Специальные образовательные условия для детей с ЗПР. Консультация
консультация по коррекционной педагогике

Гуренко Наталья Ивановна

Особенностью инклюзивного образования является то, что все дети, вне зависимости от их физических, интеллектуальных, или иных особенностей включаются в систему образования. И подход к таким детям строится на основании их индивидуальных образовательных потребностей, по месту жительства в массовых детских садах и школах, вместе с нормативно развивающимися сверстниками. В каждом отдельном случае необходимость создания специальных образовательных условий решается в системе ПМПК и ППк.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Под специальными образовательными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

-предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Особые образовательные потребности детей с ЗПР определяются как общими, так и специфическими недостатками развития, а также иерархией нарушений в структуре дефекта.

Все специальные образовательные условия можно классифицировать следующим образом:

  1.  организационное обеспечение (нормативно-правовая база, питание, медицинское сопровождение и т. д.);
  2.  материально-техническое обеспечение (финансово-экономические условия, технологические средства и т. д.);
  3.  организационно-педагогические условия (создание адаптированной образовательной программы, рабочих программ специалистов, особый режим работы группы, психологический климат в группе детей и т. д.);
  4.  программно-методическое обеспечение (учебно-методическая литература, программы коррекционно-развивающей работы и т. д.);
  5.  психолого-педагогическое обеспечение (организация ППк, организация коррекционно-развивающей работы и т.д.);
  6.  кадровое обеспечение (укомплектованность работниками с соответствующей подготовкой и квалификацией, организация режима работы в соответствии с законодательством).

Организационное обеспечение, требующееся для детей с ЗПР необходимо такое же, как и для других категорий детей с ОВЗ с целью оказания помощи и своевременной интеграции в общеобразовательную среду.

Материально-техническое обеспечение, важное для детей с ЗПР, может включать в себя различные технологичные средства (например, интерактивные доски, организацию сенсорной комнаты и т.д.). Но самое главное: необходимо обеспечение особой пространственной среды с учетом функционального состояния ЦНС детей с ЗПР и её нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности).

Грамотная организация предметно-пространственной среды обеспечивает целостность всего процесса обучения и психолого-педагогического сопровождения. Для детей с ЗПР необходимо осуществлять:

- подбор художественной литературы;

- подбор видео и аудиоматериалов;

- подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты,

тематические иллюстрации и т.п.);

- подбор демонстрационных технических средств (интерактивное

оборудование, экран, проектор, ноутбук, колонки и т.п.);

- подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);

- подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).

Организационно-педагогические условия, в первую очередь, включают в себя разработку адаптированной основной образовательной программы АООП. Именно на основании этого документа организуется вся работа с детьми ЗПР. В ней отражён режим работы, основные направления работы, планируемые результаты освоения программы и т. д. В учреждении должно быть составлено Положение о группах детей с ЗПР.

Также каждый из специалистов, осуществляющих работу с детьми ЗПР, составляет рабочую программу, которая должна отражать специфику работы по узкому направлению и ее планирование.

В организации образовательного процесса детей с ЗПР важно соблюдать щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок: количество детей в группах и длительность занятий (и прочих режимных моментов) должны строго соответствовать нормам.

Программно-методическое обеспечение обучения детей с ЗПР включает в себя разработку групповых и индивидуальных программ коррекционной работы с учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития.

Необходимо наличие в методическом кабинете литературы по специальной психологии и коррекционной педагогике. Воспитатели и специалисты должны иметь открытый доступ к изданиям, раскрывающим актуальные проблемы воспитания и образования детей с ЗПР.

Психолого-педагогическое обеспечение.  В первую очередь это создание психолого-педагогического консилиума, который анализирует особенности конкретного ребенка с ЗПР, определяет направления в разработке адаптированной образовательной программы. Именно благодаря ППК становится возможным раннее выявление особенностей в развитии детей и получение специальной психолого-педагогической помощи.

Кадровое обеспечение – также необходимое условие для организации работы с детьми с ЗПР. Все сотрудники, работающие с этой категорией детей, должны иметь соответствующую подготовку, знания и навыки.

Основное сопровождение ребенка с ЗПР проводится:

- учителем-дефектологом;

- учителем-логопедом;

- педагогом-психологом;

- воспитателем.

Для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрены особые условия труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.

В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...

Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.

Данная статья отражает следующие аспекты:Определения: Гипоплазия костей; Анизомелия; Сколиоз; КифосколиозМатериально-техническая базаКоррекционное сопровождение...

Комплексный индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут как средство реализации специальных образовательных условий для детей с ТНР

Коррекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР строится на комплексном подходе всех специалистов....

Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ

Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ДОВ соответствии с Федеральным законом «Об образовании ...

Описание специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ ...

Специальные образовательные условия для детей с ТНР. Консультация

Реализация инклюзивного образования в формате перевода дошкольников с ТНР в специализированные образовательные учреждения, а не в формате создания специальных образовательных условий на местах предста...

"Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Данный материал содержит в себе информацию о специфике организации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, и будет полезен не только специалистам узкого профиля (учителям-логопедам, учите...