Динамические паузы и пальчиковый игротренинг/
картотека по логопедии (старшая группа)
Динамические паузы и пальчиковые игры согласованы с определенными темами по звукопроизношению и обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikov_igry_po_zvukam.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОМОЖЕМ БУРАТИНО ЗАГОВОРИТЬ
Динамические паузы и пальчиковый игротренинг
Известно: ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать динамические паузы, пальчиковый игротренинг, подвижные игры. Приводимые ниже динамические паузы и пальчиковые игры согласованы с определенными темами по звукопроизношению и обучению грамоте, но они могут быть использованы и на других занятиях.
Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, а затем четко проговариваются детьми совместно со взрослыми (воспитателями, логопедами) и сопровождаются всевозможными движениями. (Кстати, дети с удовольствием разучивают каждое новое стихотворение и комплекс упражнений к нему. Они рассказывают и показывают все это дома, просят родителей выполнить движения вместе с ними.) При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с дефектами речи.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Гласные звуки
Гномы (а, у, и)
Утром гномы в лес пошли. Энергичный шаг на месте.
По дороге гриб нашли. Наклон вперед. Выпрямиться, руки на поясе.
А за ним-то - раз, два, три - Наклоны туловища из стороны в сторону.
Показались еще три! Руки в стороны, затем вниз.
И пока грибы срывали, Наклоны вперед, руки к полу.
Гномы в школу опоздали. Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону.
Побежали, заспешили Бег на месте.
И грибы все уронили! Присесть.
На грядке и на ветке (а)
Раз, два, три, четыре. Шаги на месте.
Апельсин дадим мы Ире. Руки вперед, ладонями вверх.
Пять, шесть, семь, восемь, Шаги на месте.
Ананас у Сени спросим. Руки вперед, ладонями вверх.
Девять, десять - завернем, Моталочка руками.
Его Боре отнесем. Наклон вперед, руки тоже вперед, ладонями вверх.
Вот на грядке, посмотри: Наклон вперед, дотронуться руками до пола.
Есть арбузы - Руки вытянуть вперед и округлить, затем развести в стороны.
Раз, два, три. Сцепить округленные руки перед собой, поднять их вверх, развести в стороны.
А на ветке - абрикос. Потянуться руками вверх.
Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны.
Ты за ним тянись, тянись, Подняться на носочки, потянуться руками вверх.
Но смотри, не оступись! Быстро присесть.
Утка и кот (у, и)
Утка крякает, Утиные шаги вперевалку.
Зовет Зовущий жест рукой.
Всех утят с собою. Быстрые, семенящие шажки вперевалку.
А за ними кот идет, Вкрадчивые шаги кота.
Словно к водопою.
У кота хитрющий вид, Прищурить глазки, посмотреть хитро.
Длинные когтищи. Показать цапки-царапки.
Не смотри ты на утят! Погрозить пальцем.
Их не дам в обиду! Руками, словно крыльями, загородить за собой «утят».
Индюк (и, у)
Ходит по двору индюк Шаги на месте.
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача. Остановиться, удивленно посмотреть вниз.
Рассердился.
Сгоряча затопал, Потопать ногами.
Крыльями захлопал. Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам.
Весь раздулся, словно шар Руки на поясе.
Или медный самовар. Сцепить округленные руки перед грудью.
Затряс бородою, Помотать головой, «поболтать» как индюк.
Понесся стрелою. Бег на месте.
Кот Тимоша (о, и)
Кот Тимоша жил на крыше. Руки поднять вверх.
Ниже, в доме, жили мыши. Наклон вперед, руками дотронуться до пола.
По стене взбирались мыши, Руками «шагать» от щиколотки - вверх по голени - к коленям - по бедру.
Не боясь кота на крыше.
Караулил кот мышей, Руки к ушам, прислушаться.
Вынув пробки из ушей.
Он готовил мышеловки, Ладони захлопнуть («мышеловка»).
Но мышата были ловки. Попрыгать на месте, руки на поясе.
Спрятавшись за спину Тишки, Ладони перед лицом, выглядывать из-
В прятки с ним играли мышки. за них то с одной, то с другой стороны.
Облако (о)
Беленькое облако Округленные руки перед собой, пальцы в замок.
Поднялось над крышей. Не расцепляя рук, поднять их над головой.
Устремилось облако Выпрямить руки.
Выше, выше, выше. Потянуться руками вверх.
Ветер это облако Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону.
Зацепил за кручу. Сцепить руки кончиками пальцев над головой.
Превратилось облако Руками описать через стороны вниз
В дождевую тучу. большой круг и опустить. Присесть.
Разминка (э)
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте. Прыжки.
ЭХ! Руками машем вместе. Движение «ножницы» руками.
ЭХЕ-ХЕ! Прогнули спинки, Наклон вперед, руки на поясе, спину прогнуть.
Посмотрели на картинки. Нагнувшись, голову поднять как можно выше.
ЭГЕ-ГЕ! Нагнулись ниже. Глубокий наклон вперед, руки на поясе.
Наклонились к полу ближе. Дотронуться руками до пола.
Э-э-э! Какой же ты лентяй! Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем.
Потянись, но не зевай! Руками тянуться вверх, поднявшись на носки.
Повертись на месте ловко. Покружиться.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Кто за кем идет (а, о, ы)
Дети встают в круг.
Цыпленок на цыпочках Дети крадучись идут на носках.
Крался за кошкой.
А кошка на цыпочках
Шла за Антошкой.
Антошка на цыпочках
Двигался к дому.
Теперь повернемся, Развернуться в другую сторону.
Пойдем по-другому.
На пятках за кошкой
Плетется Антошка. Идти на пятках.
За бедным цыпленком -
Усатая кошка.
Цыпленок от страха
Забрался в корзину. Присесть, руки - к полу.
Сердитая кошка
Выгнула спину. Не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину.
Согласные звуки
Липы (п, т, к, л)
Вот полянка, а вокруг Широким жестом развести руки в стороны.
Липы выстроились в круг. Округленные руки сцепить над головой.
Липы кронами шумят, Руки вверху, покачать ими из стороны в сторону.
Ветры в их листве гудят.
Вниз верхушки пригибают Наклониться вперед.
И качают их, качают. Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.
После дождика и гроз Выпрямиться, руки поднять.
Липы льют потоки слез. Плавно опустить руки, перебирая пальцами.
Каждый листик по слезинке Руки вниз, энергично потряхивать кистями.
Должен сбросить на тропинки.
Кап и кап, кап и кап - Хлопать в ладоши, описывая руками круг сначала
Капли, капли, капли, - кап! в одну, потом в другую сторону.
До чего же листик слаб! «Уронить» руки.
Он умоется дождем, Погладить сначала одну, потом другую руку.
Будет крепнуть Сжать кулаки.
С каждым днем.
Огород (т)
Повторяй за мной зарядку. Шаги на месте.
В ней звук [Т]
Пришел на грядку.
Тыква вот, а вот томат. Вытянуть руки влево, вправо.
Здесь - капуста, здесь - салат. Наклониться к левой ноге, затем к правой.
Выпрямиться.
Тмин, картошка, артишок Руки на пояс, к плечам, вверх.
И петрушки корешок. Руки опустить.
Все, что вырастили мы, Развести руки в стороны.
Будем есть мы до весны. Руки вниз, выпрямиться.
Новоселье (к, г)
Динь-дон, динь-дон - Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.
Гномы строят новый дом. Кулак на кулак.
Красят стены, крышу, пол, Руками, словно кистями, «красим» сбоку, вверху,внизу.
Прибирают все кругом. «Метем» метлой.
Мы к ним в гости придем Шаги на месте.
И подарки принесем. Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.
На пол - мягкую дорожку, Наклон вперед, руками «стелем» дорожку.
Расстелив ее к порожку. Попятиться назад.
Две подушки на диван, Руки сложить ладонями вместе - сначала под одну щеку, затем под другую.
Меду липового жбан. Руки округлить, вытянуть перед собой.
Зайцы (с, з)
Скачут, скачут во лесочке Прыжки на месте на двух ногах.
Зайцы - серые клубочки. Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.
Прыг-скок, прыг-скок - Прыжки вперед - назад, вперед - назад.
Встал зайчонок на пенек. Встать прямо, руки опустить.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. Шаги на месте.
Два! Руками машут вместе. Руками перед собой выполняют движение «ножницы».
Три! Присели, дружно встали. Присесть, встать.
Все за ушком почесали. Почесать за ухом.
