протоколы логопедического обследования
учебно-методический материал по логопедии
протоколы логопедического обследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_5-6.doc | 68.5 КБ |
protokol_6-7.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол логопедического обследования (5-6 лет)
Дата обследования ____________________________________________________________
Ф.И ребенка ____________________________________________________________
Возраст на момент обследования _______________________________________________
I. Обследование активной речи
1. Беседа: Как тебя зовут?_______________________________________________________
Сколько тебе лет?______________________________________________________________
А знаешь ли ты свой день рождения? (в какое время года празднуют твой день рождения) _____________________________________________________________________________
Знаешь ли ты свой домашний адрес?______________________________________________
На чем ты добираешься до детского сада?__________________________________________
Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?__________________________________________
2. Рассказывание стихотворного текста (рассказывает - не рассказывает, уровень сложности, правильность, выразительность, громкость)___________________________________________________________________
_____________ ___________________________________________________________
________________________________ ________________________________________
Общее звучание речи:
Темп____________ _______________Голос____________________________________
Разборчивость___________ ___________Дыхание______________________________
II. Обследование связной речи. |
1. Составление рассказа по представлению
- Повествовательный рассказ
Расскажи о том, как ты ходил в цирк (зоопарк, отдыхал летом и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка)_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассказ-описание
Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, папина машина и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка)? Составь о ней рассказ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п. 1)
- Рассказ по сюжетной картинке
Посмотри на картинку и составь рассказ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассказ по серии сюжетных картинок
Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Описательный рассказ (с порой на картинку)
Придумай загадку про кого-то из зверей (Выполняется по образцу логопеда) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Пересказ
а) Я прочту небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказать
Запасливый еж.
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Понимание текста (предлагается при неуспешном пересказе)
Кто жил в лесу? _______________________________________________________________
Что он делал с яблоками? _______________________________________________________
Куда он относил яблоки? _______________________________________________________
Что ёж относил яблоки в нору? __________________________________________________
III. Обследование грамматического строя речи (по картинкам)
Употребление | Понимание (проверяется при ошибках в употреблении) | |||
1. Словоизменение. | ||||
а) Категория мн.ч. существительных (в Им.п., Р.п.) шар мяч глаз дерево дом | Что это? Нет чего (закрывая картинку со множеством предметов)? | |||
б) Категория падежа существительных (в ед.ч.): Без чего стол (петух, машина)? Кому девочка дает корм? Кого нарисовал мальчик? Чем работает мальчик? О чем мечтает девочка? | ||||
в) Предложно-падежные конструкции Кот идет к дому – Кот в доме – Кот перед домом – Кот за домом – Кот на крыше – Вылезает из трубы – Кот под крыльцом – Из-под крыльца Из-за дома | Где сидит кот (куда идёт)? Откуда выглядывает? | Покажи, где кот… | ||
г) Категория рода прилагательных: Жёлтый мяч Жёлтая майка Жёлтоё яблоко Красная роза Красное кресло Красный флаг | Назови предмет и скажи, какой он по цвету | О каком предмете я говорю Жёлтый … Жёлтая … Жёлтоё … Красная… Красное … Красный… | ||
д) согласование сущ. с числит.: «Сколько предметов изображено на каждом рисунке?» Шар Мяч | Понимание не обследуется 1 2 5 | |||
2. Словообразование. | ||||
а) образование названий детенышей животных: У лисы - лисята У медведя - У зайца - У волка - У ежа - | Назови детенышей животных | |||
б) образование относительных прилагательных: Стол из дерева - деревянный Мяч из резины- Кораблик из бумаги – Сок из апельсинов- Шуба из меха- | ||||
в) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Стол - Кукла - Стул- Кровать- | Назови ласково | |||
г) образование глаголов с помощью приставок: подходит заходит выходит переходит въезжает выезжает переезжает объезжает | Что делает мальчик (машина)? К дому … В дом … Из дома … Через дорогу … В гараж … Из гаража … Через мост … Вокруг гаража … | |||
3. Понимание синтаксических конструкций. | ||||
а) с реальными предметами: покажи ручкой карандаш покажи ручку карандашом б) по картинкам: покажи мамину дочку покажи дочкину маму | Употребление не обследуется |
IV. Состояние активного словаря.
1) Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам).
Назови эти предметы. Назови их одним словом.
