Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-ти летнего возраста на тему: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Горина Марина Викторовна

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_otkr._zanyatie.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 города Каменск-Шахтинский

Конспект подгруппового логопедического занятия

с детьми 6-ти летнего возраста на тему:

«Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»

Занятие подготовила

учитель-логопед:

Горина М.В.

2020 г

Тема: Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.

Цель: Закреплять произношение звука «Р» в словах и предложениях.

Задачи:

  • создавать эмоциональный фон занятия,
  • подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука «Р»,
  • уточнить артикуляционный уклад при произнесении звука «Р»,
  • закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях,
  • развивать фонематический слух, фонематический анализ, мышление, мелкую и общую моторику, память, зрительное восприятие, внимание,
  • уточнить словарь по лексической теме «Одежда»,
  • подвести итоги занятия и оценить работу каждого ребёнка на данном занятии

Оборудование: иллюстрации с изображениями сказочных персонажей, иллюстрации к загадкам, индивидуальные зеркала, магниты, пособие к артикуляционной гимнастике, корзинка с сюрпризами, игра «Посмотри и отгадай», иллюстрации шкафа и стиральной машины, карточки с изображением одежды, массажные мячики, салфетки.

Методы: словесные, наглядные.

Логопедическое заключение: фонетическое недоразвитие речи,

артикуляторно-фонетическая дислалия (ротацизм).

Предварительная работа:

  • подготовка артикуляционного аппарата к постановке неправильно произносимых детьми звуков; развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза;
  • постановка звука «Р»;
  • автоматизация звука «Р» в слогах;
  • автоматизация звука «Р» в словах;
  • автоматизация звука «Р» в предложениях.

План занятия:

  1. Организация начала занятия.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Уточнение артикуляционного уклада.
  4. «Отгадывание загадок».
  5. Физкультминутка.
  6. «Поймай звук».
  7. «Посмотри и отгадай».
  8. «Разложи вещи».
  9. «Разноцветные мячики».
  10.  Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

Литература:

  • Баскакина, И. В. День рождения Р. Логопедические игры [Текст] / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2012. – 32с. : ил.
  • Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2008. – 120 с. : ил.
  • Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС,2013. – 96с.
  • Метельская, Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях [Текст] / Н. Г. Метельская. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
  • Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить [Текст] : логопедическое пособие в стихах / И. Ю. Синицына. – М. : Издательство института психотерапии, 2002. : 284 с. : ил.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Примечание

1. Организация начала занятия.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну.  А поможет нам в этом наша сказочная гостья. Кто она вы узнаете, отгадав загадку.

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

- Да, это действительно Красная Шапочка. Она пришла нам помочь не только отправиться в сказочную страну, но и посмотреть наше с вами занятие.

Сначала давайте покажем ей, как мы выполняем артикуляционную гимнастику.

-Здравствуйте

- Красная Шапочка

Логопед на протяжении всего занятия следит за правильной осанкой детей и за правильным произношением и построением ими фраз.

Иллюстрация Красной Шапочки.

2. Артикуляционная гимнастика.

Покажите, пожалуйста, упражнения:

  • «Лопаточка»,
  •  «Качели»,
  •  «Часики»,
  • «Вкусное варенье»,
  • «Почистим зубы»,
  • «Лошадка»,
  • «Барабанщик»,
  • «Маляр»,
  • «Грибок»,
  • «Посади бабочку на цветок»

- Молодцы. Теперь Красная Шапочка запомнила все артикуляционные упражнения, которые вы сейчас выполняли.

Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами.

Индивидуальные зеркала.

Пособие к артикуляционной гимнастике.

Логопед следит за правильным выполнением артикуляционных упражнений.

3. Уточнение артикуляционного уклада.

-Давайте все вместе произнесём звук «Р».

- Скажите мне звук «Р» какой: согласный или гласный?

- Звук «Р»: глухой или звонкий?

- Звук «Р»: твёрдый или мягкий?