На «четыре» потянулись. Выпрямиться.
Пять! Прогнулись и нагнулись. Прогнуться, наклониться вперед.
Шесть! Все встали снова в ряд, Построиться в ряд.
Зашагали как отряд. Шаги на месте.
Цок, цок, цок! (ц)
Громко цокают копытца. Шаги на месте.
По мосту лошадка мчится. Скакать, как лошадки.
Цок, цок, цок! За ней вприпрыжку Бег на месте с подскоками.
Жеребенок и мальчишка.
Цок - копытце жеребенка. Топнуть правой ногой.
Цок - каблук о доски звонко. Топнуть левой ногой.
Понеслись, лишь пыль клубится. «Моталочка» руками.
Всем пришлось посторониться. Пятиться на каблуках назад.
Кошка (с, ш)
Вот окошко распахнулось. Руки развести в стороны.
Вышла кошка на карниз. Имитация мягкой, грациозной походки кошки.
Посмотрела кошка наверх, Запрокинуть голову, посмотреть вверх.
Посмотрела кошка вниз. Опустить голову, посмотреть вниз.
Вот налево повернулась, Повернуть голову к левому плечу.
Проводила взглядом мух. Повернуть голову к правому плечу, взглядом «проводить» муху.
Потянулась, улыбнулась Соответствующие движения и мимика.
И уселась на карниз. Сесть на свои места.
Журавленок и жабы (ш, ж)
Журавленок встал на ножки, Встать возле своего места.
Пошагать решил немножко. Шаги с высоко поднятыми коленями.
Смотрит вдаль из-под ладошки. Движения в соответствии с текстом.
Кто там скачет по дорожке? Прыгать на месте, руки на поясе.
Жабы вышли на лужок. Шаги на месте.
Жабы встали все в кружок. Образовать круг.
Важно подняли головки. Поднять голову.
Посмотрите, как мы ловки! «Гордые» повороты головы вправо - влево.
Вот похлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.
Вот попрыгали немножко. Прыгать на обеих ногах.
Поскакали, Прыгать то на правой, то на левой ноге.
Покружились. Кружиться на месте.
А потом остановились. Остановиться и сесть на свое место.
Снежинки (с - з, ш - ж)
Закружились, завертелись Покружиться на месте.
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей Поднять руки.
Легкие пушинки. Покружиться на носках.
Чуть затихла злая вьюга - Опустить руки, встать прямо.
Улеглись повсюду. Присесть, руки к полу.
Заблистали, словно жемчуг ,- Встать, руки вперед.
Все дивятся чуду. Развести руки в стороны.
Заискрились, засверкали Руками выполнить движение «ножницы».
Белые подружки.
Заспешили на прогулку Шаги на месте.
Дети и старушки.
Чок-чок, каблучок (ч)
Чок-чок, каблучок! Потопать ногами.
В танце кружится сверчок. Покружиться.
А кузнечик без ошибки Движения руками, как при игре на скрипке.
Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают - Движения руками, как крыльями.
С муравьем она порхает. Покружиться парами на подскоках.
Приседает в реверансе Девочки делают реверанс.
И опять кружится в танце. Покружиться.
Под веселый гопачок Танцевальные движения, как в гопаке.
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки! Похлопать в ладоши.
Все! Устали наши ножки! Сесть на свое место.
Котище (щ)
У нашего котища Показать, какие глазищи у кота.
Желтые глазищи.
У нашего котища
Длинные усищи. Показать, какие длинные усы у кота.
У нашего котища
Острые когтищи. Показать острые цапки-царапки.
У нашего котища
Умные мыслищи. Движения рук от головы вверх.
Моется котище
С каждым днем все чище, Показать, как кот умывается.
Отмывая мордочку
От остатков пищи.
Вечером охотится
В чулане за мышами. Крадущиеся шаги на носках.
И играет в ладушки
С пушистыми котами. Разбиться на пары, играть в ладошки.
Солнышко (л, р)
Солнышко, солнышко, Потянуться руками вверх, встать на
В небе свети! носки.
Яркие лучики Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.
К нам протяни.
Ручки мы вложим Разбиться на пары, протянуть друг
В ладошки твои, другу руки.
Нас покружи, Покружиться парами.
Оторвав от земли.
