Методическая разработка «Учимся играя» (картотека игр (дидактические, словесные, пальчиковые игры и динамические паузы) по лексическим темам).
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Пояснительная записка к методической разработке.
Я работаю учителем дефектологом в коррекционно-диагностической группе для детей с ЗПР. Деятельность учителя – дефектолога в дошкольном учреждении направлена на решение следующих задач: адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития. Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя – дефектолога является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Совместно с другими специалистами (воспитатель, педагог – психолог) исследуем уровень сформированности психических процессов: внимание, память, мышлении, восприятие, воображение, речь. Выявляем также уровень сформированности компонентов деятельности: мотивация, программирование, регуляция (т. е. сформированность знаний, умений и навыков).
Целью коррекционно – педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, в условиях ДОУ является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка.
Данная методическая разработка появилась в связи с тем, что возникла необходимость в систематизации материала по лексическим темам, для повышения качества подготовки к занятиям и оптимизации процесса взаимодействия с воспитателями и родителями.
Настоящая методическая разработка включает в себя ряд игр и упражнений, направленных на развитие психических процессов, а также мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. В картотеке содержатся: пальчиковые игры с речевым сопровождением, физминутки, динамические паузы, дидактические, словесные и подвижные игры. Дидактические игры и упражнения направлены на формирование восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития. Словесные дидактические игры – один из самых старинных видов дидактических игр. Они хороши тем, что способствуют всестороннему развитию личности ребенка, так как темы словесных игр могут быть самыми разнообразными; данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас детей, помогают освоить грамматику родного языка.
Все игры и упражнения систематизированы по лексическим темам, что облегчает работу педагогов при календарном планировании. Данная картотека может быть полезна как дефектологам, логопедам, так и воспитателям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «ВЕСНА. 8 МАРТА»
Словарь: сосульки, проталины, капель, тает, звенит, весенняя,
Почки, трава, насекомые, распускаются, зацветают,
Гнезда, перелетные птицы, выводят птенцов.
8 Марта – подарки, поздравления, женский день,
внимательная, ласковая, любимая, весенние цветы,
весна, лужи, ранняя, поздняя, радостная, звонкая,
дождливая, цветущая, журчат, набухают, щебечут,
греет, припекает, зеленеет.
Наблюдения – развивать умение видеть изменения, происходящие в природе весной.
Экскурсия в весенний парк – весной снег и лед тают, солнце светит сильнее. Обратить внимание детей на проталины, на черные воронки возле больших деревьев. Воробьи громко чирикают, купаются в лужах. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы.
Экскурсия в парк – показать изменения, которые произошли в природе в связи с потеплением и удлинением дня: стало теплее, выросла зеленая трава, цветет цветы, на деревьях и кустарниках появились листья. Воспитывать любовь к природе родного края.
Беседа – учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе. 8 Марта – воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.
Речевые упражнения:
- «Назови ласково».
- «Один – много».
- «Скажи со словом «весенний» - образование прилагательных. День (какой?) – весенний, Погода – весенняя и т.д.
Упражнение «Клен» - координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
За окном сосулька тает, (дети стоят лицом в круг, 4 прыжка на
Носочках, руки на поясе)
Ветер тучи рвет в клочки. (руки вверх, наклоны туловища
Вправо-влево)
Разжимает, разжимает (руки перед грудью, локти опущены,
Клен тугие кулачки. Вниз, медленно разжимают кулаки)
Прислонился он к окошку ( 4 прыжка)
И, едва растает снег, (наклоны)
Мне зеленую ладошку (поворачиваются лицом друг к
Клен протянет раньше всех. Другу, протягивают правы ручки –
Рукопожатие).
Упражнение «Весна» - координация речи с движением.
Скоро кончится зима. Постучится к нам весна. Солнца жаркие лучи Превратят снега в ручьи. Птицы станут щебетать, Реки – толстый лед ломать. | Дети ритмично топают ногами. Хлопают в ладоши. Поднимают руки вверх. Опускают руки, приседают. Машут руками, как крыльями. Разводят руки в стороны, поворачивают корпус вправо и влево. |
Упражнение «Апрель» - координация речи с движением, закрепление знаний о признаках весны.
Очнулись деревья от Зимнего сна. В апреле по лесу гуляет весна. В овраге ручьи Шаловливо звенят. И с юга на родину птицы летят. | Дети поднимают руки вверх, покачиваются из стороны в сторону. Кружатся на месте. Хлопают в ладоши. Разводят руки в стороны, бегают врассыпную. |
Упражнение «Медведь» - координация речи с движением.
Спал зимой медведь в берлоге, Ждал, когда весна придет. А она уже в дороге! Тает снег, темнеет лед. Громче стали птичьи трели, Радостней и веселей. Разбудил в берлоге мишку Звонкий маленький ручей. | Дети идут по кругу. Разводят руки в стороны, выполняют повороты вправо и влево. Поднимают руки вверх, подпрыгивают на месте. Приседают, встают. Машут руками, как крылышками. Кружатся. Хлопают. |
Упражнение «Бусы для мамы» - развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики. Закрепление знания основных светов и умения их различать.
Оборудование: коробка с крупными бусами основных цветов, шнурочки соответствующих цветов с узелком на одном конце.
Дидактическая игра «Почемучка» - установление элементарных причинно-следственных связей.
Почему весной тает снег? Почему бегут ручьи? Почему тает лед? Почему набухают почки? Почему распускаются цветы? Почему пробивается травка? Почему появляются насекомые? Почему люди одеваются легче?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека динамических пауз по лесическим темам для дошкольников
Динамические паузы по лексическим темам являются обязательной частью занятий по развитию речи, по формированию целостной картины мира, а также используются в режмные моменты. Динамические минутки спос...
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности «Ловкие пальчики» (пальчиковые игры)
В методической разработке отражены цели и задачи использования пальчиковых игр для детей младшей группы и примерный ход урока...
Методическая разработка. Мнемотаблица к стихотворению Н.В. Нищевой "Март, апрель и май зелёный..." по лексической теме "Весна. Весенние цветы" в подготовительной группе для детей с ТНР.
Данная цветная мнемотаблица помогает быстро и легко выучить названия весенних месяцев, тренирует внимание и память, способствует повышению мотивации к разучиванию стихотворений....
Картотека пальчиковых гимнастик и динамических пауз
В картотеке подобраны пальчиковые гимнастики и динамические паузы по временам года. Предложенный материал можно использовать в образовательной деятельности....
Картотека пальчиковых игр и динамических пауз по лексическим темам
Использовать динамические паузы можно с самого раннего возраста. Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому необходимо испо...
Методическая разработка "Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры"
В данной методической разработке представлена информация о развитии мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста. Данная методическая разработка может представлять интерес для воспитат...
Картотека динамических пауз по лексическим темам
Картотека динамических пауз по лексическим темам...