АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Светлана Сергеевна Калинина

Автор данной статьи представляет свой опыт обобщения проблем, существующих в воспитании детей с ОВЗ в современных дошкольных образовательных организациях. А также предлагает свое видение перспектив развития инклюзивного образования в современном образовательном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Автор данной статьи представляет свой опыт обобщения проблем, существующих в воспитании детей с ОВЗ в современных дошкольных образовательных организациях. А также предлагает свое видение перспектив развития инклюзивного образования в современном образовательном пространстве.

Ключевые слова: стандарт, ФГОС ДО, ограниченные возможности, ОВЗ, инклюзивное образование, педагог, интеграция, образовательные программы.

В современной системе образования происходят значительные изменения, в том числе и касающиеся воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях. Новые стандарты дошкольного образования, вводимые с 2013 года, обеспечивают право каждого ребенка на развитие с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, независимо от их возможностей. Категория детей с ОВЗ всегда находилась в группе риска, во-первых, потому, что такие дети имеют ограниченные возможности, затрудняющие их социализацию, во-вторых, потому, что они чаще детей нормы страдают от дискриминации со стороны общества. Дискриминация обусловлена в первую очередь менталитетом народа, который с древних времен настороженно относился к тем, кто отличается от большинства. Их называли юродивыми, независимо от характера и происхождения их «дефекта», и, вопреки провозглашаемой сегодня толерантности, старались дополнить их физическую либо интеллектуальную ограниченность социальной. Сегодня проблема разногласий решена. Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона об образовании  «обучающийся  с  ограниченными  возможностями  здоровья  -  физическое  лицо,  имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом  развитии,  подтвержденные  психолого-медико-педагогической  комиссией  и  препятствующие  получению  образования  без создания  специальных  условий» [5].

До конца XX века дети с ОВЗ либо находились за рамками образовательного пространства, либо получали образование в специальных (коррекционных) учреждениях. Обучение в специальных учреждениях имеет свои преимущества: для детей созданы необходимые условия для воспитания и развития, коррекции имеющегося дефекта развития, реабилитации. Такие учреждения имеют многообразные преимущества, кроме одного – они весьма ограниченно обеспечивают социальную адаптацию ребенка, который находится постоянно в окружении других детей с ОВЗ, вне реальных общественных отношений, что создает дополнительные проблемы при переходе на следующую ступень обучения.

В настоящее время подход к обучению детей с ОВЗ кардинально изменился. Первым шагом стало введение так называемого инклюзивного образования, обеспечивающего максимально возможное включение детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс наравне с детьми нормы [2, с. 35]. Инклюзия — это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их вступать в межличностные отношения, то есть, адаптируя к жизни в обществе. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в общении, развитии своих способностей, чего можно добиться, только включением таких детей в образовательное пространство обычных дошкольных организаций [7, с. 122]. Таким образом, актуальность данной темы  заключается в том, что дети с особенностями  развития должны иметь равные возможности с другими детьми в развитии и воспитании.

Инклюзивное образование — это такая организация образовательного и воспитательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему дошкольного образования и имеют возможность посещать дошкольные образовательные организации (ДОО) по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же условиях, а педагоги оказывают своим воспитанникам необходимую специальную поддержку. Самое большое преимущество инклюзивного образования в том, что дети, независимо от своих возможностей, посещают обычные ДОУ, с обычными детьми, общаются с ними, обмениваются опытом, развиваются, а не существуют в замкнутом пространстве особенного образовательного учреждения.

Следующий шаг: с  1  января  2014 года  в  образовательных  организациях  началась  реализация  федеральных  государственных  образовательных  стандартов  дошкольного общего образования. Согласно ФГОС ДОО учащимся с особенными образовательными потребностями должны быть обеспечены специальные условия реализации специальных (адаптированных) образовательных программ [6].

Но вместе с неоспоримым преимуществом социализации в инклюзивном образовании существуют и некоторые проблемы. Например, требует полного переустройства пространство дошкольного учреждения, возникает необходимость в обучении педагогов для работы в новых условиях и т.д.

Вместе с тем благоприятное воздействие инклюзивного образования наблюдается и в отношении здоровых детей к детям с ОВЗ. Такое «развитие вместе» учит их терпимо относиться к окружающим, какими бы они ни были, милосердию и состраданию  благоприятна и полезна всем участникам воспитательного процесса: это позитивный опыт, приносящий радость всем детям. Дети с ОВЗ, видя вокруг себя других детей, без отклонений в развитии, учатся общаться с ними, а обычные дети понимают, что не так уж много различий у них с особенными детьми [1, с. 108].

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений об организации отдельного образования определили происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового обеспечения. В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них.

Анализируя сложившуюся в инклюзивном образовании ситуацию, следует подробнее остановиться на проблемах, возникающих при развитии и воспитании детей с ОВЗ в ДОО. Мы сделали попытку классифицировать данные проблемы и предложить свои перспективные пути их решения.

