речевая карта
учебно-методический материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80»
660052, Красноярский край, г. Красноярск, улица Алёши Тимошенкова, 199,тел. (391)222-98-89, факс (391)220-99-85,
E-mail dou80@mailkrsk.ru , ИНН 2461023123, КПП 246101001, ОКАТО 04401365000,
ОКПО 55127555, ОГРН 1022401945554
Карта разработана Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г.В.
Рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» ( Карта доработана д.п.н., профессором Архиповой Е.Ф. Внесены в таблицу дополнительный возраст 4-5 лет и включен профиль развития: график для динамического наблюдения и мониторинга)
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ на 4-5 лет на 5-6 лет на 6-7 лет
_________________________________________________ Имя фамилия ребенка
Учитель-логопед: Марчук Л.Н.
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ф.И.О.
Дата рождения:
Посещает
Домашний адрес:
Дата поступления____________Откуда поступил___________________________________ Заключение специалистов:
Невропатолога:________________________________________________________________
Окулиста__ ___________________________________________________________________
Отоларинголога_______________________________________________________________
Психолога___ _________________________________________________________________
Сведения о семье:
Мать/ФИО:____________________________________________________________________
Отец/ФИО: ___________________________________________________________________
Речь родителей и других членов семьи____________________________________________
Наличие других детей в семье:
АНАМНЕЗ
Наследственные и хронические заболевания родителей: Возраст матери при рождении ребенка: . От какой беременности ребенок: Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония):
Травмы:
Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма:
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция :
Травмы во время родов:
Асфиксия: белая, синяя: Крик: был, нет :
Вес при рождении: рост при рождении
Перенесенные заболевания (инфекции): до 1 месяца:
до года:
после года:
до 3 лет:
после 3 лет:
Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре:
Раннее физическое развитие
Стал держать голову____ Ползать_8 м Сидеть_7меХодить1 год
Первые зубы1,5 г правша, левша, амбидекстр.
Характер моторики:не координирован в движениях, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений:
Раннее речевое развитие
Гуление: Лепет:
Первые слова (какие):__ __________________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине: _____________________________________________________________________________
Использование жестов ________________ Наличие двуязычия в семье________________
Обращались ли к логопеду, результат: ____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нет -- в таблицах обозначает, что это задание ребенку в таком возрасте не даем.
1.Строение и подвижность артикуляторного аппарата
(качественная характеристика)
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Мимические движения (под счет: 5 раз в возрасте 5 и 6 лет) | Поднять брови | нет | 3 | ||||
Нахмурить брови | нет | 2 | |||||
Прищурить глаза | нет | 2 | |||||
Надуть-втянуть щеки | нет | 1 | |||||
Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы | Улыбка-трубочка | 3 | |||||
Оскал | нет | 3 | |||||
Вибрация – «тпру» | нет | 1 | |||||
Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют | Качественная характеристика | ||||||
Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания | широкий, удержание «лопаткой» | нет | 3 | ||||
узкий, удержание 5 сек «жало» | нет | 2 | |||||
узкий: влево-вправо | нет | 3 | |||||
широкий: вверх-вниз | нет | 2 | |||||
кончиком обвести губы | нет | 1 | |||||
«цоконье» | 1 | ||||||
Нет ср. балла при ОНР |
Качественная характеристика
Объем движений: ____________________________________________________________________________
Точность движений: сохранна, нарушена_________________________________________________________
Тонус: сохранен, повышенный, пониженный______________________________________________________
Темп движений: нормальный, медленный, быстрый______нормальный_______________________________
Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений
_____________________________________________________________________________________________
Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)____________._____________________
Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение
________________________________________________________________________________________ Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный_____________________________
Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель_________________________________
Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания
____________________________________________________________________________________________
2.Общее звучание речи
(качественная характеристика)