- Какую форму у нас принимают губы, когда мы произносим звук «Р»?

- Где у нас находится язык, когда мы произносим звук «Р»?

- При произнесении звука «Р» как ведёт себя кончик языка?

- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы.

А теперь давайте проговорим звук «Р» в слогах, повторяйте за мной:

Ра – ра – ра,

Ро – ро – ро,

Ру – ру – ру,

Ры – ры – ры.

-Молодцы, ребята.

Дети вместе с логопедом произносят звук «Р».

- Звук «Р» согласный.

- Звук «Р» звонкий.

- Звук «Р» твёрдый.

- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.

- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».

- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».

Дети повторяют слоги за логопедом.

Индивидуальные зеркала.

4. «Отгадывание загадок»

- Красной Шапочке понравилось, как вы отвечали на вопросы, и она зовёт нас с собой в сказочную страну. Вы согласны отправиться навстречу приключениям?

По тропинке мы пришли к  высокой башне, в которой сидит девушка с длинными золотыми волосами, по имени Рапунцель. Чтобы спуститься с башни ей нужно отгадать загадки злой феи. Поможем ей в этом? Будьте внимательны, в каждом слове-отгадке есть звук «Р», определите место этого звука в слове.

Логопед читает загадки:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Появились на пути!..

В них ни въехать, ни войти.

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее ...

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

Приманку сорвала

И, не сказав «спасибо»,

Куда – то уплыла

Невежливая …

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый ...

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он ...

- Молодцы. Рапунцель благодарит вас за помощь, а сама отправляется во дворец искать своих родителей.

Дети отвечают.

Дети отгадывают загадки и определяют место звука «Р» в словах.

- Радуга. Звук «Р» находится в начале слова.

- Сорока. Звук «Р» находится в середине слова.

- Арбуз. Звук «Р» находится в середине слова.

- Светофор. Звук «Р» находится в конце слова.

- Рыба. Звук «Р» находится в начале слова.

- Корова. Звук «Р» находится в середине слова.

- Мухомор. Звук «Р» находится в конце слова.

- Жираф. Звук «Р» находится в середине слова.

Иллюстрация Рапунцель

Иллюстрации к загадкам.

5. Физкультминутка.

- А мы с вами вышли на залитую солнцем лужайку, по которой бежал мальчик с золотым ключиком в руке. Ребята, кто же это?

- Правильно. Мы с вами знаем физкультминутку про Буратино. Давайте её вспомним. Выходите из-за своих парт. Проговаривайте слова и повторяйте все движения за мной.

Логопед проговаривает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

- Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видимо нашёл,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

-Молодцы, занимайте свои места.

- Это Буратино.

Дети выходят из – за парт. Проговаривают слова и повторяют все движения за логопедом.

Дети занимают свои места.

Иллюстрация Буратино.

6. «Поймай звук»

- Ребята, а вы знаете, что Буратино пошёл учиться в школу. Там ему задали очень сложное задание. И он просит нас с вами помочь ему.

-Для этого нам надо отделить друг от друга слова, в которых есть звук «Р» от слов, в которых звука «Р» нет.

-Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.

Логопед читает слова:

- Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, ручей, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, кролик, воробей.

-Молодцы, ребята, Буратино благодарит вас за то, что вы помогли ему выполнить это задание. И теперь он смело может идти в школу. А нам пора идти дальше.

Дети, услышав слово со звуком «Р», хлопают в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопают.

7.  «Посмотри и отгадай»

- Весело шагая по дорожке, мы вышли к морю. Там на берегу сидела и скучала Русалочка.  Увидев нас, она предложила выложить букву Р из камешков.

- Ну, что поиграем ребята с камешками?

- Русалочке понравилось играть с вами, но ей нужно торопиться на встречу к своим друзьям. А мы отправляемся путешествовать дальше по сказочной стране.

Дети отвечают.

ДЕТИ выкладывают.