Вместе с тобой мы пойдем Выстроиться в цепочку, держа друг
На лужок. друга за руки.
Там все мы встанем Образовать круг.
Дружно в кружок.
С песнями водим Идти по кругу.
Мы хоровод.
Солнышко с нами
По кругу идет.
Хлопают радостно Похлопать в ладоши.
Наши ладошки.
Быстро шагают Идти быстрым шагом.
Резвые ножки.
Солнышко скрылось, Присесть, голову закрыть руками.
Ушло на покой. Руки под щеку.
Мы же на место Тихо, спокойно сесть на свое место.
Сядем с тобой.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ
Гласные эвуки
Утята (а, у, и)
Встали как-то утром в ряд Постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки.
Десять маленьких утят. Показать десять пальцев.
Посчитались, Посчитать пальцы.
Удивились, Указательным и большим пальцами изобразить удивленно раскрытые клювики утят.
На две группы разделились. Руки в стороны, пальцы растопырены.
Перышки почистили, Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке.
Головкой повертели, Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону.
Червячка склевали, Хватательные движения клювами-пальцами.
К речке побежали. Пальцами «пробежаться» по столу.
Ириски от киски (а, у, и, ы, о)
В гости к нам явилась киска. Из пальцев «сделать» «киску».
Всем дает она ириски: Указательным пальцем правой руки «положить» на подушечки пальцев левой руки «ириски».
Мышке, лебедю, жуку. Из пальцев «сделать» указанных в тексте
Псу, зайчонку, петуху. «персонажей».
Рады, рады все гостинцам! Из обоих кулаков одновременно и энергично
«выбросить» пальцы.
Это видим мы по лицам. Показать раскрытые ладони.
Все захлопали в ладошки. Хлопать в ладоши.
Побежали в гости к кошке. Пальцами «пробежаться»» по столу.
Мышка мыла лапку (ы, а)
Мышка мылом мыла лапку, Одной рукой «мыть» другую.
Каждый пальчик по порядку. Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки.
Вот намылила Большой, Всеми пальцами сначала правой, а потом
Сполоснув потом водой. левой руки «намыливать» большие пальцы.
Не забыла и Указку, То же - с указательными пальцами.
Смыв с него и грязь,
И краску.
Средний мылила усердно То же - со средними пальцами.
(самый грязный был, наверно).
Безымянный терла пастой - То же - с безымянными пальцами.
Кожа сразу стала красной.
А Мизинчик быстро мыла: Быстро и осторожно «намыливать» мизинцы.
Очень он боялся мыла!
Дружная семья (э, а)
- Эх! - вздохнул Большак,- Сжать кулаки, поднять большие пальцы.
Устал! Согнуть большие пальцы.
Много дров я накидал. Постучать выпрямленными большими пальцами
по столу.
- Эй! Указка! Просыпайся! Большими пальцами постучать по указательным.
Быстро в школу собирайся. Указательные пальцы несколько раз перекрестить друг с другом.
Этак можно все проспать! Махнуть руками.
Середняк, кончай зевать! Большими пальцами постучать по средним.
Безымянный, марш во двор! Большими пальцами постучать по безымянным.
Повалился наш забор. Кистями обеих рук «упасть» на стол.
Вам с Мизинчиком - чинить, Большими пальцами постучать по мизинчикам.
Мне же - кашу вам варить. Большим пальцем правой руки на ладони левой «варить кашу».
Согласные звуки
Наши пальцы (п - б)
Пальцы встали дружно в ряд: Показать ладони с выпрямленными пальцами.
Десять крепеньких ребят. Сжать пальцы в кулаки.
Эти два - всему указки. Показать два указательных пальца.
Все покажут без подсказки. Пальцы придерживать большими.
Пальцы - два середнячка, Показать два средних пальца.
Два здоровых бодрячка. Пальцы придерживать большими.
Ну, а эти - безымянны, Показать безымянные пальцы. Остальные
Молчуны, всегда упрямы. придерживать большими.
Два мизинца - коротышки, Показать мизинцы. Все: остальные пальцы
Непоседы и плутишки. придерживать большими пальцами.
Пальцы главные средь них,- Показать два больших пальца, остальные
Два больших и удалых. сжать в кулаки.
Дом на горе (к- г)
На горе мы видим дом Кистями рук сложить «домик».
Много зелени кругом. Волнообразные движения кистями рук.
Вот - деревья, вот - кусты. Руками сделать «деревья», «кусты».
Вот - душистые цветы. Пальцами показать «бутон», «распускающийся
цветок».
Окружает все забор. Пальцами показать «забор».
За забором - чистый двор. Погладить ладонями стол.
Мы ворота открываем, Кистями рук показать «ворота»; «ворота открываются».
К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.
В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.
«Тук-тук-тук!»
Кто-то к нам идет на стук... Ладонь приставить к правому уху, «прислушаться».
В гости к другу мы пришли Вытянуть руки вперед, как будто преподнося
И гостинцы принесли. что-то.
Угощение гномов (к, г)
Стали гномы гостей Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди
Приглашать, на подушечки пальцев левой руки.
Стали гномы гостей
Угощать. Затем - наоборот.
Каждому гостю «Намазывать» варенье на кончик каждого пальца.
Досталось варенье.
Пальчики склеило Последовательно, начиная с большого, «склеить»
То угощение. соответствующие пальцы на обеих руках.
Плотно прижалась Прижать ладони одна к другой.
Ладошка к ладошке.
Гости не могут Плечи приподнять,руки слегка развести в
Взять даже ложки! стороны - «удивиться».
Чехарда (к, г}
У кошки было пять котят, Показать пять пальцев на правой руке, сделать из них «кошку».
А у гусыни - пять гусят. Показать пять пальцев на левой руке, сделать из них «гуся».
Детишки резвые в саду Кистями рук «перепрыгивать» одна через
Сыграть решили в чехарду. другую несколько раз (на столе).
У гусят-то - крылышки, Кисти рук скрестить: «Птичка машет крыльями»;
У котяток - лапки. «Цапки-царапки».
На крылышках-то - перышки, Пошевелить пальцами обеих рук.
На лапочках - царапки. Показать «цапки-царапки».
Перышки-то - мягкие, Погладить каждый палец сначала на правой,
Легкие пушинки. потом на левой руке.
Коготки-то острые «Цапками-царапками» поскрести по столешнице.
Больно ранят спинки.
Бойцы-молодцы (г, к, м)
Пальцы эти - все бойцы, Растопырить пальцы на обеих руках.
Удалые молодцы. Сжать пальцы в кулак.
Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу.
Два - больших и крепких малых Приподнять два больших пальца.
И солдат в боях бывалых.
Два - гвардейца-храбреца, Приподнять указательные пальцы.
Два - сметливых молодца. Приподнять средние пальцы.
Два - героя безымянных, Приподнять безымянные пальцы.
Но в работе очень рьяных!
Два мизинца - коротышки - Приподнять мизинцы.
Очень славные мальчишки! Хлопнуть ладонями по столу.
Мишки (т, д, ш)
Мама мишек будит рано. Пальцами обеих рук изобразить «мишек».
Не встают они с дивана! Удивленно пожать плечами.
- Эй, Большак! Вставай скорей! Встряхнуть большой палец сначала на левой, а затем на правой руке.
Ждут друзья уж у дверей! Указать руками на дверь.
- Ну, а ты, лентяй Указка,- Встряхнуть указательные пальцы.
У тебя засохла краска! Изобразить руками ведро.
Вы должны с Середняком Встряхнуть средние пальцы.
Побелить амбар и дом. Плавные движения кистями рук, как кисточкой, сверху - вниз, снизу - вверх.
Безымянный, мой бедняжка! Погладить безымянный палец пальцами
Знаю, болен был ты тяжко. Другой руки
Пожалею я тебя, Прижать безымянный палец к ладони и
Полежи еще два дня. Погладить его.
Ты, Мизинчик-малышок, Встряхнуть мизинцы.
Роста у тебя - вершок! Показать, какого «роста» мизинчик.
Но зато проказ и драк Погрозить мизинцу пальцем.
Сосчитать нельзя никак! Сосчитать на пальцах «проказы» мизинчика.
Листочки (е, л)
Ветер северный подул - Подуть на пальцы.
С-с-с»,- все листья Произнести звук «с-с».
С липы сдул...
Полетели, закружились Ладони обеих рук зигзагами плавно
И на землю опустились. опустить на стол.
Дождик стал по ним стучать: Постучать пальцами по столу.
