Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-ти летнего возраста на тему: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 города Каменск-Шахтинский
Конспект подгруппового логопедического занятия
с детьми 6-ти летнего возраста на тему:
«Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
Занятие подготовила
учитель-логопед:
Горина М.В.
2020 г
Тема: Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.
Цель: Закреплять произношение звука «Р» в словах и предложениях.
Задачи:
- создавать эмоциональный фон занятия,
- подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука «Р»,
- уточнить артикуляционный уклад при произнесении звука «Р»,
- закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях,
- развивать фонематический слух, фонематический анализ, мышление, мелкую и общую моторику, память, зрительное восприятие, внимание,
- уточнить словарь по лексической теме «Одежда»,
- подвести итоги занятия и оценить работу каждого ребёнка на данном занятии
Оборудование: иллюстрации с изображениями сказочных персонажей, иллюстрации к загадкам, индивидуальные зеркала, магниты, пособие к артикуляционной гимнастике, корзинка с сюрпризами, игра «Посмотри и отгадай», иллюстрации шкафа и стиральной машины, карточки с изображением одежды, массажные мячики, салфетки.
Методы: словесные, наглядные.
Логопедическое заключение: фонетическое недоразвитие речи,
артикуляторно-фонетическая дислалия (ротацизм).
Предварительная работа:
- подготовка артикуляционного аппарата к постановке неправильно произносимых детьми звуков; развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза;
- постановка звука «Р»;
- автоматизация звука «Р» в слогах;
- автоматизация звука «Р» в словах;
- автоматизация звука «Р» в предложениях.
План занятия:
- Организация начала занятия.
- Артикуляционная гимнастика.
- Уточнение артикуляционного уклада.
- «Отгадывание загадок».
- Физкультминутка.
- «Поймай звук».
- «Посмотри и отгадай».
- «Разложи вещи».
- «Разноцветные мячики».
- Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.
Литература:
- Баскакина, И. В. День рождения Р. Логопедические игры [Текст] / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2012. – 32с. : ил.
- Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2008. – 120 с. : ил.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС,2013. – 96с.
- Метельская, Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях [Текст] / Н. Г. Метельская. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
- Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить [Текст] : логопедическое пособие в стихах / И. Ю. Синицына. – М. : Издательство института психотерапии, 2002. : 284 с. : ил.
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Примечание |
1. Организация начала занятия. | ||
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. А поможет нам в этом наша сказочная гостья. Кто она вы узнаете, отгадав загадку. Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее. - Да, это действительно Красная Шапочка. Она пришла нам помочь не только отправиться в сказочную страну, но и посмотреть наше с вами занятие. Сначала давайте покажем ей, как мы выполняем артикуляционную гимнастику. | -Здравствуйте - Красная Шапочка | Логопед на протяжении всего занятия следит за правильной осанкой детей и за правильным произношением и построением ими фраз. Иллюстрация Красной Шапочки. |
2. Артикуляционная гимнастика. | ||
Покажите, пожалуйста, упражнения:
- Молодцы. Теперь Красная Шапочка запомнила все артикуляционные упражнения, которые вы сейчас выполняли. | Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами. | Индивидуальные зеркала. Пособие к артикуляционной гимнастике. Логопед следит за правильным выполнением артикуляционных упражнений. |
3. Уточнение артикуляционного уклада. | ||
-Давайте все вместе произнесём звук «Р». - Скажите мне звук «Р» какой: согласный или гласный? - Звук «Р»: глухой или звонкий? - Звук «Р»: твёрдый или мягкий? - Какую форму у нас принимают губы, когда мы произносим звук «Р»? - Где у нас находится язык, когда мы произносим звук «Р»? - При произнесении звука «Р» как ведёт себя кончик языка? - Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. А теперь давайте проговорим звук «Р» в слогах, повторяйте за мной: Ра – ра – ра, Ро – ро – ро, Ру – ру – ру, Ры – ры – ры. -Молодцы, ребята. | Дети вместе с логопедом произносят звук «Р». - Звук «Р» согласный. - Звук «Р» звонкий. - Звук «Р» твёрдый. - Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку. - Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р». - При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит». Дети повторяют слоги за логопедом. | Индивидуальные зеркала. |
4. «Отгадывание загадок» | ||
- Красной Шапочке понравилось, как вы отвечали на вопросы, и она зовёт нас с собой в сказочную страну. Вы согласны отправиться навстречу приключениям? По тропинке мы пришли к высокой башне, в которой сидит девушка с длинными золотыми волосами, по имени Рапунцель. Чтобы спуститься с башни ей нужно отгадать загадки злой феи. Поможем ей в этом? Будьте внимательны, в каждом слове-отгадке есть звук «Р», определите место этого звука в слове. Логопед читает загадки: Что за чудо-красота! Расписные ворота Появились на пути!.. В них ни въехать, ни войти. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут ее ... Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар? Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трехглазое На одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти. Приманку сорвала И, не сказав «спасибо», Куда – то уплыла Невежливая … Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый ... Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он ... - Молодцы. Рапунцель благодарит вас за помощь, а сама отправляется во дворец искать своих родителей. | Дети отвечают. Дети отгадывают загадки и определяют место звука «Р» в словах. - Радуга. Звук «Р» находится в начале слова. - Сорока. Звук «Р» находится в середине слова. - Арбуз. Звук «Р» находится в середине слова. - Светофор. Звук «Р» находится в конце слова. - Рыба. Звук «Р» находится в начале слова. - Корова. Звук «Р» находится в середине слова. - Мухомор. Звук «Р» находится в конце слова. - Жираф. Звук «Р» находится в середине слова. | Иллюстрация Рапунцель Иллюстрации к загадкам. |
