Прием "Кубик Блума" на логопедических занятиях при изучении лексических тем
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)
Приём "кубик Блума" помогает при изучении лексических тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приём "кубик Блума" помогает при изучении лексических тем. | 71.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «Детский сад №12»
г. Новокузнецк
Применение приёма «Кубик Блума» на логопедических
занятиях при изучении лексических тем.
Учитель-логопед Созинова В.В.
МБ ДОУ «Детский сад №12» г. Новокузнецк
Приём «Кубик Блума» на логопедических занятиях при изучении лексических тем.
Учитель-логопед Созинова В.В.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, основаны на принципе «учить не науке, а учить учиться». В речи детей - логопатов существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Для решения этой проблемы я использую приём «Кубик Блума» , разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Этот приём помогает в развитии критического мышления, обогащает и активизирует словарный запас, развивает связную речь, что является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на развитие речи, мыслительной деятельности. На гранях кубика написаны первые слова вопроса: Назови - воспроизведение предмета, явления; проверка общих знаний по теме. Почему - установление причинно-следственных связей, то есть описание процессов, которые происходят с указанным предметом, явлением. Объясни – уточнение проблемы с разных точек зрения, фокусирование внимания на всех сторонах темы. Предложи – предложение собственного решения проблемы, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Придумай – содержит элементы творчества ,фантазии, вымысла. Поделись – анализ фактов и следствий, оценка значимости полученных сведений, активация мыслительной деятельности детей, выражение ощущений и чувств ребёнка, его эмоций, которые вызваны изучаемой темой.
Можно назвать грани кубика иначе:
Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление). Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами). Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление). Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит). Используй (дети показывают, как можно применить предмет). Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Вопросы по лексическим темам 1.Тема «Детский сад» - Назови , какие помещения есть в детском саду. - Объясни, зачем каждая группа находится в разных помещениях. – Почему в каждой группе должно быть по два выхода? – Поделись, какие бы помещения ты хотел добавить в детском саду. – Предложи свои примеры занятий в детском саду. – Придумай новые игры .
2. Тема «Овощи» - Назови овощи. - Объясни, зачем выращивают овощи. – Почему овощные культуры в огороде нужно поливать, пропалывать, удобрять. – Поделись рецептом овощного салата. – Предложи новую овощную культуру, которую можно вывести. – Придумай загадку про любимый овощ.
3. Тема «Фрукты» - Назови фрукты. - Объясни, зачем выращивают фрукты. – Почему за фруктовыми деревьями в саду нужно ухаживать. – Поделись рецептом фруктового салата. – Предложи новую фруктовую культуру, которую можно вывести. – Придумай загадку про любимый фрукт.
4.Тема «Грибы» - Назови съедобные грибы. - Объясни строение грибов. – Почему нужно собирать только знакомые грибы. – Поделись рецептом грибных блюд. – Предложи своё объяснение выражения « тихая охота». – Придумай загадку про грибы.
5. Тема « Перелётные птицы» - Назови перелётных птиц. - Объясни перелёт птиц осенью в тёплые края. – Почему птицы улетают стаями. – Поделись своими наблюдениями за перелётными птицами. – Предложи народную примету о перелётных птицах. – Придумай загадку о перелётных птицах.
6. Тема «Одежда». - Назови виды одежды - Объясни ,зачем в одежде нужны карманы. – Почему в разное время года нужна разная одежда. – Поделись поговоркой про одежду. – Предложи историю про создание одежды – Придумай загадку про одежду.
7. Тема « Игрушки» - Назови , из чего изготавливают игрушки. – Объясни, почему игрушки после игры нужно убирать на место. – Почему за игрушками нужно ухаживать. – Поделись описанием своей любимой игрушки. – Предложи свою историю про игрушки. – Придумай загадку про игрушку.
8. Тема «Профессии. Инструменты». - Назови , какие ты знаешь профессии . - Объясни значение некоторых профессий. – Почему женщины могут овладеть не всеми профессиями. – Поделись, какую профессию выбрал бы ты. – Предложи новую профессию. – Придумай загадку про профессию.
9. Тема «Дом. Его части». - Назови части дома. - Объясни деление квартиры на части. – Почему дом нужно содержать в чистоте. – Поделись своим планом нового дома. – Предложи идею плавучего дома. – Придумай загадку про части дома.
10.Тема « Домашние животные». - Назови домашних животных. - Объясни , как ухаживать за домашними животными. – Почему человек разводит домашних животных. – Поделись описанием своего домашнего животного. – Предложи свою сказку про домашних животных. – Придумай загадку про домашнее животное.
11. Тема «Дикие животные». - Назови диких животных. - Объясни деление диких животных по типам питания. – Почему одни дикие животные зимой впадают в спячку. – Поделись описанием дикого животного. – Предложи сказку про диких животных. – Придумай загадку про дикое животное.
