Итоговое занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну правильной речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
В увлекательной форме путешествия повторяем пройденные темы по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №45»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте
"Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе
Занятие подготовлено воспитателем
Орловой Ириной Николаевной
Оренбург, 2018
Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте
"Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе
Цель: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам, пройденным за учебный год.
Образовательные задачи. Повторять, обобщать и систематизировать знания детей. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза; закрепить навыки чтения слов и предложений с изученными буквами; формировать правильную речь; закрепить правильные речевые навыки в различных речевых ситуациях.
Развивающие задачи. Развивать и обогащать словарь детей через участие в словесно-речевых играх; развивать умение применять знания на практике; способствовать развитию связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитывать умение детей самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Планируемые результаты: самостоятельное решение поставленных перед детьми задач.
Вид деятельности: игровая, познавательная, поисковая, коммуникативная.
Методы: игровые, наглядные. словесные, практические.
Приемы: вопросы, указания, поощрительная оценка.
Интеграция с образовательными областями: познавательная, социально-коммуникативная, физическая культура.
Материалы и оборудование. Пальчиковый бассейн с желудями, магнитные буквы, предметные картинки на выученные буквы (А,О,У, И, Д-Т, Б-П, Г-К, М, Н, Ф), магнитная доска, карта с определительными знаками для игр в путешествии, конверты с заданиями, контейнеры с фишками красного, зеленого и синего цвета, мнемотаблица со стихотворением, дидактическая игра «Разноцветные корзинки» (на автоматизацию звука «А»), настольно-печатная игра «Найди своего брата. Слова омонимы», карточки со слогами, словами и предложениями, конверты с медальками для детей и взрослых.
Предварительная работа. Повторение стихотворений по мнемотаблице, малоподвижной игры «Дни недели»
Ход занятия
I часть вступительная. Мотивационный компонент
Воспитатель: Сегодня мы оправимся в путешествие по Стране Правильной речи. Но сначала давайте мы с вами разбудим наши буквы, которые мы с вами уже выучили, с какими-то мы только познакомились. Они отправятся с нами тоже в путешествие. (Воспитатель предлагает им опустить руки в бассейн с желудями и найти буквы (на магнитах). Постарайтесь найти в бассейне по одной букве. Назовите их, Педагог предлагает им пройти к магнитной доске, внимательно посмотреть на картинки и поставить буквы над теми картинками, названия которых начинаются с данных букв. Проводится игра «Найди и соедини». Дети комментируют выполнение задания. 1-й ребенок — А я поставил над апельсином. 2-й р-к — У я поставил над указкой. 3-й р-к — И я поставил над ирисом. 4-й р-к — О я поставил над осой. 5-й р-к — Д я поставил над домиком. 6-й р-к — Т я поставил над телевизором. 7-й р-к — Б я поставил над барабаном. 8-й р-к — П я поставил над платьем. 9-й р-к - Г я поставил над глобусом. 10-й р-к — К я поставил над кастрюлей. 11-й р-к — М я поставил над медведем. 12-р-к — Ф я поставил над флажком. 13-й р-к - Н я поставил над носорогом. (Педагог хвалит детей, убирает картинки и буквы, уточняют, что буквы мы видим, звуки мы слышим, согласные буквы обозначаем синим цветом, а гласные — красным).
II часть Основная
Воспитатель: В любом путешествии, чтобы не потеряться, необходима карта. Перед вами карта (в ней всё просто), которая поможет пройти испытания и приведёт нас к Замку Мудрой Совы. Путешествовать мы будем на разных видах транспорта, названия которого вы должны отгадать по первой и последней букве. Вы готовы? 2. Первая буква В, последняя Д. Дети: (велосипед). Воспитатель: Буква «В» для нас новая и сегодня мы с ней поближе познакомимся. (показать её) Воспитатель: Как вы думаете, буква «В» какая она? Дети. Согласная. Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем согласные буквы и звуки? Дети: синим Воспитатель: Верно. Буква «В» обозначает два звука «В» и «Вь». Воспитатель: Прохлопайте в ладоши и определите сколько слогов в слове велосипед?
