Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с буквой и звуком С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Знакомить с буквой С; учить детей точно называть предмет, его качества. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине) выделять его при произношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Знакомство с буквой и звуком С»
Цель: познакомить с новым звуком [с], и буквой «С».
Задачи:
- Обучающие: знакомить с буквой С; учить детей точно называть предмет, его качества. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине) выделять его при произношении.
- Развивающие: развивать фонематический слух, продолжать развивать психические процессы (память, внимание) развивать самостоятельность; учить повторять позы и движения по карточкам, по подражанию, по словесной инструкции; речевую деятельность ребенка; упражнять детей в правильном произношении слова
- Воспитательная: воспитывать культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относится к высказываниям других).
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное, физическое развитие.
Планируемые результаты: узнают букву С; умеют находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине) выделять его при произношении. Развит фонематический слух, память, внимание; умеют отличать звук от буквы; умеют точно называть предмет, его качества; умеют повторять позы и движения по карточкам, по подражанию, по словесной инструкции.
Оборудование: презентация к занятию, карточки для игры четвертый лишний, корзина с карточками, карандаш, тетрадь, фишки.
Ход занятия:
Наши умные головки будут думать много, ловко.
Ротик четко говорить, ушки будут слушать
Ручки будут хлопать, ножки будут топать,
Спинки выпрямляются, дети занимаются.
Ребята, мы сегодня с вами познакомимся с новым звуком, с каким мы узнаем позже. А сейчас давайте вспомним все звуки, которые мы уже знаем.
(Воспитатель предлагает детям пропеть гласные звуки, потом вспомнить согласные) (СЛАЙД 1)
-Ребята чем, эти гласные звуки отличаются от согласных звуков? (которые мы можем петь, и они не встречают преграды — это гласные, а у которых есть преграда это согласные) (слайд 2)
-Ребята, скажите пожалуйста, чем отличается звук от буквы.
-Да, правильно.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять,
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- Что бы узнать с каким звуком мы сегодня познакомимся надо отгадать загадки. (Развитие слухового внимания)
(Воспитатель загадывает загадки.)
-Лежит под крылечком, хвост колечком. (Собака)
-Сто одежек – все без застежек. (Капуста)
-Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живет, в деревне кур кладет. (Лиса)
-Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
Картинки с отгаданными словами на слайде№3.
-Какие слова мы отгадали? Какой звук есть во всех словах? Правильно звук С.
Ознакомление со звуком С
Воспитатель показывает детям букву С, сопровождая показ стихотворным описанием образа. (слайд 4)
Уточнение характеристики звука С
- Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет? (Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).
- Обратите внимание, что, когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки. (Слайд 6)
- Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.
Дети «прописывают» букву С в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на слайде.
-Ребята вы, наверное, устали, ну тогда на ножки встали…
Физминутка
Как на горке — снег, снег
Руки поднимают вверх.
И под горкой — снег, снег,
Приседают, опускают руки.
И на елке — снег, снег,
Встают и поднимают руки.
И под елкой — снег, снег.
Приседают, опускают руки.
А под снегом спит медведь
Тише, тише... Не шуметь!
(И. Токмакова) (слайд 8)
Ну, а теперь, немного поиграем звуки в корзинку пособираем.
Дидактическая игра «Собери звуки в корзинку» (слайд 13)
На магнитной доске висит корзина, рядом лежат карточки с картинками, дети должны выбрать картинки только где есть звук С.
Игра «Рыболов» (Слайд 14)
Дети по очереди вылавливают удочкой картинки. Определяют, где находится звук в слове (в начале, в середине, в конце). И кладут картинку в нужное ведро.
Воспитатель раздает детям карточки.
Игра «Четвертый лишний» (слайд 15)
Дети на карточки из четырех предметов выбирают лишний предмет. Дети, дают полный ответ, почему этот предмет лишний.
Кинезиологические упражнения. (Слайд 16-17)
«Делай, как я».
Дети должны запомнить цепочку поз и повторить по памяти. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет
руку на стол. Каждая цепочка повторяется 3-4 раза с проговариванием
Чистоговорки со звуком С. (слайд 18)
Са-са-са -сладко спит лиса Са-са-са на столе оса
Су-су-ус – смотрим на лису Су-су-су – нет осы на носу
Сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы Сы-сы-сы жало есть у осы
Воспитатель читает стихотворение, дети слушают и выкладывают фишки на стол. Сколько раз они услышали звук С (слайд 19)
Пальчиковая гимнастика, перед работой в тетрадях (слайд 20)
Рефлексия: -Ребята, вот и закончилось наше с вами знакомство с буквой и звуком (С). Приготовьте ваши руки, сжали кулачки, если вам все было понятно и понравилось большие пальцы вверх, если не все поняли большие пальцы друг против друга, ну и если не понравилось и вы ничего не запомнили большие пальцы вниз.
Подведение итогов: -С каким звуком мы сегодня познакомились? Кто может сказать, что делают у нас губы при произнесении звука С? А язык?
-Что понравилось больше всего? Какие дидактические игры запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»
Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;- учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»
Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»;- учить выделять звук «у» из ряда гласных;- формировать умение согласовывать...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласной буквой Ф и звуками [ф], [фь]»
учить определять твердость и мягкость буквы эф; закрепить умение давать характеристику звука [эф], читать слоги с буквой эф; выкладывать букву Ф из палочек; учить прописывать букву Ф. Закрепить поняти...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «Г»
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «в» согласный звук ра...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой «Ж» и звуком «Ж»
Цель занятия: Познакомить с буквой и звуком «Ж»Задачи:Образовательные:Познакомить детей с новой буквой «Ж»закреплять правила написания большой буквысовершенствовать н...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Знакомство со звуком [Зз] и буквой Зз
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Знакомство со звуком [З] и буквой З....