Мастер-класс «Массаж, самомассаж у детей с ТНР» (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии

И.Д. Польшина

Мастер-класс «Массаж, самомассаж у детей с ТНР»

(из опыта работы)

Подготовила:

Учитель-логопед

МБДОУ ДС №3

Польшина Ирина Дмитриевна

 

В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.

Педагогами дошкольных организаций активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».

Задачи самомассажа:

Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

• Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.

• Развивать интеллектуальные функции.

• Развивать двигательную память.

• Воспитывать бережное отношение к своему телу.

• Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.

Мне сегодня хотелось бы показать вам те виды самомассажа и массажа которые я использую в своей ежедневной работе.

  1. Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин).
  • «Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

  • «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

  • «Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину. Ребёнок расслабляется и слушает тишину.

Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз.

  1. Плантарный массаж – это массаж стоп. На наших стопах расположено множество рефлекторных зон, ответственных за работу различных систем и органов в человеческом организме.

а) «Скалка». В нашей группе в работе с детьми применяется бытовая скалка (скалки индивидуальные, подписанные). В положении сидя дети босыми стопами прокатывают скалку вперед-назад обеими ногами, а также чередуя правую и левую ноги.

б) «Дорожка здоровья». Для прохождения «дорожки здоровья» используются мешочки с разнообразным наполнением (мелкие камешки, шишки, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок, песок и т.д.), а также дорожка, имитирующая детские стопы, расположенная в разном направление хода детской ноги.

в) «Щупальца». Дети в положение сидя захватывают пальчиком босой стопы разнообразные предметы: шишки разного размера, су-джок шары, камешки, крышки от пластиковых бутылок и т.д.

  1. Точечный массаж для детей в детском саду - это возможность привить крохе привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры.

Основные условия проведения самомассажа для детей:

-не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;

- движения должны быть плавными, массирующими;

Самомассаж выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора. Детей усаживают на стульчик и учат «лепить красивое лицо»:

а) Дети выполняют поглаживание лба, щек, крыльев носа от центра к вискам, мягкое постукивание по коже, как бы уплотняя ее.

б) Затем проводят с усилием по бровям и «лепят» щипками брови по направлению к вискам. Можно задействовать точку между бровями «третий глаз».

в) Легко подергивают и пощипывают себя за кончик носа.

  1. Массаж деревянными палочками (для бигуди). Дети берут в руки разнообразное количество палочек от 3-х и выше и зажимая их между ладошками делают скользящие движения произнося слова – «палочки кручу верчу, уронить их не хочу».
  2. Самомассаж карандашами.

а) Пружинка.

б) Насос.

в) Дудочка.

г) Взмахни крылом.

Мы используем в своей работе не один, а несколько карандашей.

д) Упражнение «По кочкам». Раскатывание карандашей на плоской поверхности, как ладонями, так и тыльной стороной руки, меняя руки.

Очень интересным и увлекательным для детей является упражнение с массажной расчёской. Я без нажима поочередно поглаживаю ладони сидящего напротив меня ребенка со словами:

«Гладила мама ежиха ежат

Что за пригожие детки лежат

Ежата, ежата».

Это упражнение не только тонизирует, но и расслабляет детей, эмоционально обогащает.

В каждой работе необходимо придерживаться личностно-ориентированного подхода, который представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подход. Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечет изменение всего целого.

Девиз работы любого педагога, а учителя-логопеда особенно звучит так:

«Играя – обучать

Играя – развивать

Играя – воспитывать

Играя – оздоравливать».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomassazh.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Массаж, самомассаж у детей с ТНР»

(из опыта работы)

Подготовила:

Учитель-логопед

МБДОУ ДС №3

Польшина Ирина Дмитриевна

В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.

Педагогами дошкольных организаций активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».

Задачи самомассажа:

Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

• Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.

• Развивать интеллектуальные функции.

• Развивать двигательную память.

• Воспитывать бережное отношение к своему телу.

• Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.

Мне сегодня хотелось бы показать вам те виды самомассажа и массажа которые я использую в своей ежедневной работе.

  1. Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин).
  • «Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

  • «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

  • «Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину. Ребёнок расслабляется и слушает тишину.

Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз.

  1. Плантарный массаж – это массаж стоп. На наших стопах расположено множество рефлекторных зон, ответственных за работу различных систем и органов в человеческом организме.

а) «Скалка». В нашей группе в работе с детьми применяется бытовая скалка (скалки индивидуальные, подписанные). В положении сидя дети босыми стопами прокатывают скалку вперед-назад обеими ногами, а также чередуя правую и левую ноги.

б) «Дорожка здоровья». Для прохождения «дорожки здоровья» используются мешочки с разнообразным наполнением (мелкие камешки, шишки, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок, песок и т.д.), а также дорожка, имитирующая детские стопы, расположенная в разном направление хода детской ноги.

в) «Щупальца». Дети в положение сидя захватывают пальчиком босой стопы разнообразные предметы: шишки разного размера, су-джок шары, камешки, крышки от пластиковых бутылок и т.д.

  1. Точечный массаж для детей в детском саду - это возможность привить крохе привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры.

Основные условия проведения самомассажа для детей:

-не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;

- движения должны быть плавными, массирующими;

Самомассаж выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора. Детей усаживают на стульчик и учат «лепить красивое лицо»:

а) Дети выполняют поглаживание лба, щек, крыльев носа от центра к вискам, мягкое постукивание по коже, как бы уплотняя ее.

б) Затем проводят с усилием по бровям и «лепят» щипками брови по направлению к вискам. Можно задействовать точку между бровями «третий глаз».

в) Легко подергивают и пощипывают себя за кончик носа.

  1. Массаж деревянными палочками (для бигуди). Дети берут в руки разнообразное количество палочек от 3-х и выше и зажимая их между ладошками делают скользящие движения произнося слова – «палочки кручу верчу, уронить их не хочу».
  2. Самомассаж карандашами.

а) Пружинка.

б) Насос.

в) Дудочка.

г) Взмахни крылом.

Мы используем в своей работе не один, а несколько карандашей.

д) Упражнение «По кочкам». Раскатывание карандашей на плоской поверхности, как ладонями, так и тыльной стороной руки, меняя руки.

Очень интересным и увлекательным для детей является упражнение с массажной расчёской. Я без нажима поочередно поглаживаю ладони сидящего напротив меня ребенка со словами:

«Гладила мама ежиха ежат

Что за пригожие детки лежат

Ежата, ежата».

Это упражнение не только тонизирует, но и расслабляет детей, эмоционально обогащает.

В каждой работе необходимо придерживаться личностно-ориентированного подхода, который представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подход. Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечет изменение всего целого.

Девиз работы любого педагога, а учителя-логопеда особенно звучит так:

«Играя – обучать

Играя – развивать

Играя – воспитывать

Играя – оздоравливать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по проведению самомассажа у детей.

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, им...

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...

Мастер-класс: "Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс: "Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"...

Мастер – класс «Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового  массажа  в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:—раскрыть значение здоровьесберегающей технологии;—позна...

Мастер-класс "Игровой массаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста"

Познакомить участников мастер – класса с игровым массажем, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста....