Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Комнатные растения».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Комнатные растения».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рыхление, полив, горшок, поддон, лейка; ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, колючий). Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Предметные картинки по теме «Комнатные растения», контейнер с карандашами, картинка герани и божьей коровки, игрушечная лейка, ноутбук, презентация, музыка.
Ход занятия
- Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:
«На окошке у меня целый зимний сад
Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.
Здесь фиалка, кливия
Нежно распускаются,
Подскажите мне ребята,
Как такие растения называются?»
Дети: Комнатные!
Логопед: Правильно! А почему такие растения называют комнатными?
Дети: Потому что они растут в комнате.
- Основная часть.
- Беседа о комнатных растениях (показ презентации).
Ход беседы
Слайд 2: Человек большую часть своего времени проводит в помещении. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы. Это лаки и краски, которыми покрыта мебель, книги, ковры, линолеум и паркет, а также вся бытовая техника. Вещества, которые выделяют все эти предметы и материалы, опасны сами по себе, а, смешиваясь между собой, представляют еще большую опасность для человека.
Слайд 3: Что делать? Искать помощи у природы, то есть постараться окружить себя различными комнатными растениями, которые, активно забирают всё вредное, еще выделяют кислород и благоприятно воздействуют на человека.
Слайд 4: Основными условиями для роста комнатных растений являются свет, тепло, влажность почвы и воздуха, качество почвы. Нет ничего важнее для растений, чем свет, с помощью которого они живут, дышат и развиваются. Однако многие комнатные растения не переносят прямого солнечного света, и их нужно ставить подальше от окна. Важно, чтобы листья растений не касались оконного стекла, иначе может произойти ожог листьев. Обычно растения расположены одной стороной к свету, поэтому нужно периодически поворачивать их. Зимой многие растения находятся в состоянии покоя, а в весенне-летний период оживают.
Слайд 5: Значение комнатных растений в жизни человека.
Слайд 6: Правила ухода за комнатным растением.
1.Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
Слайд 7:
2.Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
Слайд 8:
3.Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
Слайд 9:
4.Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Логопед: А теперь, давайте посмотрим, какие есть комнатные растения (слайд 10-20).
Очень много есть комнатных растений, давайте вспомним некоторые из них и подберем к ним признаки.
- Игра « Подбери признак к растениям» (слайд 21)
Фикус (какой?) – высокий, гладкий
Герань (какая?) – мягкая, цветущая
Кактус (какой?) – колючий, зелёный
Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая
Логопед: Молодцы!
- Игра «Чего не стало?» (слайд 22)
Логопед: Теперь, я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я – убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.
По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает картинку фиалки и др.
Логопед: Чего не стало?
Дети: фиалки
Логопед: отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»
Игра проводится так же и с другими растениями.
4.Физкультминутка. Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания. (слайд 23)
На окне в горшочках (присесть на корточки)
Поднялись цветочки. (медленно встать)
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись. (потянуться на носочках, подняв руки вверх)
К солнышку листочки
Повернут цветочки, (развести руки в стороны ладонями вверх)
Развернут бутоны
В солнышке утонут. (соединить руки над головой и покачаться)
5.Игра « Комнатные растения» (слайд 24)
Логопед: Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. ( логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)
Логопед: А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. ( Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку)
6.Игра «Божья коровка» (слайд 25)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел, узнали? Кто это?
Дети: Это Божья коровка
Логопед: Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь, где Божья коровка? ( Логопед убирает Божью коровку под листок)
Дети: Под листом
Логопед: вылетела откуда?
Дети: Из-под листа.
Логопед: улетела куда?
Дети: за горшок
Логопед: вылетела откуда?
Дети: Из-за горшка.
Логопед: Ой, а сейчас куда села Божья коровка?
Дети: на руку ( и т.д. Божья коровка летает по детям)
Логопед: Молодцы!
Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.
7.Игра «Что лишнее?» (слайд 26-27)
Логопед: Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.
Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка
Дети: лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.
Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило
Дети: лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.
Логопед: Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё ожжет быть лишним?
Дети: мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет.
Логопед: Молодцы!
8.Пальчиковая гимнастика «Фикус» (слайд 28)
Ну-ка, фикус, похвались - Хлопки
Вот какой огромный лист! Растопырить пальцы рук
Сделан будто бы из кожи, Потереть ладони
Фикус, мы тебе поможем: Сжимать и разжимать кисти рук
Каждый толстенький твой лист Прижать ладони друг к другу
Вымоем старательно. Поглаживаем кисти («моем»)
Зеленей ты становись Хлопки
Ростом - с воспитателя! Потянуться, руки поднять вверх
9.Обводка «Кактус» (под спокойную музыку) (слайд 29)
III. Заключительная часть.
Логопед: Молодцы! Ребята, а какое комнатное растение вам больше всего понравилось?
Дети: Кактус, фиалка, герань….
Логопед: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в Зимний сад, там стоят настоящие комнатные растения. Экскурсия в Зимний сад. Ребята, какие цветы вам запомнились? Ответы детей. Очень здорово, молодцы!
Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами, жалко, что занятие закончилось так быстро. А чтоб вы запомнили о нашей встрече, я приготовила вам подарочки – это волшебнее комнатные растения. Возьмите карточки к себе домой, загадайте желание и оно сбудется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya.pptx | 1.39 МБ |
komnatnye_rasteniya.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кактус
Розан
Толстянка
Камнеломка
Колеус
Кливия
Папоротник
Фиалка
Фикус
Алоэ
Герань
Игра « Подбери признак к растениям»
Игра «Чего не стало?»
Физкультминутка
Игра « Комнатные растения»
Игра «Божья коровка »
Игра «Что лишнее?»
Пальчиковая гимнастика «Фикус»
Обводка «Кактус »
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)
Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Комнатные растения».
Подготовила и провела:
Учитель-логопед Литвинова М.М.
г. Долгопрудный
2023 год
Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Комнатные растения».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рыхление, полив, горшок, поддон, лейка; ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, колючий). Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Предметные картинки по теме «Комнатные растения», контейнер с карандашами, картинка герани и божьей коровки, игрушечная лейка, ноутбук, презентация, музыка.
Ход занятия
- Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:
«На окошке у меня целый зимний сад
Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.
Здесь фиалка, кливия
Нежно распускаются,
Подскажите мне ребята,
Как такие растения называются?»
Дети: Комнатные!
Логопед: Правильно! А почему такие растения называют комнатными?
Дети: Потому что они растут в комнате.
- Основная часть.
- Беседа о комнатных растениях (показ презентации).
Ход беседы
Слайд 2: Человек большую часть своего времени проводит в помещении. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы. Это лаки и краски, которыми покрыта мебель, книги, ковры, линолеум и паркет, а также вся бытовая техника. Вещества, которые выделяют все эти предметы и материалы, опасны сами по себе, а, смешиваясь между собой, представляют еще большую опасность для человека.
Слайд 3: Что делать? Искать помощи у природы, то есть постараться окружить себя различными комнатными растениями, которые, активно забирают всё вредное, еще выделяют кислород и благоприятно воздействуют на человека.
Слайд 4: Основными условиями для роста комнатных растений являются свет, тепло, влажность почвы и воздуха, качество почвы. Нет ничего важнее для растений, чем свет, с помощью которого они живут, дышат и развиваются. Однако многие комнатные растения не переносят прямого солнечного света, и их нужно ставить подальше от окна. Важно, чтобы листья растений не касались оконного стекла, иначе может произойти ожог листьев. Обычно растения расположены одной стороной к свету, поэтому нужно периодически поворачивать их. Зимой многие растения находятся в состоянии покоя, а в весенне-летний период оживают.
Слайд 5: Значение комнатных растений в жизни человека.
Слайд 6: Правила ухода за комнатным растением.
