Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Комнатные растения».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Комнатные растения».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточне­ние, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные рас­тения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рых­ление, полив, горшок, поддон, лейка; ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, ко­лючий). Совершенствование грамматического строя речи. Совер­шенствование навыков звукового анализа слов (выделение со­гласного на фоне слова). Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тон­кой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки по теме «Комнатные растения», контейнер с карандашами, картинка герани и божьей коровки, игрушечная лейка, ноутбук, презентация, музыка.

 

 

Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:

«На окошке у меня целый зимний сад

Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.

Здесь фиалка, кливия

Нежно распускаются,

Подскажите мне ребята,

Как такие растения называются?»

Дети: Комнатные!

Логопед: Правильно! А почему такие растения называют комнатными?

Дети: Потому что они растут в комнате.

  1. Основная часть.
  1. Беседа о комнатных растениях (показ презентации).

Ход беседы

Слайд 2: Человек большую часть своего времени проводит в помещении. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы. Это лаки и краски, которыми покрыта мебель, книги, ковры, линолеум и паркет, а также вся бытовая техника. Вещества, которые выделяют все эти предметы и материалы, опасны сами по себе, а, смешиваясь между собой, представляют еще большую опасность для человека.

Слайд 3: Что делать? Искать помощи у природы, то есть постараться окружить себя различными комнатными растениями, которые, активно забирают всё вредное, еще выделяют кислород и благоприятно воздействуют на человека.

Слайд 4: Основными условиями для роста комнатных растений являются свет, тепло, влажность почвы и воздуха, качество почвы. Нет ничего важнее для растений, чем свет, с помощью которого они живут, дышат и развиваются. Однако многие комнатные растения не переносят прямого солнечного света, и их нужно ставить подальше от окна. Важно, чтобы листья растений не касались оконного стекла, иначе может произойти ожог листьев. Обычно растения расположены одной стороной к свету, поэтому нужно периодически поворачивать их. Зимой многие растения находятся в состоянии покоя, а в весенне-летний период оживают.

Слайд 5: Значение комнатных растений в жизни человека.

Слайд 6: Правила ухода за комнатным растением.

1.Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

Слайд 7:

2.Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

Слайд 8:

3.Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

Слайд 9:

4.Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Логопед: А теперь, давайте посмотрим, какие есть комнатные растения (слайд 10-20).

Очень много есть комнатных растений, давайте вспомним некоторые из них и подберем к ним признаки.

  1. Игра « Подбери признак к растениям» (слайд 21)

Фикус (какой?) – высокий, гладкий

Герань (какая?) – мягкая, цветущая

Кактус (какой?) – колючий, зелёный

Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая

Логопед: Молодцы!

  1. Игра «Чего не стало?» (слайд 22)

Логопед: Теперь, я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я – убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.

По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает картинку фиалки и др.

Логопед: Чего не стало?

Дети: фиалки

Логопед: отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»

Игра проводится так же и с другими растениями.

4.Физкультминутка. Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания. (слайд 23)

На окне в горшочках (присесть на корточки)

Поднялись цветочки. (медленно встать)

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись. (потянуться на носочках, подняв руки вверх)

К солнышку листочки

Повернут цветочки, (развести руки в стороны ладонями вверх)

Развернут бутоны

В солнышке утонут. (соединить руки над головой и покачаться)

5.Игра « Комнатные растения» (слайд 24)

Логопед: Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. ( логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)

Логопед: А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. ( Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку)

6.Игра «Божья коровка» (слайд 25)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел, узнали? Кто это?

Дети: Это Божья коровка

Логопед: Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь, где Божья коровка? ( Логопед убирает Божью коровку под листок)

Дети: Под листом

Логопед: вылетела откуда?

Дети: Из-под листа.

Логопед: улетела куда?

Дети: за горшок

Логопед: вылетела откуда?

Дети: Из-за горшка.

Логопед: Ой, а сейчас куда села Божья коровка?

Дети: на руку ( и т.д. Божья коровка летает по детям)

Логопед: Молодцы!

Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.

7.Игра «Что лишнее?» (слайд 26-27)

Логопед: Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.

Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка

Дети: лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.

Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило

Дети: лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.

