Диагностика. Формирование умений составлять рассказы-рассуждения детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектной деятельности.
рабочая программа по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Марчук Людмила Николаевна
Формирование умений составлять рассказы-рассуждения детьми старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектной
деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Схема диагностического исследования

       



Предварительный просмотр:

Описание методики диагностического этапа проектного исследования, направленного на формирование умений составлять рассказы – рассуждени у детей старшего дошкольного возраста                                                                          с общим недоразвитием речи III уровня

1. Цель диагностики: выявление особенностей сформированности умений составлять рассказы-рассуждения у детей с ОНР III уровня

2. Задачи диагностики:

   1. Определить особенности умений составлять сложноподчиненные предложения на основе логических рассуждения;

    2. Определить особенности умений составлять рассказы-рассуждения в коммуникативной ситуации

3. Адресат: дошкольники 6-7 лет занимающиеся по примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей тяжелыми нарушениями речи.

Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня.

4.  Методологические подходы:

Л.С. Выготский теория порождения речи;

А.А.Леонтьев положение о внутреннем программировании высказывания

5. Методики, взятые за основу:

 Диагностическое исследование основывается на методах и приемах изучения речи - рассуждения предлагаемыми исследователями:                                А.З. Заком, Н.В. Семеновой.

Наглядность Н.Л. Белопольской и Н.В. Нищевой. 

Анализ и обработка результатов обследования на основе бальной оценки В.Е. Судаковой

6. Авторский вклад заключался в: составление общей схемы обследования, подбор вопросов и наглядного материала.

7. Обобщенное описание содержания исходно-диагностического блока.

        

8. Описание каждого блока диагностического обследования:

Первый блок: изучение умений составлять сложноподчиненные предложения на основе логических рассуждений;

Цель: определение особенностей и уровня сформированности умений составлять предложения по типу рассуждения у детей с ОНР III уровня.

Первый блок включает две серии заданий:

1. составление сложноподчиненных предложений на основе задания «Четвертый лишний» (3 задания по четыре пробы);

-задания на основе словесной инструкции;

-задания на основе вспомогательных вопросов;

-задания на основе наглядности.

2. составление сложноподчиненных предложений на основе выделения общих или различительных черт предметов. (3 задания по четыре пробы).

-задания на основе словесной инструкции;

-задания на основе вспомогательных вопросов;

-задания на основе наглядности.

Критерии оценивания 1 блока заданий «Составление сложноподчиненных предложений на основе логических рассуждений»

Достаточный уровень (д)

72-61 баллов

Максимальное 3 балла по каждому критерию 

Близкий к достаточному уровень9 (б\д)                                      60-48 баллов                                            2 балла по каждому критерию

Недостаточный уровень (н/д)

47-24 баллов

1 балл по каждому критерию

Содержательность           наличие логичной аргументации;

 Последовательность высказывание выстроено  на основе причинно-следственных отношений,  

Речевое оформление лексико-грамматическое оформление в соответствии с  правилами

Самостоятельность высказывание составлено самостоятельно

Содержательность не достаточно логичная аргументация

Последовательность- причинно –следственные связи частично нарушены;

Речевое оформление  союз «потому что»,является ответом на вопрос: «почему?», ошибки в грамматическом оформлении предложений;

Самостоятельность-  требуется помощь   взрослого.

Содержательность объяснение отрывочное бессвязное;

Последовательность-причинно-следственные связи отсутствуют; высказывание непоследовательно.

Речевое оформление- грубые ошибки в грамматическом оформлении.

Самостоятельность - помощь не оказывает значительного  влияния.

Оценка: Оцениваются задания каждой пробы и подсчитывается общий суммарный балл. Максимальное количество баллов, после выполнения всех заданий I диагностического блока––72балла.

Второй блок: изучение умений составлять рассказы-рассуждения в коммуникативной ситуации.

Цель: определение особенностей и уровня сформированности умений составлять рассказы-рассуждения у детей с ОНР III уровня.

Второй блок включал две серии заданий:

 1. составление рассказа-рассуждения на основе на основе объяснения естественно-научных фактов;

-задания на основе словесной инструкции;

-задания на основе вспомогательных вопросов;

-задания на основе наглядности.

2. составление рассказа-рассуждения на основе объяснения несуществующей ситуации.

-задания на основе словесной инструкции;

-задания на основе вспомогательных вопросов;

-задания на основе наглядности.