1.Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
Слайд 7:
2.Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
Слайд 8:
3.Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
Слайд 9:
4.Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Логопед: А теперь, давайте посмотрим, какие есть комнатные растения (слайд 10-20).
Очень много есть комнатных растений, давайте вспомним некоторые из них и подберем к ним признаки.
- Игра « Подбери признак к растениям» (слайд 21)
Фикус (какой?) – высокий, гладкий
Герань (какая?) – мягкая, цветущая
Кактус (какой?) – колючий, зелёный
Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая
Логопед: Молодцы!
- Игра «Чего не стало?» (слайд 22)
Логопед: Теперь, я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я – убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.
По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает картинку фиалки и др.
Логопед: Чего не стало?
Дети: фиалки
Логопед: отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»
Игра проводится так же и с другими растениями.
4.Физкультминутка. Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания. (слайд 23)
На окне в горшочках (присесть на корточки)
Поднялись цветочки. (медленно встать)
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись. (потянуться на носочках, подняв руки вверх)
К солнышку листочки
Повернут цветочки, (развести руки в стороны ладонями вверх)
Развернут бутоны
В солнышке утонут. (соединить руки над головой и покачаться)
5.Игра « Комнатные растения» (слайд 24)
Логопед: Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. ( логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)
Логопед: А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. ( Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку)
6.Игра «Божья коровка» (слайд 25)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел, узнали? Кто это?
Дети: Это Божья коровка
Логопед: Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь, где Божья коровка? ( Логопед убирает Божью коровку под листок)
Дети: Под листом
Логопед: вылетела откуда?
Дети: Из-под листа.
Логопед: улетела куда?
Дети: за горшок
Логопед: вылетела откуда?
Дети: Из-за горшка.
Логопед: Ой, а сейчас куда села Божья коровка?
Дети: на руку ( и т.д. Божья коровка летает по детям)
Логопед: Молодцы!
Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.
7.Игра «Что лишнее?» (слайд 26-27)
Логопед: Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.
Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка
Дети: лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.
Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило
Дети: лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.
Логопед: Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё ожжет быть лишним?
Дети: мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет.
Логопед: Молодцы!
8.Пальчиковая гимнастика «Фикус» (слайд 28)
Ну-ка, фикус, похвались - Хлопки
Вот какой огромный лист! Растопырить пальцы рук
Сделан будто бы из кожи, Потереть ладони
Фикус, мы тебе поможем: Сжимать и разжимать кисти рук
Каждый толстенький твой лист Прижать ладони друг к другу
Вымоем старательно. Поглаживаем кисти («моем»)
Зеленей ты становись Хлопки
Ростом - с воспитателя! Потянуться, руки поднять вверх
9.Обводка «Кактус» (под спокойную музыку) (слайд 29)
III. Заключительная часть.
Логопед: Молодцы! Ребята, а какое комнатное растение вам больше всего понравилось?
Дети: Кактус, фиалка, герань….
Логопед: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в Зимний сад, там стоят настоящие комнатные растения. Экскурсия в Зимний сад. Ребята, какие цветы вам запомнились? Ответы детей. Очень здорово, молодцы!
Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами, жалко, что занятие закончилось так быстро. А чтоб вы запомнили о нашей встрече, я приготовила вам подарочки – это волшебнее комнатные растения. Возьмите карточки к себе домой, загадайте желание и оно сбудется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"
Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях. 2. Уточнять и активизировать слова...
НОД по формированию лексико-грамматического компонента у детей старшей группы с ОНР. Тема "Дом."
Материал НОД подобран в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ и программы для детей с нарушениями речи. Выполняя разнообразные задания, дети в интересной форме совершенствуют навыки диалогической...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языкав старшей группе по лексической теме «Деревья»....
Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе по лексической теме "Комнатные растения"
Закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях, умение описывать их, узнавать и называть по описанию.Продолжать знакомить с нетрадиционными методами лечения.Рассказать о целебных растениях, ...