Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "Лесные приключения"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Мякишева Виктория Игоревна

Цель.  1. Упражнять в образовании и употреблении в речи творительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом С.

               2. Закрепить  умение образовывать притяжательные прилагательные.

               3. Уточнить знания и словарь детей по теме «Дикие животные».

               4. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

               5. Развивать внимание, логическое мышление.

           6. Воспитывать умение слушать товарища, чувство самоконтроля во время ответов.

               7. Воспитывать бережное отношение к животным, вызвать желание оказать помощь попавшим в беду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt6.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи

Лесные приключения

Составила: Мякишева В.И.

учитель-логопед I категории

Цель.  1. Упражнять в образовании и употреблении в речи творительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом С.

               2. Закрепить  умение образовывать притяжательные прилагательные.

               3. Уточнить знания и словарь детей по теме «Дикие животные».

               4. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

               5. Развивать внимание, логическое мышление.

           6. Воспитывать умение слушать товарища, чувство самоконтроля во время ответов.

               7. Воспитывать бережное отношение к животным, вызвать желание оказать помощь попавшим в беду.

Предшествующая работа. Беседа о диких животных и их детёнышах, рассматривание игрушек, картинок, иллюстраций, составление описательных рассказов о диких животных, дидактические игры «У кого кто?», «Кто как голос подаёт?», «Кто как передвигается?», «Узнай по описанию», «Волшебное дерево» (расширение семантического поля), «Чьё это?» (образование притяжательных прилагательных), отгадывание загадок о диких животных, чтение и пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей», рассказов К.Ушинского, рисование, штриховка, лепка контура диких животных, лепка фигурок диких животных и их детёнышей..

Оборудование. Приглашение, телефон, изображения следов зайца, волка, лисы, белки, лося; снежинки с загадками, изображения диких животных, плоскостные изображения диких животных с перепутанными частями тела (белка с заячьим хвостом и т.д.), фигурки диких животных, предметные картинки (санки, лыжи, шахматы, краски, книга, шарф, ведро, мороженое, печенье, морковь, сено, мыши, мясо, картофель, жёлуди), печенье.

Ход занятия.

 1. Организационный момент. Приветствие. Дети встают в круг, передают друг другу колокольчик и здороваются друг с другом, образовывая уменьшительно-ласкательную форму имени.

2. Введение в тему. –Сегодня утром я получила письмо от Снеговика. Он приглашает нас с вами на день рождения. Скажите, с кем я пойду в гости? (Вы пойдёте с Сашей, с Полиной……).

Звонит телефон. Дети по громкой связи слышат разговор.

-Здравствуйте, это детский сад? Это Снеговик. День рождения отменяется, у нас случилась беда. Метель заморозила всех животных в лесу, а я спрятался.  Не знаю, что мне делать…. (Связь обрывается.)

Логопед: - Что будем делать, ребята? (Надо помочь животным).

3. Дыхательное упражнение.

-Отправляемся в лес. Давайте превратимся в снежинок, чтобы вместе с ветром быстрее добраться до леса.

Раз, два, повернись, и в снежинок превратись.

  Дети кружатся, затем делают вдох через нос, длительный выдох через рот (подул ветер, понёс снежинки).

4. Образование притяжательных прилагательных.

Приземлились на лесную полянку, по ней разбросаны карточки со следами животных (заяц, белка, лиса, волк, лось).

-Действительно, пусто. Только следы остались на снегу. Чьи следы вы видите? (Я вижу заячьи следы. И .т.д.).

5. Уточнение знаний и словаря по теме «Дикие животные».

На пеньке сидит Снеговик, около него письмо.

-Это письмо оставила метель для нас. В нём написано, что она отпустит животных,  только если мы отгадаем её загадки. Я думаю, мы справимся.

*Игра «Кто живёт на Урале». Если услышите название животного, которое живёт в наших уральских лесах, то хлопните в ладоши. (Белка, ёж, бегемот, лиса и т.д.)

*Игра «Угадай животное по его действиям». Игра «Угадай животное по признакам».

Дети делятся на две команды, загадывают друг другу загадки (одна команда – по действиям, другая – по признакам).

Крадётся, охотится, заметает след хвостом, выслеживает….

Хищный, серый, зубастый, быстрый, голодный…

6. Образование притяжательных прилагательных. Образование творительного падежа существительных с предлогом С.

*Игра «Чья часть тела?»

-Метель перепутала изображения животных.

Перед детьми картинки с изображением животных с чужими частями тела (заяц с лосиными рогами, волк с лисьим хвостом и т.д.).

Дети находят ошибки, составляют предложение по образцу: У меня белка с заячьим хвостом. Мне нужен беличий хвост.

7. Двигательное упражнение «Лесные жители».

Лисичка рыжая шагает,                      Дети мягко шагают на носочках.

Хвостом дорогу заметает.

По снегу петляет зайка,                     Прыгают на двух ногах вправо - влево.  

Вправо – скок и влево – скок.

Ты его, лиса, поймай-ка,

Убежит он со всех ног.

По сугробам мчится волк,                  Бегут широким шагом.

Серый волк, зубами щёлк.

Вперевалку ходит мишка,                  Шагают на внутренней стороне стопы.

Косолапый наш топтыжка.

Белка скачет, белка скачет,                Скачут боковым галопом.

Словно серый мягкий мячик.

8. Образование творительного падежа существительных единственного и множественного числа с предлогом С.

*Появляется игрушка Снеговик с фигурками диких животных.

-Мы смогли помочь диким животным. Посмотрите, с кем вернулся Снеговик? (Снеговик вернулся с лисой. Снеговик вернулся с волком. И т.д.)

-Скажите, с кем мы не сможем встретиться на лесной полянке зимой? (С медведем, с ежом). Почему? (Ответы детей).

*-Смотрите, животные пришли не с пустыми лапами. С чем пришли животные на день рождения Снеговика? (Лиса пришла с санками. Заяц пришёл с книгой. И т.д.).

*-Чем занимаются на дне рождения? Чем будет угощать Снеговик своих гостей?

(Тарелку с морковкой Снеговик приготовил для зайца. Корзину с сеном Снеговик приготовил для лося. И т.д.)

-Для кого Снеговик приготовил блюда с печеньем и вазочку с мороженым?

9. Итог.

-Вы – молодцы, смогли помочь животным, многое вспомнили. Снеговик приглашает вас к столу.

Играет музыка, дети угощаются.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"

Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях.               2. Уточнять и активизировать слова...

Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")

Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (лексическая тема "Мебель")

В данном занятии содержатся игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме "Мебель", а также задания на развитие фонематических функций, связной речи для детей ...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Космическое путешествие» для старшей группы

Конспект НОД по формирование лексико- грамматических категорий расчитан для воспитанников старшей группы детского сада. Все поставленные задачи реализуются через игровую ситуацию с хорошо знакомым мул...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...