Критерии оценивания 2 блока заданий«Составление рассказов-рассуждений в коммуникативных ситуациях»:

Достаточный уровень

72-61 баллов (д)

Максимальное 3 балла по каждому критерию 

Близкий к достаточному уровень  (б\д)                                                                          60-48 баллов                                            2 балла по каждому критерию

Недостаточный уровень(н\д)                                      

47-24 баллов

1 балл по каждому критерию

 в доказательной части 2-3 логичных аргумента;

 последовательность рассказ выстроен на основе причинно-следственные отношений ,важные звенья высказывания не пропущены; 

речевое оформление лексико-грамматическое оформление в соответствии с  правилами, водно-модальные используются;

 самостоятельность  рассказ составлен самостоятельно.

 Содержательность – тема раскрыта частично, в доказательной части 1-2 аргумента.

последовательность- причинно –следственные связи частично нарушены;                                             речевое оформление  простые предложения, союз «потому что»,является ответом на вопрос: «почему?», ошибки в грамматическом оформлении предложений; водно-модальные не используются;

самостоятельность-требуется помощь   взрослого.

содержательность - тема нераскрыта, объяснения отрывочные бессвязные ; последовательность- причинно-следственные связи отсутствуют;

 речевое оформление- грубые ошибки в грамматическом оформлении предложении;

самостоятельность: помощь не оказывает значительного  влияния

Оценка: оценивается каждый составленный рассказ и подсчитывается общий суммарный балл. Максимальное количество баллов, после выполнения всех заданий II диагностического блока––72 балла.

 В первом и втором блоках детям предлагалось три варианта выполнения заданий:

-задания на основе словесной инструкции;

-задания на основе вспомогательных вопросов;

-задания на основе наглядности.

Оценка производилась по следующим критериям:

Организованное в рамках проектного исследования, диагностическое обследование детей, проводилось индивидуально. Для проведения всех диагностических проб и заполнения протоколов, потребовалось две встречи с каждым из обследуемых детей. Для фиксации результатов обследования, нами использовался протокол. Результаты по каждому ребенку, полученные во время обследования, были и зафиксированы проанализированы для составления программы логопедической работы.

          Протокол обследования умений составлять рассказы-рассуждения.

I. Изучение умений составлять предложения по типу рассуждений

1. Составление сложноподчиненного предложения на основе задания «4 лишний».

  1. Составление предложения без опоры Инструкция: Я назову предметы, один и них лишний, послушай и назови лишний предмет.

               Задания

Ответы ребенка по инструкции

Баллы за ответ

Общий балл

А) Кресло, стул, шкаф,             самокат.

Б) Масленок, сыроежка, земляника, мухомор

В) Карандаш, топор ручка, кисточка

Г) Тетрадь, блокнот, карандаш, книга

  1. Составление предложения с опорой на вопросы. Инструкция + вопросы: Я назову предметы, один и них лишний, послушай и назови лишний предмет. Вопросы: Какие предметы можно назвать одним обобщающим словом? А какой предмет лишний? Почему?

               Задания

Ответы ребенка по инструкции

Баллы за ответ

Общий балл

А) Кресло, стул, шкаф,             самокат.

Б) Масленок, сыроежка, земляника, мухомор

В) Карандаш, топор ручка, кисточка

Г) Тетрадь, блокнот, карандаш, книга

  1. Составление предложения с опорой на наглядность Инструкция: Я покажу тебе предметы, один и них лишний, посмотри и назови лишний предмет.

               Задания

Ответы ребенка по инструкции

Баллы за ответ

Общий балл

А) C:\Users\Людмила\Desktop\301f99125e8130965e7cdab9e32987be.jpeg

Б) C:\Users\Людмила\Desktop\301f99125e8130965e7cdab9e32987be.jpeg

В) C:\Users\Людмила\Desktop\4_4.jpg

Г) C:\Users\Людмила\Desktop\4_4.jpg

  1. Составление сложноподчиненных предложений на основе выделения общих или различных признаков предметов.

2.1 Составление предложения без опоры Инструкция: как ты думаешь, фигуры (предметы) одинаковые или разные фигуры?

Названия фигур (предметов)

Ответы ребенка

Баллы за ответ

Общий балл

Круг и овал

Воздушный шарик и мяч

Квадрат и прямоугольник

Кубик и кирпич

2.2: Составление предложения с опорой на вопросы.  Инструкция: как ты думаешь, фигуры (предметы) одинаковые или разные фигуры? Подумай, что у них общего? Какими признаками они отличаются?