яблоко _____________ слива_____________ груша_______________фрукты_____________
огурец_____________ морковь___________ свёкла _______________ овощи ___________
сапоги_____________тапки______________ валенки_______________обувь_____________
стул _______________стол________________шкаф________________ мебель___________
2) Словарь действий (по картинкам).
а) Что делает:
Врач - ___________________Учитель - ___________________Продавец - _____________ Водитель - ___________________Повар - __________________ Певец_________________
б) Кто как голос подает?
Собака____________________ Корова ___________________ Кошка _________________
Петух ____________________ Свинья ____________________
в) кто как передвигается?
Птица ___________________________ Черепаха _______________________
Лягушка _________________________ Рыба _________________________
3) Словарь признаков (по картинкам).
Скажи наоборот:
Большой- _________________________Грустный- _____________________________ Холодный- __________________________Твердый- ___________________________ Сладкий- __________________________
V. Слоговая структура (с опорой на картинки)
1. Повторение предложений
Повтори за мной:
Милиционер стоит на перекрёстке _______________________________________________
Фотограф фотографирует детей __________________________________________________
Золотые рыбки плавают в аквариуме _____________________________________________
2. Повторить слова (предлагается, если не выполняется п.1.)
Светофор __________ | Скакалка __________ | Кружка ____________ | Пуговица __________ |
Автобус ___________ | Перчатки __________ | Свечка ____________ | Паутина ___________ |
Пистолет __________ | Игрушки __________ | Кнопки ____________ | Самокаты __________ |
Карандаш __________ | Кисточка __________ | Кресло ____________ | Черепаха __________ |
Вертолет __________ | Ласточка __________ | Звезда _____________ | Кукуруза __________ |
Цыпленок _________ | Расческа ___________ | Свекла ____________ | Гусеница __________ |
VI. Звукопроизношение.
Назови картинку (при затруднении в самостоятельном назывании картинок используется отраженное повторение слов):
Собака _______________ | Усы________________ | Автобус______________ | С ________ |
Сети ________________ | Апельсин ___________ | Гусь __________________ | С’ ________ |
Зонт _________________ | Коза ________________ | З ________ | |
Зебра ________________ | Газета ______________ | З’ ________ | |
Цветы _______________ | Пуговица ___________ | Индеец _______________ | Ц ________ |
Шахматы ____________ | Машина ____________ | Душ __________________ | Ш ________ |
Жираф ______________ | Ножницы ___________ | Ж ________ | |
Чайник ______________ | Бабочка _____________ | Ключ _________________ | Ч ________ |
Щетка _______________ | Овощи ______________ | Плащ _________________ | Щ ________ |
Рыба ________________ | Корова ______________ | Помидор ______________ | Р _________ |
Репа ________________ | Веревка _____________ | Дверь _________________ | Р’_________ |
Лук ________________ | Белка _____________ | Дятел _________________ | Л _________ |
Лев _________________ | Телефон ____________ | Улитка ________________ | Л’_________ |
Яблоко ______________ | Майка ______________ | Платье ________________ | й _________ |
VII. Сформированность фонематического слуха:
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.
Повтори слоги: а) цепочки из трёх слогов:
да – та- да _________________ та – та – да _______________ па - ка – ка _____________ ка – па – па _________________ ма – на – на _______________ на – на – ма ___________
ба – па – ба _______________ па – ба – па ____________________________________
б) цепочки из двух слогов (предлагается при неуспешном повторении цепочек из трёх слогов): Да-та _______________ та-да _________________ па-ка _______________ ка-па_________________ма-на ______________ на-ма _______________па-ба __________ ба-па ________________
2. Дифференциация оппозиционных звуков (с опорой на картинки).