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
Град по ним заколотил, Постучать кулаками по столу.
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил, Плавные движения кистями рук вперед -
назад - вперед...
Одеялом их накрыл. Ладони крепко прижать к столу.
3айка (с, з)
3айка - скок, зайка - скок! «Зайка» из пальцев скачет по столу.
За кусток - и молчок. Кисть левой руки - «куст», кисть правой
«зайка». Он прячется» за куст.
Из-за кустика выглядывает, Показать названные действия руками.
На ребятушек поглядывает.
3оя пальчиком грозит, Погрозить «зайке» пальцем.
3айке спрятаться велит:
«Бродит серый волк в лесу, Пальцами правой руки показать «волка».
Он поймал вчера козу. Пальцами левой руки - «козу».
Та его - рогами в бок! «Коза... бодает» ладонь правой руки.
Волк отпор ей дать не смог.
А коза давай бодать, «Коза бодается».
По кустам его гонять! Вокруг «кустов» бегает «волк~.
Волк помчался по дороге, Пальцами «пробежаться» по столу.
И едва унес он ноги!»
Цыпплята (ц)
Пять цыпляток, Большой и указательный пальцы – «клювик», остальные прижаты к ладони – «головка цыпленка».
Пять комочков Все пальцы сжаты в кулак.
Во дворе стоят у бочки. Пальцами изобразить «бочку».
Захотелось им напиться. Приоткрыть пальцы-«клювики».
Из щелей течет водица. Перебирать пальцами, опуская руки сверху
вниз,- «струйки воды».
Возле лужицы Показать, как пьют цыплятки,
Цыплятки пьют. запрокидывая головки назад.
У всех озябли лапки. Пальцы дрожат мелкой дрожью.
Вот поджали коготочки, Прижать скрюченные пальцы к ладони.
Побежали греться «Пробежаться» пальцами по столу.
К квочке.
Мышка и кошка (ш, ж)
Мышку кошка обижала, Пальцами правой руки изобразить «мышку»,
пальцами левой - «кошку».
Мышка в норку забежала. «Мышка» забегает в «норку», сделанную из
пальцев левой руки.
Погрозила кошке злой: Погрозить пальчиком правой руки ~кошке».
«Разберусь еще с тобой!
Станешь чистить свою шубку, Обеими руками изобразить движения «Кошка
умывается».
Я с тобой сыграю шутку! Хлопнуть ладонями о стол.
Вылью быстро банку с клеем, Пальцами изобразить «банку», наклонить
Коготки твои я склею. ее.
Пальцы на обеих руках «склеились».
Долго в душе будешь мыться, Потереть каждый палец на обеих руках по
Но не сможешь ты отмыться!» очереди.
Женины гости (ж)
К Жене гости прибежали. Пальцы «бегут» по столу.
Все друг другу руки жали. Рукопожатия.Попеременно то правая,то левая
рука сверху.
- Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди «здороваются» с большими
- Здравствуй, Жанна! пальцами обеих рук.
- Рад, Сережа!
- Рад, Снежана!
- Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить «пирожок».
- Может, коржик? Показать раскрытые ладошки.
Иль рожок? Пальцы сложить в виде рожка.
Вот драже вам на ладошку. Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки.
Все берите понемножку. Двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т.д.) брать с ладошки «драже».
С ручек все стряхнули крошки Энергично встряхнуть кистями рук.
И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.
Овечки (ч)
У овечек на шубках - колечки. Из пальцев по очереди делать «колечки».
Те овечки пасутся у речки.
Их пасут две собачки лохматые, Пальцами обеих рук изобразить «собак».
Что виляют хвостами мохнатыми. Кистями рук помахать, как хвостиками.
А пастух на пригорке у дерева Руками изобразить «гору», затем – «дерево».
На свирели играет затейливо. Пальцами обеих рук «играть на воображаемой
Быстро бегают ловкие пальчики, свирели».
На полянке цветут одуванчики. Обеими руками изобразить «цветок».
Колокольчик под ветром колышется. Покачать из стороны в сторону кистями рук.
Нам мелодия чудная слышится. Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться.
Щели (щ)
Вот забор. Пальцы правой руки плотно прижать друг к другу- «забор».
В заборе - щели. Раздвинуть пальцы.