Названия фигур (предметов)

Ответы ребенка

Баллы за ответ

Общий балл

Круг и овал

Воздушный шарик и мяч

Квадрат и прямоугольник

Кубик и кирпич

2.3 Составление предложения с опорой на наглядность: как ты думаешь, фигуры (предметы) одинаковые или разные фигуры?

Наглядность:

Ответы ребенка

Баллы за ответ

Общий балл

C:\Users\Людмила\Desktop\54b15da2530a4906d7591a845f1589fc.pngC:\Users\Людмила\Desktop\54b15da2530a4906d7591a845f1589fc.png

C:\Users\Людмила\Desktop\1640424052_39-abrakadabra-fun-p-krasnii-vozdushnii-sharik-na-prozrachnom-f-43.pngC:\Users\Людмила\Desktop\China-Custom-giant-inflatable-beach-ball-PVCcolorful.jpg

C:\Users\Людмила\Desktop\54b15da2530a4906d7591a845f1589fc.png

C:\Users\Людмила\Desktop\sh-8-700x700.jpgC:\Users\Людмила\Desktop\screen-8.jpg

   II. Изучение умений составлять рассказы-рассуждения

  1. Составление рассказа-рассуждения на основе объяснения естественно-научных фактов;

1.1 Составление рассказа-рассуждения без опоры.

  Инструкция:

 Ответ ребенка

Баллы за ответ

Общий балл

Какое сейчас время года, почему ты так думаешь?

1.2 Составление рассказа-рассуждения  с опорой на вопросы:

1 Инструкция+ вопросы

 Ответ ребенка

Баллы за ответ

Общий балл

Какое сейчас время года, почему ты так думаешь? Чем зима отличается от других времен года? Что особенного бывает зимой?

1.3 Составление рассказа-рассуждения с опорой на наглядность:

Ответ ребенка

Баллы за ответ

Общий балл

Какое сейчас время года, почему ты так думаешь?

C:\Users\Людмила\Desktop\c21104435f5fbfa75c03b2432285b692.jpg

     

2. Составление рассказа-рассуждения на основе объяснения несуществующей ситуации.

2.1 Составление рассказа-рассуждения без опоры:

  Инструкция:

 Ответ ребенка

Баллы за ответ

Общий балл

Послушай историю, и определи, правдивая эта история или нет. Однажды в деревне, возле дома, на высокой сосне, выросли румяные булки и батоны. На трубе петух свил гнездо. А охранял  дом веселый гусь, который  сидел  на цепи и грыз кости.

2.2 Составление рассказа-рассуждения  с опорой на вопросы:

  Инструкция+ вопросы:

 Ответ ребенка

Баллы за ответ

Общий балл

Послушай историю, и определи, правдивая эта история или нет. Однажды в деревне, возле дома, на высокой сосне, выросли румяные булки и батоны. На трубе петух свил гнездо.  А охранял  дом веселый гусь, который  сидел  на цепи и грыз кости.

вопросы:       В этой истории есть выдумка? Почему батоны не растут на дереве? Чтобы было если бы булки росли на дереве? Почему гнездо не может быть на трубе?  Почему гусь не может сидеть на цепи? Почему гусь не может грызть кости?

2.3 Составление рассказа-рассуждения с опорой на наглядность:

  Инструкция:

 Ответ ребенка

Баллы за ответ

Общий балл

Посмотри на картинку и скажи,     может ли так быть такое на самом деле?

                                                                                                                                                 

                                                                                               .

    Общая оценка результатов. Оценивается каждое составленное высказывание в соответствии с критериями и подсчитывается общий суммарный балл. Максимальное количество баллов, после выполнения всех заданий I и Ⅱ блока диагностического исследования –– (144) балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

Данный конспект  предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов по теме "Транспорт"...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА: «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

Данный конспект предназначен для учителей - логопедов, воспитателей детского сада по лексической теме "Транспорт"...

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «В мире животных»

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи«В мире животных»...

"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"

Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИАЕМ РЕЧИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические рекомендации по формированию доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста с общим НЕДОРАЗВИТИАЕМ РЕЧИ в совместной деятельности...

Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"

quot;Организация теоретического исследования по проблеме формированияумений составлять рассказы-рассуждения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня впроцессе проектно...