Логопед: Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё ожжет быть лишним?

Дети: мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет.

Логопед: Молодцы!

8.Пальчиковая гимнастика  «Фикус» (слайд 28)

Ну-ка, фикус, похвались -                           Хлопки

Вот какой огромный лист!                          Растопырить пальцы рук

Сделан будто бы из кожи,                           Потереть ладони

Фикус, мы тебе поможем:                           Сжимать и разжимать кисти рук

Каждый толстенький твой лист                  Прижать ладони друг к другу

Вымоем старательно.                                   Поглаживаем кисти («моем»)

Зеленей ты становись                                   Хлопки

Ростом - с воспитателя!                               Потянуться, руки поднять вверх

9.Обводка «Кактус» (под спокойную музыку) (слайд 29)

III. Заключительная часть. 

Логопед: Молодцы! Ребята, а какое комнатное растение вам больше всего понравилось?

Дети: Кактус, фиалка, герань….

Логопед: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в Зимний сад, там стоят настоящие комнатные растения. Экскурсия в Зимний сад. Ребята, какие цветы вам запомнились? Ответы детей. Очень здорово, молодцы!

Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами, жалко, что занятие закончилось так быстро. А чтоб вы запомнили о нашей встрече, я приготовила вам подарочки – это волшебнее комнатные растения. Возьмите карточки к себе домой, загадайте желание и оно сбудется.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.pptx1.39 МБ
Файл komnatnye_rasteniya.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексическая тема «Комнатные растения» Подготовил: учитель-логопед МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки» Литвинова М.М.

Слайд 10

Кактус

Слайд 11

Розан

Слайд 12

Толстянка

Слайд 13

Камнеломка

Слайд 14

Колеус

Слайд 15

Кливия

Слайд 16

Папоротник

Слайд 17

Фиалка

Слайд 18

Фикус

Слайд 19

Алоэ

Слайд 20

Герань

Слайд 21

Игра « Подбери признак к растениям»

Слайд 22

Игра «Чего не стало?»

Слайд 23

Физкультминутка

Слайд 24

Игра « Комнатные растения»

Слайд 25

Игра «Божья коровка »

Слайд 26

Игра «Что лишнее?»

Слайд 28

Пальчиковая гимнастика «Фикус»

Слайд 29

Обводка «Кактус »



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Комнатные растения».

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Литвинова М.М.

г. Долгопрудный

 2023 год

Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Комнатные растения».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рыхление, полив, горшок, поддон, лейка; ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, колючий). Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки по теме «Комнатные растения», контейнер с карандашами, картинка герани и божьей коровки, игрушечная лейка, ноутбук, презентация, музыка.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:

«На окошке у меня целый зимний сад

Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.

Здесь фиалка, кливия

Нежно распускаются,

Подскажите мне ребята,

Как такие растения называются?»

Дети: Комнатные!

Логопед: Правильно! А почему такие растения называют комнатными?

Дети: Потому что они растут в комнате.

  1. Основная часть.
  1. Беседа о комнатных растениях (показ презентации).

Ход беседы

Слайд 2: Человек большую часть своего времени проводит в помещении. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы. Это лаки и краски, которыми покрыта мебель, книги, ковры, линолеум и паркет, а также вся бытовая техника. Вещества, которые выделяют все эти предметы и материалы, опасны сами по себе, а, смешиваясь между собой, представляют еще большую опасность для человека.

Слайд 3: Что делать? Искать помощи у природы, то есть постараться окружить себя различными комнатными растениями, которые, активно забирают всё вредное, еще выделяют кислород и благоприятно воздействуют на человека.

Слайд 4: Основными условиями для роста комнатных растений являются свет, тепло, влажность почвы и воздуха, качество почвы. Нет ничего важнее для растений, чем свет, с помощью которого они живут, дышат и развиваются. Однако многие комнатные растения не переносят прямого солнечного света, и их нужно ставить подальше от окна. Важно, чтобы листья растений не касались оконного стекла, иначе может произойти ожог листьев. Обычно растения расположены одной стороной к свету, поэтому нужно периодически поворачивать их. Зимой многие растения находятся в состоянии покоя, а в весенне-летний период оживают.