Д е т и. 4
Воспитатель: Назовите первый слог. Дети: ве Воспитатель: какой звук вы слышите «В» или «Вь»? Дети. Вь Воспитатель: Верно. Звук «вь» какой он? Дети: согласный, звонкий. мягкий. Воспитатель хвалит детей. Воспитатель: Назовите слова, в которых мы можем услышать звук «Вь». Дети: весна, вилка, ведро, веночек, весло, веревка, (Воспитатель хвалит детей).
Воспитатель: Прежде, чем мы отправимся в путь, мы с вами выполним небольшое задание - игра «Послушай и похлопай». Если вы услышите звук [В] – похлопайте в ладоши, если этого звука нет — спрячьте руки за спину. Для игры используется следующий материал: в, д, б, п, ф, г, в, к, н, ву, во, ды, ва, фо, ну, ви; вот, весна, Сева, вода, ветер, группа, повар, воздушный, ковер, савок, погода, флаг, свитер. (воспитатель хвалит детей) Воспитатель: Ну а теперь садимся на велосипед (показывают движение) и отправляемся в путь. Мы попали в город «Мимики и жестов». Когда-то очень давно люди не умели разговаривать и общались между собой, используя мимику и жесты. Сейчас мы поиграем в игру и посмотрим, легко ли понимать других, не используя речь. Задание для детей: Показать частями тела: • как твои плечи говорят: «я горжусь». • как твоя спина говорит: «я старый, больной человек». • как твой палец говорит: «иди сюда». • как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…» • как твое ухо говорит: «Я слышу птичку». • как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…» (хвалит детей)
3. Мы поедем дальше на транспорте, который начинается с буквы П, заканчивается буквой Д (поезд). Воспитатель: Но сначала послушайте стихотворение: Поля Павлу под подушку, положила погремушку. Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]? Дети. Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку. Воспитатель: Поля, Павел — кто это? Дети: имена детей. Воспитатель: как пишутся имена, фамилии и отчества детей, взрослых? Дети: с большой (заглавной) буквы. Воспитатель: Поля — это имя кого? Дети: имя девочки . Воспитатель: давайте мы подойдем к столу и составим звуковую цепочку имени Поля. (на столе контейнеры с синими, красными и зелеными фишками). Сначала прохлопаем в ладоши и определим, сколько слогов в данном слове. Дети прохлопывают и определяют два слога. Воспитатель просит назвать каждый слог отдельно, и просит составить цепочку, комментируют свой ответ. Воспитатель: Правильно. Ну а теперь садимся в поезд (изображают движение) и отправляемся в путь. Мы прибыли в город «Картинки». Задание такое – нужно прочитать стихотворение по мнемотаблице «Весна»:
(Воспитатель хвалит детей).
4. Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Первая буква С, последняя Т (самолёт). Воспитатель: Ребята, а какая буква стоит последняя в данном слове? Дети: Т. Воспитатель: Напишите в воздухе букву «Т». (дети пишут). Воспитатель: из скольких палочек она состоит. Дети: из двух, длинной и короткой. Воспитатель: длинные вертикальные палочки мы пишем сверху вниз, а короткие горизонтальные – слева направо. Для вас игра «Живой конструктор». Давайте пройдем на спортивный коврик и составим букву «Т». Выбирает двух детей (высокий ростом – будет длинной вертикальной палочкой, и низкий – короткой горизонтальной палочкой), (Воспитатель хвалит детей ) Воспитатель: ну а теперь садимся на самолет и полетели (показывают движения). Воспитатель: Мы совершили посадку в городе Рифмы. Что такое рифма? Это звуковое совпадение слов. (открывает конверт и читает задание) Игра «Добрый слон». Жил в этом городе добрый слон, сочинял рассказы он. Книжки добрые писал, и друзьям их раздавал. В рифмы он любил играть, чтоб с друзьями не скучать. Вот картина, вот (корзина, машина). Вот ромашка, вот (букашка, бумажка). Вот мой домик, вот твой (домик, сомик, гномик); Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка); Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка); Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет). Воспитатель хвалит детей. Воспитатель: Ребята, вы устали? Давайте немножко подвигаемся и сыграем в игру «Дни недели». (уточняют какой сегодня день недели после игры). Воспитатель выбирает ребенка и тот по считалке выбирает ведущего, ведущий проводит мало-подвижную игру.
5. Воспитатель: И снова мы отправляемся в путь. Первая буква М последняя А (машина). Воспитатель: ребята, напомните мне пожалуйста, буква «А» какая она? Дети: гласная, её можно пропеть. Воспитатель: правильно, буква «А» обозначает гласный звук «А». каким цветом мы обозначаем их?
Дети: красным.
Воспитатель: Молодцы. Прежде чем мы отправимся дальше, мы поиграем в игру «Разноцветные корзинки». (на столе корзинки трех цветов и картинки, в которых есть звук «А», нужно разложить картинки в свои корзинки, если звук «А» встречается в начале названия картинки, то положить нужно в красную корзинку, если вы услышите в середине названия — в желтую, и в зеленую положить картинки, в названии которых звук «А» услышите в конце слова. (дети выполняют, воспитатель проверяет и хвалит детей). Воспитатель: А теперь садимся в машину (изображают движения) и двигаемся дальше. Мы приехали в город «Братьев». В этом городе живут слова, которые очень похожи друг на друга, но отличаются своим значением. Проводится настольно-печатная игра «Омонимы». (Воспитатель предлагает пройти к столу, где разложены картинки и соединить в пары, найти своего «брата» дети соединяют в пары и комментируют свой ответ. Воспитатель: А как одним словом называются эти слова? Дети: омонимы. ( воспитатель хвалит детей).
6. Воспитатель: Продолжаем наше путешествие М….Л (мотоцикл). Воспитатель: Но прежде мы с вами почитаем. Ребята, а изобразите мне ветер. (дети дуют). Ну вот, беда, ваш ветер - озорник и переставил все слоги в словах. Давайте соберём рассыпанные слова. Нужно соединить слоги и прочитать получившиеся слова (обращает внимание на доску с карточками, на которых написаны крупно слоги, слова и предложения: ма-ма, дом, Ди-ма, мо-да, Ти-ма. Тут дуб. Дима дома. У гнома дом. (предлагает сначала собрать слова, потом составить предложение, и прочитать получившееся, после прочтения предложений обобщают, что предложение начинается с заглавной буквы и в конце ставится точка). Воспитатель: ну теперь садимся на мотоцикл (изображают движения) и поехали. Мы попали в город «Шиворот – навыворот». (открывает конверт и читает задание). Проводится игра «Наоборот» (слова антонимы): Нам с тобой пришел черед, сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, а ты ответишь … (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь … (близко). Скажу я слово глубоко, а ты ответишь … (мелко). Скажу я слово хорошо, а ты ответишь … (плохо). Скажу я черный фартук твой, а ты ответишь … (белый). Скажу я слово потолок, а ты ответишь … (пол). Скажу я слово потерял и скажешь ты … (нашел). Скажу тебе я слово трус, ответишь ты … (храбрец). Теперь начало я скажу, Ну, отвечай … (конец!). Воспитатель: Ребята, а как одним словом называются эти слова? Дети: антонимы.
7. Воспитатель: Стрелочка-указатель нам показывает поворот и далее мы пойдем пешком. Ну вот наконец-то мы и добрались до Замка Мудрой Совы. Посмотрите, здесь тоже для нас что-то приготовлено, давайте посмотрим. (открывают 2 конверта, предлагает детям прочитать что написано на конвертах, (в одном медальки для детей от мудрой совы «За любознательность», во втором — для гостей «Самая внимательная гостья»).
III часть Заключительная
8. Организация окончания занятия. Ну, вот и подошло к концу наше путешествие в Страну правильной речи. Каждый из вас узнал что-то новое и каждый показал свои знания и умения. Я очень надеюсь, что теперь вы будете постоянными жителями этой страны.
Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали, какие игры и упражнения им было интересно выполнять, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.
Благодарит гостей за внимание. Прощаются и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»...
Конспект открытого итогового занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Весенняя школа"
Конспект по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной логопедической группе "Весенняя школа"...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Грамотеев».
Мониторинг итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Грамотеев»....

Контрольное занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе Тема: "Сказочные сани"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ«ДЕТСКИЙ САД № 16 «РУЧЕЁК» Тема: "Сказочные сани" Контрольное занятие по обучению...

Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема: «Знакомство с инопланетянами».
Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема: «Знакомство с инопланетянами».Воспитатель: Ефименко Е.Д.Программное с...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....