Пальцы в них
Пролезть хотели.
Сунул голову Большак - Просунуть большой палец левой руки между
большим и указательным правой.
Дальше не пройти никак! Крепко зажать большой палец.
Вслед за ним застрял Указка. Указательный - между указательным и средним.
Середняк хотел - напрасно! Средний - между средним и безымянным.
Безымянный - безуспешно! Безымянный - между безымянным и мизинцем.
Хоть один прошел? Конечно!
Щуплый маленький мальчишка,
Брат Мизинчик, коротышка, Мизинец несколько раз согнуть - разогнуть.
Весь прошел забор, и вот -
По двору уже идет. Помахать мизинцем.
Помощь братьям оказал: Каждый палец по очереди освободить из «плена».
Из щелей их всех достал.
Щука (ч, щ)
Щука хищная, зубастая, Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки.
Для лещей, плотвы опасная. «Щука» щелкает «зубами»-пальцами.
Ищет, чем бы поживиться? Две ладони сложить «лодочкой», руками
Кто-то там в воде резвится... совершать движения, напоминающие движения рыб в воде.
Чей-то рядом хвост мелькает. Помахать кистями рук, как хвостом.
Хвать! Туг щука не зевает! «Пасть» щуки захлопывается.
Но попалась на крючок. Указательным пальцем изобразить «крючок».
Тащит щуку рыбачок. Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды «щуку».
Хризантемы (х)
АХ! Какие хризантемы! Пальцами показать, как «цветок распускается».
Мы сорвем их без проблемы. Обеими руками срывать воображаемые цветы.
УХ! Охапку мы набрали! Обеими руками показать «охапку».
ЭХ! Прихватим и для Вали! Махнуть рукой и «рвать» цветы дальше.
ЭХЕ-ХЕ... Цветов не стало. Удивленно пожать плечами, развести руки
Их и раньше было мало... в стороны.
ОХ! Зачем мы их сгубили? Прижать к щекам обе руки и горестно
Ведь не мы же их растили! покачать головой.
Десять котят (л,р)
На сельский двор пришли играть Пальцами «шагать» по столу.
Все десять маленьких котят. Показать десять пальцев, затем сделать из них «кошку».
Один залез в хозяйский дом, Показать один палец. Сделать из пальцев «дом».
Уснул на куче там с бельем, Ладони под щеку.
И их осталось девять. Показать девять пальцев.
Второй пошел на сеновал Показать два пальца.
И к мышкам угодил на бал. Пальцами показать, как ~мышки танцуют».
И вот уже их восемь. Показать восемь пальцев.
А третий стал ловить гусят. Показать три пальца. Изобразить «гусят».
Гусь защищал своих ребят. «Гусь» вытягивает шею, щиплется.
И стало их лишь семь. Показать семь пальцев.
Четвертый вздумал хвост поймать Показать четыре пальца.
И стал на лапы все хромать. Пальцы «идут», «хромая», по столу.
Котят осталось шесть. Показать шесть пальцев.
Тут пятый прыгнул на забор, Показать пять пальцев. Пальцами изобразить «забор».
Перемахнул в соседний двор. Правая рука «перепрыгивает» через левую и «шлепается» на стол.
Друзей всего лишь пять. Показать пять пальцев.
Шестой в кладовочку проник, Показать шесть пальцев. Указательным пальцем левой руки «проникнуть» в неплотно сжатый кулак правой.
Но был наказан в тот же миг. Щелчок по указательному пальцу.
Четыре вот уж их. Показать четыре пальца.
Седьмой пошел искать друзей Показать семь пальцев. Пальцы, «петляя», «шагают» по столу.
И заблудился средь полей,
Троих оставив в горе... Показать три пальца.
Восьмой гонялся за осой Показать восемь пальцев.
И в бочку угодил с водой. Из пальцев левой руки изобразить «бочку».
Пальцы правой «падают» в «бочку».
Считаем... Стало двое. Показать два пальца.
Девятый скушал белену. Показать девять пальцев.
В сон провалился, в пелену, Ладони под щеку.
Оставив одного. Показать один палец.
А тот, задравши хвост трубой, Ладонь с выпрямленными пальцами на столе - «хвост».
Помчался к мамочке домой, Пальцы «бегут» по столу.
Свалился кубарем в овраг Руками изобразить «моталочку».
