Конспект открытого занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности «Весенняя сказка»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Дубровина Виктория Юрьевна

Конспект открытого занятия по развитию связной речи

в старшей группе компенсирующей направленности

«Весенняя сказка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesennyaya_skazka_otredaktirovannyy.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                 Детский сад №50

                                               с. Первореченское

Конспект открытого занятия по развитию связной речи

в старшей группе компенсирующей направленности

«Весенняя сказка»

                                   

                                                                     

                                                                      Составитель:

                                                            Дубровина Виктория

                                                            учитель-логопед

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Весенняя сказка»

Программные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи:

  • Совершенствовать речевой слух.
  • Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.

Словарная работа:

  • Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
  • Обогащать  речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц.
  • Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
  • Закреплять умение сопоставлять  явления по временным и качественным признакам.

Грамматический строй речи:

  • Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
  • Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать  умение называть слова в предложении  последовательно и в разбивку.
  • Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций. 

Развитие связной  речи:

  • Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
  • Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с    

          использованием наглядных пособий, связно с логической

          последовательностью.

  • Совершенствовать умение  в составлении короткого рассказа на    

          заданную тему с помощью мнемотаблиц.

Оборудование:

    Гелевые шары, изображающие тучку, мультимедийная установка, электронная игра, мяч, силуэты птиц, фонограммы «Голоса птиц»,  «Голоса насекомых», макет дерева, силуэты перелетных птиц, костюм для зайца, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт, аудиозапись

М. Глинка «Вальс», костюм Весны, ленты желтого цвета.

Логопед и дети под музыку  заходят в зал, 

Дети приветствуют гостей:

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости!

 Логопед обращает внимание детей на тучку из шаров: Ребята,  посмотрите, сегодня в нашем зале появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже?

Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки и т.д.

Логопед: В нашем зале появилась волшебная тучка!

Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Как хрустальные горошки,
Закатились к нам в окошко.

О чем  же она нам хочет рассказать?

Логопед подходит к тучке, снимает  капельку, на которой написано слово «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА» :

     Тучка приглашает нас с вами  в сказку.

 Дети вместе с воспитателем садятся на стулья перед экраном мультимедийной установки. Воспитатель рассказывает сказку. На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?

     Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.

     Логопед продолжает рассказывать сказку:  Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

      На экране появляются  картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.

Логопед: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

На экране появляются картинки с изображением примет весны и дети

Логопед: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю.

Дети называют приметы весны, появившиеся  на экране.

- растаял снег

- потекли ручьи

- появились проталины

- закапали сосульки

- прилетели птицы

- на деревьях набухли почки.

- расцвели первые цветы

- зацвели деревья.

     Логопед:  Солнце помогло Весне, и  мир снова расцвел яркими красками. Давайте  поиграем и расскажем  про солнышко.

 Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить.

  • Солнце желтое, как… (одуванчик,  цыпленок, лимон,).
  • Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
  • Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
  • Солнце веселое, как… (песенка, клоун, ).
  • Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
  • Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
  • Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

После игры дети садятся на стулья

Логопед: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте еще с солнцем поиграем. Игра называется «Живые слова». Вы будете не детьми, а словами.

Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит».

Повторите это предложение.

Давайте скажем тихо.

А теперь произнесем громко, радостно.

Сколько слов в предложении? ( четыре)

Назовите эти слова. (Дети называют)

Кто будет словами этого предложения?

Дети выбирают слова, становятся в ряд слева на право и произносят предложение.

Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда  я позову «Слова ко мне!» они снова станут по порядку. Дети- «слова» произносят предложение и т.д.

Логопед: Если мы уберем слово «ярко», какое предложение получиться? (Весной светит солнце.)

А если уберем слово «весной», какое предложение прочитаем? (Солнце светит). Все дети садятся на стулья.

Логопед: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку.

Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

Логопед спрашивает  у нескольких  детей: Ты какой цветок? (Дети называют первоцветы: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т.д.)

Упражнение «Цветы»

Логопед: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

 

Сначала опустили головки,

Дети опускают головы, плечи,

потом листочки.

роняют руки вдоль туловища.

А потом согнулся весь стебелек

Приседают на корточки.

до самой земли.

Вдруг закапал дождь,

Медленно встают, поднимают руки,

и цветочки начали оживать.

потом поднимают головки.

Подул ветерок,

Руки над головой, произносят звук «ш»,

зашумели стебельки.

покачивают руками.

Затих ветерок.

Спокойно опускают руки.

Раз, два, три! Стали мы опять детьми.

Логопед: Давайте понюхаем, как пахнут  цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем  «Ах, как чудно пахнет цветок ». Дети произносят фразу на   выдохе2-3 раза.

Звучит фонограмма «Голоса насекомых»

Логопед: Прилетели насекомые  на поляну, сели на цветочки. На твоем цветочке кто сидит?

Дети называют насекомых: пчела. стрекоза. божья коровка, бабочка и т.д.

Дети садятся на стулья.

Под музыку на полянку выбегает белый зайка, огляделся кругом и загоревал.

Зайка: Что я буду делать в своей белой шубке? Я стал теперь очень заметным, меня сразу заметят лиса и волк.

Логопед:  Весна- красна, всем радость несет. И для тебя, зайка, весна оставила на нашей полянке подарок,  серую шубку, в ней ты будешь незаметным.

Логопед  дарит зайцу серую шубку.

Зайка: Спасибо, весне!

             Помогла она мне!

             Не боюсь теперь я никого.

            Даже волка самого!

Заяц убегает.

Логопед: Для чего зайцу нужна новая шубка?

(Что бы быть незаметным, что бы не было жарко)

Какие еще животные меняют окраску? ( лиса, белка)

Звучит фонограмма «Голоса птиц»

Логопед:  Что вы слышите? (Птичье пение)Внимательно послушайте. Какие птицы поют? (Дети называют)

Логопед: Давайте подойдем к дереву. Каких вы птиц узнали? (Дети называют: скворец, грач, соловей, жаворонок, иволга, дрозд, кукушка, ласточка)

Логопед: Где сидит кукушка? На какой ветке сидит скворец? и т.д. (Наверху, на нижней ветке, слева, справа и.т.д.)  
Логопед: Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные)  Почему они улетают в теплые края? (птицам холодно, негде укрыться от ветра, снега, нечем питаться)

Воспитатель: Что делают  птицы, когда возвращаются домой?

(строят гнезда, высиживают птенцов)

Логопед: Послушайте скороговорку:

У грачихи пять грачат.

Громче всех они кричат.

Логопед предлагает произнести скороговорку: громко, тихо, быстро, медлен. Дети садятся.

Логопед:

Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!

  Давайте  еще раз расскажем о весне и о своем настроении. И как всегда нам помогут таблички- помощницы. Таблички разные, поэтому и рассказы у всех будут разные.

Логопед раздает таблички, объясняет:

Посмотрите внимательно на таблички. Что нарисовано сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ?

Логопед подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно.

Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт. После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог.

Логопед: Молодцы, ребята. Рассказы ваши были очень интересными. У всех они получились разными. Какое у вас было настроение, когда А. рассказывал свой рассказ? О какой он весне рассказывал? (холодной, дождливой, пасмурной) Что вам понравилось в рассказе М.?  О какой погоде  она рассказывала? (Теплой, солнечной, яркой) и т.д.

Звучит музыка, в зале появляется Весна. Дети стают  в круг вокруг Весны

Логопед: Давайте расскажем стихи о весне.

1. Белым облаком душистым
   Вишня под окном цветёт.
2. По родному Краснодару
   Звонкая   весна идёт.

3.  Белой яблони цветущей
    Тонкий нежный аромат,
4.   Одуванчиков весенних
    Желтый праздничный наряд.

5. Соком налились бутоны,
   И в погожий  ясный день,
6. Будто королева мая,
   Распускается сирень.

Логопед: Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!» Дети говорят.

Сейчас каждый из вас возьмется за ленточку на  и скажет, за что он любит весну.

Логопед первым берет ленточку  говорит: Весна благоухающая. Дети по очереди берутся за ленточку и произносят слова:  красивая, нарядная, праздничная, теплая, ласковая, звонкая, цветущая, душистая, лучистая и т.д.

Логопед: Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце) А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Под музыку выполняются упражнения с ленточками, дети и воспитатель прощаются с гостями и уходят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятие по развитию связной речи Средняя группа

открытое занятие по сязной речи в средней группе...

Конспект подгруппового фронтального занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с задержкой психического развития

Конспект подгруппового фронтального занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с задержкой психического развития по теме: « Дикие животные и их дет...

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Конспект группового занятия по развитию связной речи. Старшая группа.

Конспект занятия составлен с учетом наличия в группе ребенка с особенностями развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Тема: Беседа о еже.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.Тема: Беседа о еже....

Подгрупповая НОД учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Подгрупповая НОД предполагает решение задач по развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста, направленных на обучение составлению описательного рассказа о домашнем жив...