24.09.2023. Ребусы и кроссворды как средство обучения грамоте и развития речи детей
статья по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Кроссворды и ребусы — как средство обучения грамоте и развития речи детей
На сегодняшний день проблема использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов в работе с детьми дошкольного возраста недостаточно изучена, поэтому и является актуальной. Детские кроссворды и ребусы притягивают детей тем, что позволяют им делать "открытия". Каждое разгаданное слово воспринимается ребенком как достижение, как доказательство того, что он взрослый.
Я начинаю учить разгадывать ребусы с самых простых (доскажи словечко) затем усложняю: заменяем буквы по правилу. Потом разбираем ребусы с предлогами, с запятыми.
Решая ребус, ребёнок проводит звуко-буквенный анализ в уме, определяя количество, место, порядок нужной буквы (букв) в слове.
Ребусы, требующие добавления предлогов, восполняют пробелы пространственных представлений, помогают запомнить малознакомые предлоги. Расширяется словарный запас ребёнка.
Также на занятиях мы разгадываем кроссворды.
Кроссворды, как и ребусы, требуют от ребёнка достаточного словарного запаса и проведения звуко-буквенного анализа. Кроссворды я даю от простых (вписать буквы) потом с пересечением (по горизонтали и вертикали). Кроссворды и ребусы можно начинать разгадывать с 4-5 лет. Сначала устно, как загадки. Как только ребёнок освоит названия букв можно уже писать.(печатать). Так дети быстрее запомнят графическое изображение букв и быстрее научатся читать.(вижу пишу говорю)
Для того чтобы кроссворды выполняли развивающую функцию, нужно непременно делать их тематическими.
Так как темы, доступные для детей, подразумевают сравнительно небольшой объём слов, сначала можно применять разновидность кроссворда, имеющую только одно пересечение. Затем можно предлагать и задания, над которыми придётся поломать голову.
Ребусы, головоломки, кроссворды относятся к игровым и в то же время к проблемно-поисковым методам обучения детей, а старший дошкольный возраст является благоприятным для обучения детей разгадыванию игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок.
Кроссворды активизируют у ребёнка умственную деятельность, развивают логическое мышление, память, внимание, помогают узнать больше об окружающем мире, обогатить словарный запас; формируют орфографическую зоркость; развивают мелкую моторику, усидчивость, умение добиваться результата, создают положительный эмоциональный настрой, формируют навык самоконтроля, необходимый в будущей учебной деятельности.
В детском саду с детьми старшего дошкольного возраста кроссворды можно использовать как часть образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности, на итоговых мероприятиях и в развлечениях. Также кроссворды можно использовать в работе с родителями для закрепления знаний детей по определённым темам.
Учитель-логопед Побережная Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Знакомство с инопланетянами"
Конспект итогового занятия по развитию речи у детей с нарушением зрения по программе "Радуга", с интеграцией образовательных областей "Математика и логика", "Познавательное развитие"...
Занятие по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей».
•Закреплять умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.•Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя....
занятие по обучению грамоте и развитию речи.Тема: Звук Б и Бь
Данная презентация составлена с учетом рограммы "Детский сад 2100"...
Конспект НОД по обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: «Буква и звук [Ж]»
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Совершенствование грамматического строя речи,...
Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности "Подготовка к обучению грамоте" и "Развитие речи" для детей подготовительной к школе группы.
Взаимодействие воспитателя и учителя - логопеда в непосредственно- образовательной деятельности....
Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте и развитие речи), художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного в
Итоговая НОД "Умники и умницы"...
Итоговое занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну правильной речи"
В увлекательной форме путешествия повторяем пройденные темы по обучению грамоте...