Итак, развитие современного ДОО в работе с детьми с ОВЗ затруднено ввиду следующих обстоятельств:

1. Педагогу необходимо уметь организовывать воспитательный и развивающий процесс сразу в нескольких направлениях: одна программа для детей нормы, другая (адаптированная) – для детей с ОВЗ. Необходимо разрабатывать и реализовывать данные образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие особенностей и потребностей детей с ОВЗ. Ведение в рамках одной группы воспитанников нескольких линий развития в соответствии с возможностями каждого воспитанника требует от педагога высокого профессионализма и специальных навыков, следовательно, дополнительных курсов повышения квалификации;

2. ДОО, обеспечивающая инклюзивное образование, должна иметь определенные технические возможности, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ лиц с ОВЗ ко всем ресурсам воспитательного процесса. В этом направлении на сегодняшний день ведется активная государственная политика, но в реальных условиях до полного обеспечения технических возможностей предстоит сделать еще очень многое, чтобы дети с особенными возможностями могли развиваться совместно с обычными детьми;

3. Педагогу требуются не только специальные знания по организации воспитательного процесса, но и понимание специфики психофизических возможностей детей с ОВЗ в зависимости от характера их отклонения. Другими словами, педагог должен приобрести специальные психологические знания для успешного включения детей с ОВЗ в процесс воспитания и развития, что создает дополнительную нагрузку для воспитателя в таких условиях, когда необходимо участвовать и в повседневном воспитательном процессе [3];  

4. Проблемы в понимании родителями воспитанников статуса ОВЗ. Родители детей с ОВЗ не всегда готовы психологически к принятию того факта, что их ребенок имеет особенные возможности, поэтому настаивают на том, чтобы их дети воспитывались отдельно. С другой стороны, родители детей нормы не принимают необходимости инклюзивного образования, считая, что дети с ОВЗ должны воспитываться отдельно;

5. С тенденцией развития инклюзивного образования в современной ДОО сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития. В условиях инклюзивного образования есть риск развития процесса, обратного социализации – дискриминации детей с ОВЗ другими воспитанниками, поэтому от педагога требуется активная воспитательная работа, направленная на развитие толерантности к людям, независимо от их уровня развития. Дети нормы не готовы психологически и морально-эстетически к совместному развитию с детьми ОВЗ. Целью учителя становится создание общих условий для воспитания и развития, снятие барьеров в общении и во взаимоотношениях. Эта проблема требует отдельного внимания, и мы считаем, что ее решение возможно при использовании специальных упражнений для подготовки детей нормы к совместному образовательному процессу вместе с детьми с ОВЗ. Приведем некоторые из них: «Войди в роль инвалида», «Цветик-семицветик», «Законы жизни», «За кругом» и т.д.

Выводы – стратегия действий в интересах детей ставит задачу законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования, а также в соответствии с вышеперечисленными федеральными и правительственными законодательными актами в каждом ДОО должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, детей с ОВЗ и успешную их социализацию.

Перспективы развития инклюзивного образования в современной ДОО соотносятся с существующими проблемами и состоят в их преодолении. Возможные пути развития такого подхода в дошкольном образовании мы видим в следующих условиях:

1. Создание особых образовательных программ, позволяющих одновременно работать с детьми с разными возможностями здоровья. Работа в этом направлении уже ведется: для детей с ОВЗ создаются адаптированные образовательные программы. Параллельно необходима разработка и специализированных дидактических материалов, ориентированных на детей с ОВЗ, так как чаще обучение ведется по универсальным материалам, в которых не учитываются особенные возможности;

2. Разработка специальных курсов, преимущественно дистанционных, позволяющих педагогам без отрыва от образовательного процесса получать навыки работы с детьми с ОВЗ;

3. Приведение материально-технической базы ДОО к нормам, необходимым для обеспечения качественного получения образования детьми с ОВЗ;

4. Разработка на государственном уровне методических рекомендаций, систем упражнений, дидактических материалов, позволяющих преодолевать психологический и морально-этический барьер между учащимися и их родителями;

5. Обеспечение поддержки работников ДОО специалистами различных служб (психологических, логопедических, методических) для организации всесторонней социализации и поддержки детей с ОВЗ.

Таким образом, переход к инклюзивному образованию – это сложный, многогранный процесс, который затрагивает научные, методологические и административные ресурсы. Решение проблем, существующих в инклюзивном образовании, сегодня ведется, но требует еще большего внимания для обеспечения системы психолого-педагогического  сопровождения, так как это позволит снизить социально-психологическую напряженность, возникающую при развитии и воспитании детей с ОВЗ в ДОО, обеспечить позитивное развитие личности ребенка на всех этапах его пребывания в общеобразовательной среде.

Список использованной литературы:

  1. Интегрированное  обучение  детей  с  ограниченными  возможностями  в  обществе здоровых детей /Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. - М.: ВЛАДОС,2006.
  2. Гусакова С.И. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы //Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья:  проблемы  реализации  и  перспективы  развития:  Всероссийская  научно-практическая конференция (29 января 2016 г. – Йошкар-Ола). [Электронный ресурс]. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. – 250 с.
  3. Лошакова  И.И.,  Ярская-Смирнова  Е.Р.  Интеграция  в  условиях  дифференциации:  проблемы  инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. – Саратов: Изд-во СГУ, 2002. – С.15-21.
  4. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40)
  5. Об  образовании  в  Российской  Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ //  Российская  газета.  -  2012.  -  31  декабря.  -  Федеральный выпуск № 303
  6. Об  утверждении  федерального  государственного  образовательного  стандарта  дошкольного образования:  Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155
  7. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  при осуществлении  инклюзивного образования в дошкольных образ...

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вов...

Консультация «Актуальность, проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях»

        Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и п...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Автор данной статьи представляет свой опыт обобщения проблем, существующих в воспитании детей с ОВЗ в современных дошкольных образовательных организациях. А также предлагает свое видение перспектив ра...

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, WEB-НАВИГАТОР КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ВОСПИТАННИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье описывается актуальная форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями и воспитанниками. Представлены способы работы в облачной системе и описаны такие формы д...

Консультация "Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Цель инклюзивного образования - достижение всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится к детям с особенностями развития....