Прием "Кубик Блума" на логопедических занятиях при изучении лексических тем
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)
Приём "кубик Блума" помогает при изучении лексических тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приём "кубик Блума" помогает при изучении лексических тем. | 71.38 КБ |
Годовое планирование учителя- логопеда | 27.02 КБ |
консультация учителя-логопеда | 1.76 МБ |
Театральный уголок в кабинете учителя-логопеда | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «Детский сад №12»
г. Новокузнецк
Применение приёма «Кубик Блума» на логопедических
занятиях при изучении лексических тем.
Учитель-логопед Созинова В.В.
МБ ДОУ «Детский сад №12» г. Новокузнецк
Приём «Кубик Блума» на логопедических занятиях при изучении лексических тем.
Учитель-логопед Созинова В.В.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, основаны на принципе «учить не науке, а учить учиться». В речи детей - логопатов существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Для решения этой проблемы я использую приём «Кубик Блума» , разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Этот приём помогает в развитии критического мышления, обогащает и активизирует словарный запас, развивает связную речь, что является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на развитие речи, мыслительной деятельности. На гранях кубика написаны первые слова вопроса: Назови - воспроизведение предмета, явления; проверка общих знаний по теме. Почему - установление причинно-следственных связей, то есть описание процессов, которые происходят с указанным предметом, явлением. Объясни – уточнение проблемы с разных точек зрения, фокусирование внимания на всех сторонах темы. Предложи – предложение собственного решения проблемы, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Придумай – содержит элементы творчества ,фантазии, вымысла. Поделись – анализ фактов и следствий, оценка значимости полученных сведений, активация мыслительной деятельности детей, выражение ощущений и чувств ребёнка, его эмоций, которые вызваны изучаемой темой.
Можно назвать грани кубика иначе:
Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление). Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами). Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление). Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит). Используй (дети показывают, как можно применить предмет). Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Вопросы по лексическим темам 1.Тема «Детский сад» - Назови , какие помещения есть в детском саду. - Объясни, зачем каждая группа находится в разных помещениях. – Почему в каждой группе должно быть по два выхода? – Поделись, какие бы помещения ты хотел добавить в детском саду. – Предложи свои примеры занятий в детском саду. – Придумай новые игры .
2. Тема «Овощи» - Назови овощи. - Объясни, зачем выращивают овощи. – Почему овощные культуры в огороде нужно поливать, пропалывать, удобрять. – Поделись рецептом овощного салата. – Предложи новую овощную культуру, которую можно вывести. – Придумай загадку про любимый овощ.
3. Тема «Фрукты» - Назови фрукты. - Объясни, зачем выращивают фрукты. – Почему за фруктовыми деревьями в саду нужно ухаживать. – Поделись рецептом фруктового салата. – Предложи новую фруктовую культуру, которую можно вывести. – Придумай загадку про любимый фрукт.
4.Тема «Грибы» - Назови съедобные грибы. - Объясни строение грибов. – Почему нужно собирать только знакомые грибы. – Поделись рецептом грибных блюд. – Предложи своё объяснение выражения « тихая охота». – Придумай загадку про грибы.
5. Тема « Перелётные птицы» - Назови перелётных птиц. - Объясни перелёт птиц осенью в тёплые края. – Почему птицы улетают стаями. – Поделись своими наблюдениями за перелётными птицами. – Предложи народную примету о перелётных птицах. – Придумай загадку о перелётных птицах.
6. Тема «Одежда». - Назови виды одежды - Объясни ,зачем в одежде нужны карманы. – Почему в разное время года нужна разная одежда. – Поделись поговоркой про одежду. – Предложи историю про создание одежды – Придумай загадку про одежду.
7. Тема « Игрушки» - Назови , из чего изготавливают игрушки. – Объясни, почему игрушки после игры нужно убирать на место. – Почему за игрушками нужно ухаживать. – Поделись описанием своей любимой игрушки. – Предложи свою историю про игрушки. – Придумай загадку про игрушку.
8. Тема «Профессии. Инструменты». - Назови , какие ты знаешь профессии . - Объясни значение некоторых профессий. – Почему женщины могут овладеть не всеми профессиями. – Поделись, какую профессию выбрал бы ты. – Предложи новую профессию. – Придумай загадку про профессию.
9. Тема «Дом. Его части». - Назови части дома. - Объясни деление квартиры на части. – Почему дом нужно содержать в чистоте. – Поделись своим планом нового дома. – Предложи идею плавучего дома. – Придумай загадку про части дома.
10.Тема « Домашние животные». - Назови домашних животных. - Объясни , как ухаживать за домашними животными. – Почему человек разводит домашних животных. – Поделись описанием своего домашнего животного. – Предложи свою сказку про домашних животных. – Придумай загадку про домашнее животное.
11. Тема «Дикие животные». - Назови диких животных. - Объясни деление диких животных по типам питания. – Почему одни дикие животные зимой впадают в спячку. – Поделись описанием дикого животного. – Предложи сказку про диких животных. – Придумай загадку про дикое животное.
12. Тема «Мебель». - Назови виды мебели. - Объясни необходимость мебели для человека. – Почему за мебелью нужно ухаживать. – Поделись описанием одного из предметов мебели. – Предложи рассказ дивана о своих хозяевах. – Придумай загадку про мебель.
13. Тема « Зимующие птицы». - Назови зимующих птиц. - Объясни необходимость создания кормушек для птиц людьми зимой. – Почему птицы без пищи могут замёрзнуть. – Поделись описанием зимующей птицы. – Предложи свой рассказ о зимующих птицах. – Придумай загадку про зимующую птицу.
14.Тема «Новый год». - Назови героев новогодних праздников. - Объясни выражение « новогодний карнавал». – Почему на Новый год дарят подарки. – Поделись рассказом о проведении новогоднего праздника. – Предложи свой новогодний костюм. – Придумай новогодние загадки.
15.Тема «Посуда». - Назови виды посуды. - Объясни необходимость посуды для людей. – Почему за посудой нужно ухаживать. – Поделись описанием одного из предметов посуды. – Предложи новый вид посуды. – Придумай загадку о посуде.
16. Тема «Транспорт». - Назови виды транспорта. - Объясни значение транспорта для человека. – Почему в больших городах создали подземнуюжелезнуюдорогу. – Поделись описание одного предмета транспорта. – Предложи новый вид транспорта. – Придумай загадку про транспорт.
17.Тема «Продукты питания». - Назови виды продуктов. - Объясни значение правильного питания в жизни человека. – Почему необходимо есть овощи и фрукты. – Поделись рецептом твоего любимого блюда. – Предложи свой рассказ о любимом продукте. – Придумай загадки про овощи.
18.Тема « Семья». - Назови членов семьи. – Объясни значение поговорки «Согласие да лад - в семье клад» – Почему каждый член семьи должен выполнять свои обязанности. – Поделись традициями вашей семьи. – Предложи семейные игры. – Придумай сказку о семье.
19. Тема « Как звери зимуют». - Назови животных, которые зимой впадают в спячку. – Объясни необходимость этого явления. – Почему животным лучше жить в дикой среде. – Поделись рассказом о зимовке какого-либо животного. – Предложи сказку о животных. – Придумай загадку о животных
20. Тема « День защитника Отечества». – Назови рода войск Российской армии. – Объясни «Родина - мать, умей за неё постоять». – Почему необходимо наличие армии в стране. – Поделись рассказом о защитниках Отечества в вашей семье. – Предложи новые рода войск. – Придумай сказку о солдате.
21.Тема «Город. Улица». - Назови свой домашний адрес. - Объясни, как ты добираешься из дома в детский сад. – Почему в парках нет проезжей части? – Поделись названиями площадей родного города. – Предложи свои названия улиц города. – Придумай новый памятник нашего города.
22. Тема «Прилет птиц». - Назови перелётных птиц. - Объясни название «перелётные». – Почему «одна ласточка весну не делает»? «грач прилетел- через месяц снег сойдёт»? – Поделись своими наблюдениями за птицами весной. – Предложи свою игру про перелётных птиц. – Придумай загадку про перелётных птиц.
23.Тема «ПДД». - Назови места перехода проезжей части. - Объясни значение слова «зебра». – Почему играть и бегать на тротуарах нельзя? – Поделись правилами поведения в транспорте. – Предложи свою игру про ПДД. – Придумай рассказ о ПДД, можно из личного опыта.
24. Тема «Подводный мир». - Назови подводных обитателей. – Объясни деление рыб на несколько групп. – Почему обитатели подводного мира могут дышать в воде? – Поделись описанием понравившегося морского жителя. – Предложи сосчитать улов бывалого рыбака. – Придумай рассказ про крабика.
25 .Тема « День Космонавтики». - Назови имена Российских космонавтов. - Объясни значение слов ракета, космодром, телескоп. – Почему 12 апреля отмечают День космонавтики. – Поделись названиями планет. – Предложи своё название новой планеты. – Придумай свою космическую сказку.
26. Тема «Животные наших лесов, Севера, жарких стран». - Назови животных наших лесов. - Объясни значение слова «прорубь». – Почему лев не может питаться рыбой. – Поделись сравнением северного оленя и льва. – Предложи свою загадку о любимом животном. – Придумай сказку о животных жарких стран.
27.Тема «Лес. Сад. Парк. Луг.» - Назови лесные растения. - Объясни деление деревьев на лиственные и хвойные. – Почему иголки на хвойных деревьях зимой не опадают. – Поделись своими наблюдениями луга. – Предложи описание парка. – Придумай загадки о лесе.
28.Тема «Праздник Победы». - Назови города - герои. - Объясни значение праздника Дня Победы. – Почему наша страна отмечает этот праздник. – Поделись рассказами своих родственников о Великой Отечественной войне. – Предложи пословицы о защите Родины. (Мир строит, а война разрушает). – Придумай загадку о солдатах.
29.Тема «Насекомые. Цветы». – Назови насекомых. – Объясни деление насекомых на разные группы. – Почему не всех насекомых нужно уничтожать. – Поделись своими наблюдениями о насекомых. – Предложи описание понравившегося насекомого. – Придумай сказку о путешествиях жучка.
30.Тема «Весна». - Назови весенние месяцы. - Объясни , что такое капель. – Почему тает снег. – Поделись .как помогаешь взрослым во дворе, в огороде. – Предложи ,какой домик можно смастерить для птиц. – Придумай, что будет, если деревья будут цвести круглый год.
31.Тема «Зима». - Назови зимние месяцы. – Объясни, зачем заяц меняет шубку зимой. – Почему торт из снега не нужно печь? – Поделись любимой зимней игрой. – Предложи опыт со снегом и сосульками. – Придумай, что будет, если зима не прекратится.
32.Тема «Лето». - Назови летние месяцы. - Объясни , зачем поливать овощи летом. – Почему пчела перелетает от цветка к цветку? – Поделись , как ты помогаешь своим родным летом. – Предложи , как можно охладиться летом. – Придумай , куда бы ты хотел отправиться в путешествие.
33. Тема «Осень». - Назови осенние месяцы. - Объясни , куда исчезают насекомые. – Почему заготавливают овощи осенью. – Поделись, как ты помогаешь взрослым осенью. – Предложи осенние игры на улице. – Придумай , что будет, если не будет осени.
34.Тема «Моя страна». - Назови , как полностью называется наша страна. – Объясни, что обозначают цвета нашего флага. – Почему нашу страну называют многонациональной. – Поделись народной игрой. – Предложи, что может быть неофициальным символом нашей страны. – Придумай, что будет, если ты будешь руководить нашей страной.