И выбраться не мог никак! Пожать плечами.
ИТАК, ПРОПАЛИ ВСЕ!
Вы зря печалитесь, друзья! Махнуть рукой.
Под вечер в сборе вся семья. Крепко сжать обе руки.
Ведь папа кот и мама кошка Пальцами правой руки изобразить «кота», пальцами левой - «кошку».
Собрали всех котят в лукошко. Сделать «корзиночку-лукошко» из ладоней обеих рук.
Мышки и пышки . (ш, с, ч, л, р)
Десять очень славных мышек Показать десять пальцев, затем на обеих руках показать «мышек».
Десять взять решили пышек. Показать десять пальцев. Ладонями изобразить «пирожок».
Печь горячую открыли, Кистью руки показать, как открывается дверца у печи.
К сковородке подскочили. Пальцы «бегут» по столу.
Лапки все пообжигали. Каждый палец по очереди отскакивает от стола.
В норку к маме побежали. Неплотно сжатый кулак левой руки - «норка»,туда по очереди «забегают» пальцы правой руки, затем - наоборот.
Стала мама всех лечить, Каждый палец правой руки по очереди крепко
Лапки в маслице мочить. прижимается к центру ладони левой руки, затем - наоборот.
Пластырь клеить всем на ранки, Указательным пальцем правой руки «наклеить» на подушечки пальцев левой руки «пластырь», затем - наоборот.
А потом давать баранки. На обеих руках одновременно делать «колечки»: большой - указательный, большой - средний и т. д.
Мак (с, л, р )
На пригорке вырос мак. Пальцами левой руки сделать «бутон».
Он склонил головку так. «Бутон» наклонить.
Бабочка над ним порхает, Кисти рук перекрестить, помахать, как
Быстро крыльями мелькает. бабочки крылышками.
По тугому стебельку Локоть левой руки поставить на стол, рукой
Жук ползет: «Что там вверху?» изобразить «цветок». Правая рука - «жук»,
Вот дополз он до цветка, перебегая пальцами-лапками, ползет
Отогнул два лепестка. вверх по руке-стебельку.
Правой рукой отогнуть на левой руке большой и указательный пальцы.
Внутрь забрался, поворчал,
Круглый домик увидал. Пальцы правой руки вложить в ладошку левой.
Пальцы левой руки сложить щепотью - «коробочка мака».
Лапкой в стенку постучал, Каждым пальцем правой руки постучать в
Но ответ никто не да. «коробочку мака».
Облетели лепестки, Правой рукой отогнуть пальцы левой руки.
Высох домик от жары. Пальцы левой руки сложить щепотью.
Стал греметь, как погремушка. Пальцы левой руки сжать в кулак, «погреметь»,
Вот так славная игрушка! как погремушкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми с изпользованием элементами экспериментирования,с введением динамических пауз,дыхательной и пальчиковой гимнастики ,гимнастика для глаз в младшей группе. НОД»Я И МОЕ ТЕЛО» ЦЕЛЬ:
» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с понятием:Я-человек. ЗАДАЧИ:1.Познакомить детей с одним из признаков живого ростом,закрепить название частей тела и их фунуций.2.Развивать слуховое внимание,н...
Динамические паузы и пальчиковые игры
Динамические паузы в стихотворной форме...
Методическая разработка «Учимся играя» (картотека игр (дидактические, словесные, пальчиковые игры и динамические паузы) по лексическим темам).
Пояснительная записка к методической разработке. Я работаю учителем дефектологом в коррекционно-диагностической группе для детей с ЗПР. Деятельность...
Авторский конспект занятия по художесввенно-эстетическому развитию в средней группе «Золотые подсолнушки» с использованием здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза «Желтый подсолнух», гимнастика для глаз «Подсолнухи и сол
Задачи.Образовательные: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать аппликативные умения в приложении к тв...
Динамические паузы для детей 4-7 лет (пальчиковые игры)
Динамические паузы для детей 4-7 лет представлены в виде карточек пальчиковых игр.Можно использовать как воспитателям, так и родителям....
Картотека физ.минуток, речевок,динамических пауз, считалок,пальчиковой гимнастики
Картотека физ.минуток, речевок,динамических пауз, считалок,пальчиковой гимнастики...
КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР
КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР...