именно на основании этого документа организуется вся работа с детьми ЗПР. В ней отражён режим работы, основные направления работы, планируемые результаты освоения программы и т. д. В учреждении должно быть составлено Положение о группах детей с ЗПР.
Также каждый из специалистов, осуществляющих работу с детьми ЗПР, составляет рабочую программу, которая должна отражать специфику работы по узкому направлению и ее планирование.
В организации образовательного процесса детей с ЗПР важно соблюдать щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок: количество детей в группах и длительность занятий (и прочих режимных моментов) должны строго соответствовать нормам.
Программно-методическое обеспечение обучения детей с ЗПР включает в себя разработку групповых и индивидуальных программ коррекционной работы с учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития.
Необходимо наличие в методическом кабинете литературы по специальной психологии и коррекционной педагогике. Воспитатели и специалисты должны иметь открытый доступ к изданиям, раскрывающим актуальные проблемы воспитания и образования детей с ЗПР.
Психолого-педагогическое обеспечение. В первую очередь это создание психолого-педагогического консилиума, который анализирует особенности конкретного ребенка с ЗПР, определяет направления в разработке адаптированной образовательной программы. Именно благодаря ППК становится возможным раннее выявление особенностей в развитии детей и получение специальной психолого-педагогической помощи.
Кадровое обеспечение – также необходимое условие для организации работы с детьми с ЗПР. Все сотрудники, работающие с этой категорией детей, должны иметь соответствующую подготовку, знания и навыки.
Основное сопровождение ребенка с ЗПР проводится:
- учителем-дефектологом;
- учителем-логопедом;
- педагогом-психологом;
- воспитателем.
Для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрены особые условия труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.
В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...
Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.
Данная статья отражает следующие аспекты:Определения: Гипоплазия костей; Анизомелия; Сколиоз; КифосколиозМатериально-техническая базаКоррекционное сопровождение...
Комплексный индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут как средство реализации специальных образовательных условий для детей с ТНР
Коррекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР строится на комплексном подходе всех специалистов....
Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ДОВ соответствии с Федеральным законом «Об образовании ...
Описание специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ ...
Специальные образовательные условия для детей с ТНР. Консультация
Реализация инклюзивного образования в формате перевода дошкольников с ТНР в специализированные образовательные учреждения, а не в формате создания специальных образовательных условий на местах предста...
"Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Данный материал содержит в себе информацию о специфике организации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, и будет полезен не только специалистам узкого профиля (учителям-логопедам, учите...