Покажи, где миска, а где мишка__________________________________________________
Покажи, где Лиза, а где лиса ____________________________________________________
Покажи, где уши, а где ужи _____________________________________________________
3. Хлопни в ладоши на звук:
«С» – С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С
«Ш» – Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж
«Ч» – Ч, И, Ч, Ц, Щ, Ч, Ш, Ть, Ч
VIII. Звуковой анализ
Назови звук в начале слова:
Аист______ Ира_____Оля _____утка______волк______дом______стол______дверь______
Назови звук в конце слова:
Кот______сок_______нос_______шары________мячи________
IX. Обследование артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата:
губы __________________________________ зубы___________________________ ______ прикус _______ _____ _______________язык_____________________________________ уздечка ______________________ ________ твёрдое и мягкое небо ___________________
Мимические движения:
Движение оскаливания ___________________ надувание щек ________________________
Наморщивание __________________________ нахмуривание ________________________ Подвижность артикуляционного аппарата:
губы: улыбочка_____ _____трубочка_____________________________
оскал___ ______бублик_______________________________
трубочка – улыбочка ___________________________________________________________
язык: лопаточка _____ ____ иголочка _____________________________
высунуть язык на нижнюю губу__________________________________________________ высунуть язык на верхнюю губу _________________________________________________
горка ______ ___парус__________________________________
грибок ________________________________ чашечка _______________________________ часики_________________________________качельки ______________________________ «цоканье»______________________________кончиком обвести губы__________________
мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте _________________________
Учитель-логопед_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Протокол логопедического обследования ребенка (6-7 лет)
Дата обследования____________________________________________________________________
Ф.И.ребенка_________________________________________________________________________
Возраст на момент обследования________________________________________________________
I. Обследование активной речи
1. Беседа:
Как тебя зовут? _________________________________ Сколько тебе лет?______________________
А знаешь ли ты свой день рождения? (в какое время года празднуют твой день рождения)
_____________________________________________________________________________________
Знаешь ли ты свой домашний адрес?_____________________________________________________
На чем ты добираешься до детского сада?_________________________________________________
Знаешь ли ты в каком городе мы живём?__________________________________________________
2. Рассказывание стихотворного текста (рассказывает – не рассказывает, уровень сложности, правильность, выразительность, громкость) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Общее звучание речи:
Темп ___________________________________ Голос ______________________________________
Разборчивость __________________________ Дыхание _____________________________________
II. Обследование связной речи.
1. Составление рассказа по представлению (Задание на опору из жизненного опыта).
- Повествовательный рассказ (Расскажи о том, как ты с мамой ходил в цирк, зоопарк и т.д)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассказ-описание (Какая у тебя любимая игрушка, домашнее животное, папина машина и т.д.?) Составь рассказ о ней.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п. 1)
- Рассказ по сюжетной картинке (Посмотри на картинку и составь рассказ)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассказ по серии сюжетных картинок (Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Описательный рассказ (с опорой на картинку) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Пересказ
Перескажи сказку: | |
«Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и. . . увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули». |
III. Обследование грамматического строя.
Употребление | Понимание (проверяется при ошибках в употреблении) | ||
1.Словоизменение. | |||
а) Категория мн.ч. существительных (в им.п, р.п.): (Что это? Нет чего?) Стол – столы – столов Лист – Ухо – Перо – | |||
б) Категория падежа существительных (без картинок): Р.п. Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? Д.п. Кому нужна удочка? К кому ты любишь ходить в гости? В.п. Кого ты видел в зоопарке? Цирке? Т.п. Чем подметают? Чем рисуют? П.п. На чем катаются дети зимой | |||
в) Предложно-падежные конструкции: под коробком- между коробками- перед коробком- на коробке- за коробком- в коробке- из – под коробка- из коробка- из – за коробка- | Где находится божья коровка? Откуда выглядывает? | «Покажи где коровка...» | |
г) Категория рода прилагательных: «Назови предмет и скажи, какой он по цвету» Жёлтая майка – Жёлтый мяч – Жёлтое яблоко – Красная роза – Красное кресло – Красный флаг – | О каком предмете я говорю? Жёлтый …. Жёлтая… Жёлтое… Красная… Красное… Красный… | ||
д) согласование сущ-ых с числительными: «Сколько предметов изображено на каждом рисунке?» Цыпленок – Матрешка – Ведро – | Понимание не обследуется 1 2 5 | ||
2. Словообразование. | |||
а) образование названий детенышей животных: «Назови детенышей животных» У кошки – котенок У собаки – У медведицы – У коровы – У лошади – У волчицы – | |||
б) образование относительных прилагательных: «Ложка из дерева – деревянная» Аквариум из стекла – Перчатки из кожи – Шапка из шерсти – Калоши из резины – Шуба из меха – | |||
в) образование притяжательных прилагательных: «Чей хвост? Чья голова?» Лиса – Волк – Медведь – Кошка – Заяц – | |||
г) образование сущ-ых с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Назови ласково» Дерево – деревце Окно – Ящик – Зеркало – Платье – Звезда – | |||
д) образование глаголов с помощью приставок: «Что делает мальчик?» Наливает – Выливает – Переливает – Поливает – | |||
е) образование слов, обозначающих профессию с помощью суффиксов: «Вставляет стекла – стекольщик» Кладет печь – Чинит сапоги – Играет в хоккей – | |||
3. Понимание синтаксических конструкций | |||
Васю рисует Митя. Кто художник? Дедушка провожает внука. Кто уезжает? Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди? Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга? Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше – пошёл в кино или прочитал книгу? | Употребление не обследуется |