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох | ||||||
Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком | ||||||
Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия | ||||||
Паузация: правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки | ||||||
Нет ср. балла при ОНР |
3.Ручная моторика
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец кода | Начало года | Конец года | ||
Покажи ушки (2-3 пальчика | Правая | ||||||
Левая | |||||||
Обе | нет | ||||||
Покажи рожки (2-5 пальчиков) | Правая | ||||||
Левая | |||||||
Обе | нет | ||||||
Сложи кольцо | Правая | ||||||
Левая | |||||||
Обе | нет | нет | нет | ||||
«Игра на рояле» | Правая | ||||||
Левая | |||||||
Обе | нет | ||||||
Кулак, ребро, ладонь | Правая | нет | нет | нет | |||
Левая | нет | нет | нет | ||||
Застежка | нет | ||||||
Шнуровка | нет | ||||||
Итого средний балл |
4.Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)
Звуки | Возраст ребенка | ||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
Варианты. Условные обозначения | Начало года | Начало года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Б-М-П | N | ||||||
В-Ф | N | ||||||
Т-Д-Н | Д=Т | ||||||
К-Г-Х | К=Т, Г=Д, Х=Т | ||||||
Й (Е-Ё-Ю-Я) | Й=Л*, Й=0 | ||||||
С | М/З, С=Щ | ||||||
Сь | М/З, С*=Щ | ||||||
З | З=Ж*, З=С | ||||||
Зь | М/З , З*=Ж* | ||||||
Ц | Ц=Т*, Ц=Ч | ||||||
Ш | Ш=С, Ш=Щ | ||||||
Ж | Ж =М/З, Ж=Г/З, Ж=З | ||||||
Щ | Щ=М/З, Щ=С* | ||||||
Ч | Ч=Т* | ||||||
Л | Л=Й | Нет | Нет | ||||
Ль | Л*=Й | Нет | Нет | ||||
Р | Р =Й, Р=Л, Р=горловой | Нет | Нет | ||||
Рь | Р*=Й,Р*=Л*, Р=горловой | Нет | Нет | ||||
Нет ср. балла при ОНР |
Описываем условными обозначениями, из второй колонки берем условные обозначения (+ или – не ставить)
5.Фонематическое восприятие (повтори, покажи)
Речевой материал | Возраст ребенка | ||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
па-ба | ба-па | ||||||
та-да | да-та | ||||||
ка-га | га-ка | ||||||
та-да-та | да-та-да | нет | нет | нет | |||
ка-га-ка | га-ка-га | нет | нет | нет | |||
са-ша | за-жа | нет | нет | нет | |||
мишка-мышка | |||||||
бочка-почка | нет | нет | |||||
лук-люк | нет | нет | |||||
трава-дрова | |||||||
крыса-крыша | |||||||
жар-шар | нет | нет | |||||
коса-коза | |||||||
рожки-ложки | |||||||
Итого средний балл |
6.Языковой анализ и синтез
Речевой материал | Возраст ребенка | |||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Какой первый звук в слове? облако, иголки, аист | нет | |||||
Какой звук в конце слова? пила, грибы, очки | нет | |||||
Какой звук в конце слова? Кошка, автобус, дом | нет | нет | нет | нет | ||
Какой звук в начале слова? танк, коза, санки | нет | нет | нет | нет | ||
Сколько звуков в слове? кот, стул, лимон | нет | нет | нет | нет | ||
Составь слово из звуков к,о, т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а | нет | нет | нет | нет | ||
Итого средний балл |
7.Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)
Речевой материал | Возраст ребенка | |||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
пуговица (с 121) | ||||||
кукуруза | Нет | Нет | ||||
гусеница | ||||||
самокаты | ||||||
милиционер | нет | нет | нет | нет | ||
велосипед | нет | нет | нет | |||
сковорода | нет | нет | нет | |||
телевизор | нет | нет | нет | |||
Мальчики слепили снеговика | нет | |||||
Водопроводчик чинит водопровод | нет | нет | нет | |||
не перекрестке стоит регулировщик | нет | нет | нет | |||
Итого средний балл |
8.Состояние лексико- грамматического строя речи. Импрессивная речь
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Начало года | Начало года | Конец года | ||
Выполнение инструкций | Закрой книгу | ||||||
Достань ручку | |||||||
Достань ручку и положи ее на тетрадь | |||||||
Понимание предложений с причинно-следственной связью | Петя ударил Васю. Кому больно? | ||||||
Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше? | нет | нет | нет | нет | |||
Понимание изменения числа существительных в предложении ( | Покажи, где самолеты летят, где самолет летит | ||||||
Покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают | |||||||
Понимание падежных окончаний существительных | Покажи карандашом ручку | Нет | Нет | ||||
Покажи карандаш ручкой | Нет | Нет | |||||
Покажи дочку мамы | нет | нет | нет | нет | |||
Покажи маму дочки | нет | нет | нет | нет | |||
Понимание предлогов (покажи где?) | Кот идет к дому | Нет | |||||
Кот в доме | |||||||
Кот перед домом | Нет | ||||||
Кот вылезает из трубы | нет | нет | нет | нет | |||
Кот выглядывает из-за крыльца | нет | нет | нет | нет | |||
Итого средний балл |
9. .Состояние лексико- грамматического строя речи. Экспрессивная речь
Активный словарь | ||||||||||
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |||||
Словарь существительных (с.129-147) | «посуда» | |||||||||
«мебель» | ||||||||||
«овощи» | Нет | |||||||||
«фрукты» | Нет | |||||||||
«дикие и домашние животные» | Нет | |||||||||
«транспорт» | нет | нет | нет | нет | ||||||
«деревья» | нет | нет | нет | нет | ||||||
«инструменты» | нет | нет | нет | нет | ||||||
«бытовая техника» | нет | нет | нет | нет | ||||||
«школьные принадлежности» | нет | нет | нет | нет | ||||||
Называние и показ частей мобъектов | Части тела: а) голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза | |||||||||
б) локоть, колено, ноготь | Нет | |||||||||
в) затылок, запястье, подбородок | нет | нет | нет | нет | ||||||
Стул: спинка, сиденье, ножка | ||||||||||
Чайник: донышко, носик, крышка, ручка | нет | нет | нет | нет | ||||||
Глагольный словарь | ||||||||||
летит | ||||||||||
скачет | Нет | |||||||||
стучит | ||||||||||
рисует | ||||||||||
умывается | ||||||||||
шьет | нет | нет | нет | нет | ||||||
вяжет | нет | нет | нет | нет | ||||||
вышивает | нет | нет | нет | нет | ||||||
варит | нет | нет | нет | нет | ||||||
жарит | нет | нет | нет | нет | ||||||
печёт | нет | нет | нет | нет | ||||||
Словарь признаков | ||||||||||
черный-белый | ||||||||||
сладкий-кислый | ||||||||||
твердый-мягкий | нет | нет | нет | нет | ||||||
большой-маленький | ||||||||||
высокий-низкий | нет | нет | нет | нет | ||||||
длинный-короткий | нет | нет | нет | нет | ||||||
широкий-узкий | нет | нет | нет | нет | ||||||
толстый-тонкий | нет | нет | нет | нет | ||||||
Какой по форме? | треугольный | |||||||||
овальный | нет | нет | нет | нет | ||||||
круглый | ||||||||||
квадратный | ||||||||||
прямоугольный | нет | нет | нет | нет | ||||||
Какой по цвету? | основные цвета | |||||||||
оттенки цветов | нет | нет | нет | нет | ||||||
Какой по вкусу? | Лимон | |||||||||
Клубника | ||||||||||
Рябина | нет | нет | нет | нет | ||||||
Итого средний балл |
10.Грамматический строй речи Обследование словообразовательных навыков
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением | ключ - ключик | ||||||
звезда - звездочка | |||||||
пуговица - пуговичка | |||||||
С увеличительным значением | дом | нет | нет | нет | нет | ||
рука | нет | нет | нет | нет | |||
усы | нет | нет | нет | нет | |||
Образование притяжательных прилагательных | чей хвост? | нет | нет | ||||
чья голова? | нет | нет | |||||
чьи уши? | нет | нет | |||||
Образование прилагательных от существительных (из чего сделано?) | шкаф из дерева | ||||||
машина из железа | |||||||
чашка из фарфора | нет | нет | нет | нет | |||
шапка из шерсти | нет | нет | нет | нет | |||
Образование глаголов с помощью приставок: ехать, бежать, лететь | При- | нет | нет |
|
| ||
У- | нет | нет | |||||
За- | нет | нет | |||||
Пере- | нет | нет | нет | нет | |||
Итого средний балл |
|
|
|
|
|
11.Словоизменение
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Изменение сущ-х по падежам | И.п. | ||||||
Р.п. | |||||||
Д.п. | |||||||
В.п. | |||||||
Т.п. | Нет | ||||||
П.п. | Нет | ||||||
Изменение прилагательных по родам | Ж.р. | ||||||
М.р. | |||||||
Ср.р. | Нет | ||||||
Изменение сущ-х по числам | лампа-лампы | нет | нет | ||||
стол-столы | |||||||
яйцо-яйца | нет | нет | нет | нет | |||
лоб-лбы | нет | нет | нет | нет | |||
ухо-уши | нет | нет | нет | нет | |||
Множественное число сущ-х в родительном падеже (нет чего?) | вишня | нет | нет | ||||
ведра | нет | нет | |||||
блюдца | нет | нет | |||||
парты | нет | нет | нет | нет | |||
Согласование сущ-х с числительными (1,2,5) | карандаш | нет | нет | ||||
яблоко | нет | нет | |||||
тетрадь | нет | нет | нет | нет | |||
Итого средний балл |
12.Исследование связной речи
Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Составить предложение по картинке | ||||||
Составить рассказ по картинке | нет | нет | ||||
Составить рассказ по серии картинок | нет | нет | ||||
Пересказ | Нет Дать Из 3-4 предло жений | Нет Дать Из 3-4 предло жений | ||||
Качество пересказа | ||||||
Уровень необходимой помощи | ||||||
Итого средний балл |
13.Познавательные процессы
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Счетные операции | счет прямой и обратный | нет | нет | До 5 | До 5 | ||
сосчитать сколько предметов нарисовано (с.225) | нет | нет | До 5 | До 5 | |||
назвать по порядку (с.227) | нет | нет | |||||
сколько лап у кошки? | |||||||
сколько лап у петуха? | |||||||
Ориентировка в пространстве | высоко | нет | нет | ||||
низко | нет | нет | |||||
далеко | Нет | ||||||
близко | Нет | ||||||
слева | нет | нет | |||||
справа | нет | нет | |||||
слева внизу | нет | нет | нет | нет | |||
слева вверху | нет | нет | нет | нет | |||
справа внизу | нет | нет | нет | нет | |||
справа вверху | нет | нет | нет | нет | |||
Ориентировка во времени | какое время года | ||||||
в какое время суток дети идут в детский сад? | нет | нет | |||||
когда ребята идут гулять? | нет | нет | |||||
когда дети ложатся спать? | нет | нет | |||||
Назвать дни недели | нет | нет | нет | нет | |||
Мышление | Составление из частей целого | Из 4-6 | Из 4-6 | Из 6-8 | Из 6-8 | Из 8-10 | Из 8-10 |
Выделение лишнего предмета | нет | нет | |||||
Итого средний балл |
Логопедическое заключение:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...