12. Тема «Мебель». - Назови виды мебели. - Объясни необходимость мебели для человека. – Почему за мебелью нужно ухаживать. – Поделись описанием одного из предметов мебели. – Предложи рассказ дивана о своих хозяевах. – Придумай загадку про мебель.
13. Тема « Зимующие птицы». - Назови зимующих птиц. - Объясни необходимость создания кормушек для птиц людьми зимой. – Почему птицы без пищи могут замёрзнуть. – Поделись описанием зимующей птицы. – Предложи свой рассказ о зимующих птицах. – Придумай загадку про зимующую птицу.
14.Тема «Новый год». - Назови героев новогодних праздников. - Объясни выражение « новогодний карнавал». – Почему на Новый год дарят подарки. – Поделись рассказом о проведении новогоднего праздника. – Предложи свой новогодний костюм. – Придумай новогодние загадки.
15.Тема «Посуда». - Назови виды посуды. - Объясни необходимость посуды для людей. – Почему за посудой нужно ухаживать. – Поделись описанием одного из предметов посуды. – Предложи новый вид посуды. – Придумай загадку о посуде.
16. Тема «Транспорт». - Назови виды транспорта. - Объясни значение транспорта для человека. – Почему в больших городах создали подземнуюжелезнуюдорогу. – Поделись описание одного предмета транспорта. – Предложи новый вид транспорта. – Придумай загадку про транспорт.
17.Тема «Продукты питания». - Назови виды продуктов. - Объясни значение правильного питания в жизни человека. – Почему необходимо есть овощи и фрукты. – Поделись рецептом твоего любимого блюда. – Предложи свой рассказ о любимом продукте. – Придумай загадки про овощи.
18.Тема « Семья». - Назови членов семьи. – Объясни значение поговорки «Согласие да лад - в семье клад» – Почему каждый член семьи должен выполнять свои обязанности. – Поделись традициями вашей семьи. – Предложи семейные игры. – Придумай сказку о семье.
19. Тема « Как звери зимуют». - Назови животных, которые зимой впадают в спячку. – Объясни необходимость этого явления. – Почему животным лучше жить в дикой среде. – Поделись рассказом о зимовке какого-либо животного. – Предложи сказку о животных. – Придумай загадку о животных
20. Тема « День защитника Отечества». – Назови рода войск Российской армии. – Объясни «Родина - мать, умей за неё постоять». – Почему необходимо наличие армии в стране. – Поделись рассказом о защитниках Отечества в вашей семье. – Предложи новые рода войск. – Придумай сказку о солдате.
21.Тема «Город. Улица». - Назови свой домашний адрес. - Объясни, как ты добираешься из дома в детский сад. – Почему в парках нет проезжей части? – Поделись названиями площадей родного города. – Предложи свои названия улиц города. – Придумай новый памятник нашего города.
22. Тема «Прилет птиц». - Назови перелётных птиц. - Объясни название «перелётные». – Почему «одна ласточка весну не делает»? «грач прилетел- через месяц снег сойдёт»? – Поделись своими наблюдениями за птицами весной. – Предложи свою игру про перелётных птиц. – Придумай загадку про перелётных птиц.
23.Тема «ПДД». - Назови места перехода проезжей части. - Объясни значение слова «зебра». – Почему играть и бегать на тротуарах нельзя? – Поделись правилами поведения в транспорте. – Предложи свою игру про ПДД. – Придумай рассказ о ПДД, можно из личного опыта.
24. Тема «Подводный мир». - Назови подводных обитателей. – Объясни деление рыб на несколько групп. – Почему обитатели подводного мира могут дышать в воде? – Поделись описанием понравившегося морского жителя. – Предложи сосчитать улов бывалого рыбака. – Придумай рассказ про крабика.
25 .Тема « День Космонавтики». - Назови имена Российских космонавтов. - Объясни значение слов ракета, космодром, телескоп. – Почему 12 апреля отмечают День космонавтики. – Поделись названиями планет. – Предложи своё название новой планеты. – Придумай свою космическую сказку.
26. Тема «Животные наших лесов, Севера, жарких стран». - Назови животных наших лесов. - Объясни значение слова «прорубь». – Почему лев не может питаться рыбой. – Поделись сравнением северного оленя и льва. – Предложи свою загадку о любимом животном. – Придумай сказку о животных жарких стран.
27.Тема «Лес. Сад. Парк. Луг.» - Назови лесные растения. - Объясни деление деревьев на лиственные и хвойные. – Почему иголки на хвойных деревьях зимой не опадают. – Поделись своими наблюдениями луга. – Предложи описание парка. – Придумай загадки о лесе.
