РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО ПУТЁМ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по логопедии (старшая группа)
Аннотация: В данной статье освящен вопрос организации инклюзии в дошкольной образовательной организации для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи.
Ключевые слова: инклюзивное образование, тяжелые нарушения речи, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, доброжелательные технологии, ОНР (общее недоразвитие речи) I,II,III уровни речевого развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО ПУТЁМ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: В данной статье освящен вопрос организации инклюзии в дошкольной образовательной организации для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи.
Ключевые слова: инклюзивное образование, тяжелые нарушения речи, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, доброжелательные технологии, ОНР (общее недоразвитие речи) I,II,III уровни речевого развития.
Одним из актуальных направлений развития системы современного образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных образовательных учреждениях. В связи с этим обеспечение права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.
Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью.
По статистическим данным в дошкольных образовательных учреждениях, от 60% до 90% детей имеют те или иные проблемы в развитии, и чаще всего это именно речевые нарушения разной степени сложности. Такие дети, как известно, также попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья с ТНР. Наличие у ребенка сложного речевого дефекта, как тяжелое нарушение речи, создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития. Таким образом, для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо создание специальных образовательных условий воспитания, развития и коррекции, т. е. инклюзии в ДОУ
В МДОУ «ЦРР-д/с №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области имеются 4 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, 1 группа комбинированной направленности, в которой находятся дети с диагнозом НОДА, ЗПР, Синдром Дауна и 1 ресурсная группа в которой находятся дети с РАС.
При реализации инклюзивного образования в ДОУ педагоги вырабатывают маршруты взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где главным является ребенок с ОВЗ. Данное взаимодействие делает инклюзивное образование результативным, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей ребенка, которые учитываются в процессе воспитания, развития и обучения.
Результатами данного сотрудничества является:
- выявление индивидуальных особенностей воспитанника;
- определение методов взаимодействия с ребенком;
- выявление ближайших перспектив развития;
- динамика развития (фиксация навыков, приобретенных воспитанниками с ОВЗ за конкретный период);
- соотношение поставленных целей с результатами достижений.
В начале коррекционной работы воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности и специалисты ДОО поводят углубленное обследование каждого ребенка с ОВЗ с заполнением документации. Далее разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка.
В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающая деятельность осуществляется на основании уровня речевого развития ребенка.
Основными направлениями коррекционной работы при ОНР I уровня является:
- развитие понимание речи;
- развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельной деятельности;
- формирование двусоставного простого предложения;
- развитие неречевых познавательных процессов.
При ОНР II уровня ведется работа над развитием:
- понимание речи, направленное на различение форм слова;
- развитие элементарных форм устной речи: уточнение и расширение словарного запаса, практическое усвоение простых грамматических категорий, развитие фразовой речи;
- уточнение звукопроизношения и коррекция некоторых звуков;
- развитие неречевых процессов.
Дети третьего уровня речевого развития ОНР в настоящее время составляют основной контингент групп компенсирующей направленности.
Основными направлениями коррекционного обучения ОНР III уровня речевого развития является:
- совершенствование понимание речи;
- формирование полноценной звуковой стороны речи (развитие артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- развитие связной речи;
- подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты.
Коррекционно-развивающая деятельность проводятся на основе комплексно-тематического планирования в игровой, занимательной форме с элементами соревнования и для эффективности используются следующие технологии:
Игровые технологии – дидактические игры используются для формирования грамматического строя речи; настольно-печатные игры помогают обогатить активный словарь ребенка и систематизировать знания по изучаемым лексическим темам; словесные игры - развивают мыслительные процессы без опоры на наглядность, коррекционно – развивающие игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, звукового анализа и синтеза и т.д.
Здоровьесберегающие технологии - Су-Джок гимнастика, дыхательная и пальчиковая гимнастики, логопедический массаж, японская методика пальцевого массажа, кинезиологические упражнения, стимулирующие интеллектуальное и моторное развитие ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии - использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в грамматически правильной речи (В.М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет», «Игры для Тигры»)
Помимо этого, в коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОВЗ с ТНР используются современные доброжелательные технологии такие как:
«Утро радостных встреч» - проведение, которого устанавливает атмосферу доверия, задает тон для благоприятного общения на протяжении всего дня, формирует умение общаться, делиться знаниями и социальным опытом, мотивирует на получение новых знаний, устанавливает эмоциональный контакт между педагогами и воспитанниками.
«Рефлексивный круг» - развивает коммуникативные навыки, с его помощью дошкольники развивает умения выражать свои мысли и чувства, формирует умение слушать и понимать друг друга, умение анализировать и делать выводы, направлен на сплочение детского коллектива.
«План-дело-анализ» - дает возможность воспитанникам самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Данную технологию называют «дневным циклом жизнедеятельности детей».
«Клубный час»- раз в неделю воспитанники под контролем педагогов отправляются в «свободное плавание» и выбирают что-то интересное для себя, сами организовывают свою деятельность. «Капитаны» - воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог помогают дошкольникам ориентироваться и найти себе занятие по душе: рисовать или лепить, конструировать или слушать музыку, играть в подвижные игры или читать, ребята стремятся к главной цели — научиться постепенно планировать свои действия и саморегулировать поведение.
«Гость группы» - педагоги приглашают родителей (законных представителей) для участия в мероприятиях и жизни группы (рассказы о профессии, презентация спортивных достижений брата и т.д.)
Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к коррекционной работе их родителей (законных представителей). Педагоги ДОО устанавливают партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями), помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию (коррекционно-развивающей деятельности) в ДОО и на основе этого проводят просветительскую работу. Формами включения родителей (законных представителей) являются индивидуальные консультации, совместные занятия с детьми и родителями, а также в группе Ватсап.
Таким образом, создание специальных образовательных условий для воспитания и образования детей с ОВЗ, является условием успешной реализации инклюзии, которая оказывается одним из решающих и эффективных механизмов построения современного общества. Преодоление тяжелого нарушения речи вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей, раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более контактным, эмоциональным и отзывчивым.
ЛИТЕРАТУРА
- Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб.для студ. дефектол. фак. педвузов. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М.: 1999. - 680 с.
- Горбачева Г. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции у дошкольников с проблемами развития// Дошкольная педагогика. № 5. 2008.
- Инклюзивное образование - Выпуск 4 - Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - Москва Центр «Школьная книга» 2010
- Нищева Н. В. Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и рабочая программа учителя-логопеда ДОО. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014.
- Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа http://menobr.ru/material/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию. Тема: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы.
Принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования выдвигает новые требования к обеспечению качественного и ...
Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности в ДОУ
Выступление из опыта работы...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Автор данной статьи представляет свой опыт обобщения проблем, существующих в воспитании детей с ОВЗ в современных дошкольных образовательных организациях. А также предлагает свое видение перспектив ра...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Автор данной статьи представляет свой опыт обобщения проблем, существующих в воспитании детей с ОВЗ в современных дошкольных образовательных организациях. А также предлагает свое видение перспектив ра...
Требования к организации коррекционно-развивающей работы в Федеральной образовательной программе дошкольного образования
Консультация для педагогов ДОУ по ФАОП...
Технологическая карта организации коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с ребёнком ОВЗ (АОП ЗПР) по образовательному разделу «Познавательное развитие» в рамках реализации проекта «Здоровое питание»
Образовательная областьПознавательное развитиеВозраст детей, группа5-6 летТема«Здоровое питание»ЦельСоздать условия для формирования функциональной грамотности по теме здоровое питаниеЗада...