5. Физкультминутка. | ||
- А мы с вами вышли на залитую солнцем лужайку, по которой бежал мальчик с золотым ключиком в руке. Ребята, кто же это? - Правильно. Мы с вами знаем физкультминутку про Буратино. Давайте её вспомним. Выходите из-за своих парт. Проговаривайте слова и повторяйте все движения за мной. Логопед проговаривает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. - Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик видимо нашёл, Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать. -Молодцы, занимайте свои места. | - Это Буратино. Дети выходят из – за парт. Проговаривают слова и повторяют все движения за логопедом. Дети занимают свои места. | Иллюстрация Буратино. |
6. «Поймай звук» | ||
- Ребята, а вы знаете, что Буратино пошёл учиться в школу. Там ему задали очень сложное задание. И он просит нас с вами помочь ему. -Для этого нам надо отделить друг от друга слова, в которых есть звук «Р» от слов, в которых звука «Р» нет. -Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете. Логопед читает слова: - Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, ручей, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, кролик, воробей. -Молодцы, ребята, Буратино благодарит вас за то, что вы помогли ему выполнить это задание. И теперь он смело может идти в школу. А нам пора идти дальше. | Дети, услышав слово со звуком «Р», хлопают в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопают. | |
7. «Посмотри и отгадай» | ||
- Весело шагая по дорожке, мы вышли к морю. Там на берегу сидела и скучала Русалочка. Увидев нас, она предложила выложить букву Р из камешков. - Ну, что поиграем ребята с камешками? - Русалочке понравилось играть с вами, но ей нужно торопиться на встречу к своим друзьям. А мы отправляемся путешествовать дальше по сказочной стране. | Дети отвечают. ДЕТИ выкладывают. | Иллюстрация Русалочки. Перед детьми шаблон из буквы «Р» и камешки МАРБЛС. |
8. «Разложи вещи» | ||
- Красная Шапочка вспомнила, что её дома тоже ждут дела. И пригласила нас к себе в гости. Ей нужно разложить вещи на свои места. Поможем ей в этом? - Вещи, в названии которых есть звук «Р» мы кладём в стиральную машину. А вещи, в названии которых нет звука «Р» - в шкаф. -Молодцы. Красная Шапочка очень обрадовались, что вы помогли ей разложить вещи. | Дети отвечают. Дети называют и кладут вещи, в названии которых есть звук «Р» - в стиральную машину. Вещи, в названии которых нет звука «Р» - в шкаф. | Иллюстрации шкафа и стиральной машины. Карточки с изображением одежды. |
9. «Разноцветные мячики» | ||
- Ребята, давайте покажем Красной Шапочке, нашу игру «Разноцветные шарики». Логопед проговаривает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. Жираф у озера бродил, А крокодил его дразнил. - Жара, не правда ли, жираф? - А мне прохладно. Я не прав? Вам крокодил узнать пора, Жирафам не страшна жара! -Красной Шапочке понравилась наша игра. Ребята, но нам уже пора возвращаться из сказочной страны в наш садик. | Проговаривают слова и повторяют все движения за логопедом. (Катают мячик в руках, делая движения вперёд – назад, вправо – влево между ладонями) | Массажные мячики. |
10. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей. | ||
-Наше с вами занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили? - Скажите мне звук «Р» какой: согласный или гласный? - Звук «Р»: глухой или звонкий? - Звук «Р»: твёрдый или мягкий? - Какую форму у нас принимают губы, когда мы произносим звук «Р»? - Где у нас находится язык, когда мы произносим звук «Р»? - При произнесении звука «Р» как ведёт себя кончик языка? - Да, это действительно так. Кто мне скажет, какие задания мы выполняли сегодня на занятии? -Какое задание вам понравилось больше всего? -Каких сказочных персонажей мы сегодня с вами встретили? -Ребята, скажите, а какая гостья помогла нам отправиться в сказочную страну? -Молодцы, ребята правильно ответили на все мои вопросы. -Красной Шапочке очень понравилось, как вы выполняли артикуляционные упражнения, быстро и правильно справлялись с заданиями, которые нам приготовили другие сказочные персонажи. Логопед оценивает работу каждого ребёнка и предлагает детям дома поиграть с родителями в игру «Разноцветные мячики». -Красная Шапочка обещает прийти к нам в гости ещё. А теперь она благодарит каждого из вас за занятие и дарит вам по маленькому сюрпризу. Логопед раздаёт «сюрпризы» детям. -Спасибо за занятие. До свидания. | Мы говорили о звуке «Р». - Звук «Р» согласный. - Звук «Р» звонкий. - Звук «Р» твёрдый. - Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку. - Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р». - При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит». Дети перечисляют выполненные задания. Дети отвечают. -Это Красная Шапочка. -До свидания. | Индивидуальные зеркала. Корзинка с сюрпризами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительного возраста по теме: «Автоматизация звука ц в словах и предложениях».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе. Тема: "Автоматизация звука ц в словах и предложениях....
КОНСПЕКТ подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы, имеющим ОНР, на тему «Поход в цирк».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей:познавательное развитие;социально-коммуникативное;физическое развитие. Цель: автоматизация звука [...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми ТНР старшего дошкольного возраста.
Тема логопедического занятия: «Путешествие в лес». Цель: дифференциация звуков с-ш...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста На тему: “Автоматизация звука “Л” в словах и предложениях”
Цель: Автоматизация звука “Л” в словах и предложениях.Задачи: 1. Закрепить произношение звука Л в словах и предложении.2. Обогащать словарный запас приставочными глагол...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи».
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи». ...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»...
- Мне нравится (1)