Иллюстрация Русалочки.

Перед детьми шаблон из буквы «Р» и  камешки МАРБЛС.

8. «Разложи вещи»

- Красная Шапочка вспомнила, что её дома тоже ждут дела.  И пригласила нас к себе в гости. Ей нужно разложить вещи на свои места. Поможем ей в этом?

- Вещи, в названии которых есть звук «Р» мы кладём в стиральную машину. А вещи, в названии которых нет звука «Р» - в шкаф.

-Молодцы. Красная Шапочка очень обрадовались, что вы помогли ей разложить вещи.

Дети отвечают.

Дети называют и кладут вещи, в названии которых есть звук «Р» - в стиральную машину. Вещи, в названии которых нет звука «Р» - в шкаф.

Иллюстрации шкафа и стиральной машины.

Карточки с изображением одежды.

9. «Разноцветные мячики»

- Ребята, давайте покажем Красной Шапочке, нашу игру «Разноцветные шарики».

Логопед проговаривает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Жираф у озера бродил,

А крокодил его дразнил.

- Жара, не правда ли, жираф?

- А мне прохладно. Я не прав?

Вам крокодил узнать пора, Жирафам не страшна жара!

-Красной Шапочке понравилась наша игра. Ребята, но нам уже пора возвращаться из сказочной страны в наш садик.

Проговаривают слова и повторяют все движения за логопедом.

(Катают мячик в руках, делая движения вперёд – назад, вправо – влево между ладонями)

Массажные мячики.

10. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

-Наше с вами занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили?

- Скажите мне звук «Р» какой: согласный или гласный?

- Звук «Р»: глухой или звонкий?

- Звук «Р»: твёрдый или мягкий?

- Какую форму у нас принимают губы, когда мы произносим звук «Р»?

- Где у нас находится язык, когда мы произносим звук «Р»?

- При произнесении звука «Р» как ведёт себя кончик языка?

- Да, это действительно так. Кто мне скажет, какие задания мы выполняли сегодня на занятии?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-Каких сказочных персонажей мы сегодня с вами встретили?

-Ребята, скажите, а какая гостья помогла нам отправиться в сказочную страну?

-Молодцы, ребята правильно ответили на все мои вопросы.

-Красной Шапочке очень понравилось, как вы выполняли артикуляционные упражнения, быстро и правильно справлялись с заданиями, которые нам приготовили другие сказочные персонажи.

Логопед оценивает работу каждого ребёнка и предлагает детям дома поиграть с родителями в игру «Разноцветные мячики».

-Красная Шапочка обещает прийти к нам в гости ещё. А теперь она благодарит каждого из вас за занятие и дарит вам по маленькому сюрпризу.

Логопед раздаёт «сюрпризы» детям.

-Спасибо за занятие. До свидания.

Мы говорили о звуке  «Р».

- Звук «Р» согласный.

- Звук «Р» звонкий.

- Звук «Р» твёрдый.

- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.

- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».

- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».

Дети перечисляют выполненные задания.

Дети отвечают.

-Это Красная Шапочка.

-До свидания.

Индивидуальные зеркала.

Корзинка с сюрпризами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительного возраста по теме: «Автоматизация звука ц в словах и предложениях».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе. Тема: "Автоматизация звука ц в словах и предложениях....

КОНСПЕКТ подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы, имеющим ОНР, на тему «Поход в цирк».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей:познавательное развитие;социально-коммуникативное;физическое развитие. Цель: автоматизация звука [...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми ТНР старшего дошкольного возраста.

Тема логопедического занятия: «Путешествие в лес». Цель: дифференциация звуков с-ш...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста На тему: “Автоматизация звука “Л” в словах и предложениях”

Цель: Автоматизация звука “Л” в словах и предложениях.Задачи: 1. Закрепить произношение звука Л в словах и предложении.2. Обогащать словарный запас приставочными глагол...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи».

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с  ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи».    ...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»...