Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Свистелочки - Звенелочки».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Ольга Викторовна

                                                  Ход занятия

1. Организационный момент

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со  звуками подружимся!

          Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

                  (дети встают в круг и называют свои имена)

- Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)

- А на какой планете мы живём? (Земля)

- А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог?   

        (Звёзды)

- С какого звука начинаются  эти слова? – (З)

 

2. Основная часть

    Сообщение темы занятия

- Сегодня познакомимся  и подружимся со звуками, которые вы выделили из   

   слов – звуки С,  3.

- Предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда «свистелочки»     

   у них на медальках символ – «свисток», сидящие справа – «звенелочки»  -

   у них на медальках символ «звонок».

- А знакомство с этими звуками я предлагаю начать с задания «Выбери сказочных

   героев».

- Перед вами 2 наборных полотна – на синее мы будем ставить все картинки

   со звуком С, а на зелёное – со звуком З. Вот картинки сказочных героев, в

   именах  которых  есть звуки нашего занятия. Давайте  назовём их и   

   выберем, кто из них со звуком  С, а кто из них со звуком З.

С – три поросёнка, Солдатик. Василиса, Лиса, Сова, Кот в сапогах,

    Слонёнок, Снегурочка, Свинка;

З – Незнайка, Разбойник, Обезьянка, Золушка, Змей Горыныч.

           Герои выставляются на 2 наборных полотна.

- Они предлагают с ними поиграть, заодно научиться слышать  и произносить звуки С, З.

 

 

 

 Психогимнастика и массаж лица 
- Сегодня,  1 декабря вступила в свои права зима. Давайте изобразим

  движениями: На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы

  замерзли, съежились. Давайте покажем, как мы лепим снежки (имитация

  движений).

-  Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились.

 - Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы:

             «Солнышко»   

      (с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Свистелочки - Звенелочки».

(Дифференциация звуков С- З)

        

Цель занятия:

  • Автоматизация  звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях, чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

  • Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой)  и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха);
  • Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове).
  • Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
  • Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить  сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.
  • Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образ
  • овывать существительные именительного падежа множественного числа. Совершенствование связной речи детей,  умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Поощрение  умения отвечать на вопросы полным предложением.
  • Ознакомление  детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии.
  • Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Уточнение словаря по теме «Сказочные герои».
  • Работа над  интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом. 
  • Воспитание интереса к играм  со звуками и словами.
  • Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование: 

   зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, картинки сказочных героев, игрушка солнышко, игрушка обезьяна, светофорчики с символами С и З, снежинки на сугробах, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами  «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Рога», картинки для физ.минутки, буклет -  массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, 3 сундука и З корзины (с обозначением  количества слогов) , картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З.

                                                  Ход занятия

1. Организационный момент 

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со  звуками подружимся!

          Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

                  (дети встают в круг и называют свои имена)

- Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)

- А на какой планете мы живём? (Земля) 

- А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог?  

        (Звёзды) 

- С какого звука начинаются  эти слова? – (З)

2. Основная часть

    Сообщение темы занятия 

- Сегодня познакомимся  и подружимся со звуками, которые вы выделили из  

   слов – звуки С,  3.

- Предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда «свистелочки»    

   у них на медальках символ – «свисток», сидящие справа – «звенелочки»  -

   у них на медальках символ «звонок».

- А знакомство с этими звуками я предлагаю начать с задания «Выбери сказочных

   героев». 

- Перед вами 2 наборных полотна – на синее мы будем ставить все картинки

   со звуком С, а на зелёное – со звуком З. Вот картинки сказочных героев, в

   именах  которых  есть звуки нашего занятия. Давайте  назовём их и  

   выберем, кто из них со звуком  С, а кто из них со звуком З.

С – три поросёнка, Солдатик. Василиса, Лиса, Сова, Кот в сапогах,

    Слонёнок, Снегурочка, Свинка;

З – Незнайка, Разбойник, Обезьянка, Золушка, Змей Горыныч.

           Герои выставляются на 2 наборных полотна.

- Они предлагают с ними поиграть, заодно научиться слышать  и произносить звуки С, З.

 Психогимнастика и массаж лица 
- Сегодня,  1 декабря вступила в свои права зима. Давайте изобразим

  движениями: На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы

  замерзли, съежились. Давайте покажем, как мы лепим снежки (имитация

  движений).

-  Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились.

 - Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы:

             «Солнышко»    

      (с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение)

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик  

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

(плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

 (потирают щёчки)

Солнышко  на носик ставит

Точки, точки, точки

 (постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Золотят веснушки деток

Очень нравится им это.

