Итоговое занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну правильной речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

В увлекательной форме  путешествия повторяем  пройденные темы по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_mozaika.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №45»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте

"Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе

Занятие подготовлено воспитателем

Орловой Ириной Николаевной

Оренбург, 2018

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте

"Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе

Цель: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам, пройденным за учебный год.

Образовательные задачи. Повторять, обобщать и систематизировать знания детей. Совершенствовать навыки  звукового анализа и синтеза; закрепить навыки чтения слов и предложений с изученными буквами; формировать правильную речь; закрепить правильные речевые навыки в различных речевых ситуациях.                                                                         

    Развивающие задачи. Развивать и обогащать словарь детей через участие в словесно-речевых играх; развивать умение применять знания на практике; способствовать развитию связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

 Воспитательные задачи. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитывать умение детей  самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

  Планируемые результаты: самостоятельное решение поставленных перед детьми задач.

    Вид деятельности: игровая, познавательная, поисковая, коммуникативная.

    Методы: игровые, наглядные. словесные, практические.

    Приемы: вопросы, указания, поощрительная оценка.

  Интеграция с образовательными областями: познавательная, социально-коммуникативная, физическая культура.

   Материалы и оборудование. Пальчиковый бассейн с желудями, магнитные буквы,  предметные картинки на выученные буквы (А,О,У, И, Д-Т, Б-П, Г-К, М, Н, Ф), магнитная доска, карта с определительными знаками для игр в путешествии, конверты с заданиями, контейнеры с  фишками красного, зеленого и синего цвета, мнемотаблица со стихотворением, дидактическая игра «Разноцветные корзинки» (на автоматизацию звука «А»), настольно-печатная игра «Найди своего брата. Слова омонимы», карточки со слогами,  словами и предложениями, конверты с медальками для детей и взрослых.

Предварительная работа. Повторение стихотворений по мнемотаблице, малоподвижной игры «Дни недели»

Ход занятия

I часть вступительная.  Мотивационный компонент

Воспитатель: Сегодня мы оправимся в путешествие по Стране Правильной речи.  Но сначала давайте мы с вами разбудим наши буквы, которые мы с вами уже выучили, с какими-то мы только познакомились. Они отправятся с нами тоже в путешествие. (Воспитатель предлагает им опустить руки в бассейн с желудями и найти буквы (на магнитах).                                                               Постарайтесь найти в бассейне по одной букве. Назовите их, Педагог предлагает им пройти к магнитной доске, внимательно посмотреть на картинки и поставить буквы над теми картинками, названия которых начинаются с данных букв. Проводится игра «Найди и соедини». Дети комментируют выполнение задания.                                                                                                                                                1-й ребенок — А я поставил над апельсином.  2-й р-к У я поставил над указкой. 3-й р-к — И я поставил над ирисом. 4-й р-к — О я поставил над осой. 5-й р-к — Д я поставил над домиком.     6-й р-к — Т я поставил над телевизором. 7-й  р-к — Б я поставил над барабаном. 8-й р-к П я поставил над платьем. 9-й р-к - Г я поставил над глобусом. 10-й р-к К я поставил над кастрюлей. 11-й р-к — М я поставил над медведем. 12-р-к Ф я поставил над флажком. 13-й р-к - Н я поставил над носорогом. (Педагог хвалит детей, убирает картинки и буквы, уточняют, что буквы мы видим, звуки мы слышим, согласные буквы обозначаем синим   цветом, а гласные — красным).

 II часть Основная

Воспитатель: В любом путешествии, чтобы не потеряться, необходима карта. Перед вами карта (в ней всё просто), которая поможет пройти испытания и приведёт нас к Замку Мудрой Совы. Путешествовать мы будем на разных видах транспорта, названия которого вы должны отгадать по первой и последней букве. Вы готовы?                                                                                                                                               2. Первая буква  В, последняя  Д.  Дети: (велосипед).                                                Воспитатель: Буква «В» для нас новая и сегодня  мы с ней поближе познакомимся. (показать её)                                                                                                                                         Воспитатель: Как вы думаете, буква «В»  какая она?  Дети. Согласная.    Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем согласные буквы  и звуки?                       Дети: синим                                                                                                                                                                                                                                                                                 Воспитатель: Верно. Буква «В» обозначает два звука «В» и «Вь». Воспитатель: Прохлопайте в ладоши и определите сколько слогов в слове велосипед? 

Д е т и. 4                                                           

Воспитатель: Назовите первый слог. Дети: ве                                                               Воспитатель: какой звук вы слышите «В» или «Вь»? Дети. Вь                      Воспитатель: Верно. Звук «вь» какой он?                                                                           Дети: согласный, звонкий. мягкий.  Воспитатель хвалит детей.                      Воспитатель: Назовите слова, в  которых мы можем услышать звук «Вь».      Дети: весна, вилка, ведро, веночек, весло, веревка,  (Воспитатель хвалит детей).                                    

Воспитатель: Прежде, чем мы отправимся  в путь, мы с вами выполним небольшое задание - игра «Послушай и похлопай». Если вы услышите звук [В] – похлопайте в ладоши, если этого звука нет — спрячьте руки за спину.  Для игры используется следующий материал: в, д, б, п, ф, г, в, к, н, ву, во, ды, ва, фо, ну, ви; вот, весна, Сева, вода, ветер, группа, повар, воздушный, ковер, савок, погода, флаг, свитер.  (воспитатель хвалит детей)                                                                                   Воспитатель: Ну а теперь садимся на велосипед (показывают  движение) и отправляемся  в путь. Мы попали в город «Мимики и жестов». Когда-то очень давно люди не умели разговаривать и общались между собой, используя мимику и жесты. Сейчас мы поиграем в игру и посмотрим, легко ли понимать других, не используя речь.  Задание для детей:                                                                                                                            Показать частями тела:                                                                                                                    • как твои плечи говорят: «я горжусь».                                                                                         • как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».                                                              • как твой палец говорит: «иди сюда».                                                                                           • как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»                                                            • как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».                                                                                             • как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…» (хвалит детей)

3. Мы поедем дальше на транспорте, который начинается с буквы  П, заканчивается  буквой Д (поезд).                                                                                             Воспитатель: Но сначала послушайте стихотворение:                                                  Поля Павлу под подушку, положила погремушку.                                                                                     Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?                                      Дети. Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.                                   Воспитатель: Поля, Павел — кто это? Дети: имена детей.                                     Воспитатель: как пишутся имена, фамилии и отчества детей, взрослых?                   Дети: с большой (заглавной) буквы.                                                           Воспитатель: Поля — это имя кого? Дети: имя девочки .                                           Воспитатель: давайте мы подойдем  к столу и составим звуковую цепочку имени Поля. (на столе контейнеры с синими, красными и зелеными фишками). Сначала прохлопаем  в ладоши и определим, сколько слогов в данном слове. Дети прохлопывают и определяют два слога. Воспитатель просит назвать каждый слог отдельно, и просит составить цепочку, комментируют свой ответ.                                                        Воспитатель: Правильно.  Ну а теперь  садимся в поезд (изображают движение) и отправляемся  в путь.  Мы прибыли в город «Картинки».  Задание такое – нужно прочитать стихотворение по мнемотаблице  «Весна»:

 (Воспитатель хвалит детей).

4. Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Первая буква С, последняя Т (самолёт). Воспитатель: Ребята, а какая буква стоит последняя в данном слове? Дети: Т.  Воспитатель: Напишите  в воздухе букву «Т». (дети пишут).                          Воспитатель:  из скольких палочек она состоит. Дети: из двух, длинной и короткой. Воспитатель: длинные вертикальные палочки мы пишем сверху вниз,  а короткие  горизонтальные  – слева направо. Для вас игра «Живой конструктор». Давайте  пройдем на спортивный коврик и составим букву «Т». Выбирает двух детей (высокий ростом – будет длинной вертикальной палочкой, и низкий – короткой горизонтальной палочкой), (Воспитатель хвалит детей )             Воспитатель: ну а теперь садимся на самолет и  полетели (показывают движения).                                                                                                               Воспитатель: Мы совершили посадку в городе Рифмы. Что такое рифма? Это звуковое совпадение слов. (открывает конверт и читает задание)                                Игра «Добрый слон».                                                                                                                  Жил в этом городе добрый слон, сочинял рассказы он.                                                         Книжки добрые писал, и друзьям их раздавал.                                                                            В рифмы он любил играть, чтоб с друзьями не скучать.                                                               Вот картина, вот (корзина, машина). Вот ромашка, вот (букашка, бумажка).      Вот мой домик, вот твой (домик, сомик, гномик);                                                                      Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка); Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка);  Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).                                      Воспитатель хвалит детей.                                                                                        Воспитатель: Ребята, вы устали?  Давайте немножко подвигаемся и сыграем в игру «Дни недели». (уточняют какой сегодня день недели после игры). Воспитатель выбирает ребенка и тот по считалке выбирает ведущего, ведущий проводит мало-подвижную игру.

