речевая карта
учебно-методический материал по логопедии

Марчук Людмила Николаевна

речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta.docx84.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  № 80»

660052, Красноярский край, г. Красноярск, улица Алёши Тимошенкова, 199,тел. (391)222-98-89, факс (391)220-99-85,  

E-mail dou80@mailkrsk.ru , ИНН  2461023123, КПП 246101001, ОКАТО 04401365000,

ОКПО 55127555,  ОГРН  1022401945554

Карта разработана Филичевой Т. Б.  и Чиркиной Г.В.

Рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» ( Карта доработана д.п.н., профессором Архиповой Е.Ф. Внесены  в таблицу дополнительный возраст 4-5 лет и включен профиль развития: график для динамического наблюдения  и мониторинга)

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ                                                                       С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ                                                                                  на 4-5 лет на 5-6 лет на 6-7 лет

_________________________________________________                                       Имя фамилия ребенка

Учитель-логопед: Марчук Л.Н.

 

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ф.И.О.    

Дата рождения:   

Посещает

Домашний адрес: 

Дата поступления____________Откуда поступил___________________________________ Заключение специалистов:

Невропатолога:________________________________________________________________ 

Окулиста__ ___________________________________________________________________

Отоларинголога_______________________________________________________________ 

Психолога___ _________________________________________________________________

Сведения о семье:

Мать/ФИО:____________________________________________________________________ 

Отец/ФИО: ___________________________________________________________________                                              

Речь родителей и других членов семьи____________________________________________  

Наличие других детей в семье:  

АНАМНЕЗ

Наследственные и хронические заболевания родителей:   Возраст матери при рождении ребенка:   . От какой беременности ребенок:  Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония):     

Травмы:  

Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма:  

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция :  

Травмы во время родов:   

Асфиксия: белая, синяя:      Крик: был, нет :  

Вес  при рождении:                   рост при рождении

Перенесенные заболевания (инфекции): до 1 месяца:  

 до года:  

после года:   

до 3 лет:  

после 3 лет:     

Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре:  

Раннее физическое развитие

Стал держать голову____ Ползать_8 м Сидеть_7меХодить1 год  

Первые зубы1,5 г правша, левша, амбидекстр.                          

  Характер моторики:не координирован в движениях,  заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений:   

Раннее речевое развитие

Гуление:              Лепет:

Первые слова (какие):__ __________________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине:  _____________________________________________________________________________

Использование жестов ________________ Наличие двуязычия в семье________________

Обращались ли к логопеду, результат: ____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нет  -- в таблицах обозначает, что это задание ребенку в таком  возрасте  не даем.

1.Строение и подвижность артикуляторного аппарата

(качественная характеристика)

Параметры изучения

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Мимические движения (под счет: 5 раз в возрасте 5 и 6 лет)

Поднять брови

нет

3

Нахмурить брови

нет

2

Прищурить глаза

нет

2

Надуть-втянуть щеки

нет

1

Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы

Улыбка-трубочка

3

Оскал

нет

3

Вибрация – «тпру»

нет

1

Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют

Качественная характеристика

Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания

широкий, удержание «лопаткой»

нет

3

узкий, удержание 5 сек «жало»

нет

2

узкий: влево-вправо

нет

3

широкий: вверх-вниз

нет

2

кончиком обвести губы

нет

1

«цоконье»

1

 Нет ср. балла при ОНР

Качественная характеристика

Объем движений: ____________________________________________________________________________

Точность движений: сохранна, нарушена_________________________________________________________

Тонус: сохранен, повышенный, пониженный______________________________________________________

Темп движений: нормальный, медленный, быстрый______нормальный_______________________________

Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений

_____________________________________________________________________________________________

Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)____________._____________________

Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение

________________________________________________________________________________________ Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный_____________________________

Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель_________________________________

Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания

____________________________________________________________________________________________

2.Общее звучание речи

(качественная характеристика)

Параметры изучения

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох

Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком

Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия

Паузация: правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки

 Нет ср. балла при ОНР

                                                      3.Ручная моторика

Параметры изучения

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец кода

Начало года

Конец года

Покажи ушки (2-3 пальчика

Правая

Левая

Обе

нет

Покажи рожки (2-5 пальчиков)

Правая

Левая

Обе

нет

Сложи кольцо

Правая

Левая

Обе

нет

нет

нет

«Игра на рояле»