35. Тема «ОБЖ». - Назови опасные предметы в доме. - Объясни , как бы ты вёл себя, если тебя на улице позвал с собой незнакомый человек. – Почему нельзя собирать в лесу незнакомые грибы и ягоды. – Поделись ,от кого зависит твоя безопасность. – Предложи игру по ОБЖ. – Придумай , что будет, если туристы не потушат костёр в лесу 36.Тема «ЗОЖ». - Назови , что такое здоровье. - Объясни , зачем правильно питаться. – Почему нужно соблюдать ЗОЖ. – Поделись примерами ЗОЖ. – Предложи , что нужно делать каждый день, чтобы быть здоровым. – Придумай , что будет, если не вести ЗОЖ. 37. Тема «Экология». - Назови виновника экологических проблем. – Объясни , как мусор влияет на животных. – Почему нужно охранять лес. – Поделись , как твоя семья сортирует мусор. – Предложи акцию в защиту природы. – Придумай , что будет, если исчезнут все растения. При проведении обследования речи в подготовительной логопедической группе в октябре 2022г. дети показали результаты: развитие связной речи-82%, словарный запас – 78%. В мае, в конце учебного года результаты значительно улучшились : развитие связной речи-96%, словарный запас- 93%. Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на развитие речи, мыслительной деятельности. Практика показывает, что этот приём нравится детям, они быстро осваивают правила игры. А педагогу приём помогает в занимательной форме обобщить , проверять знания и умения детей
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»
Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад» №12 Сологубова Е.А._______ ______2023г.________
Годовой план
организации коррекционно-педагогической работы
в подготовительной группе
учителя-логопеда
Созиновой В.В.
на 2023 – 2024 учебный год
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Театральная деятельность пробуждает у детей любовь к искусству, воспитывает в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрывает их индивидуальные способности , сплачивает их в дружную команду.
Кукла –хозяйка театрального уголка вызывает у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. Она не только зазывает в сказку, но и может помочь в знакомстве детей с основами театра.
Автоматизация звука «Р» в стихотворении- драматизации «Ворона»
Автоматизация звука «Ш» в стихотворении-драматизации «В нашей книжке пять лягушек»
Моделирование сказки «Коза и семеро козлят»
Пальчиковая игра «На блины»
Пальчиковый театр «Красная шапочка»
Речевая игра «Был у зайки огород»
Стихи- драматизация необходимы и полезны детям на разных этапах развития. Во время таких инсценировок идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, координация движений. Во время таких инсценировок налаживаются взаимоотношения и взаимопонимание между сверстниками.
Элементы театрализованной деятельности проявляются и во время п сихогимнастики по методике М.И. Чистяковой. Психогимнастика направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении . Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Таким образом ,театральная деятельность развивает речь, навыки и умения говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно . Решает задачи : · Развитие мелкой, мимической и общей моторики. · Развитие согласования речи с движениями, закрепление речевых навыков и умений. · Пополнение и активизация словаря детей. · Формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов. · Развитие диалогической речь детей в процессе театрально-игровой деятельности. · Развитие выразительности речи детей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»
цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...
Конспект подгруппового логопедического занятия на материале лексической темы "Хлеб"
Цель занятия. Обобщение знаний детей по теме. Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей составлять предложения с однородными определениями. Коррекционно-развивающие задачи. Уточ...
Конспект подгруппового логопедического занятия по изучению лексической темы «ОВОЩИ» в старшей (коррекционной) группе
Цель.· Обобщить материал по теме «Овощи»;· развивать мышление и память, фонематические процессы;·...
Итоговое занятие по изучению лексической темы «Дикие животные»
Тема: «Дикие животные. Составление описательного рассказа о диких жи-вотных по плану – схеме» (старшая логопедическая группа для детей с ОНР) Интеграция образовательных областей: «Познание», «Ком...
Конспект фронтального логопедического занятия по изучению русской народной сказки «Снегурушка и лиса»
Знакомство детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения....
Прием "Кубик Блума" на логопедических занятиях при изучении лексических тем
Приём "кубик Блума" помогает при изучении лексических тем....
Конспект логопедического занятия по изучению лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе.
Конспект логопедического занятия по изучению лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе.«Путешествие в страну развития речи на остров предлогов»Цели:1. П...