Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Свистелочки - Звенелочки».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Ход занятия
1. Организационный момент
Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
С солнцем мы покружимся
Со звуками подружимся!
Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!
(дети встают в круг и называют свои имена)
- Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)
- А на какой планете мы живём? (Земля)
- А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог?
(Звёзды)
- С какого звука начинаются эти слова? – (З)
2. Основная часть
Сообщение темы занятия
- Сегодня познакомимся и подружимся со звуками, которые вы выделили из
слов – звуки С, 3.
- Предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда «свистелочки»
у них на медальках символ – «свисток», сидящие справа – «звенелочки» -
у них на медальках символ «звонок».
- А знакомство с этими звуками я предлагаю начать с задания «Выбери сказочных
героев».
- Перед вами 2 наборных полотна – на синее мы будем ставить все картинки
со звуком С, а на зелёное – со звуком З. Вот картинки сказочных героев, в
именах которых есть звуки нашего занятия. Давайте назовём их и
выберем, кто из них со звуком С, а кто из них со звуком З.
С – три поросёнка, Солдатик. Василиса, Лиса, Сова, Кот в сапогах,
Слонёнок, Снегурочка, Свинка;
З – Незнайка, Разбойник, Обезьянка, Золушка, Змей Горыныч.
Герои выставляются на 2 наборных полотна.
- Они предлагают с ними поиграть, заодно научиться слышать и произносить звуки С, З.
Психогимнастика и массаж лица
- Сегодня, 1 декабря вступила в свои права зима. Давайте изобразим
движениями: На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы
замерзли, съежились. Давайте покажем, как мы лепим снежки (имитация
движений).
- Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились.
- Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы:
«Солнышко»
(с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Свистелочки - Звенелочки».
(Дифференциация звуков С- З)
Цель занятия:
- Автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях, чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.
Задачи:
- Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха);
- Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове).
- Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
- Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.
- Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образ
- овывать существительные именительного падежа множественного числа. Совершенствование связной речи детей, умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Поощрение умения отвечать на вопросы полным предложением.
- Ознакомление детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии.
- Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Уточнение словаря по теме «Сказочные герои».
- Работа над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.
- Воспитание интереса к играм со звуками и словами.
- Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Оборудование:
зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, картинки сказочных героев, игрушка солнышко, игрушка обезьяна, светофорчики с символами С и З, снежинки на сугробах, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Рога», картинки для физ.минутки, буклет - массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, 3 сундука и З корзины (с обозначением количества слогов) , картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З.
Ход занятия
1. Организационный момент
Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
С солнцем мы покружимся
Со звуками подружимся!
Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!
(дети встают в круг и называют свои имена)
- Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)
- А на какой планете мы живём? (Земля)
- А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог?
(Звёзды)
- С какого звука начинаются эти слова? – (З)
2. Основная часть
Сообщение темы занятия
- Сегодня познакомимся и подружимся со звуками, которые вы выделили из
слов – звуки С, 3.
- Предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда «свистелочки»
у них на медальках символ – «свисток», сидящие справа – «звенелочки» -
у них на медальках символ «звонок».
- А знакомство с этими звуками я предлагаю начать с задания «Выбери сказочных
героев».
- Перед вами 2 наборных полотна – на синее мы будем ставить все картинки
со звуком С, а на зелёное – со звуком З. Вот картинки сказочных героев, в
именах которых есть звуки нашего занятия. Давайте назовём их и
выберем, кто из них со звуком С, а кто из них со звуком З.
С – три поросёнка, Солдатик. Василиса, Лиса, Сова, Кот в сапогах,
Слонёнок, Снегурочка, Свинка;
З – Незнайка, Разбойник, Обезьянка, Золушка, Змей Горыныч.
Герои выставляются на 2 наборных полотна.
- Они предлагают с ними поиграть, заодно научиться слышать и произносить звуки С, З.
Психогимнастика и массаж лица
- Сегодня, 1 декабря вступила в свои права зима. Давайте изобразим
движениями: На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы
замерзли, съежились. Давайте покажем, как мы лепим снежки (имитация
движений).
- Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились.
- Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы:
«Солнышко»
(с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение)
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик
(движения по лбу от середины к вискам)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи
(плавные зигзагообразные движения по лбу)
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки
(потирают щёчки)
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки
(постукивают пальцем по носу и щёчкам)
Золотят веснушки деток
Очень нравится им это.
(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)
- А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:
улыбка, заборчик,
хоботок, бублик,
чередование улыбка – бублик,
лопатка,
горочка,
язык силач
(поднимаем руки (штангу) -вдох, опускаем – выдох) ,
часики,
качели;
лодочка.
- Убрали зеркала на край стола)
Характеристика и артикуляция звуков С-З.
- Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике
языка на 1 этаже (т.е. при их произношении язык находится на 1 этаже –
за нижними зубами). Свистящие звуки это Твёрдый глухой звук С, мягкий
глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ и твёрдый
глухой звук Ц. звуки С и З являются парными. А почему, вы сейчас
узнаете.
- Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?
(использую картинки – звуковые символы)
С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;
С-С-С – свистит за окошком ветер;
СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;
З-З-З – пилит пила;
З-З-З – работает станок, точащий детали;
З-З-З – звенит звонок;
З-З-З – звенит большой комар;
ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;
- Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?
(Начинаю заполнять 2 наборных полотна с кармашками картинками.
Синее – для звука С, зелёное – для звука З)
- Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,
У насоса длинный нос,
Он свистит, как пылесос.
- А звук З – с песенкой КОМАРИКА
Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).
1 полочка: картинки НАСОС – КОМАР
- Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,
когда мы произносим звуки С, З?
С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.
А З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.
2 полочка: Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик)
- С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок.
З – тоже самое.
3 полочка: картинка язычка, горочка – то же под звуком З.
- С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.
4 полочка: картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка.
- А теперь сравним, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.
Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?
С - Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)
З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук - ЗВОНКИЙ)
5 полочка: С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит.
- Чем же отличаются звуки?
(Работой голосовых складок.)
- Давайте дадим характеристики нашим звукам.
С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).
З - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый (есть мягкий брат).
ФИЗМИНУТКА с Обезьянкой
Лучшие качели - гибкие лианы
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь день качается - да - да - да.
Тот не огорчается ни – ког -да!
- А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?
Только повторим правило:
Если сомневаешься, какой звук – не спеши,
Руку ты на горлышко положи!
Игра «Эхо». (слоговой анализ и синтез)
- Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» мне слоги»/используется мяч/.
«с», «а» - «са»;
«с», «и» - «си»;
«с», «у» - «су»;
«с», «о» - «со».
Аналогично произносятся слоги со звуком «З»
Игра «Подскажи словечко».
- Закончи двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:
Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).
Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).
На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).
Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).
- Я буду читать стихотворение, а вы слушаете последнее слово в строчке
Как услышите слово со звуком С – присесть команде свистелочки, а если слово
прозвучит со звуком З – присядут команда звенелочки.
Игра «Вкусный суп».
Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.
Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.
Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.
На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!
- А Змей Горыныч любит, когда чего-то много
(Образование существительных им. падежа множ. числа).
- Он просит поиграть в игру «Один – много»
НОС – НОСЫ, НАСОС, АЛМАЗ, АРБУЗ, КАКТУС, КАРАПУЗ, НАСОС,
ТАЗ, ВОЛОС, ПЫЛЕСОС, КАМАЗ, ПОДНОС, МОРОЗ, КЛАСС
3. Итог занятия
- На нашем логопедическом занятии команды «свистелочки» и
«звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!
- Чем мы занимались на занятии?
(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).
- Что вам понравилось на занятии?
- Дома я предлагаю вам нарисовать эти буквы на листе и раскрасить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Таинственное письмо» (по теме «Животные Севера») в рамках родительского собрания.
Цель: воспитывать речевую культуру детей, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера.Задачи:продолжать учить составлять сравнительный рассказ с опорой на графическую схему;развива...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Хороши хлеба кубанские"
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Ребенок и окружающий мир" в подготовительной группе компенсирующей направленности "Хороши хлеба кубанские"....
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема занятия «Отряд юных гагаринцев»
Совершенствование знаний детей о космосе и космонавтах....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема «Дикие животные»
Обобщение и систематизация знаний у детей о диких животных...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Насекомые». Буква Е.
Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и буквенного анализа слов....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мир животных и птиц»
ХОД ЗАНЯТИЯ.I. Организационный момент.– Дети, у вас на столах лежат пазлы, сложите их, что получилось?...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Звуки [Ч] – [Щ]».
ХОД ЗАНЯТИЯ. I. Организационный момент....