Слайд 5: Значение комнатных растений в жизни человека.

Слайд 6: Правила ухода за комнатным растением.

1.Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

Слайд 7:

2.Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

Слайд 8:

3.Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

Слайд 9:

4.Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Логопед: А теперь, давайте посмотрим, какие есть комнатные растения (слайд 10-20).

Очень много есть комнатных растений, давайте вспомним некоторые из них и подберем к ним признаки.

  1. Игра « Подбери признак к растениям» (слайд 21)

Фикус (какой?) – высокий, гладкий

Герань (какая?) – мягкая, цветущая

Кактус (какой?) – колючий, зелёный

Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая

Логопед: Молодцы!

  1. Игра «Чего не стало?» (слайд 22)

Логопед: Теперь, я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я – убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.

По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает картинку фиалки и др.

Логопед: Чего не стало?

Дети: фиалки

Логопед: отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»

Игра проводится так же и с другими растениями.

4.Физкультминутка. Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания. (слайд 23)

На окне в горшочках (присесть на корточки)

Поднялись цветочки. (медленно встать)

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись. (потянуться на носочках, подняв руки вверх)

К солнышку листочки

Повернут цветочки, (развести руки в стороны ладонями вверх)

Развернут бутоны

В солнышке утонут. (соединить руки над головой и покачаться)

5.Игра « Комнатные растения» (слайд 24)

Логопед: Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. ( логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)

Логопед: А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. ( Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку)

6.Игра «Божья коровка» (слайд 25)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел, узнали? Кто это?

Дети: Это Божья коровка

Логопед: Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь, где Божья коровка? ( Логопед убирает Божью коровку под листок)

Дети: Под листом

Логопед: вылетела откуда?

Дети: Из-под листа.

Логопед: улетела куда?

Дети: за горшок

Логопед: вылетела откуда?

Дети: Из-за горшка.

Логопед: Ой, а сейчас куда села Божья коровка?

Дети: на руку ( и т.д. Божья коровка летает по детям)

Логопед: Молодцы!

Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.

7.Игра «Что лишнее?» (слайд 26-27)

Логопед: Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.

Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка

Дети: лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.

Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило

Дети: лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.

Логопед: Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё ожжет быть лишним?

Дети: мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет.

Логопед: Молодцы!

8.Пальчиковая гимнастика  «Фикус» (слайд 28)

Ну-ка, фикус, похвались -                           Хлопки

Вот какой огромный лист!                          Растопырить пальцы рук

Сделан будто бы из кожи,                           Потереть ладони

Фикус, мы тебе поможем:                           Сжимать и разжимать кисти рук

Каждый толстенький твой лист                  Прижать ладони друг к другу

Вымоем старательно.                                   Поглаживаем кисти («моем»)

Зеленей ты становись                                   Хлопки

Ростом - с воспитателя!                               Потянуться, руки поднять вверх

9.Обводка «Кактус» (под спокойную музыку) (слайд 29)

III. Заключительная часть.  

Логопед: Молодцы! Ребята, а какое комнатное растение вам больше всего понравилось?

Дети: Кактус, фиалка, герань….

Логопед: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в Зимний сад, там стоят настоящие комнатные растения. Экскурсия в Зимний сад. Ребята, какие цветы вам запомнились? Ответы детей. Очень здорово, молодцы!

Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами, жалко, что занятие закончилось так быстро. А чтоб вы запомнили о нашей встрече, я приготовила вам подарочки – это волшебнее комнатные растения. Возьмите карточки к себе домой, загадайте желание и оно сбудется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"

Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях.               2. Уточнять и активизировать слова...

НОД по формированию лексико-грамматического компонента у детей старшей группы с ОНР. Тема "Дом."

Материал НОД подобран в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ и программы для детей с нарушениями речи. Выполняя разнообразные задания,  дети в интересной форме совершенствуют навыки диалогической...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языкав старшей группе по лексической теме «Деревья»....

Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе по лексической теме "Комнатные растения"

Закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях, умение описывать их, узнавать и называть по описанию.Продолжать знакомить с нетрадиционными методами лечения.Рассказать о целебных растениях, ...