Мастер-класс "Игровой массаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка
Познакомить участников мастер – класса с игровым массажем, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_igrovoy_massazh.docx | 117.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Мастер-класс
«Игровой массаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста»
Автор: Крюкова Татьяна Николаевна
учитель-логопед
п. Малиновский, 2020г.
Мастер-класс
«Игровой массаж как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Познакомить участников мастер – класса с игровым массажем, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи мастер-класса:
1. Познакомить педагогов с понятием «игровой массаж»
2. Представить практический опыт путем прямого комментированного показа использования приемов игрового массажа.
3. Активизировать творческий потенциал участников мастер- класса.
Актуальность: Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Игровой самомассаж является прекрасным средством профилактики различных заболеваний, также способствуют укреплению различных групп мышц, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы. Приемы самомассажа развивают ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, содействуют закаливанию. Делая игровой самомассаж для определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом.
Вариант проведения: показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности.
Форма организации – мастер класса: практическое занятие.
Этапы проведения мастер-класса:
- Организационный момент.
- Основной этап.
- Этап рефлексии.
- Этап подведения итогов мастер-класса.
Участники мастер-класса: педагогические работники.
Предполагаемый результат: повышение мотивации участников по внедрению и использованию
игрового массажа в работе с детьми дошкольного возраста.
Ход проведения мастер-класса:
«Педагог не имеет права не знать,
что происходит с ребенком, почему он не здоров,
как состояние его здоровья отражается на его
умственном и нравственном развитии»
В. А. Сухомлинский
Сегодня я хочу вас на мастер-классе познакомить с некоторыми приемами игрового массажа.
К сожалению, в последние годы мы видим тенденцию ухудшения здоровья детей. Причин тому великое множество, а мы поговорим о том, как создать условия для сохранения здоровья подрастающего поколения.
Как известно, основы гармоничного развития закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности.
Игровой массаж учит детей сознательно заботиться о своём здоровье, является профилактикой простудных заболеваний, прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
В чем его особенность?
В простых приемах, не требующих специальной подготовки: прикосновение, особенно прикосновение пальцев, рук, кулачков, постукивание, поглаживание, похлопывание, а иногда и пощипывании.
Умение общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Массаж снимает напряжение, дает новые силы, тонизирует, снимает усталость, бодрит и повышает настроение.
Массаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.
Уважаемые участники, а теперь я предлагаю вам отправится в осеннюю сказку.
Давно это было. В прекрасной стране, в сказочном дворце жила-была царица Осень. До чего красива, до чего умна была молодая царица! Не любила царица на троне золотом сидеть, а любила она путешествовать. Хлопнет в ладоши, и появится перед ней Осенний ветер. Подхватит он красавицу царицу, и полетит она над землей. Смотрит сверху на поля с золотистыми колосьями, на леса в прекрасном желто-красном убранстве. Любуется она садами. А за здоровьем царица осень не следила и заболела. Опечалилась царица. Слезы льет. Ничего ее не радует. Тучи затянули небо. Дождь идет день и ночь. Холодно стало, сыро. Деревья, мокрые скучные стоят. Опечалились животные и птицы в лесу, и решили ей помочь. Первая пришла на помощь лиса.
«Не печалься царица осень я тебя научу делать самомассаж лица. А ты осень за мной повторяй все движения.»
Под песенку «Осень» делают игровой массаж лица.
Самомассаж лица.
Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом, а так- же на развитие речи).
«Осень»
(самомассаж)
«Спасибо тебе лисонька за массаж»- поблагодарила царица осень
За лисой пришел медведь и говорит:
-Царица осень, что быть здоровым нужно делать аурикуломассаж.
- А что это такое? спросила осень.
- А мы сейчас покажем и расскажем.
Аурикуломассаж
Это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.
Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма.
«Взяли ушки за макушки»
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём
(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.
«Спасибо тебе Миша за массаж»- поблагодарила царица осень
За медведем прискакала белочка и говорит:
-Царица осень, что укрепить свое здоровье нужно делать самомассаж рук.
- А как его нужно делать? спросила осень.
- А мы сейчас покажем и расскажем.
Самомассаж кистей рук и руки.
Благодаря исследованиям мастеров Востока мы знаем, что на ладони рук находятся своеобразные сигнальные точки всех органов, их ещё называют биологически активными точками. Самомассаж кистей и пальцев рук – это активное механическое воздействие на нервные окончания с целью стимуляции речевых зон коры головного мозга. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают её регулирующую и координирующую функции.
Самомассаж может осуществлятся с помощью различных приспособлений:
-массажных мячиков;
-су-джок шариков;
-шестигранных карандашей;
-бельевых прищепок;
-ватных шариков;
-шишек;
-грецких орехов;
-кубиков;
и других различных предметов.
Основные приемы массажа и самомассажа:
-поглаживание (используется наиболее часто и заключается в скольжении рук по коже.);
-растирание (состоит в смещении, передвижении, растяжении тканей в различных направлениях);
-разминание (заключается в не прерывном или прерывистом захватании, приподнимании, растирании, сжимании, перетирании тканей);
-вибрация (передача массируемому участку тела колебательные движения, производимые равномерно, но различной скоростью и амплитудой)
Рассмотрим некоторые варианты самомассажа, которые можно использовать с детьми.
Продемонстрируем этот вид массажа на наших ладошках!
Самомассаж без предметов
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево - вправо каждый пальчик 2 раза.
Точим-точим карандаш,
Крутим-вертим карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Карандашик наточили.
Самомассаж ладоней су-джок шариком.
Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Самомассаж с помощью ватных палочек
На стекле морозный иней.
Сколько черточек и линий!
Н. Френкел
Рисование ватными палочками линий от кончика каждого пальца до запястья
«Спасибо тебе белочка за массаж»-поблагодарила царица осень. Ежику стало очень жалко царицу осень, и он тоже решил ее научить массажу спины.
Самомассаж спины.
Давайте встанем в круг друг за другом и предложим сделать массаж своему соседу спереди. На это нужно обязательное разрешение. Сейчас мы осени покажем как нужно его делать.Тогда представьте, что наступила осень, выглянуло солнышко, а мы будем сейчас рисовать все картину природы у своих коллег на спине. При этом нужно соблюдать правила: прикосновения должны быть лёгкими, без сильных надавливаний. По небу плывут два облачка. А по середине поляны стоит разноцветное дерево.
После сеанса массажа необходимо поблагодарить того, кто разрешил сделать себе массаж. И того, кто массаж сделал.
Как же обрадовалась царица, что болезнь отступила! Веселой стала, смеется. И вернулась опять теплая, добрая, золотая осень.
Рефлексия: Прошу участников оценить путешествие в осеннюю сказку, если было интересно и увлекательно, поместите ваши листочки на дерево, если старались, но не все получилось сразу, поместите ваш листочек под дерево.
Желаю вам находить новые темы для игрового массажа! Как сказал Анаксагор-древнегреческий философ «Рука у каждого человека таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».
Литература.
- И.Б.Карелина Логопедический массаж при различных речевых нарушениях. Изд. «Гном» М.2014
- О.А.Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Изд. «Детство-Пресс». С-Пб. 2012
«Горка»
Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз.То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.
Забирался мячик в горку,
Отдохнул он на пригорке.
Захотелось поиграть,
Покатился вниз опять.
Как же обрадовалась царица находке! Веселой стала, смеется. И вернулась опять теплая, добрая, золотая осень. Нарядилась царица Осень, надела на ножки красивые туфельки, да и пошла кружиться — танцевать. А Алеша той осенью много ягод и грибов набрал. Видно, царица его за туфельку отблагодарила
Самомассаж лица.
Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом, а так- же на развитие речи).
«Осень»
(самомассаж)
Ходит Осень по по тропинке плавно ведут пальчиками лицу
Разукрасила осинки,
Огонечками зажгла «рисуют» пальцами глаза, брови, нос
Стройные рябинки.
Осень не одна пришла легкие постукивания подушечками пальцев по лицу
Дождь с собою привела.
Он стучит по лужам звонко
И смеется, как девчонка!
Рядом веет ветерок, «отряхивают» лоб, виски, щеки
Непоседливый дружок:
То помчится всех быстрей спиралевидные движения указательными пальцами по лицу
То уснет среди ветвей. мягко гладят лиц
. Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.
* * *
Крутим вертим мы спирали
и рисуем мы круги.
Чтобы щёчки не устали,
мы кружочки рисовали,
пальцы в этом помогли:
К подбородку зашагали
и кружочки рисовали,
И на лобик поскакали -
всё кружками расписали.
2. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз – 1 мин.
