Комплексный индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут как средство реализации специальных образовательных условий для детей с ТНР
статья по коррекционной педагогике на тему
Коррекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР строится на комплексном подходе всех специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matsneva_o.v._pereyaslavtseva_o.v.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный индивидуальный
коррекционно-развивающий маршрут как средство реализации специальных образовательных условий для детей с ТНР
Мацнева Ольга Владимировна, учитель-логопед
Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол, Белгородская область
С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. Они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Каждый год на базе ДОУ открываются новые группы компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР, которые осуществляют коррекцию речевых нарушений у детей и развивают предпосылки школьного обучения.
Коррекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР строится на комплексном подходе к решению коррекционных, развивающих и воспитательных задач и представляется строго продуманной системой. Основным специалистом группы компенсирующей направленности является учитель-логопед. Но эффективная работа предполагает тесное взаимодействие в работе учителя-логопеда с педагогом-психологом, воспитателями группы, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и медицинскими работниками.
На базе нашего ДОУ на каждого ребёнка с ТНР, посещающего группу компенсирующей направленности, разработан комплексный индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, в котором каждый специалист определяет свои задачи коррекционно-развивающей работы, что способствует логопедизации всего образовательного процесса и деятельности детей. Комплексный индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут разрабатывается после зачисления ребёнка в группу компенсирующей направленности и обследования ребенка. Он строится с учётом логопедического заключения, рекомендаций ТПМПК и индивидуальных особенностей каждого дошкольника с ТНР.
Внедрение коррекционно-развивающих маршрутов позволяет говорить о высокой степени их эффективности в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений дошкольников.
Об этом свидетельствует высокий результат – 99% воспитанников, выпущенных в школу с чистой речью. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка позволяет выстраивать работу в соответствии с учетом возрастных норм и требований программы, предупреждая перегрузки и чрезмерное форсирование речевого развития ребенка.
Консультирование родителей и совместная работа по преодолению речевых нарушений дошкольников также является важным звеном в системе общей работы.
Периоды коррекционно-развивающей работы помогают отслеживать динамику речевого развития каждого воспитанника, выделяя направления в которых следует аккумулировать усилия всех специалистов.
Таким образом, следует отметить, что эффективность коррекционной работы напрямую зависит от степени участия каждого субъекта образовательного процесса в реализации маршрута коррекционно-развивающей работы с дошкольником с ТНР в условиях ДОУ.
Приложение 1
Комплексный индивидуальный
коррекционно-развивающий маршрут
Фамилия, имя ребёнка: Абрамов Данил Сергеевич
Дата рождения: 29.05.2013
Логопедическое заключение: ОНР, III уровень речевого развития
Срок обучения:2 года
Речевое развитие Учитель-логопед: Мацнева О. В. Воспитатели групп компенсирующей направленности: Смотрова Г. В., Колесникова С. И. | |||
№ п/п | Задачи | Сроки реализации | Формы работы |
1. | Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях | В течение срока обучения | Подгрупповая, индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность |
2. | Формирование и развитие артикуляционной моторики | ||
3. | Формирование правильного физиологического и речевого дыхания | ||
4. | Развитие общей и мелкой моторики | ||
5. | Формирование произносительных умений и навыков | ||
6. | Формирование звуко-слоговой структуры слова | ||
7. | Активизация и обогащение словарного запаса | ||
8. | Развитие лексико-грамматических представлений | ||
9. | Развитие связной речи | ||
Социально-эмоциональное развитие Педагог-психолог: Сивкова О. А. | |||
1. | Развитие эмоционально-личностной сферы | В течение срока обучения | Групповая, индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность |
2. | Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) | ||
Физическое развитие Инструктор по физической культуре: Пареева Е.Ю. | |||
1. | Развитие правильного физиологического дыхания | В течение срока обучения | Групповая коррекционно-развивающая деятельность |
2. | Развитие общей моторики | ||
3. | Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков | ||
4. | Совершенствование координации речи с движением | ||
5. | Формирование навыка правильной осанки | ||
Музыкальное развитие Музыкальный руководитель: Буденко С. Г. | |||
1. | Развитие правильного физиологического и речевого дыхания | В течение срока обучения | Групповая коррекционно-развивающая деятельность |
2. | Развитие мелодического, тембрального, звуковысотного и динамического слуха | ||
3. | Развитие мелкой моторики | ||
4. | Совершенствование координации речи с движением | ||
5. | Музыкотерапия | ||
Здоровье Старшая медицинская сестра: Попова Н. Т. | |||
1. | Профилактика простудных заболеваний, повышение иммунитета. | В течение срока обучения | |
2. | Закаливание | ||
3. | Наблюдение врачей-специалистов | По графику | Медицинский осмотр |
Председатель ПМПк Нестерова Н. Г.
Учитель-логопед Мацнева О. В.
Воспитатель Смотрова Г. В.
Воспитатель Колесникова С. И.
Педагог-психолог Сивкова О. А.
Инструктор по физической культуре Пареева Е.Ю.
Музыкальный руководитель Буденко С. Г.
Старшая медицинская сестра Попова Н.Т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальных образовательных условий для детей с ЗПР в образовательной организации.
В данной статье представлен материал, который отражает следующие направления:Методы и приёмы в работе с детьми с ЗПР;Материально-техническая база;Коррекционное сопровождение;Важнейшие направления корр...
Создание специальных образовательных условий для детей с гипоплазией костей, анизомелией и сколиозом в образовательной организации.
Данная статья отражает следующие аспекты:Определения: Гипоплазия костей; Анизомелия; Сколиоз; КифосколиозМатериально-техническая базаКоррекционное сопровождение...
Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Комплексная индивидуальнаякоррекционно-развивающая программа...
Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
Анализ создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ДОВ соответствии с Федеральным законом «Об образовании ...
Описание специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ ...
Комплексная индивидуальная коррекционно - развивающая программа на 2020-2021 учебный год
Комплексная индивидуальная коррекционно - развивающая программа на 2020-2021 учебный год...
Специальные образовательные условия для детей с ТНР. Консультация
Реализация инклюзивного образования в формате перевода дошкольников с ТНР в специализированные образовательные учреждения, а не в формате создания специальных образовательных условий на местах предста...