IV. Состояние активного словаря.
- Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам). «Назови эти предметы и назови их одним словом»
инструменты________________________________________________________________________
пила ________________________топор ________________________молоток___________________
ножницы____________________иголка________________________щипцы_____________________
транспорт___________________________________________________________________________
автобус__________________ автомобиль______________________троллейбус__________________
трамвай_____________________ поезд________________________ самолёт____________________
учебные принадлежности_____________________________________________________________
пенал___________________ портфель___________________карандаш_________________________
ручка___________________ линейка ____________________книга____________________________
бытовая техника_____________________________________________________________________
пылесос____________________ утюг____________________ телевизор________________________
телефон____________________ лампа___________________ магнитофон______________________
профессии___________________________________________________________________________
врач________________ учительница_____________________ продавец________________________
шофёр_________________ повар______________________ маляр_____________________________
- Словарь действий (по картинкам). Что делает:
Портниха - _____________________________ Летчик – _____________________________________
Продавец - _____________________________ Художник – __________________________________
Повар – ________________________________Почтальон – _________________________________
3. Слова-антонимы: «Скажи наоборот»
большой –______________________________ кислый – ____________________________________
высокий – ______________________________ широкий – ___________________________________
длинный – ______________________________ плачет – ___________________________________
прилетела – _____________________________ поднимается – _______________________________
входит – ________________________________ открывает – _________________________________
V. Слоговая структура
1. Повторить предложения:
Велосипедист едет на велосипеде________________________________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле ________________________________________________________
Лариса смотрит телевизор ______________________________________________________________
На перекрестке стоит регулировщик _____________________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию _______________________________________________________
- Повторить слова (с опорой на картинки) (предлагается, если не выполняется п.1)
Светофор_____________ скакалка _______________ кружка_____________пуговица__________
Автобус ______________ перчатки ______________ свечка _____________ паутина___________
Пистолет _____________ игрушки ______________ кнопки ____________ самокаты__________
Карандаш ____________ кисточка ______________ кресло _____________ черепаха __________
Вертолет _____________ ласточка ______________ звезда _____________ кукуруза __________
Цыпленок ____________ расческа ______________ свекла _____________ гусеница __________
VI. Звукопроизношение.
Назови картинку:
Самолет ______________ | Лиса _______________ | Ананас_______________ | С ________ |
Синица ______________ | Персик _____________ | Гусь _________________ | С’ ________ |
Заяц _________________ | Мимоза ____________ | Динозавр _____________ | З ________ |
Земляника ____________ | Корзина ____________ | Паровозик ____________ | З’ ________ |
Цыпленок ____________ | Курица _____________ | Огурец _______________ | Ц ________ |
Шапка _______________ | Груша ______________ | Мышь _______________ | Ш ________ |
Жёлудь ______________ | Ножи _______________ | Баклажан _____________ | Ж ________ |
Чайник ______________ | Кабачок _____________ | Мяч _________________ | Ч ________ |
Щегол _______________ Яблоко ______________ | Овощи ______________ Майка ______________ | Плащ ________________ Сарай ________________ | Щ ________ Й_________ |
Ромашка_____________ | Торт ______________ | Помидор _____________ | Р _________ |
Редис ________________ | Перец _____________ | Букварь ______________ | Р’_________ |
Лодка _______________ | Кукла _____________ | Стол ________________ | Л _________ |
Лимон _______________ | Коляска ____________ | Медаль ______________ | Л’_________ |
VII. Сформированность фонематического слуха:
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками: (Повтори слоги)
да – та – да | ____________________ | та – та – да | ____________________ |
па – ка – ка | ____________________ | ка – па – па | _____________________ |
ма – на – на ба – па – ба са – ца – ца | ____________________ ____________________ ____________________ | на – на – ма па – ба – па ца – ца – са | _____________________ _____________________ _____________________ |
- Дифференциация звуков: (Выбери картинку на звук)
С Ш Ч Л
Забор ___________ шарф _____________ часы _________________ лодка ________________
Самокат _________ жираф ____________ цветы ________________ рубашка _____________
Собака ___________ жук ______________ щипцы _______________ рак _________________
Цепь _____________ щётка ____________ чайник _______________ ложка _______________
Замок ____________ шприц ___________ чашка _________________ рыбы _______________
Цыпленок _________ шуба ___________ телефон ________________ лук ________________
Шапка ____________ слон ____________ шахматы ______________ робот _______________
Самолёт ___________ щипцы ____________ цыпленок _________ лопата ________________
- Хлопни в ладоши на звук:
«С» - С,А,М,С,З,С,Ц,Ш,С
«Ш» - Ш,Н,Р,Ш,Щ,Ч,Ш,С
«Ч» - Ч,И,Ч,Ц,Щ,Ч,Ш,Ть,Ч |
VIII. Звуковой анализ
1. Определение количества и последовательности звуков в словах: ( Сколько звуков в слове? Назови их по порядку)
мак ____________________ вата __________________ волк _____________ шапка ______________
2. Выделение начального звука в слове (п.2-5 предлагается при неуспешном выполнении п.1)
Какой первый звук ты слышишь?
Мак _______ осы _________ трава __________ утка _________ булка _______ иголка ___________
3. Выделение конечного звука в слове: (Какой звук ты слышишь в конце слова?)
Дом ________ коса __________ лук ___________ перо _________ палец _________ маки _________
- Определение места звука в слове: ( Где находится звук «М» в словах?)
Мак _________ сумка _________ дом _________ лимон _________ сом ________ муха __________
- Анализ на уровне слога (выполняется по образцу логопеда)
Раздели слог на звуки ам _______ оп _______ ик _______ ва _______ пи ________ ду __________
IX. Обследование артикуляционного аппарата.
1.Строение артикуляционного аппарата:
Губы _______________________________ зубы ___________________________________________
Прикус _____________________________ язык ____________________________________________
Уздечка ____________________________ твёрдое и мягкое нёбо _____________________________
Мимические движения:
Движение оскаливания ____________________ надувание щёк ______________________________
Наморщивание ___________________________нахмуривание________________________________
2.Подвижность артикуляционного аппарата:
Губы: улыбочка ___________________ трубочка _________________ оскал ___________________
Бублик _____________________ трубочка – улыбочка ______________________________________
Язык: лопаточка ______________________ иголочка ______________________________________
Высунуть язык на нижнюю губу ________________________________________________________
Высунуть язык на верхнюю губу ________________________________________________________
Горка _____________________ парус _____________________ грибок ________________________
Чашечка ___________________ часики _____________________ качели _______________________
«цоканье» ___________________ кончиком обвести губы ___________________________________
Мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте _______________________________
Учитель - логопед _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол логопедического обследования ребёнка (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Представляю вниманию коллег созданный мной протокол для логопедического обследования, в который вносятся ответы детей по всем разделам ( речевые и неречевые процессы, мышление, психологические особенн...
Протокол логопедического обследования ребенка с ОНР. Подготовительная группа
Одним из важных этапов логопедической работы является логопедическое обследование. От того, насколько правильно специалист определит структуру речевого нарушения, зависит эффективность логопедической ...
Протокол логопедического обследования
В протоколе отражены основные показатели, по которым проводится обследование речевой системы дошкольника. ...
Протокол логопедического обследования (3-4 года)
Протокол логопедического обследования (3-4 года)Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________Ф.И. ребенка_________________________________________________...
Протокол логопедического обследования (4—5 лет)
Протокол логопедического обследования (4—5 лет)Дата обследования_______________ Возраст на момент обследования________________Ф.И.ребенка______________________________________________I. ОБСЛЕДОВАНИЕ А...
Протокол логопедического обследования (5-6)
Протокол логопедического обследования (5-6)Дата обследования ___________ Возраст на момент обследования_______________Ф.И ребенка_________________________________________________________I Обслед...
Протокол логопедического обследования (6-7 лет)
Протокол логопедического обследования (6-7 лет)Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования ______________________Ф.И. ребенка____________________________________________________...