* * *
Глазки мы погладили,
Глазки мы расслабили.
3. Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей – 20 раз.
* * *
Носик-носик, человечек!
Готовился к радостной встрече.
К нему братья приезжали,
долго-долго обнимали,
веселились, танцевали.
4. Открыть рот и нижней челюстью делать движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.
* * *
Ветер, ветер, ветерок,
всем устроил он урок:
Ротик-дверцу отворял,
вправо-влево всё качал.
5. Проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; затем «разгладить» лоб от центра к вискам.
* * *
Моем-моем мы лицо,
умываемся ладошками.
Гладим, сушим утюжком
мокрые дороженьки:
подбородок, щёчки и виски,
вот и к лобику пришли.
Гладим лобик-бугорок:
от полянки до висков.
Гладим, вытираем
и массаж сегодня завершаем.
Самомассаж кистей рук и руки.
Благодаря исследованиям мастеров Востока мы знаем, что на ладони рук находятся своеобразные сигнальные точки всех органов, их ещё называют биологически активными точками. Самомассаж кистей и пальцев рук – это активное механическое воздействие на нервные окончания с целью стимуляции речевых зон коры головного мозга. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают её регулирующую и координирующую функции.
Самомассаж может осуществлятся с помощью различных приспособлений:
-массажных мячиков;
-су-джок шариков;
-шестигранных карандашей;
-бельевых прищепок;
-ватных шариков;
-шишек;
-грецких орехов;
-кубиков;
и других различных предметов.
Основные приемы массажа и самомассажа:
-поглаживание (используется наиболее часто и заключается в скольжении рук по коже.);
-растирание (состоит в смещении, передвижении, растяжении тканей в различных направлениях);
-разминание (заключается в не прерывном или прерывистом захватании, приподнимании, растирании, сжимании, перетирании тканей);
-вибрация (передача массируемому участку тела колебательные движения, производимые равномерно, но различной скоростью и амплитудой)
Рассмотрим некоторые варианты самомассажа, которые можно использовать с детьми.
Продемонстрируем этот вид массажа на наших ладошках!
Самомассаж без предметов
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево - вправо каждый пальчик 2 раза.
Точим-точим карандаш,
Крутим-вертим карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Карандашик наточили.
Самомассаж ладоней су-джок шариком.
Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Самомассаж с помощью ватных палочек
На стекле морозный иней.
Сколько черточек и линий!
Н. Френкел
Рисование ватными палочками линий от кончика каждого пальца до запястья
«Горка»
Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз.То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.
Забирался мячик в горку,
Отдохнул он на пригорке.
Захотелось поиграть,
Покатился вниз опять.
Самомассаж с помощью шестигранного карандаша
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.
«Быстро палочкой мы трем-
Огонек сейчас найдем»
Аурикуломассаж
Это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.
Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма.
«Взяли ушки за макушки»
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём
(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.
Самомассаж головы
«Массаж головы» - воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
1. Сильным нажатием пальчиков имитируем мытье головы.
2. Пальцами словно граблями, ведем от затылка, от висков, от лба к середине головы.
3. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку.
4. «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, бегаем по поверхности головы. Пальцы обеих рук, то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. С любовью и лаской расчесываем пальцами, словно расческой воловы и представляем, что его прическа самая красивая.
На комод забрался ежик
У него не видно ножек.
У него, такого злючки,
Не причесаны колючки:
И никак не разберёшь-
Щетка это или ёж?
Тут и мыло подскочило,
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило, и кусала как оса.
А от бешеной мочалки,
Я помчался как от палки,
А она за мною мчится,
И кусает как волчица.
Самомассаж спины.
Нам тоже очень даже часто хочется быть ближе друг к другу, Давайте встанем в круг друг за другом и предложим сделать массаж своему соседу спереди. На это нужно обязательное разрешение. Об игровом массаже такого вида, именно об этом упражнении, я узнала, посетив Мастер – класс семейного психолога Гольбрайх Надежды, сама опробовав на своём теле этот игровой метод, осталась довольна. Теперь хочу предложить и вам познакомиться с ним. Хотите познакомиться? Тогда представьте, что наступила зима, выпал первый снег, а мы будем сейчас рисовать все картины природы у своих коллег на спине. При этом нужно соблюдать правила: прикосновения должны быть лёгкими, без сильных надавливаний. Рассказываем про зиму, про весну, лето, осень, затем каждый может продолжать рассказ по порядку. Так получается у нас целый природный календарь.
