План взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
План взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя включает в себя работу по направлениям:произносительная сторона речи; фонематический слух; мелкая моторика; развитие ВПФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vzaimodeystviya_uchitelya-logopeda_i_muzykalnogo_rukovoditelya.docx | 91.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя по лексическим темам
Тема | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ» | Произносительная сторона речи: темп, ритм, дыхание, развитие артикуляц. аппарата | 1. Физиологическое дыхание: вдох и выдох носом 2. Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) | Провести знакомство с голосовыми возможностями детей (шепот, тихая, спокойная, громкая речь) |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие) | 1. Игра «Скажи, что ты слышишь?» (с предметами) 2. Слушание аудиозаписей (неречевые звуки) | 1. Игра «Скажи, что ты слышишь?» (с музыкальными инструментами) | |
Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | Карточка № 14 | Карточка № 14 | |
Развитие мышления памяти; зрительного внимания и восприятия | Игра «Найди одинаковых матрешек» | Упр. «Ходьба кукол, гусаров, петушков, лошадок» под музыкальный ритм. |
«ОВОЩИ. ФРУКТЫ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляц. аппарата, работа над звукопроизношением | 1. Физиологическое дыхание: вдох и выдох ртом 2. Вдох ртом, на выдохе протяжно произнести звук звуков. 3. Развитие артикуляционного аппарата (арт.гимнастика, массаж) 4. Постановка, автоматизация звуков | Физиологическое дыхание музыкальным сопровождением: вдох и выдох ртом в сочетании с движением рук вверх – в стороны; вдох ртом, на выдохе пропевание протяжно гласных звуков. | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Учить слышать звук неречевые звуки в ряду других звуков | Слушание музыки, различение характера музыки (веселая, нежная, грустная, протяжная) | |
Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | КАРТОЧКА № 3 | КАРТОЧКА № 3 | |
ВПФ: память, внимание, восприятие, воображение | Внимание: игра «Чего не стало?». | Зрительная память: игра «Запомни и повтори за мной движение» |
«ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ » | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Физиологическое дыхание: вдох носом- выдох носом 2. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести слово МАМАААА… 3. Развитие арт.аппарата (массаж) 4. Уточнение произношения звука М: игра «Бычок мычит» 5. Постановка и автоматиз. звуков | Игра-упражнение на силу голоса: «Ступеньки» со слогом му (повторять низким, средним, высоким голосом) | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Выделение начального звука в словах мак, муха,… 2. Выделение конечного согласного звука в слове том, ком,.. 3. Анализ обратных слогов: -ам, -ум… | Различение и передача движением динамических оттенков музыки (бодро, спокойно): упр. «Мы шагаем за грибами» | |
Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, самомассаж, речь с движением | Карточка № 11 | Карточка № 11 | |
ВПФ: память, восприятие | Память: игра «Запомни и повтори» | Игра «Собери в корзину съедобные грибы». |
«АТЕЛЬЕ. ТКАНИ. ПРОФЕССИЯ ШВЕИ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляц. аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести звук И; вдох носом, на выдохе произнести звукосочетание АУИ 2. Развитие артикуляц. аппарата: артикуляц. гимнастика, массаж 3. Проговорить чистоговорку в медленном, умеренном и быстром темпе: «Индюки сошлись у ивы: «Ишь, как мы с тобой красивы!» 4. Постановка и автоматизация звуков | 1. Упр.для разв. физиол.дыхания: «Танец с листочками» (Жилина) 2. Упр.: «Зарядка для языка» 3. Пение «Здравствуй, осень» | |
Фонематический слух (восприятие темпа речи), фонематический анализ | 1. Развитие слухового внимания: игра «Солнце и дожлик» (В.И .Селиверстов, с.30) 2. Выделение ударного гласного звука в начале слов Ира, ива и др. | Развитие слухового внимания: игра «Дождик» | |
Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, самомассаж, речь с движением | 1. Карточка № _______ 2. Упражнения для развития мимики «Солнечный луч» | Карточка №_____ 2. Упражнен. «Листья» Нищева с.33) | |
ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие | Зрительное восприятие: игра «С какого дерева листок?» |
«ОДЕЖДА. ОБУВЬ» | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Физиологическое дыхание: вдох носом, выдох ртом 2. Вдох носом, на выдохе произнести звук О, вдох носом, на выдохе произнести звукосочетание АО 3. Развитие артикуляц. аппар. (артик. гимнастика, массаж) 4. Уточнение произношения звука О, игра: «У Оли болят зубы» 5. Игра на развитие силы голоса «По волнам» 6. Постановка и автоматиз. звуков | 1.Упражнение на силу голоса (шепот, тихо, умеренно, громко): оооооооо; 2. Вдох носом, на выдохе произнести звук О 3. Упр. на развитие силы голоса «По волнам (звук О) | |
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Выделение первого ударного звука в словах Оля, окна и др. 2. Анализ звуковых сочетаний ОА, ОУ, УО, АО | Развитие чувства ритма: упр. «Повтори за мной» | |
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, самомассаж, речь с движением | Карточка № ______ 2. Упражнение для развития мимики «Настроение» | Карточка № _________ | |
5. ВПФ: мышление, внимание, восприятие, воображение | Мышление: Упр. «4-й лишний» | Память «Кто во что одет». |
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести слоговые сочетания ГА- ГО –Гуууу…. 2. Уточнение произношения звука Г: игра «Гусь гогочет» 3. Проговаривание скороговорки в медленном, умеренном и быстром темпе: «Гусь Гога и гусь Гага дру без друга ни шага» | 1. Речевая игра «Гуси, гуси…» 2. Игра на расширение диапазона голоса «Ступеньки» (со слогом -га-) | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Выделение конечного согласного звука в словах гусь, гамак и др. 2. Выделение заданного звука из ряда звуков 3. Анализ обратных слогов. | Игра на слуховое внимание под музыкальное сопровождение: «Раз, два, три, грибы найди!» | |
Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, самомассаж, речь с движением | Карточка № 23 | Карточка № 23 Речь с движением | |
Подвижные, сюжетно-ролевые игры | П/игра с муз. сопровождением «Волк и гуси». |
«ПЕРЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляц. аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Физиологическое дыхание: вдох носом- выдох носом 2. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести слово МАМАААА… 3. Развитие арт.аппарата (массаж) 4. Уточнение произношения звука М: игра «Бычок мычит» | Игра-упражнение на силу голоса: «Ступеньки» со слогом му (повторять низким, средним, высоким голосом) | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Выделение начального звука в словах мак, муха,… 2. Выделение конечного согласного звука в слове том, ком,.. 3. Анализ обратных слогов: -ам, -ум… | Развитие слухового внимание, восприятия (выполнять движения в соответствии с характером музыки): «Передача платочка» - Если по траве гулять Нужно воздухом дышать. (Вдох через нос – выдох через рот) - «Жужжание жука» жжжЖЖЖ… (с усилением силы голоса) | |
Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, самомассаж, речь с движением | Карточка № 33 Самомассаж кистей и пальцев рук | Карточка № 33 2. Речь с движением | |
Подвижные, сюжетно-ролевые игры | П/игры: «Нитка с иголкой» |
«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести слоговые сочетания: па-пи-пииии … 2. Развитие арт.аппарата 3. Проговаривание чистоговорки: «Па-па-па-мелкая крупа. Пи-пи-пи-яблоки купи….» 4. Пост., автомат. и дифф. звуков | 1. Игра на развитие высоты голоса «Ступеньки» 2. Игра - упр. «Зарядка для губ» 3. Развитие речевого дыхания: упр – вдох носом, на выдохе произнести звукосочетание иуэ | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Дифференциация звуков п, п’ по твердости-мягкости. Игры: «Паша и Петя», «Наоборот» 2. Выделение начального звука в слове (пол, папа, …и др.) 3. Анализ прямых слогов (пи-,по-..) и обратных слогов (-уп, -ип) | Упр. «Побегаем – попрыгаем» движения выполняются в соответствии с характером музыки | |
Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, самомассаж, речь с движением | Карточка № 7 | Карточка № 7 | |
ВПФ: мышление, память, внимание, воображение. | Внимание: Игра «Что перепутал художник?» (времена года) | Память (двиг., зрит.): Игра-упражнение. «Запомни и повтори движение» |
«ПОСУДА. ПРОФЕССИЯ ПОВАРА» | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести звук И; вдох носом, на выдохе произнести звукосочетание АУИ 2. Развитие артикуляц. аппарата: артикуляц. гимнастика, массаж 3. Проговорить чистоговорку в медленном, умеренном и быстром темпе: «Индюки сошлись у ивы: «Ишь, как мы с тобой красивы!» 4. Постановка и автоматизация звуков | 1. Упр. на разв. физиол.дыхания: Игра «Метелица» 2. Игра на высоту голоса «Ступеньки» 3. Игра-упр. «Зарядка для шеи и челюсти» (Э. Чурилолва, с.64) | |
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие речи), фонематический анализ | 1. Игра на развитие слухового внимания «3-й лишний со звуком и» 2. Определение гласного звука и в начале, конце и середине. | Музыкально-пластическая импровизация «Желтые листочки» | |
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, самомассаж, речь с движением | Карточка № __________ 1. Самомассаж кистей и пальцев рук 2. Соединение по точкам «Чайник» | Карточка № ________ Речь с движением: игра «Снеговик» (Н.В. Нищева, с.159) | |
5. ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение | Внимание: Игра «Чего не стало?» |
«ТРАНСПОРТ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Игра на дыхание «Подуем на снежинку» 2. Развитие арт. аппарата (арт.гамнастика, самомассаж) 3. Игра на развитие силы голоса «Вьюга» (В.И.Селиверстов с.57) | 1. Игра на силу голоса «Поезд гудит» (тихим и громким) 2.«Паровоз» (муз. сопровождение) Паровоз привез нас в лес. (ходьба с согнутыми в локтях руками) Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, пальцами по крыльям носа) | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Дифференциация звуков в, в’ по твердости-мягкости. Игры: «Витя, Валя», «Наоборот» 2. Выделение начального звука в слове вата, Ваня и др. 3. Выделение заданного звука из ряда слогов 4. Анализ прямых слогов ва-, во- | Д/и «Угадай, что гудит?» (прослушивание аудиокассет) | |
Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | Карточка № 39 | Карточка № 39 | |
ВПФ: мышление, память, восприятие, воображение | 1. Память: Игра «Какой машины не хватает?» | Упр. «Гудят машины» (Э.Чурилова, с.53) |
«ЗИМА. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ» | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом. На выдохе произнести слоговые сочетания: но-на-нууууу… 2. Развитие арт.аппарата (массаж) 3. Уточнение произношения звука н, игра «Лошадка» 4. Проговаривание скороговорки в медленном, умереннном, быстром темпе: «Ножки, ножки, где вы были...» 5. Автомат. и дифференц звуков. | 1. Игра на силу голоса «Кто как кричит?» (тихим и громким) 2. Развитие диапазона голоса: песня «Жучка и кот». | |
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Дифференциация звуков н, н’ по твердости-мягкости. Игры: «Надя и Нина», «Наоборот». 2. Выделение начального звука в слове ноты, нога, небо и др. 3. Анализ прямых слогов, слов. | 1. Д/и «Угадай, чей голосок» (прослушивание аудиокассет) 2. Различение настроения муз. произведения | |
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | Карточка № _________ 2. Самомассаж кистей и пальцев рук | Игра-упражнение «Танец снежинок» | |
5. ВПФ: мышление, память, внимание, воображение | Внимание: Игра «Построй дорожку» . | Воображение: Игра «Снежинки», «Вьюга» |
«НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК. РОЖДЕСТВО» | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести звукосочетание ауэээ…. 2. Развитие арт. аппарата 3. Игра на выразительность речи, на тембр голоса «Медведь и ёлка» (В.В.Селиверстов , с.59) 4. Уточнение произношения звука э. Игра «Эдик поёт» | 1. Игра на развитие высоты голоса «Ступеньки» 3. Развитие речевого дыхания: упр – вдох носом, на выдохе произнести звукосочетание иуэ | |
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Игра «Где находится звук» 2. Выделение заданного звука из потока звуков 3. Выделение заданного звука из ряда слогов | 1. Игра на разв. слух. внимания «Внимательные звери» (Э.Чурилова , с.30) 2. «Волк во рву» (О.Н.Козак, с.261) | |
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | Карточка № ________ 2. Выполнение фигурок из бросового материала | Карточка №_________ | |
5. ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение | 1. Память: Игра «Гуляем по зоопарку» 2. Внимание: Игра «Кто спрятался?» | Игра «Белки, желуди, орехи» (Карт.) | |
«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА» | 1. Лексика, грамматика, связная речь | 1. Согласование прилагательного с сущ. в роде и числе 2. Употребление предлогов (на, над, под, в, за, из, из-за, из-под) 3. Употребление сущ. и глаголов в наст. и прошедш. времени (девочка танцует – девочка танцевала) 4. Составление сложносочиненных предложений со словами сначала, потом: Сначала надо гирлянду склеить, а потом повесить 6)чтение: Трутнева «Ёлка»; 7)развитие диалогической речи «Мишкина берлога» (В.И.Селиверстов , с.265). | |
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляц. аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Игры на дыхание: «Задуем свечу» (Э.Чурилова, с.62) 2. Развитие арт. аппарата (арт. гимнастика, самомассаж) 3. Диалогическая речь (Н.В.Нищева, с.63, 64) 5. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков. | 1. Игра-упражнение «Зарядка для губ» (Э.Чурилова, с.64) 2. Пение «Новогодний хоровод». | |
