Мастер-класс для воспитателей районного методического объединения "Детское экспериментирование. Из опыта работы"
методическая разработка на тему

Карнаухова Наталья Николаевна

"Самое лучшее открытие-то, которое ребенок делает сам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx66.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Детское экспериментирование.  Из опыта работы»

Цель мастера-класса: предоставление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность;

-представить участникам мастер-класса одну из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок настроен на познание окружающего мира. Его интересует все новое, неизвестное. Этот мир он открывает для себя каждый день. Маленький человек жаждой познания и освоения огромного мира.

Народная пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Современные ученые доказали:

То, что мы слышим запоминаем на 10%

То, что видим- на 50%

То, что делаем сами- на 90%

В современном мире жизнь быстро меняется, и эти изменения требуют от ребенка не только владения знаниями, но и умения их добывать самому и оперировать ими.

Дети очень любят экспериментировать. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.

Экспериментирование является самой доступной и интересной формой поисковой деятельности. Именно, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощущает, наблюдает, анализирует, сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

В результате организации детского экспериментирования у детей:

  • Развивается познавательная активность;
  • Появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
  • Расширяется кругозор;
  • Появляются навыки планирования своей деятельности;
  • Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, коммуникативность, познавательная активность целеустремленность.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды деятельности детей:

  • игра;
  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • чтение художественной литературы;
  • музыкальное воспитание;
  • физическое воспитание;
  • наблюдение;
  • труд;

Мифы об исследовательской деятельности:

  • Трудно найти и сформировать проблему исследования.
  • Любое исследование требует больших ресурсов и временных затрат.
  • В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы.
  • Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект.
  • Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Это мини-лаборатории.

Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, я еще раз убедилась в правдивости слов У. Эмерсон.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Все мы любим сказки, а особенно дети. Недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок» Сегодня я хотела бы в форме сказки показать некоторые виды экспериментов. Сказка называется «Чудеса большого мира»

В деревушке, на птичьем дворе, жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором. И он отправился открывать мир. Вскоре утенок подошел к речке. День стоял жаркий и утенку очень хотелось пить. Но вода в реке была очень грязная.

Опыт№1 Очисть воду!

Опыт№2 Кувшинки!

Посмотрел утенок на кувшинки, полюбовался и отправился дальше познавать окружающий мир. Но вдруг подул ветер. Ветер дул сильнее и сильнее. На небе появилась тучи и пошел дождь. Сейчас и мы с вами устроим небольшой теплый, весенний дождик.

Опыт №3 Дождик!

Прошло немного времени и дождь закончился. После дождя выглянуло солнышко и появилась радуга. А вы знаете как образуется радуга? Давайте посмотрим мультфильм.

Утенку очень понравилась радуга.

Продолжает он шагать

Мир огромный познавать

Опыт №4 Виноград и минеральная вода!

Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир. И теперь на многие вопросы утенок знал ответы.

Я желаю вам большого творческого вдохновения, интересных занятий с детьми, фантазии и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

Участник районного методического семинара Сообщение из опыта работы «Учим учиться. Экспериментирование - залог успеха»

Содержание общеобразовательной программы «Детство» (по которой работает наш детский сад) обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Для ...

Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"

Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"...

Мастер-класс по физической культуре для воспитателей «Мяч в жизни дошкольника» (из опыта работы)

Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на сохранение и укр...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...