После сеанса массажа необходимо поблагодарить того, кто разрешил сделать себе массаж. И того, кто массаж сделал.
МАЛЯР
(1) Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
(2) Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!
(3) Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать!
(4) Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!
(5) Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать!
(6) Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать!
(7) А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть!
1 - ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх - вниз
2 - на слова: «метлой», «любит», «метлу», «будем» - спинку сверху вниз «метём»,
как метлой, ладонью и пальцами
3 - нажимаем указательным пальцем – «колем»
4 - круговые движения по спине
5 - растирание ребром ладони – «пилим»
6 - скользящие движения ребром ладони – «косим»
7 - пальцами постукиваем ритм мелодии
Рефлексия: Прошу участников оценить путешествие, если было интересно и увлекательно, поместите ваши звезды на площадку у самого верха корабля, где располагается впередсмотрящий, который внимательно вглядывается вдаль и всегда готов к новым приключениям, если старались, но не все получилось сразу, поместите звездочку внизу корабля.
Желаю вам находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться!
Обращаюсь к участникам.
ОСТРОВА
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»:
о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося
взаимодействия. Например: «Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свою яхту, дрейфующей между островами Удовольствия, Радости и Просветления».
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его. Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в аудитории и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние обучаемых.
Рефлексивная мишень
- Посмотрите, у нас появилась поляна «Здоровья». Но на ней не хватает …(цветов). Я предлагаю оживить нашу поляну: взять цветочки (раздать клейкие цветочки) и записать на нём ваше впечатление от мастер-класса, и прикрепить к стебельку. Я прикрепляю цветочек «Удовольствие от общения».
Участники прикрепляют цветы с надписями). Рада, что мастер-класс стал для вас... (Читаю сделанные надписи.)
Что такое «игровой массаж»?
Это массаж, который мы можем использовать, играя, и который не требует специальной подготовки или прохождения курсов массажа.
Это прикосновения, это эмоции, это удовольствие.
(насколько это вы увидели в нашей практике, оцените, пожалуйста, при помощи предложенных цветных карточек)
Зачем использовать игровой массаж в работе с детьми и родителями?
— он оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм
— игровой массаж развивает все органы и системы
-приводит в тонус или расслабляет мышцы (используют разные упражнения)
-ласковые прикосновения укрепляют эмоциональную связь между ребёнком и взрослым
-помогает предупредить заболевания
(предлагается по каждому утверждению поднять карточки, которые будут отражать мнение педагогов, участников мастер – класса)
Важно при использовании метода «игрового массажа»:!
Взрослый должен обращать внимание на качество движений ребёнка, на точность и правильность выполнения заданных упражнений
(при согласии с этим утверждением педагогам предлагается поднять цветные карточки). При использовании метода игрового массажа выделяют следующие приёмы:
Постукивания
Поглаживания
Надавливание
Растирание
Разминание
(если вы согласны с тем, что все данные приёмы мы с вами сегодня использовали, можете так же поднять цветную карточку, если нет, то она будет белой )
Ходит Осень по по тропинке плавно ведут пальчиками лицу
Разукрасила осинки,
Огонечками зажгла «рисуют» пальцами глаза, брови, нос
Стройные рябинки.
Осень не одна пришла легкие постукивания подушечками пальцев по лицу
Дождь с собою привела.
Он стучит по лужам звонко
И смеется, как девчонка!
Рядом веет ветерок, «отряхивают» лоб, виски, щеки
Непоседливый дружок:
То помчится всех быстрей спиралевидные движения указательными пальцами по лицу
То уснет среди ветвей. мягко гладят лиц
. Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.
* * *
Крутим вертим мы спирали
и рисуем мы круги.
Чтобы щёчки не устали,
мы кружочки рисовали,
пальцы в этом помогли:
К подбородку зашагали
и кружочки рисовали,
И на лобик поскакали -
всё кружками расписали.
2. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз – 1 мин.
* * *
Глазки мы погладили,
Глазки мы расслабили.
3. Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей – 20 раз.
* * *
Носик-носик, человечек!
Готовился к радостной встрече.
К нему братья приезжали,
долго-долго обнимали,
веселились, танцевали.
4. Открыть рот и нижней челюстью делать движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.
* * *
Ветер, ветер, ветерок,
всем устроил он урок:
Ротик-дверцу отворял,
вправо-влево всё качал.
5. Проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; затем «разгладить» лоб от центра к вискам.
* * *
Моем-моем мы лицо,
умываемся ладошками.
Гладим, сушим утюжком
мокрые дороженьки:
подбородок, щёчки и виски,
вот и к лобику пришли.
Гладим лобик-бугорок:
от полянки до висков.
Гладим, вытираем
и массаж сегодня завершаем.
Педагог выходит в зал со словами:
- Вы когда-нибудь оказывались в волшебной стране без Названия, где есть и «непобедимый» дракон, и летающий слон по небу, и странные письма с интересными вопросами? Представьте себе:
- Что было бы, если бы вместо дождя с неба падали конфеты?
- Что было бы, если бы люди умели летать?
- Что было бы, если бы снег лежал круглый год?
- Что было бы, если бы на небе вместо Луны висел воздушный шарик? (Педагог демонстрирует элементы игры «Представьте себе», которые способствуют развитию творческого, нестандартного мышления, обогащают словарный запас ребенка, делают его речь более выразительной и эмоциональной).
В процессе поиска ответов на эти вопросы развиваются такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, а также поисковая и познавательная активность, стремление к новизне, развитие речи и творческое воображение. Это одна из главных целей технологии «Теории решения изобретательских задач».
- Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-технологии, которые позволяют мне превратить обучение в детском саду в увлекательное путешествие, где дошкольник не объект обучения, а субъект этого обучения.
- Всех кто смог ответить на интересные и необычные вопросы, прошу подойти ко мне. Сейчас нам предстоит путешествие на планету ТРИЗ!
- А на чем же мы с Вами отправимся на планету ТРИЗ?
Участники: На космическом корабле!
Педагог: А где мы возьмем космический корабль? Его нет! Что нам делать? Как быть?
Участники: Нам нужно его изобрести, построить, создать!
Педагог: А поможет нам в создании космического корабля морфологическая таблица. (Слайд).
(Мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности).
- Предлагаю рассмотреть таблицу.
По горизонтали - 1 2 3 4 (столбцы с разными геометрическими формами)
По вертикали:
А «Нос ракеты»
Б «Корпус ракеты»
В «Форма иллюминаторов»
Г «Количество крыльев» - 2 3 4 6
Задание: Нужно построить космический корабль на магнитной доске по комбинации А - 2, Б - 3, В - 4, Г – 1 (Участники выполняют задание - строят космический корабль).
Педагог: Вот такой у нас получился космический корабль! Отправляемся на планету-ТРИЗ.
- Считаем от 5 до 0. (5.4.3.2.1.0) - ПУСК! (звук на слайде). Слайд 5.
- Мы с Вами прилетели на планету ТРИЗ! И первая остановка станция «Ассоциаций».
(Метод системного анализа, с 5-ти лет. Игра «Теремок» Цель: Развивать воображение ребенка, его связную и образную речь). Слайд 12.
- Посмотрите, что это?
Участники: Теремок.
Педагог: Этот Теремок необычный, в нем могут жить разные предметы. Каждый приходящий в "Теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего, или отличается от него. Выберите себе по одной картинке (педагог выполняет роль ведущего и держит в руках предметную картинку «стол», для участников на столе разложены предметные картинки: дерево, жираф, огурец, ваза и др.).
- Ключевыми словами для входа в теремок являются слова: «Тук – тук. Кто в теремочке живет?».
Участник: - Тук – тук. Кто в теремочке живет?
Педагог: Я - ... (называет себя, например, стол). А ты кто?
Участник: Я - ... (называет себя, например, ваза). Пустишь меня в теремок?
Педагог: Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож и чем отличаешься? (проводится игра со всеми участниками).
Педагог: Молодцы с Теремком мы поиграли. Нам пора отправляться дальше и следующая станция «ТРИЗ – «Признаки».
(Игра «Летающая тарелка». Цель: Закрепление имен признаков предметов).
Педагог: Перед вами летающая тарелка, посередине яблоко, нужно рассказать о нем, используя карточки – символы. Встаньте, пожалуйста, вокруг летающей тарелки.
(На полу раскладывается круг из ткани с кругами, на круги раскладываются карточки - символы, обозначающие признаки предметов, посередине круг с яблоком).
- После слов: Раз, два, три летающая тарелка лети - вы бежите по кругу. После слов: Раз, два, три летающая тарелка замри - вы останавливаетесь напротив карточек - символов и по очереди задаете предмету вопросы, и сами на них отвечаете. (Например: Яблоко, какое ты по форме? Какой температуры? (участник трогает и определяет). Что ты умеешь делать? И так далее).
Педагог: Нам пора отправляться дальше и следующая станция «Фантазирование».
- Нас встречает добрая фея с волшебной палочкой. Волшебная палочка, помогает увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить и почему?
(Игра «Увеличение, уменьшение». Цель: Изменение свойств объектов. С помощью этой игры можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.).
Участники: - Увеличила бы обувь, чтобы не покупать новую и не тратить деньги.
- Увеличила бы мячик, чтобы его было видно из далека.
- Увеличила бы банку, чтоб положить в нее много огурцов и засолить на зиму.
- Уменьшила бы дерево, чтобы было легко достать яблоки.
- Уменьшила бы крапиву, чтоб она стала маленькой и не обжигала…
Педагог: Нам пора отправляться дальше и следующая станция «Системное мышление». Слайд 13.
(Цель: Формирование у ребенка «навыков системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление». Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем).
Педагог: Перед Вами «Волшебный экран, нам предстоит рассмотреть стул в настоящем времени, в прошлом и в будущем. Слайд 14.
(Участники совместно с ведущим рассматривают стул на системном операторе).
Педагог: Нам пора отправляться дальше и следующая станция «Фантазирование». (Цель: Развитие фантазии и речи, вариативности мышления, креативности, интереса к придумыванию нового).
- Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении несколько минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
- Придумайте свой лимерик по инструкции (педагог дает карточку каждой паре участников, выполняют задание в течение 2 минут).
Первая строка – выбор героя | красно-синий медвежонок |
Вторая строчка – характеристика героя или его действия | по небу летал |
Третья строчка – реализация действия, как герой это сделал | лапами как крыльями махал |
Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою | птичек всех напугал |
- Уважаемые жюри, с помощью волшебной палочки предлагаю вам превратиться в «Золушку» и выполнить задание мачехи.
- Мачеха велела к обеду испечь пироги. Золушка замесила тесто, а когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем вы будете раскатывать тесто?
(Игра на нахождение внешних и внутренних ресурсов).
Жюри: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
Педагог: - Молодцы! У Вас отлично получилось!
- Предлагаю заслушать лимерики (ответы участников).
Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться обратно на планету Земля. Жители планеты дарят нам звезды.
(слайд со звездами, и звезды, которые незаметно оказываются в руках у педагога, участники берут по звезде).
Педагог: Считаем все вместе 0, 1,2,3,4,5 ПУСК! Слайд 17.
- Уважаемые участники мы с Вами побывали на ТРИЗ – планете, и лишь на некоторых ее станциях, и познакомились только с некоторыми приемами ТРИЗ.
Рефлексия: Прошу участников оценить путешествие, если было интересно и увлекательно, поместите ваши звезды на площадку у самого верха корабля, где располагается впередсмотрящий, который внимательно вглядывается вдаль и всегда готов к новым приключениям, если старались, но не все получилось сразу, поместите звездочку внизу корабля.
Желаю вам находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться!
Самоанализ мастер-класса по теме
Слайд 1.
Уважаемые члены комиссии!
Вашему вниманию был представлен мастер-класс по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством применения приемов технологии ТРИЗ».
Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.
Ценностными ориентирами данного мастер-класса являются:
- психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудничества. Я отношу себя к умеренным инноваторам, который совершенствует свой прежний опыт.
- ТРИЗ-педагогика это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем, она основана на теории решения изобретательных задач (автор технологии Альтшуллер Генрих Саулович). Ее современное название «прикладная диалектика». Слайд 2.
В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому практическая ценность для дошкольного образования по применению технологии ТРИЗ заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные. Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Это не закомплексованный человек, который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе. Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив дополнительные силы.
Цель данного мастер-класса: ознакомление участников с аспектами и практическими приемами ТРИЗ-технологии, способствующими формированию творческого мышления дошкольников. Для успешной реализации данной цели я запланировала следующие задачи, можете познакомиться на слайде. Слайд 3.
Используемые методы и приемы мастер-класса: рассказ, слайдовая презентация, практическая работа для участников.
В ходе мастер-класса можно выделить следующие этапы:
- Организационный момент.
- Основной этап.
- Этап рефлексии.
- Этап подведения итогов мастер-класса.
Организационный момент состоял из вопросов к себе и аудитории на нешаблонное размышление. Тем самым подвела внимание аудитории к теме моего мастер-класса. Для более полного представления о технологии ТРИЗ предложила участникам отправиться в путешествие. Для этого организовала групповую работу для построения космического корабля на основе морфологической таблицы. Цель данного задания состояла в следующем: производить мыслительные операции основанные на комбинировании по вертикали и горизонтали определенного показателя, что является основой аналитической деятельности.
Названия станций представляют методы и приемы ТРИЗ-технологии.
В основной части мастер-класса участникам были предложены следующие игры: «Теремок», «Летающая тарелка», «Увеличение-уменьшение», «Волшебный экран», «Лимерик», «Помоги Золушке» которые моделировали часть учебного занятия. Слайд 4.
На протяжении всего мастер-класса мотивировала участников к активной, познавательной деятельности посредством неординарных заданий и вопросов.
Считаю, что мне удалось заинтересовать педагогов в применении данной технологии, так как они с интересом выполняли задания, активно высказывали решение нестандартных вопросов, и на протяжении всего времени размышляли. Индивидуальный подход к каждому участнику в выполнении творческих заданий способствовало раскрепощению личностей педагогов, активизации их творческих способностей. Для лучшего видения возможностей применения приемов ТРИЗ были использованы презентационный материал и пособия сделанные своими руками. Информация мастер-класса помогала участникам не только осваивать теоретические и практические основы технологии, но и апробировать её в ходе собственной деятельности. Принцип моей работы «Я знаю, как это делать. Я научу вас» предполагает практический опыт путем прямого комментированного показа использования приемов ТРИЗ-технологии не только для педагогов образовательного учреждения, но и родителей. Представленный практический материал можно применять в повседневной жизни детского сада и даже в домашних условиях.
В завершении мною была дана положительная оценка работы участников, высказана благодарность за поддержку. В свою очередь, на этапе рефлексии, участники оценили пользу и актуальность моей работы, высказали благодарность за мастер-класс. Слайд 5.
Выводы. Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, побывать в роли детей. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной, мне с педагогами было легко общаться. Практическая часть прошла на позитиве, все справились с заданием на отлично. В целом, мне мастер -класс понравился, результатом я довольна. Хочу закончить свое выступление словами, которые принадлежат известному ученому Альберту Эйнштейну, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно «Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно».
Слайд 6.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми приемами игрового массажа.
К сожалению, в последние годы мы видим тенденцию ухудшения здоровья детей. Причин тому великое множество, а мы поговорим о том, как создать условия для сохранения здоровья подрастающего поколения.
Игровой массаж учит детей сознательно заботиться о своём здоровье, является профилактикой простудных заболеваний, прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
В чем его особенность?
В простых приемах, не требующих специальной подготовки: прикосновение пальцев, рук, кулачков, постукивание, поглаживание, похлопывание, а иногда и пощипывании. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.
Уважаемые коллеги, а теперь я предлагаю вам отправится в осеннюю сказку.
Давно это было. В прекрасной стране, в сказочном дворце жила-была царица Осень. До чего красива, до чего умна была молодая царица! Не любила царица на троне золотом сидеть, а любила она путешествовать. Хлопнет в ладоши, и появится перед ней Осенний ветер. Подхватит он красавицу царицу, и полетит она над землей. Смотрит сверху на поля с золотистыми колосьями, на леса в прекрасном желто-красном убранстве. Любуется она садами. А за здоровьем царица осень не следила и заболела. Опечалилась царица. Слезы льет. Ничего ее не радует. Тучи затянули небо. Дождь идет день и ночь. Холодно стало, сыро. Деревья, мокрые скучные стоят. Опечалились животные и птицы в лесу, и решили ей помочь. Первая пришла на помощь лиса.
«Не печалься царица осень я тебя научу делать самомассаж лица. А ты осень за мной повторяй все движения.»
Под песенку «Осень» делают игровой массаж лица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
Использование точечного массажа рефлекторных зон ребёнка в работе с детьми дошкольного возраста.
Точечный массаж рефлекторных зон ребёнка...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Семинар практикум для педагогов: "Игровой самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста".
Семинар практикум для педагогов использование самомассажа как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста....
Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...