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ. | 1. Выделение звука й в словах ЙОД, МАЙ, ЛЕЙКА…и др. 2. звуковой анализ. | Музыкально-пластическая импровизация «Снежинки» (Э.Чурилова, с.55) | |
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением. | 1. Самомассаж кистей и пальцев рук 2. Изготовление ёлочных украшений Карточка № _________ | Упражнение «Снежная королева» (Э.Чурилова, с.45) Карточка № ________ | |
5. ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. | 1. Внимание, восприятие: упр. «Собери бусы и гирлянды» (Урунтаева , с.67) 2. Воображение: Игра «Снежная карусель» (Л.Пензулаева , с.36) | Память: Игра «Снежки» (А. Черемошкина с.38) | |
6. П/игры, с-р/игры | П/игра «Два мороза». |
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести фразу: Ай, ай, скорей засыпай…» 2. Развитие арт.аппарата 3. Проговаривание считалки: «Эй, барашек, эй, двурогий…» В. И. Селиверстов. 4. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков. | 1. Упр. на развитие физиологического дыхания (в сочетании с движениями головы): вдох ртом – выдох носом 2. Игра-упражнение «Зарядка для языка». 3. Проговаривание считалки: «Эй, барашек, эй, двурогий. Ходишь, бродишь по дороге…» В. И. Селиверстов. | |
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Игра «Хлопни, если услышишь звук Й в словах». 2. Выделение звука в ловах. 3. Анализ слогов и слов со звуком /Й/. | Игра «Музыкальное лото» (Т.Б. Филичева «Подготовка к школе…», с.99) | |
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Карточка № _________ 2. Соединение по точкам 3. Речь с движением: упр. «Бабушка Маланья» (Чурилова, с.48) | 1. Карточка № _______ 2. Упр. на развитие мелкой моторики «Игра на пианино» | |
5. ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение | 1. Мышление: Игра «4-й лишний» 2. Восприятие: составь картинку 3.Обводка и штриховка птиц. | Внимание, вообр.: Игра «Запомни птицу». | |
6. Театральные, п/игры, с-р/игры | Кукольный театр «Гуси-лебеди» | Игра «Упражнение птичка в гнездышко лети». |
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести слоговые сочетания: да-до-диииии… 2. Проговаривание чистоговорки: «Дятел дерево долбил. Дятел деды разбудил». | 1. Игра на высоту голоса «Ступеньки» 2. Игра-упражнение «Зарядка для губ» (Э. Чурилова, с.64) | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Дифференциация звуков д, дь по твердости-мягкости. Игры: «Дон и Дин», «Наоборот» 2. Выделение звуков в ловах. | Слуховое внимание: Упражнения на переключаемость движений: «Шаг - бег» | |
Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением. | 1. Карточка № 22 2. Самомассаж кистей и пальцев рук 3. Соединение по точкам | Карточка № 22 | |
ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. | 1. Внимание: Игра «Найди одинаковые предметы» 2. Восприятие: Игра «Составь картинку». | П/игра «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением) |
«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» | 1. Лексика, грамматика, связная речь. | 1. Употребление предлогов (на, в, под, из, из-под, из-за) 2. Употр-е приставочных глаголов 3. Образование относительных прил. со знач. соотнесенности к продуктам питания (мясной, молочный) 4. Составление и распространение предложений однородными определениями (Мама купила сметану кислую, белую, …) 5. Составление рассказа по сюжетной картине на тему «За обедом». |
| |
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Физиологическое дыхание: вдох и выдох ртом 2. Вдох ртом, на выдохе протяжно произнести звук «У» 3. Развитие артикуляционного аппарата (арт.гимнастика, массаж) 4. Уточнение произношения звука «У» (игра «Паровоз гудит») 5. Постановка, автоматизация звуков | 1. Игра на развитие силы голоса (и голосового диапазона) «Ступеньки» 2. Развитие ритмичной выразительной речи: игра «Повар» (В.И. Селиверстов [47], с.54) | Упражнение на развитие физиологического дыхания: И.П.: ноги на ширине плеч, руки внизу; 1 – руки в стороны – вдох; 2 – присесть, обхватить руками колени, голову прижать к коленям – выдох | |
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Учить слышать звук «У» в ряду других звуков 2. Выделение первого ударного звука в словах ухо, утка и др. 3. Выделение заданного гласного в начале слова (Утка, Аня,…) | Развитие слухового восприятия: выполнять движения в соответствии с характером музыки «Игра с предметами» . | Игра «Где постучали?» | |
4. Общая, мелкая моторика. | Карточка № ___________ | Карточка № ________ Игра на музыкальных инструментах (Барабан) | Развитие мелкой моторики: упр. с мячом. | |
5. ВПФ: мышление, память, внимание | Внимание, память: Игра «Чего не стало?» | |||
6. Т/игра, п/игра, с-р/игры | Эстафета: «Перенеси картошку» |
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ. ЖИВОЙ УГОЛОК» | 1. Лексика, грамматика, связная речь. | - Закрепление лексики - учить образовывать множ. чис. сущ.; - словообразовании е с помощью суффиксов (горшок – горшочек, листок – листочек и т.д.) - учить подбирать признаки к сущ. (алоэ какое? аспарагус – какой?); - учить согласовывать числит. с сущ.; Учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени; - закреплять навыки употребления притяжат. местоимений; - подбор прилагат. и глаголов, противоположных по смыслу; - развивать связную речь. | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речев.дыхание: вдох носом. На выдохе произнести звуковые сочетания о-о-ууу… 2. Развитие арт. аппарата 3. Развитие диалогической речи: «Паровоз» Е.Благинина. 4. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков. | 1. Игра на расширение диапазона голоса «Машина» (Э.Чурилова, с.67) 2. Игра на развитие силы голоса: «Выключи голос» | Упражнение на развитие физиологического дыхания: вдох носом – выдох ртом (И.П.: стоя на коленях. 1 – руки вверх – вдох; 2 – руки согнуть к груди - выдох) | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Выделение заданного звука из ряда слогов 2. Выделение заданного гласного звука в середине односложных слов (мОх,…и др.) 3. Анализ звуковых сочетаний (-оу-, -уо, ууо..) | 1. Развитие слухового внимания: игра «Смелый наездник» (С.Бекина [10], с.44) 2. Упр. на разв. чувства темпа: игра «Мчится поезд» | Упражнение на развитие чувства темпа: игра «Мчится поезд» (под бубен) | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Карточка № __________ 2. Самомассаж кистей и пальцев рук 3. Штриховка по контуру | Карточка № _______ | Речь с движением: «Рыбка плавает в водице» (Н.В. Нищева) Игра «Тише едешь, дальше будешь» (О.Н. Козак, с.189) | ||
5. ВПФ: мышление, память, внимание | Внимание: Игра «Запутавшиеся шланги» | Память: Игра «Запомни и повтори» |