Правая

Левая

Обе

нет

Кулак, ребро, ладонь

Правая

нет

нет

нет

Левая

нет

нет

нет

Застежка

нет

Шнуровка

нет

Итого средний  балл 

4.Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)

Звуки

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Варианты. Условные обозначения

Начало года

Начало года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Б-М-П

N

В-Ф

N

Т-Д-Н

Д=Т

К-Г-Х

К=Т,   Г=Д,   Х=Т

Й (Е-Ё-Ю-Я)

Й=Л*,    Й=0

С

М/З,    С=Щ

Сь

М/З,     С*=Щ

З

З=Ж*,   З=С

Зь

М/З ,   З*=Ж*

Ц

Ц=Т*,    Ц=Ч

Ш

Ш=С,     Ш=Щ

Ж

Ж =М/З,    Ж=Г/З,    Ж=З

Щ

Щ=М/З,     Щ=С*

Ч

Ч=Т*

Л

Л=Й

Нет

Нет

Ль

Л*=Й

Нет

Нет

Р

Р =Й, Р=Л, Р=горловой

Нет

Нет

Рь

Р*=Й,Р*=Л*, Р=горловой

Нет

Нет

 Нет ср. балла при ОНР

Описываем условными обозначениями, из второй колонки берем условные обозначения (+ или – не ставить)

5.Фонематическое восприятие (повтори, покажи)

Речевой материал

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

па-ба

ба-па

та-да

да-та

ка-га

га-ка

та-да-та

да-та-да

нет

нет

нет

ка-га-ка

га-ка-га

нет

нет

нет

са-ша

за-жа

нет

нет

нет

мишка-мышка

бочка-почка

нет

нет

лук-люк

нет

нет

трава-дрова

крыса-крыша

жар-шар

нет

нет

коса-коза

рожки-ложки

Итого средний  балл

6.Языковой анализ и синтез

Речевой материал

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Какой первый звук в слове?

облако, иголки, аист

нет

Какой звук в конце слова?

пила, грибы, очки

нет

Какой звук в конце слова?

Кошка, автобус, дом

нет

нет

нет

нет

Какой звук в начале слова?

танк, коза, санки

нет

нет

нет

нет

Сколько звуков в слове?

кот, стул, лимон

нет

нет

нет

нет

Составь слово из звуков

к,о, т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а

нет

нет

нет

нет

Итого средний  балл

7.Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)

Речевой материал

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

пуговица (с 121)

кукуруза

Нет

Нет

гусеница

самокаты

милиционер

нет

нет

нет

нет

велосипед

нет

нет

нет

сковорода

нет

нет

нет

телевизор

нет

нет

нет

Мальчики слепили снеговика

нет

Водопроводчик чинит водопровод

нет

нет

нет

не перекрестке стоит регулировщик

нет

нет

нет

Итого средний  балл

8.Состояние лексико- грамматического строя речи. Импрессивная речь

Параметры изучения

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Начало года

Начало года

Конец года

Выполнение инструкций

Закрой книгу

Достань ручку

Достань ручку и положи ее на тетрадь

Понимание предложений с причинно-следственной связью

Петя ударил Васю. Кому больно?

Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше?

нет

нет

нет

нет

Понимание изменения числа существительных в предложении (

Покажи, где самолеты летят, где самолет летит

Покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают

Понимание падежных окончаний существительных

Покажи карандашом ручку

Нет

Нет

Покажи карандаш ручкой

Нет

Нет

Покажи дочку мамы

нет

нет

нет

нет

Покажи маму дочки

нет

нет

нет

нет

Понимание предлогов (покажи где?)

Кот идет к дому

Нет

Кот в доме

Кот перед домом

Нет

Кот вылезает из трубы

нет

нет

нет

нет

Кот выглядывает из-за крыльца

нет

нет

нет

нет

Итого средний  балл

9. .Состояние лексико- грамматического строя речи. Экспрессивная речь

Активный словарь

Параметры изучения

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец  года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Словарь существительных (с.129-147)

«посуда»

«мебель»

«овощи»

Нет

«фрукты»

Нет

«дикие и домашние животные»

Нет

«транспорт»

нет

нет

нет

нет

«деревья»

нет

нет

нет

нет

«инструменты»

нет

нет

нет

нет

«бытовая техника»

нет

нет

нет

нет

«школьные принадлежности»

нет

нет

нет

нет

Называние и показ частей мобъектов

Части тела: а) голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза

б) локоть, колено, ноготь

Нет

в) затылок, запястье, подбородок

нет

нет

нет

нет

Стул: спинка, сиденье, ножка

Чайник: донышко, носик, крышка, ручка

нет

нет

нет

нет

Глагольный словарь

летит

скачет

Нет

стучит

рисует

умывается

шьет

нет

нет

нет

нет

вяжет

нет

нет

нет

нет

вышивает

нет

нет

нет

нет

варит

нет

нет

нет

нет

жарит

нет

нет

нет

нет

печёт

нет

нет

нет

нет

Словарь признаков

черный-белый

сладкий-кислый

твердый-мягкий

нет

нет

нет

нет

большой-маленький

высокий-низкий

нет

нет

нет

нет

длинный-короткий

нет

нет

нет

нет

широкий-узкий

нет

нет

нет

нет

толстый-тонкий

нет

нет

нет

нет

Какой по форме?

треугольный

овальный

нет

нет

нет

нет

круглый

квадратный

прямоугольный

нет

нет

нет

нет

Какой по цвету?

основные цвета

оттенки цветов

нет

нет

нет

нет

Какой по вкусу?

Лимон

Клубника

Рябина

нет

нет

нет

нет

Итого средний  балл

10.Грамматический строй речи                     Обследование словообразовательных навыков

Параметры изучения

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением

ключ - ключик

звезда - звездочка

пуговица - пуговичка

С увеличительным значением

дом

нет

нет

нет

нет

рука

нет

нет

нет

нет

усы

нет

нет

нет

нет

Образование притяжательных прилагательных

чей хвост?

нет

нет

чья голова?

нет

нет

чьи уши?

нет

нет

Образование прилагательных от существительных (из чего сделано?)

шкаф из дерева

машина из железа

чашка из фарфора

нет

нет

нет

нет

шапка из шерсти

нет

нет

нет

нет

Образование глаголов с помощью приставок: ехать, бежать, лететь

При-

нет

нет

 

 

У-

нет

нет

За-

нет

нет

Пере-

нет

нет

нет

нет

Итого средний  балл

 

 

 

 

 

11.Словоизменение

Параметры изучения

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Изменение сущ-х по падежам

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

Нет

П.п.

Нет

Изменение прилагательных по родам

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

Нет

Изменение сущ-х по числам

лампа-лампы

нет

нет

стол-столы

яйцо-яйца

нет

нет

нет

нет

лоб-лбы

нет

нет

нет

нет

ухо-уши

нет

нет

нет

нет

Множественное число сущ-х в родительном падеже (нет чего?)

вишня

нет

нет

ведра

нет

нет

блюдца

нет

нет

парты

нет

нет

нет

нет

Согласование сущ-х с числительными (1,2,5)

карандаш

нет

нет

яблоко

нет

нет

тетрадь

нет

нет

нет

нет

Итого средний  балл

12.Исследование связной речи

Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение

Параметры изучения

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Составить предложение по картинке

Составить рассказ по картинке

нет

нет

Составить рассказ по серии картинок

нет

нет

Пересказ

Нет

Дать

Из 3-4 предло

жений

Нет

Дать  Из 3-4 предло

жений

Качество пересказа

Уровень необходимой помощи

Итого средний  балл

13.Познавательные процессы

Параметры изучения

Возраст ребенка

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Счетные операции

счет прямой и обратный

нет

нет

До 5

До 5

сосчитать сколько предметов нарисовано (с.225)

нет

нет

До 5

До 5

назвать  по порядку (с.227)

нет

нет

сколько лап у кошки?

сколько лап у петуха?

Ориентировка в пространстве

высоко

нет

нет

низко

нет

нет

далеко

Нет

близко

Нет

слева

нет

нет

справа

нет

нет

слева внизу

нет

нет

нет

нет

слева вверху

нет

нет

нет

нет

справа внизу

нет

нет

нет

нет

справа вверху

нет

нет

нет

нет

Ориентировка во времени

какое время года

в какое время суток дети идут в детский сад?

нет

нет

когда ребята идут гулять?

нет

нет

когда дети ложатся спать?

нет

нет

Назвать дни недели

нет

нет

нет

нет

Мышление

Составление из частей целого

Из 4-6

Из 4-6

Из 6-8

Из 6-8

Из 8-10

Из 8-10

Выделение лишнего предмета

нет

нет

Итого средний  балл

Логопедическое заключение:  

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...