5. Воспитатель: И снова мы отправляемся в путь.  Первая буква М последняя А (машина).                                                                                                                                         Воспитатель: ребята, напомните мне пожалуйста, буква «А» какая она?              Дети: гласная, её можно пропеть.                                                                                                                   Воспитатель: правильно, буква «А» обозначает гласный звук «А». каким цветом мы обозначаем их? 

Дети: красным.                                                              

Воспитатель: Молодцы. Прежде чем мы отправимся дальше, мы поиграем  в игру «Разноцветные корзинки». (на столе корзинки трех цветов и картинки, в которых есть звук «А», нужно разложить картинки в свои корзинки, если звук «А» встречается в начале названия картинки, то положить нужно в красную корзинку, если  вы услышите  в середине названия — в желтую, и в зеленую положить картинки,   в названии которых звук «А» услышите  в конце слова. (дети выполняют, воспитатель проверяет и хвалит детей).                                                                                                     Воспитатель: А теперь садимся в машину (изображают движения) и двигаемся дальше. Мы приехали в город «Братьев». В этом городе живут слова, которые очень похожи друг на друга, но отличаются своим значением.  Проводится настольно-печатная игра «Омонимы». (Воспитатель предлагает пройти  к столу, где разложены картинки и  соединить  в пары, найти своего «брата» дети соединяют  в пары и  комментируют свой ответ.                                                                   Воспитатель: А как одним словом называются эти слова?                                                Дети: омонимы. ( воспитатель  хвалит детей).

6. Воспитатель: Продолжаем наше путешествие М….Л (мотоцикл).   Воспитатель: Но прежде мы с вами почитаем.  Ребята, а изобразите мне ветер. (дети дуют). Ну вот, беда, ваш ветер - озорник и переставил все слоги в словах. Давайте соберём рассыпанные слова. Нужно соединить слоги и прочитать получившиеся слова (обращает внимание на доску с карточками, на которых написаны крупно  слоги, слова и предложения: ма-ма, дом, Ди-ма, мо-да, Ти-ма. Тут дуб. Дима дома. У гнома дом. (предлагает сначала собрать слова, потом составить предложение, и прочитать получившееся, после прочтения предложений обобщают, что предложение начинается с заглавной буквы и в конце ставится точка).                                                                                                                                                                  Воспитатель: ну теперь садимся на мотоцикл (изображают движения) и поехали. Мы попали в город «Шиворот – навыворот». (открывает конверт и читает задание). Проводится игра «Наоборот» (слова антонимы):                                                                             Нам с тобой пришел черед,  сыграть в игру «Наоборот».                                                             Скажу я слово высоко, а ты ответишь … (низко).                                                                     Скажу я слово далеко, а ты ответишь … (близко).                                                             Скажу я слово глубоко, а ты ответишь … (мелко).                                                           Скажу я слово хорошо, а ты ответишь … (плохо).                                                                Скажу я черный фартук твой, а ты ответишь … (белый).                                                           Скажу я слово потолок, а ты ответишь … (пол).                                                                         Скажу я слово потерял и скажешь ты … (нашел).                                                               Скажу тебе я слово трус, ответишь ты … (храбрец).                                                      Теперь начало я скажу, Ну, отвечай … (конец!).                                                               Воспитатель: Ребята, а как одним словом называются эти слова?                                     Дети: антонимы.

7. Воспитатель: Стрелочка-указатель нам показывает поворот и далее мы пойдем пешком. Ну вот  наконец-то мы и добрались до Замка Мудрой Совы. Посмотрите, здесь тоже для нас что-то приготовлено, давайте посмотрим. (открывают 2 конверта, предлагает детям прочитать  что написано на конвертах, (в одном медальки для детей от мудрой совы «За любознательность», во втором — для гостей «Самая внимательная гостья»).

           

III часть Заключительная                             

8. Организация окончания занятия. Ну, вот и подошло к концу наше путешествие в Страну правильной речи. Каждый из вас узнал что-то новое и каждый показал свои знания и умения. Я очень надеюсь, что теперь вы будете постоянными жителями этой страны.

Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали, какие игры и упражнения им было интересно выполнять, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.

Благодарит гостей за внимание. Прощаются и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»...

Конспект открытого итогового занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Весенняя школа"

Конспект по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной логопедической группе "Весенняя школа"...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Грамотеев».

Мониторинг итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Грамотеев»....

Контрольное занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе Тема: "Сказочные сани"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ«ДЕТСКИЙ САД № 16 «РУЧЕЁК» Тема: "Сказочные сани" Контрольное занятие по обучению...

Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема: «Знакомство с инопланетянами».

Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема:  «Знакомство с инопланетянами».Воспитатель: Ефименко Е.Д.Программное с...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....