«РЫБЫ» | 1. Лексика, грамматика, связная речь. | - Закрепление лексики - учить детей образовывать глаголы и закреплять знания о голосах птиц; - учить согласовывать сущ. с прилагательными, глаголами; - учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением; - учить образовывать форму множеств. числа; - согласовывать числит. с сущ.; - развивать связную речь. | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением) | 1. Игры на дыхание: «Греем руки»(со звуком х) «Задуем свечу» 2. Развитие арт. аппарата (арт. гимнастика, самомассаж) 3. Диалогическая речь (Н.В.Нищева с.63, 64) 4. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков. | 1. Упражнение на развитие физиологического дыхания: вдох ртом – выдох носом (в сочетании с движениями туловища) 2. Игра-упражнение: «Зарядка для шеи и челюсти» (Э. Чурилова) | Упражнение на развитие физиологического дыхания : вдох носом – выдох ртом (И.П.: стоя на коленях. 1 – руки вверх – вдох 2 – руки согнуть к груди - выдох) | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Выделение начального звука в словах хор, хата…и др. 2. Выделение конечного звука в слове мох.. | 1. Развитие слухового внимания: игра «Смелый наездник» 2. Упр. на разв. чувства темпа: Игра «Едет машина» | Упражнение на развитие чувства темпа: Игра «Едет машина» (под бубен) | ||
4. Общая, мелкая моторика | Соединение по точкам | Игра на музыкальных инструментах | Речь с движением (Н.В. Нищева [36], с.83) | ||
5. ВПФ: память, внимание | Память: Игра «Кто знает, пусть продолжает» (Новотерцева «Развитие речи», с.43) | Память (двигательная, зрительная): игра «Сделай как я» |
«БЫТОВАЯ ТЕХНИКА. ИНСТРУМЕНТЫ» | 1. Лексика, грамматика, связная речь (художественная литература драматизация, Д/и) | - Закрепление лексики. прилагат., прилагат. + сущ., сущ. + глагол, глаг. + сущ., числит. + существит.); - согласование местоимений (мой, моя, мои) с существительными; - учить согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; - учить образовывать притяжательные прилагательные - образование формы множ. числа; - учить употреблять имена сущ. в Т.п., Д.п. мужск. и женского рода, ед. числа; - учить составлять предложения по опорным схемам; | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом. На выдохе произнести фразу: «На горе на горке, герой наш Егорка». 2. Развитие арт.аппарата (массаж) 3. Проговаривание скороговорки в медленном, умеренном, быстром темпе: «Все бобры добры для своих бобрят». 4. Пост., автомат. и дифференциация звуков | 1. Игра-упражнение: «Зарядка для языка» (Э.Г. Чурилова, с.64) 2. Упражнение на развитие силы голоса: ро-ро-ро, ри-ри-ри… | Проговаривание считалки: «Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар» | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Дифференциация звуков р, р’ по твердости-мягкости. Игры: «Рома и Рима», «Наоборот» 2. Выделение начального звука в словах (рука парк,…) 3. Анализ прямых слогов (ри-, ра-..); обратных слогов (-ар, -ор,…), звукослоговой анализ слов. | 1. Музыкальное упражнение «Тигр и тигренок». 2.Развитие слухового восприятия «Упражнение с флажками» (выполнение движений в соответствии с характером музыки) | Упражнение «Группа, равняйсь, смирно!» | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | Карточка № __________ 2. Самомассаж кистей и пальцев рук | Карточка № ________ | Развитие мелкой моторики: упражнения с мячом | ||
5. ВПФ: память, внимание | Зрительная память, внимание: игра «Что изменилось?» | «Точно в цель», «Забрось в кольцо» (Л.И. Пензулаева , с. 62, 83) |
«НАША АРМИЯ» | 1. Лексика, грамматика, связная речь. | - учить детей образовывать прилагательные от существительных; - закреплять употребление имен существит. в различных падежах; - согласование сущ. с прилагательными (летчик какой?...); - согласование числит. с существительными; - образование и употребление притяжательных прилагательных: чей? чья; чьё? чьи?; - учить подбирать глаголы к существительным; - развивать связную речь. | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом. На выдохе проговорить фразу: «Шла с базара кошка, у кошки лукошко»… 2. Развитие арт.аппарата 3. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков | 1. «Шесенка шмеля», «Песенка змеи». 2. Пропевание на выдохе «Шла с базара кошка, у кошки лукошко»… 3. Игра на развитие звуковысотного диапазона голоса «По волнам»; 2. Игра на развитие силы голоса: «Выключи голос» | Упр. на развитие физиологического дыхания: (И.П. – лежа на спине; 1 – вдох; 2 -сгруппироваться – выдох; 3 – вернуться в И.П. – вдох) | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Выделение заданного звука из ряда звуков 2. Выделение заданного звука из ряда слогов 3. Выделение заданного гласного звука в середине односложных слов (парк, арка, парик…) 4.Звукослоговой анализ. | 1. Упр. на развитие слухового восприятия: Игра «Угадай, что звучит?» (различение музыкальных инструментов, игрушек) | Слуховое внимание: Игра «Мельница» (О.Н. Козак, с.246) | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1.Карточка № _________ 2. Выполнение фигурок из бросового материала (геометрич. фигур) | Карточка № ________ | Развитие мелкой моторики: упражнения с мелкими предметами | ||
5. ВПФ: мышление, память, внимание, воображение. | Память: игра «Чего не стало?» | Воображение: Игра «Свободная пляска» | |||
6. Утренник посвященный «Дню защитника Отечества». |
«МАМИН ПРАЗДНИК» | 1. Лексика, грамматика, связная речь | - Закрепление лексики - учить согласовывать разные части речи (сущ. + прилагат., прилагат. + сущ., сущ. + глагол, глаг. + сущ., числит. + существит.); - согласовывать сущ. с числительными; - образование формы множ. числа сущ., прилаг., глаголов; - образование сущ. в уменьшит.- ласкательной форме; - учить преобразовывать сущ. муж. рода в сущ. женского рода; - упражнять в подборе признаков к предметам; - развивать связную речь. | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляц. аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести фразу: Леня одевает пальто 2. Развитие арт. аппарата 3. Проговаривание скороговорки в медленном, умеренном и быстр. темпе: Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела 4. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков. | Пение: «Песня о маме» (С.Юдин), и т.д. | Упражнение на развитие физиологического дыхания: «Сыграем на гармошке» (карточка) | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Уточнение произношения звука л’. Игра «Колокольчик звенит: ли-ли-ли» 2. Анализ односложных слов (лицо, лук, лужа… и др. 3. Д/игра на развитие слухового внимания «Услышь шепот» . | Слуховое внимание: Игра «Угадай, чей голосок?» (угадывание голосов мам по аудиозаписи) | Слуховое внимание: эстафета с загадками (О.Н. Козак, с.226) | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Карточка № ____________ 2. Самомассаж кистей и пальцев рук 3. Обводка и штриховка «Цветы» | Карточка № _____ «Игры-забавы». | Развитие мелкой моторики: игры с мелкими предметами | ||
5. ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. | 1. Память: заучивание стихов к утреннику | Разучивание песен к утреннику. | Мышление: эстафета с загадками (О.Н. Козак, с.226) | ||
6. Праздник | Утренник, посвященный 8 Марта. |
«НАША СТРАНА- РОССИЯ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Развитие арт. аппарата 2. Работа над интонационной окрашенностью речи: проговаривание потешки, скороговорки «Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку». 3. Постан., автомат. и дифф. звуков. | 1. Пение: «Осенняя песенка»; 2.Работа над интонационной окрашенностью речи: проговаривание потешки «Желтые листочки в небе закружились, желтые листочки под ноги ложились…» | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Д/игра для развития слухового внимания: «Кто что услышит», «Кот и кит». (В.И.Селиверстов, с.26) 2. Выделение начального звука в слове (паук, кот, мак… ) 3. Выделение конечного согласного звука в слове (кот, паук, сок…) | Упражнение-игра «Угадай, на чем играют» - развитие тембрового слуха детей | |
Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Речь с движением, упр. «Солнышко» (распечатка) 2. Карточка № 10 | Музыкально-пластическая импровизация «Времена года» (Чурилова, с.58) Карточка № 10 | |
ВПФ: мышление, память, внимание, воображение | Внимание, восприятие: Игра «Составь картинку» | Музыкально-игровое творчество «Я полю лук» Е. Тиличева (С.И. Бекина «Музыка и движение», с.195) | |
6.Подвижная, сюжетно-ролевая игра | П/игры: «День и ночь»; «Игры с большим мячом» (Пензулаева, с.177) |
«МОЙ КРАЙ. МОЁ СЕЛО» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие арт. аппарата, работа над звукопроизношение | 1. Развитие арт. аппарата 2. Работа над интонационной окрашенностью речи: проговаривание потешки «Аты баты, шли солдаты…» | Пение: «Мой край» (то березка, то рябинка…) | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Д/игра для развития слухового внимания: «Кто что услышит» (В.И.Селиверстов, с.26) 2. Выделение начального звука в слове (танк, тополь, Тома…) 3. Выделение конечного согласного звука в слове (кот, рот, …) | Упражнение-игра «Угадай, на чем играют» - развитие тембрового слуха детей | |
Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Речь с движением, упр. «Дождик», 2. Карточка № 9 | Музыкально-пластическая импровизация «Времена года» Ритмопластика: «Деревья». Карточка № 9 | |
ВПФ: мышление, память, внимание, воображение | Внимание, восприятие: Игра «Составь картинку» | Музыкально-игровое творчество «Сбор урожая» Е. Тиличева(С.И. Бекина «Музыка и движение», |
«СЕМЬЯ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляц. аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести фразу: Иней лег на ветви елей, иглы за ночь побелели… 2. Развитие арт. аппарата 3. Проговаривание скороговорки в медленном, умеренном и быстр. темпе: Маленькая болтунья…, Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела | 1.Проговаривание скороговорки в медленном, умеренном и быстр. темпе: Маленькая болтунья, молоко болтала – болтала, не выболтала; Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела. | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Уточнение произношения звука л’. Игра «Колокольчик звенит: ли-ли-ли» 2. Анализ двухсложных и трехсложных слов со звуками л, ль. 3. Д/игра на развитие слухового внимания «Услышь шепот» . | Слуховое внимание: Игра «Угадай, чей голосок?» (угадывание голосов по аудиозаписи) | |
Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Карточка № 25 2. Самомассаж кистей и пальцев рук | Карточка № 25 «Музыкальные игры-забавы». | |
ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. | 1. Память: заучивание чистоговорок | Разучивание попевок |
«ДОМ. ПРОФЕССИЯ СТРОИТЕЛЯ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Упр. на развитие высоты голоса «Ступеньки» (со звуком и) 2. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести фразу: Сене все бы спать на сене 3. Проговаривание чистоговорки: Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит | Интонацион. выразительности речи: (проговаривание четверостишия, в нужных местах делая паузы): Сани, сани, едут сами! Через горы и леса едут сани – чудеса! | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Д/игра на развитие слухового вним. «Кто самый внимательный?» (Т.В.Туманова «Формирование звукопроизношения…», с.29) 2. Выделение заданного звука из ряда слогов, слов 3. Определение места звука в слове. | Слуховое внимание: Игра «Чей голосок» (слушание и различение птичьих голосов по аудиокассетам) | |
Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Карточка № 15 2. Самомассаж кистей и пальцев рук | Карточка № 15 | |
ВПФ: мышление, память, внимание, воображение | Мышление, память: Игра «Что забыл дорисовать художник?» | Музыкально-игровое пение «Тили бом, тили бом, загорелся кошкин дом…» |
«МЕБЕЛЬ. ЧАСТИ МЕБЕЛИ» | 1. Лексика, грамматика, связная речь | - Закрепление новой лексики - учить согласовывать разные части речи (сущ. + прилагат., прилагат. + сущ., сущ. + глагол, глаг. + сущ., числит. + существит.); - согласовывать сущ. с числительными; - образование формы множ. числа сущ., прилаг., глаголов; - образование сущ. в уменьшит.- ласкательной форме; - учить подбирать глаголы к существительным; - учить подбирать антонимы; - закреплять навык правильного употребления имен сущ. в форме множ. числа Р.п.; - развивать связную речь. | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1)речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести фразу «У Зины в корзине бузина»; 2)развитие арт.аппарата 3)проговаривание чистоговорки «Зы–зы-зы – новые возы. Зи-зи-зи- сено отвези….» 4)игра «Цветы и пчелки» (В.И. Селиверстов с.72); 5)автомат. и дифф. звуков; | Песенное творчество: предлагать детям импровизировать мелодии на слоги (например, «Топ-топ», «Трень-брень») | Развитие физиологического дыхания: вдох носом- выдох ртом (И.П.: лежа на животе, руки согнуты в локтях, кисти возле плеч; 1 – выпрямить руки – вдох; 2 – вернуться в И.П. – выдох) | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Определение наличия или отсутствия заданного согласного звука в слове 2. Дифференциация звуков з, з’ по твердости-мягкости, игра «Зина и Зоя» 3. Выделение заданного звука из ряда звуков 4. Анализ слов со звуком з, зь. | Учить детей воспринимать, различать темповые (ритмич., динамич.) особенности музыки и передавать их при ходьбе, беге | 1. Д/игра на развитие речевого слуха «Солнце и дождик» 2. Упражнение «Громче – тише» | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Карточка № _____________ 2. Самомассаж кистей и пальцев рук 3. Соедини по точкам | Карточка № _______ | |||
5. ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение | 1. Память: Игра «Чего не стало», «Что забыл нарисовать художник». | Песенное творчество: предлагать детям импровизировать мелодии на слоги («Топ-топ», «Трень-брень») | Двигательная память: Игра «Запомни и повтори» |