28.Тема «Праздник Победы». - Назови города - герои. - Объясни значение праздника Дня Победы. – Почему наша страна отмечает этот праздник. – Поделись рассказами своих родственников о Великой Отечественной войне. – Предложи пословицы о защите Родины. (Мир строит, а война разрушает). – Придумай загадку о солдатах.
29.Тема «Насекомые. Цветы». – Назови насекомых. – Объясни деление насекомых на разные группы. – Почему не всех насекомых нужно уничтожать. – Поделись своими наблюдениями о насекомых. – Предложи описание понравившегося насекомого. – Придумай сказку о путешествиях жучка.
30.Тема «Весна». - Назови весенние месяцы. - Объясни , что такое капель. – Почему тает снег. – Поделись .как помогаешь взрослым во дворе, в огороде. – Предложи ,какой домик можно смастерить для птиц. – Придумай, что будет, если деревья будут цвести круглый год.
31.Тема «Зима». - Назови зимние месяцы. – Объясни, зачем заяц меняет шубку зимой. – Почему торт из снега не нужно печь? – Поделись любимой зимней игрой. – Предложи опыт со снегом и сосульками. – Придумай, что будет, если зима не прекратится.
32.Тема «Лето». - Назови летние месяцы. - Объясни , зачем поливать овощи летом. – Почему пчела перелетает от цветка к цветку? – Поделись , как ты помогаешь своим родным летом. – Предложи , как можно охладиться летом. – Придумай , куда бы ты хотел отправиться в путешествие.
33. Тема «Осень». - Назови осенние месяцы. - Объясни , куда исчезают насекомые. – Почему заготавливают овощи осенью. – Поделись, как ты помогаешь взрослым осенью. – Предложи осенние игры на улице. – Придумай , что будет, если не будет осени.
34.Тема «Моя страна». - Назови , как полностью называется наша страна. – Объясни, что обозначают цвета нашего флага. – Почему нашу страну называют многонациональной. – Поделись народной игрой. – Предложи, что может быть неофициальным символом нашей страны. – Придумай, что будет, если ты будешь руководить нашей страной.
35. Тема «ОБЖ». - Назови опасные предметы в доме. - Объясни , как бы ты вёл себя, если тебя на улице позвал с собой незнакомый человек. – Почему нельзя собирать в лесу незнакомые грибы и ягоды. – Поделись ,от кого зависит твоя безопасность. – Предложи игру по ОБЖ. – Придумай , что будет, если туристы не потушат костёр в лесу 36.Тема «ЗОЖ». - Назови , что такое здоровье. - Объясни , зачем правильно питаться. – Почему нужно соблюдать ЗОЖ. – Поделись примерами ЗОЖ. – Предложи , что нужно делать каждый день, чтобы быть здоровым. – Придумай , что будет, если не вести ЗОЖ. 37. Тема «Экология». - Назови виновника экологических проблем. – Объясни , как мусор влияет на животных. – Почему нужно охранять лес. – Поделись , как твоя семья сортирует мусор. – Предложи акцию в защиту природы. – Придумай , что будет, если исчезнут все растения. При проведении обследования речи в подготовительной логопедической группе в октябре 2022г. дети показали результаты: развитие связной речи-82%, словарный запас – 78%. В мае, в конце учебного года результаты значительно улучшились : развитие связной речи-96%, словарный запас- 93%. Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на развитие речи, мыслительной деятельности. Практика показывает, что этот приём нравится детям, они быстро осваивают правила игры. А педагогу приём помогает в занимательной форме обобщить , проверять знания и умения детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»
цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...
Конспект подгруппового логопедического занятия на материале лексической темы "Хлеб"
Цель занятия. Обобщение знаний детей по теме. Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей составлять предложения с однородными определениями. Коррекционно-развивающие задачи. Уточ...
Конспект подгруппового логопедического занятия по изучению лексической темы «ОВОЩИ» в старшей (коррекционной) группе
Цель.· Обобщить материал по теме «Овощи»;· развивать мышление и память, фонематические процессы;·...
Итоговое занятие по изучению лексической темы «Дикие животные»
Тема: «Дикие животные. Составление описательного рассказа о диких жи-вотных по плану – схеме» (старшая логопедическая группа для детей с ОНР) Интеграция образовательных областей: «Познание», «Ком...
Конспект фронтального логопедического занятия по изучению русской народной сказки «Снегурушка и лиса»
Знакомство детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения....
Прием "Кубик Блума" на логопедических занятиях при изучении лексических тем
Приём "кубик Блума" помогает при изучении лексических тем....
Конспект логопедического занятия по изучению лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе.
Конспект логопедического занятия по изучению лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе.«Путешествие в страну развития речи на остров предлогов»Цели:1. П...