(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

- А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем гимнастику  для губ и язычка,  сопровождая показом движений кистей рук:

                                             улыбка, заборчик,

                                             хоботок, бублик,

         чередование улыбка – бублик,

                                             лопатка,

                                             горочка,                                    

                                           язык силач

(поднимаем руки (штангу) -вдох, опускаем – выдох) ,

                                           часики,

                                           качели;

                                           лодочка.                                          

- Убрали зеркала на край стола)

Характеристика и артикуляция звуков С-З.   

- Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике

   языка на 1 этаже (т.е. при их произношении язык находится на 1 этаже –

   за нижними зубами). Свистящие звуки это Твёрдый глухой звук С, мягкий    

   глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ и твёрдый

   глухой звук Ц. звуки С и З являются парными. А почему, вы сейчас

   узнаете.

- Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?

                          (использую картинки – звуковые символы)

С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;                                              

С-С-С – свистит за окошком ветер;

СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;

З-З-З – пилит пила;

З-З-З – работает станок, точащий детали;

З-З-З – звенит звонок;

З-З-З – звенит большой комар;

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;

- Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?

   (Начинаю заполнять 2 наборных полотна с кармашками картинками.

    Синее – для звука С, зелёное – для звука З)

- Звук  С   мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА, 

                                   У насоса длинный нос,

                                   Он свистит, как пылесос.  

- А звук  З – с песенкой  КОМАРИКА

                  Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

                 1 полочка: картинки НАСОС – КОМАР

- Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок,  голосовые складки,

когда мы произносим звуки С, З?

            С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

            А  З?  - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

             2 полочка: Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик)

- С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок.

  З – тоже самое.

    3 полочка: картинка язычка, горочка – то же под звуком З.

- С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

4 полочка: картинка: холодный ветер, под  З – такая же картинка.

- А теперь сравним, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.

  Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

              С - Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)

              З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук  - ЗВОНКИЙ)

  5 полочка:  С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит.

- Чем же отличаются звуки?

(Работой голосовых складок.)

- Давайте дадим характеристики нашим звукам.

С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

З - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый  (есть мягкий брат).

                        ФИЗМИНУТКА  с Обезьянкой

                        Лучшие качели -  гибкие лианы

                        Это с колыбели знают  обезьяны.

                        Кто весь день качается - да - да - да.

                        Тот не огорчается ни – ког -да!

- А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?

  Только повторим правило:

Если сомневаешься, какой звук – не спеши,

Руку ты на горлышко положи!

Игра «Эхо».  (слоговой анализ и синтез)
- Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» мне слоги»/используется мяч/. 
«с», «а» - «са»; 
«с», «и» - «си»; 
«с», «у» - «су»; 
«с», «о» - «со».

Аналогично произносятся слоги со звуком «З»

Игра «Подскажи словечко».

- Закончи двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:

               Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).           

               Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).

               На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).                       

               Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).

- Я буду читать стихотворение, а вы слушаете последнее слово в строчке

  Как услышите слово со звуком С – присесть команде свистелочки, а если слово

  прозвучит со звуком З – присядут команда звенелочки.

Игра «Вкусный суп».

                  Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.

                  Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.

                  Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.

                  На окно уселась СОЙКА: -  Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!

-  А Змей Горыныч любит, когда  чего-то много

           (Образование существительных им. падежа множ. числа).

-  Он  просит поиграть в игру   «Один – много»   

    НОС – НОСЫ, НАСОС, АЛМАЗ, АРБУЗ, КАКТУС, КАРАПУЗ,  НАСОС,

    ТАЗ, ВОЛОС, ПЫЛЕСОС, КАМАЗ, ПОДНОС, МОРОЗ, КЛАСС

       

3. Итог занятия

- На нашем логопедическом занятии команды  «свистелочки» и

  «звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!

- Чем мы занимались на занятии?

   (Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).

 - Что вам понравилось на занятии?

 - Дома я предлагаю вам нарисовать эти буквы на листе и раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Таинственное письмо» (по теме «Животные Севера») в рамках родительского собрания.

Цель: воспитывать речевую культуру детей, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера.Задачи:продолжать учить составлять сравнительный рассказ с опорой на  графическую схему;развива...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Хороши хлеба кубанские"

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Ребенок и окружающий мир" в подготовительной группе компенсирующей направленности "Хороши хлеба кубанские"....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Насекомые». Буква Е.

Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и буквенного анализа слов....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мир животных и птиц»

ХОД ЗАНЯТИЯ.I.  Организационный момент.– Дети, у вас на столах лежат пазлы, сложите их, что получилось?...