«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» | 1. Лексика, грамматика, связная речь | - Закрепление лексики - расширять и активизировать словарь по теме; - учить детей образовывать глаголы и закреплять знания о голосах птиц; - учить согласовывать сущ. с прилагательными, глаголами; - учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением; - учить образовывать форму множ. числ; - согласовывать числит. с сущ.; - учить подбирать приставочные гл.; - развивать связную речь. | Народная песенка «Приходи, весна» (Н.В. Нищева, с.199) | ||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Упр. на разв. реч. дыхания: проговаривание поговорки на одном выдохе: Капля и камень долбит 2. Развитие арт. аппарата 3. Упр. на интонационную выразительность речи: проговорить фразу, подчеркивая выделяя голосом разные слова: Девочка играет в саду с куклой 4. Автоматизация и дифф. звуков | 1. Пение: русская народная песня «Во саду ли в огороде» 2. Развитие звуковысотного диапазона голоса: Игра «По волнам» 3. Игра на развитие силы голоса «Кто кого перекричит» | Развитие физиологического дыхания: вдох носом- выдох ртом (И.П.: стоя на четвереньках. 1-мах правой ногой назад – вдох; 2-сесть на пятки, сгруппироваться – выдох; 3, 4 – то же др. ногой | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Д/игра на развитие речевого слуха «Угадай чей голосок?» 2. Выделение начального ударного звука в словах (утка, аист, …) 3. Выделение гласного звука в середине односложных слов (дОм, мАк, дУб,…) 4. Звуковой анализ звукосочетаний (ауи и т.п.) | Продолжать учить ритмично двигаться в соответствии с (ритмическими, динамическими) особенностями музыки. Игра «Шаг-бег» | Д/игра на развитие слухового внимания «Игра в команде» (Н.Г.Алтухова, с.7) | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1.Карточка № ___________ 2. Самомассаж кистей и пальцев рук | Карточка № _________ | Развитие моторики – игры с мелкими предметами | ||
5. ВПФ: мышление, память, внимание, воображение. | Внимание: Игра «Чего не достает?» | Игра «Летает – не летает». |
«ПРОФЕССИИ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести фразу: Ежу на ужин паук нужен. 2. Развитие арт. аппарата (арт. гимнастика, самомассаж) 3. Проговаривание скороговорки в медленном, умерн. и быстр. темпе: Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.» | 1. Игра-упражнение «Зарядка для шеи и челюсти» (Э.Г. Чурилова, с.64) 2.Проговаривание скороговорки: Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.» | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Игра «Поймай звук Ж в слове». 2. Выделение заданного звука из ряда слогов 3. Анализ слов: жук, жучок, лужайка. | Развитие слухового внимания (различение музыкальных инструментов по звучанию) | |
Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | КАРТОЧКА № 27 | Речь с движением «Ракета» Карточка № 27 | |
ВПФ: внимание, восприятие, воображение | Внимание: Игра «Кому что нужно для работы» | Память двигательная: Игра «Повтори за мной» |
«КОСМОС» | 1. Лексика, грамматика, связная речь | - закрепление лексики. - учить согласовывать разные части речи (сущ. + прилагат., прилагат. + сущ., сущ. + глагол, глаг. + сущ., числит. + сущ.); - согласовывать сущ. с числительными; - образ. формы множ. числа в И.п, Р.п. - образование сущ. в уменьшит.- ласкательной форме; - закреплять у детей употребление имен существ. в Т.п. - упражнять в подборе признаков к предметам; - употр. а речи простых предлогов на, в; - развивать связную речь, умение строит предложения. | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести фразу: Вьется недалечко реченька – речка. 2. Развитие арт. аппарата (арт. гимнастика, самомассаж) 3. Проговаривание скороговорки в медленном, умерн. и быстр. темпе на звук /ч/. 4. Автоматизация звука. | 1. Игра-упражнение «Зарядка для шеи и челюсти» (Э.Г. Чурилова, с.64) 2. Проговаривание скороговоркина звук /ч/. | 1. Физиологическое дыхание: игра «Солнышко и тучка» (карточка) 2. Проговаривание речевки по лексической теме | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Игра «Поймай звук /Ч/». 2. Выделение заданного звука из ряда слогов и слов 3. Анализ слов чай, чудо, матч, мяч… | Развитие слухового внимания (различение музыкальных инструментов по звучанию) | Слухового внимания: «Игра в команде» (Н.Г. Алтухова, с.7) | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1.КАРТОЧКА № __________ 2. Выкладывание ракеты из палочек по образцу» | Речь с движением «Ракета» (Н.В. Нищева, с.202) Карточка № ____________ | |||
5. ВПФ: внимание, восприятие, воображение | Внимание: Игра «Найди одинаковые ракеты» | Память двигательная: Игра «Запуск космической ракеты», «Повтори за мной» | Зрительное внимание: Упражнение «Делай так» |
«ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ» | Направления работы | Содержание работы | |
Логопед | Музыкальный руководитель | ||
Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Физиологическое дыхание: вдох носом – выдох ртом; вдох носом, на выдохе произнести гласные звуки 2. Работа над четкостью дикции: чтение стихотворения о хлебе | Физиологическое дыхание: вдох носом – выдох ртом; вдох носом, на выдохе произнести гласные звуки (с музыкальным сопровождением) Разучивание песен о хлебе. | |
Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Игра «Кто что услышит» (Селиверстов В.И., с.26) 2. Выделение первого ударного звука в слове 3. Анализ звукосочетаний. Игра «Звуки подружились» | Игра с музыкальным сопровождением «В поле мы пойдем, колосья соберем»» | |
Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1.Карточка № 5 2. Выкладывание из палочек по образцу колоска» | Карточка № 5 | |
ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение | Внимание: игра-упражнение «Вычеркни лишнее» | Музыкальная композиция «Здесь растет колосок» |
«ВЕСНА. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ» | 1. Лексика, грамматика, связная речь | - закрепление лексики - учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена сущ. к ним; - учить согласовывать разные части речи (сущ. + прилагат., прилагат. + сущ., сущ. + глагол, глаг. + сущ., числит. + сущ.); - согласовывать сущ. с числительными; - образование формы множ. числа сущ И.п, Р.п. образование сущ. в уменьшит.- ласкательной форме; - образовывать сравнительную степень наречия: тепло – теплее – очень тепло; - -закреплять навык использования в речи предлога без; - образование родственных слов: вода, водичка, водный, водяной, водолаз…; - развивать связную речь. | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести фразу: Сене все бы спать на сене 2. Проговаривание чистоговорки: Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит 3. Автоматизация и дифференциация звуков | Интонацион. выразительности речи: (проговаривание четверостишия, в нужных местах делая паузы): Сани, сани, едут сами! Через горы и леса едут сани – чудеса! | Формирование диафрагменного дыхания. | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Д/игра на развитие слухового вним. «Кто самый внимательный?» (Т.В.Туманова «Формирование звукопроизношения…», с.29) 2. Выделение заданного звука из ряда слогов 3. Выделение заданного звука из ряда слов 4. Определение места звука в слове (в начале, в конце слова) | Разучить заклички Весны. | Игры на слухового внимание: «Слушай сигнал!» (Л.И. Пензулаева, с.52), «Красный, желтый, зеленый» | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Карточка № ________ 2. Составление цветов по образцу на листе бумаги | Карточка № ________ | Прыжки через шишки» (Л.И. Пензулаева , с.100) | ||
5. ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. | Мышление: «Какой цветок лишний», «Найди одинаковые цветы» | Музыкальная игра «Собери цветы в букет». | Зрит. вним.: «По узкой весенней дорожке», «Не наступи на цветок» |
«ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ» | 1. Лексика, грамматика, связная речь (художественная литература драматизация, Д/и) | - Закрепление новой лексики - расширять и активизировать словарь; - образование сущ. с уменьшит.-ласкат. значением; - учить согласовывать имена сущ. с глаг.; - образование множ. числа существит.; - согласование существительных в роде, числе и падеже; -согласование числит. с существит.; - образование притяжательных прилагательн. (весна – весенний, поле – полевые (работы); - развивать умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в; - образовывать глаголы с помощью приставок (наливать, выливать, поливать…) - учить подбирать антонимы; | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести счет до 7 2. Развитие арт. аппарата 3. Уточнение произношения звука з, игра «Комарик», «Жук» - звук Ж и т.д. 4. Проговаривание чистоговорки (Н.В.Нищева, с.195) 5. Игра на высоту голоса «Шмель» (В.И.Селиверстов, с.71) 6. Автоматизация и дифф. звуков | Игра на высоту голоса «Шмель» (В.И.Селиверстов, с.71) | |||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Выделение начального звука в слове 2. Выделение заданных звуков из ряда слов. 3. Анализ прямых слогов, слов 4. Анализ многосложных слов. | Слуховое внимание: Игра «Поймай рыбку» (В.И. Селиверстов, с.37) | Слуховое внимание: Игра «Мельница» (О.Н.Козак, с.246) | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Карточка № __________ 2. Обводка, дорисовывание штриховка трафаретов, шаблонов 3. Соединение по точкам | Карточка № _______ | Речь с движением (Н.В. Нищева, с.195, 101) | ||
5. ВПФ: мышление, память, внимание | 1. Вним.: Игра «Чего не стало?» 2. Вним.: Игра «Найди отличия» |
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ» | 1. Лексика, грамматика, связная речь | - Закрепление новой лексики - учить детей образовывать прилагательные от существительных; - закреплять употребление имен существит. в различных падежах; - согласование сущ. с прилагательными (летчик какой?...); - согласование сущ. и глаг. в роде числе; - согласование числит. с существит.; - образование и употребление притяжательных прилагательных: чей? чья; чьё? чьи?; - учить подбирать глаголы к существит.; - развивать связную речь. | Разучивание стихов к празднику. | |
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением) | 1)речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести фразу «У Зины в корзине бузина»; 2)развитие арт.аппарата 3)проговаривание чистоговорки 4)автомат. и дифф. звуков; | Разучивание песен и стихов к утреннику. | Разучивание речевок (в темпе марша). | |
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Дифференциация звуков /ц – с/, игра «Цветок и солнце» 2. Выделение заданного звука из ряда звуков 3. Анализ многосложных слов. | Запомни и повтори ритм. | Упражнение на речевое дыхание «Партизаны» (Н.Г.Алтухова , с.56) | |
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Карточка № _________ 2. Упражнение «Дорисуй» 3. Соединение по точкам | Карточка № _______ | Карточка № _______ | |
5. ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение | 1. Мышление: Игра «Найди отличия» 2. Внимание, восприятие: «Разрезные картинки» | Внимание (зрительное): Игра «Поймай мяч» | ||
6. Утренник | «День Победы» |
«ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА» | 1. Лексика, грамматика, связная речь (художественная литература драматизация, Д/и) | - закрепление лексики - учить согласовывать между собой различные части речи; - учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; - закреплять умения образовывать имена сущ. с помощью уменьшит.- ласкательных суффиксов; - развивать словарь антонимов; - образовывать формы множеств. числа сущ., прилагательных, глаголов; - согласование сущ. с местоимениями мой, моя, мои, моё; | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: вдох носом. На выдохе произнести слоговые сочетания: фо-фа фуууу... 2. Развитие арт.аппарата (массаж) 3. Уточнение произношения звука ф, игра «Воздушный шарик» 4. Проговаривание скороговорки в медленном, умереннном, быстром темпе: «У Фили пили - Филю же и побили.» 5. Автомат. и дифференц звуков; | Работа над интонационной окрашенностью речи: проговаривание «Ах, ты, девочка. чумазая» с заданной интонацией (грустно, радостно, с жалостью и т.п.). | Карточка № ______ | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Дифференциация звуков ф, ф’ по твердости-мягкости. Игры: «Фома и Федя», «Наоборот» 2. Выделение начального звука в слове фокус, флаг, фон и др. 3. Анализ прямых слогов фа-, фо- | Игра «Кто внимательный» В.И.Селеверстов, с 37. | Д/игра для развития слухового внимания: Игра «Где позвонили?» (В.И. Селиверстов, с.25) | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, речь с движением | 1. Карточка № _________ 2. Вырезание по конуру («Человек») | Карточка № ________ | Речь с движением (Н.В. Нищева, с.89) | ||
5. ВПФ: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. | 1. Игра «Человечек» (точка, точка, запятая…) 2. Внимание, восприятие: «Разрезные картинки», «Собери букет» | Воображение: Игра «Фигуры» |
«НАСЕКОМЫЕ» | 1. Лексика, грамматика, связная речь | - закрепление лексики; - согласование разных частей речи в роде, числе и падеже; - образование сущ. с уменьшит.- ласкательным суффиксом; -преобразование глаголов ед. числа во множ. число; - развивать умение употреблять сущ. в форме Р.п. множ. числа.; - закреплять употребление предлогов при составление предложений; | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1. Речевое дыхание: Игра «Приятный запах» (на выдохе проговорить фразу «У пчелки длинный хоботок, пчелка нюхает цветок» 2. Уточнение произношения звуков. Игра «Песенка жука, пчелы, комарика» 3. Автоматизация и дифференциация звуков | Работа над интонационной выразительностью речи. Проговор. четверостишье, голосом выделяя главные по смыслу слова: Птица хочет пробудиться, запевает песню птица, потому что птице с песней пробуждаться интересней. | |||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Выделение первого согласного и последующего гласного в словах (щенок, щетка, щука…) 2. Выделение конечного согласного звука в слове (плащ, вещь) 3. Анализ слов со звуками /щ, с, сь/. | Развитие слух. внимания: Игра «Жмурки с колокольчиком». | Д/игры для развития слухового вниманания: «Успей сесть на цветок» | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика. | 1. Карточка № _________ 2. Самомассаж кистей и пальцев рук 3. Вырезание по контуру | Карточка № ________ | |||
5. ВПФ: память, внимание, восприятие, воображение | 1. Внимание: «Лабиринты» 2. Воспр.: «Найди одинаковых насекомых» | Внимание (слуховое): Игра «Запомни и повтори» | Игра «У кого больше мячей» |
«ЛЕТО. ЦВЕТЫ» | 1. Лексика, грамматика, связная речь. | - закрепление лексики; - согласовывать различные части речи в роде, числе и падеже; - упражнять в подборе действий и признаков к предметам; - образовывать относительные и притяжательные прилагательные; - закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; - развивать словарь синонимов; - образов. формы множ. числа в И.п, Р.п. - образование сущ. в уменьшит.- ласкательной форме; - развивать связную речь. | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляц. аппарата, работа над звукопроизношением, массаж) | 1)речевое дыхание: вдох носом, выдох через рот 2)развитие арт.аппарата 3)проговаривание чистоговорки 4)автомат. и дифф. звуков; | Разучивание закличек, песен о лете. | |||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Дифференциация звуков по твердости-мягкости, игра «Звуковые Гномики» 2. Выделение заданного звука из ряда звуков 3. Анализ слов. | Развитие слух. внимания: Игра «Жмурки с колокольчиком». | Упражнение на речевое дыхание «Запах цветов». | ||
4. Общая, мелкая моторика: пальчиковая гимнастика. | Карточка № ____________ | Карточка № _________ | Карточка № _______ | ||
5. ВПФ: память, внимание, восприятие, воображение | 1. Мышление: Игра «Найди отличия» 2. Внимание, восприятие: «Разрезные картинки» | Воображение: «Танец цветов» | Внимание (зрительное): Игра «Поймай мяч» | ||
6. Праздник | «Лето радость нам несет» |
«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА» | 1. Лексика, грамматика, связная речь | - закрепление лексики - употребление Т.п сущ. (тюлень -рыбой..); - падежное согласование ( Р.п ): у кого кто? (У моржа - моржонок ) - образование уменьшительно-ласкательных. существительных; - закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа; -согласование разных частей речи в роде, числе и падеже; - расширять словарь антонимов; - учить составлять простые предложения, развивать связную речь. | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести слоговые сочетания: БА – БО – БУУУУ… 2. Развитие артикуляционного аппарата, (гимнастика.) 3. Уточнение произношения звука б: игра «Баран». 4. Проговаривание скороговорки в медленном, умеренном и быстром темпе: «Бегемот разинул рот, булку просит бегемот» 5. Постановка и автоматизация звуков. | 1. Речевая игра «Баран…» 2. Игра на расширение диапазона голоса «Ступеньки» (со слогом -ба-) | 1. Упр. на разв. физиологиич. дыхания: вдох ртом – выдох носом (И.П.: ноги на ширине плеч, руки внизу: 1 – поднять руки вверх – вдох, 2 -наклон вперед - выдох) 2. Разучивание речевки | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Выделение согласного звука в словах. 2. Выделение заданного звука из ряда звуков 3. Анализ слов: баран, банка, кубики. | Игра «Дирижер» (пропевание слогов ба, бу, би, бо меняя силу голоса) | Игра под бубен «Раз, два, три, меня найди!» | ||
4. Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, самомассаж, речь с движением | Карточка № ______ 2. Обводка шаблонов и трафаретов «Животные Севера», штриховка по контуру | Карточка № _____ Речь с движением | |||
5. ВПФ: мышление, внимание | Внимание: «Лабиринт» |
«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН» | 1. Лексика, грамматика, связная речь | - закрепление лексики - употребление Т.п сущ. (лев – мясом,обезьяна - бананом..); - падежное согласование ( Р.п ): у кого кто? - образование уменьшительно-ласкательных. существительных; - закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа; -согласование разных частей речи в роде, числе и падеже; - расширять словарь антонимов; - учить составлять простые предложения, развивать связную речь. | |||
2. Произносительная сторона речи (темп, ритм, дыхание, развитие артикуляционного аппарата, работа над звукопроизношением) | 1. Речевое дыхание: вдох носом, на выдохе произнести слоговые сочетания: ВА – ВО – ВУУУУ… 2. Развитие артикуляционного аппарата, (гимнастика.) 3. Уточнение произношения звука В: игра «Вьюга». 4. Проговаривание скороговорки в медленном, умеренном и быстром темпе: «Воробей просил ворону вызвать волка к телефону» 5. Постановка и автоматизация звуков. | 1. Речевая игра «Вьюга…» 2. Игра на расширение диапазона голоса «Ступеньки» (со слогом -ва-) | 1. Упр. на разв. физиологиич. дыхания: вдох ртом – выдох носом (И.П.: ноги на ширине плеч, руки внизу: 1 – поднять руки вверх – вдох, 2 -наклон вперед - выдох) 2. Разучивание речевки | ||
3. Фонематический слух (слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи), фонематический анализ | 1. Выделение согласного звука в словах. 2. Выделение заданного звука из ряда звуков 3. Анализ слов: баран, банка, кубики. | Игра «Дирижер» (пропевание слогов ва, ву, ви, во меняя силу голоса) | Игра под бубен «Я лев, я жираф, я удав!» | ||
4. Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, самомассаж, речь с движением | Карточка № ______ 2. Обводка шаблонов и трафаретов «Животные Жарких стран», штриховка по контуру | Карточка № _____ Речь с движением | Речь с движением «Кенгуру». | ||
5. ВПФ: мышление, внимание | Внимание: «4-ый лишний». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное тематическое планирование с учетом преемственности в работе учителя-логопеда, инструктора физкультуры, музыкального руководителя.
Работа специалистов ДОУ с детьми средней группы с нарушениями речи...
Республиканский конкурс "Лучший в профессии - 2017: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель" Номинация "Событие года"
laquo;Победитель» - звучит гордо,Это моё «Событие года!»...
Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ
В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана) КОСМОС
ТЕМА НЕДЕЛИ День космонавтики...
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Насекомые
ТЕМА НЕДЕЛИ Насекомые...
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана)
ТЕМА НЕДЕЛИ Волшебница вода. Воздух-невидимка...
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Путь хлеба. Сельскохозяйственный труд.
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана)ТЕМА НЕДЕЛИ Путь хлеба. Сельскохозяйственный труд....