Вместе весело играть
методическая разработка по логопедии
В сборнике представлены игры и упражнения для детей 4-7 лет( с нарушением речи) по развитию речедвигательной координации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmeste_veselo_igrat.docx | 419.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42»
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО
ИГРАТЬ
(сборник игр и упражнений по развитию
речедвигательной координации детей
дошкольного возраста с нарушением речи)
Составила: учитель-логопед
Коваленко И.А.
Анжеро-Судженский ГО, 2018
Пояснительная записка
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Подобный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища и головы. Взаимодействие учителя — логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционной работы с детьми.
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами встала задача развития интегративных качеств ребенка. Образовательный стандарт дает возможность педагогу решать поставленные задачи, направлен на развитие содействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Среди детей, имеющих недостатки речевого развития, на первом месте стоят дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различной степени выраженности. Распространенность ОНР достаточно высока и стабильна, частота этого диагноза не только не уменьшается, а даже возрастает. При наличии раннего комплексного лечения, специального обучения большинство детей могут успешно обучаться в общеобразовательных учреждениях, получать полноценное общение со сверстниками. Несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции, проблема преодоления общего недоразвития речи далека от разрешения. Для каждого дошкольника необходим собственный маршрут, своя успешная индивидуальная траектория развития. Эта задача по плечу современным педагогам при условии регулярного посещения ребенком детского сада, тесного сотрудничества родителей и педагогов, укрепления здоровья детей. Повышению эффективности коррекционных мероприятий в логопедических группах ДОУ способствует интеграция специалистов разного профиля в применении и разработке новых технологий. Речедвигательная ритмика на современном этапе используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами принятыми в логопедической практике и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. Подобная деятельность представляется намного более продуктивной при поддержке и тесном сотрудничестве с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка. Одно из ведущих мест в такой работе занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, во-вторых, у детей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание психомоторного развития: низкий уровень ловкости и быстроты, отсутствует автоматизация движений, низкий уровень обучаемости, развития восприятия, внимания и памяти. У детей с речевыми нарушениями часто изменен мышечный тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц крайне необходимы. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. А выполнение упражнений речевым сопровождением активизирует речь и силу голоса. Включение речедвигательной ритмики в любую реабилитирующую методику воспитания и обучения детей, полезно как для детей, развивающихся в норме, так и для детей с различными отклонениями психофизического развития. Данное направление занимает определённое место в системе комплексного подхода в обучении детей, служит целью нормализации речи, путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.
Речедвигательная ритмика в первую очередь полезна детям:
- с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;
- с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
- с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
- с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения звуков;
- часто болеющим и ослабленным;
Общая моторная сфера детей — логопатов характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения, нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка остаются неловкими и непродуктивными. Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления телом, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. Рече двигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Занятия с использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно-мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. Освоение речедвигательных упражнений мы начинаем с изолированного произнесения гласных звуков, по мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно в речедвигательные упражнения мы вводим в слоги и слоговые ряды, затем — в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения. В работе по развитию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения. Такие упражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук. Эти упражнения многообразны. У воспитанников имеющих речевые нарушения наблюдается общая скованность и замедленность выполнения движений, недостаточное развитие чувства ритма, нарушение ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, недостаток резерва дыхательной системы. А выполнение дошкольниками упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек позволяет шаг за шагом достичь цель коррекционно-развивающей работы. Кроме того речедвигательная гимнастика доставляет детям большое удовольствие, они проявляют интерес и испытывают потребность в данной деятельности. Хочется отметить, что правильно организованное занятие позволяет детям с проблемами в речи почувствовать уверенность в своих силах, стать более здоровыми, волевыми, дисциплинированными, целеустремленными и как итог — успешными. Задача, поставленная государством перед педагогами, — воспитать человека будущего — деятеля, а не исполнителя. Для этого необходима качественная перестройка самого педагога, а это очень интересный творческий путь.
Упражнения речедвигательного тренинга
Упражнение - игровой массаж «Мошка»
Рассказывание стихотворения, сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков:
Вот кулак, а вот ладошка,
(Сжимаем, разжимаем кулачок 3-4 раза, чередуя правую и левую руку.)
На ладошку села мошка.
(Растираем круговыми движениями середину ладошки.)
И пошла, пошла, пошла,
(Растираем фаланги пальчиков, начиная с большого пальца.)
До мизинчика дошла.
Упражнение – игровой массаж «Весёлые ежата»
На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:
Этот ёжик танцевал,
Этот ёжик в мяч играл.
Этот ёжик песни пел,
Этот ёжик супчик ел.
Самый маленький ежонок,
Спал под ёлочкой зелёной.
Упражнения речедвигательного тренинга
Упражнение – игровой массаж «Весёлые свинки»
Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:
Эта свинка танцевала,
Эта свинка рисовала.
Эта свинка умывалась,
Эта свинка наряжалась.
А эта свинка – малышка,
Маленькая, как мышка.
Упражнение – игровой массаж «Очень вкусно»
Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:
Этот пальчик съел ватрушку(очень вкусно),
Этот пальчик – с маком сушку (очень вкусно).
Этот пальчик – кренделёк (очень вкусно),
Этот пальчик – пирожок (очень вкусно),
А мизинчик скушал блинчик (очень вкусно).
Упражнения речедвигательного тренинга
Упражнение «В Африке»
Проводим пальчиковую гимнастику, на каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца. Гимнастику сочетаем с самомассажем, растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку.
Лев в тенёчке сладко спит, (Мизинчик.)
Львица рядом с ним лежит (Безымянный.)
Носорог идёт домой,
И качает головой. (Средний.)
Зебры скачут рядом с ним, (Указательный.)
А жираф стоит один. (Большой.)
Упражнение – игровой массаж «Гуси и гусята»
Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:
Гуси важные идут,
И гусят с собой ведут:
Раз гусёнок – очень белый,
Два гусёнок – очень смелый.
Три гусёнок – очень важный,
А четыре – был отважный.
Пятый - был уж очень мал,
Потому от всех отстал!
Упражнение «Скороболтушка»
Педагог вместе с детьми рассказывает скороболтушку: спокойно, быстро, очень быстро. Затем дети повторяют скороболтушку по очереди самостоятельно:
Испугались лягушонка,
Ёж с ежихой ежонком.
Тихо – громко, медленно – быстро, затем по очереди самостоятельно:
Зайка с мышкою дружил,
Её в гости пригласил
И морковкой угостил.
Тихо – медленно, громко – быстро, затем по очереди самостоятельно:
Ясный месяц и мышатки
По ночам играют в прятки.
Педагог вместе с детьми нараспев рассказывает скороболтушку.Предлагает детям по очереди пропеть скороболтушку самостоятельно:
Вилкой мы едим сосиску,
Макароны и редиску.
Спокойно, быстро, очень быстро, затем по очереди самостоятельно:
Вот идут на задних лапках две лисички в модных шляпках
Упражнения речедвигательного тренинга
Упражнение «Скороболтушки»
Педагог вместе с детьми рассказывает скороболтушку, затем просит повторить по очереди самостоятельно:
У Наташечки – ромашечки,
У Галочки – фиалочки.
У Людочки – незабудочки,
А у Андрюши две большие груши.
Педагог предлагает детям пропеть скороболтушку вместе, затем самостоятельно:
Гуси сели на качели,
Га-га-га они запели.
Медленно, быстро, очень быстро, затем по очереди самостоятельно:
Мягкой кисточкой покрашу,
Стульчик, стол и кошку Машу.
Педагог вместе с детьми рассказывает скороболтушку, выполняя определённые движения:
«Киска, кисонька, кисуля, -
Позвала котёнка Уля. –
(Делаем вращательные движения раскрытой ладонью к себе.)
Поиграй, дружок, со мной!»
И погладила рукой.
(Делаем плавные волнообразные движения кистью, имитирующие поглаживания.)
Упражнения речедвигательного тренинга
Упражнение «Весёлое новоселье»
Педагог читает стихотворение и предлагает детям поиграть в подвижную игру. По правилам игры дети по команде педагога:
«Бабочки» - изображают летающих бабочек (движения очень плавные, неторопливые).
«Таракашки» - ходят, бегают на «четвереньках» (движения спокойные).
«Мошки» - скачут, прыгают (быстро, активно).
Упражнение «Мушка Жужа»
Проводим бинарное упражнение:
Зелёная мушка. Мохнатое брюшко.
Летает.Ж-ж-ж-ж-ж.
(Дети изображают летающих мушек.)
Села на листок. Подняла хоботок.
Отдыхает.
(Садимся на коврик, голова поднята вверх, глаза закрыты, фиксируем позу 30 секунд.)
Кушать захотела. Опять полетела.
(Дети изображают летающих мушек.)
Увидела сырок. Села, поела.
(Садимся на коврик, голова опущена вниз, фиксируем позу 30 секунд.)
И опять полетела. Ж-ж-ж-ж-ж.
(Дети изображают летающих мушек.)
Упражнение – речедвигательная гимнастика «Весёлая зарядка»
Вот идёт жираф домой
(Руки свободно опущены вдоль тела, шагаем на месте.)
Вместе с дочкой Варенькой.
У жирафа рост большой,
(Становимся на носочки. Руки разводим в стороны, поднимаем вверх и округло соединяем над головой, фиксируем позу 5-10 секунд.)
А у дочки – маленький.
Упражнение «Зайчишки на зарядке»
Педагог вместе с детьми выполняет определённые движения и рассказывает стихотворение:
В белой маленькой избушке
(Руки подняты высоко над головой «домиком».)
На краю лесной опушки
(Руки на уровне груди, разводим в стороны.)
Жили зайки - попрыгушки.
Зайки делали зарядку,
(Руки высоко над головой. Делаем наклоны вправо, влево, вперёд, обратно, 2-3 раза.)
Мыли ушки, шейку, лапки.
Упражнение – речедвигательная гимнастика «Учим стихи по картинкам»
Педагог показывает детям картинку. Рассказывает стихотворение, затем вместе с детьми обыгрывает стихотворение движениями:
Пляшут мышки – шалунишки
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, мышки, не шумите,
Кота Прошку не будите.
Глазки Прошка открывает,
Мышки дружно убегают.
Упражнение «Запоминалка»
Педагог предлагает детям выучить стихотворение, сопровождая его движениями:
Чай попили черепашки,
(Сжимаем и разжимаем кисти.)
За собой помыли чашки.
(Гладим одну ладошку другой.)
После ужина чистюли
Чистят чайник и кастрюли.
(Трём ладошки между собой.)
Упражнение – речедвигательная гимнастика «Рыбки шалунишки»
Педагог рассказывает стихотворение, выполняя с детьми определённые движения:
Рыбки плавали, шалили,
(Руки согнуты в локтях на уровне диафрагмы, пальчики прижаты друг к другу. Кисть слегка напряжена. Делаем одновременные круговые движения кистями рук.)
Дядю краба разбудили.
(Положение рук то же. Сгибаем пальчики - кисть напряжена, разгибаем пальчики - кисть расслаблена, 3-4 повтора.)
Краб на рыбок осерчал,
Рассердился, наказал.
( «Грозим» указательным пальцем.)
Он забрал у них игрушки,
Разноцветные ракушки.
(Положение рук то же. Раскрываем ладонь, пальчики разводим в стороны, сжимаем в кулак. Имитируем «хватательное» движение, 3-4 повтора.)
Упражнение «Ласковые ручки»
Дети сидят на коврике. Педагог рассказывает стихотворение, сопровождая движениями:
Для плюшевого мишки сшили мы штанишки.
(Гладим ножки.)
Красный жилетик,
(Гладим грудь, животик.)
Голубой беретик. (Делаем поглаживающие движения головы.)
Упражнение-речедвигательная гимнастика «Мишка и шарик»
Педагог рассказывает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения:
Мишка по лесу,
(Руки на поясе, шагаем на месте.)
В лапке шарик он несёт.
(Руки на уровне груди, через стороны поднимаем вверх и округло соединяем над головой. Сопровождаем движения рук звуком ш-ш-ш, от тихого до громкого.)
Шарик в небо улетел,
(Качаем руками над головой.)
Мишка грозно заревел.
(Произносим звук р-р-р, громко и сердито.)
Упражнение «Лягушата»
Педагог рассказывает стихотворение, обыгрывая его движениями. Дети повторяют:
Лягушата в лодке плыли
(Ладошки сложены «лодочкой».)
И комариков ловили.
(Хлопаем в ладоши.)
Лапкой,
(Чередуем: кисть раскрыта, собрана в кулак. По очереди правую, левую руку)
Шапкой
(Гладим ладошкой по голове.)
И сачком.
(Переплетаем пальцы правой и левой руки в «замок».)
Самый ловкий - язычком!
(Показываем язычок.)
Упражнение «Помощники»
Взять листы бумаги формата А4. Ввести детей в игровую ситуацию:
«Будем мы бельё стирать, нашей маме помогать».
Листы бумаги - это платочек, давайте его постираем:
Мы бельё стираем,
(Мнём бумагу двумя руками до комочка.)
Маме помогаем.
Выжали,
(По очереди сжимаем бумажный комочек правой, левой рукой.)
Повесили.
(Раскрываем бумажный комочек, разглаживаем.)
Стирка – это весело!
Упражнение – речедвигательная гимнастика «Шла собака через мост»
Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение, выполняя определённые движения:
Шла собака по тропинке,
И несла она в корзинке:
(Шагаем пальчиками по коленям.)
Раз – сосиску,
Два – редиску,
Три – лягушку,
А четвёртую – подушку.
(Показываем четыре пальца, большой прижимаем к ладони.)
Пять куда – то подевалось.
(Четыре пальца собраны в кулак, большой палец поднят вверх.)
Видно где – то затерялось.
(Руки подняты на уровне груди, ладони направлены вверх. Делаем переворот, ладони направлены вниз.)
Упражнение «Тихий час для мышат»
Мышки бегать подустали
(Руки на поясе, бег на месте.)
И тихонько пропищали.
В норку мы к себе пойдём
(Переходим на спокойный шаг.)
И немножко отдохнём.
Ляжем на пол поудобней
(Дети ложатся на ковёр.)
И представим себе так:
(Включается релаксационная музыка.)
Мышки в норке отдыхали,
Глазки дружно закрывали.
Свои лапки расслабляли,
Носиком они дышали.
(Раз-вдох, два-пауза, три-выдох….5 повторений.)
Вот и утро наступило,
Солнышко в окно светило.
Глазки мышки открывают,
Ушки лапкой растирают.
(Растираем круговыми движениями мочки ушей.)
Ножки кверху поднимаем,
А затем их опускаем.
(2 повторения.)
Не спеша мышата встали,
Маму-мышку поискали.
(Лёгкие повороты головы: вправо-влево, вверх-вниз…2 повторения.)
Дружно весело сказали:
-После отдыха такого
Снова мы играть готовы!
Речедвигательные упражнения для дошкольников с элементами психогимнастики
Цель: стабилизация и активизация энергетического потенциала организма ребенка, развитие общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.
Задачи:
1. Выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания.
2. Стабилизировать общий тонус организма.
3. Развивать общуу, мелкую и артикуляционную моторику.
4. Улучшить фонематический слух.
5. Формировать умение изменять модуляцию голоса.
6. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
7. Повысить речевую активность.
8. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Описание: Уважаемые коллеги, позвольте представить вам некоторые речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики, которые используются мною в логопедической работе с детьми. Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. Предлагаемые упражнения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой. Данные упражнения будут полезны логопедам, воспитателям, психологам, руководителям театрального кружка, родителям.
Содержание
1. "Утро"
Медвежата сладко спят (Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза)
И расслабленно сопят. (Спокойно и глубоко дышат)
Солнце глянуло в окошко,
Все зажмурились немножко. (Крепко зажмуривают глаза)
- Медвежата, хватит спать, (широко открывают глаза)
Вам давно пора вставать. (встают со своих мест)
Медвежата все проснулись,
Потянулись, улыбнулись. (с напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке)
Любят мишки чистоту.
Умываться все бегут. (шагают на месте)
Кран, откройся, (имитируют движение руки при открывании крана)
Нос, умойся, (проделывают поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон)
Мойтесь сразу оба глаза, (выполняют круговые массирующие движения по векам)
Лоб и щеки, (разглаживают лоб от центра к вискам, растирают щеки)
Мойся, шейка, (растирают шею, поворачивая голову вправо-влево)
Ручки, мойтесь хорошенько. (растирают руки)
Словно щеткой, язычком
Чистить зубки мы начнем. (артикуляционное упражнение "Почистим зубки")
Принюхались медвежата: (делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот)
Что-то пахнет непонятно. (повторяют упражнение 3-5 раз)
Очень вкусно. Это мед!
Мама к завтраку нас ждет. (садятся на стульчики)
Медвежата мед лакали, (выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым)
Потом губки облизали. (артикуляционное упражнение "Вкусное варенье")
Лижут с нёба сладкий мед
Язычком назад-вперед, (артикуляционное упражнение "Маляр")
Язычок не отпускают,
Кверху сильно прижимают. (артикуляционное упражнение "Грибок")
Надо чай горячий пить,
Но сначала остудить. (кистью руки изображают чашечку)
Медвежата, не ленитесь,
Сперва подуйте, (делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на "чашечку" в руке)
Потом попейте, (имитируют "питьё" из "чашечки")
А после улыбнитесь. (артикуляционное упражнение "Улыбочка")
Завтрак съеден, медвежата шалят,
Как будто индюшата. (выполняют быстрые движения языком вперед-назад)
Друг друга подразнили
И к занятиям приступили.
"Играем с песком"
Песочек в руки набираем, (дети выполняют захватывающее движение руками (вдох))
Пальцы крепко мы сжимаем,
Чтоб песок не высыпался,
Чтоб в руках у нас остался. (крепко сжимают кулаки)
Пальцы разжимаем,
Песочек высыпаем. (медленно разжимают пальцы рук (выдох))
Стряхнули с рук песок. (потряхивают руками)
Устали ручки. Ох! (кладут расслабленные руки на колени)
"Муравей"
Муравей залез на ножку, (дети вытягивают ноги вперед (глубокий вдох))
Мы посмотрим, где же он, (тянут стопу на себя, задерживают дыхание, смотрят на ногу)
Мы стряхнем скорее крошку (потряхивают ногой (выдох))
И немного отдохнем. (расслабляются)
"Солнце и тучка"
За тучку солнышко зашло,
Стало зябко и свежо. (дети съёживаются, обнимая себя за плечи)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы теперь расслабим ручки. (расслабляют плечи, расслабляются)
"У моря"
В море теплая вода, (дети выполняют волнообразные движения руками)
Дети все пришли сюда. (шагают на месте)
Брызги в стороны летят, (выполняют движения руками вверх-вниз)
Поплескаться каждый рад,
Рад и порезвиться,
Рад и понырять (ставят руки перед грудью, кистями выполняют синхронные волнообразные движения вперед)
И под ярким солнышком (садятся на стулья)
Спокойно загорать. (ложатся на ковер)
Подбородок вверх подняли, (поднимают голову, делают глубокий вдох)
Подбородок загорает. (делают глубокий выдох, повторяют вдох-выдох 3-5 раз)
Ротик шире открываем, (артикуляционное упражнение "Окошко")
Язычок наш загорает. (артикуляционное упражнение "Блинчик")
Летит жучок - укушу язычок. (дети прячут язык в глубь рта, рот открыт, движение повторяется 3-4 раза)
Жучка прогнали,
Спокойно подышали. (закрывают рот, совершают спокойные дыхательные движения)
Пчела летела и на носик села. (напрягают, морщат губы и нос)
Ой, спугнули, улетает,
Губки, носик расслабляем. (расслабляют мышцы лица)
Бабочки летели и на брови сели.
Брови наши, как качели,
Бабочек качать хотели. (поднимают и опускают брови)
Все долго лежали и загорали, (спокойно лежат)
Потом потянулись, (потягиваются)
И встали.
"Ракушка"
В море мы нашли ракушку. (дети складывают ладони лодочкой)
Мы ее приложим к ушку, (прикладывают ладонь к правому уху, наклоняют голову к правому плечу)
И морозною зимой (прикладывают ладонь к левому уху)
Будем слушать мы прибой. (наклоняют голову влево)
"Черепаха"
Вот гуляет черепаха, (дети опускают плечи, подбородок тянут вперед и вверх)
Прячет голову от страха. (с напряжением поднимают плечи, подбородок прижимают к груди)
"Ежик"
Жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа. (слегка касаясь пальцами, провести по лбу)
Жу-жу-жу – подошли мы к ежу. (слегка касаясь пальцами, провести по щекам)
Ужа-ужа-ужа – впереди большая лужа. (приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк и растереть лоб движениями в стороны - вместе)
Жок-жок-жок – надень, ёжик, сапожок. (кулачками массировать крылья носа)
Речевые игры со звучащими жестами
«Солнышко»
Солнышко, солнышко- ритмичные хлопки
Выгляни в окошечко - ритмичные хлопки
Твои дети плачут - притопы
По камушкам скачут- легкие прыжки с хлопками
«Дождь» - игра на развитие чувства ритма
Дождь, дождь, дождь с утра - хлопки чередуются со шлепками
Веселится детвора - хлопки и шлепки
Шлеп по лужам, шлеп, шлеп- притопы
Хлоп в ладоши, хлоп, хлоп –хлопки
Дождик нас не поливай – грозят пальцем
А скорее догоняй- убегают от дождика
Музыкально-ритмический диалог
«Петушок»
Воспитатель: Кто разбудит ровно в пять?
Дети: Петушок, петушок
Воспитатель: Не дает нам сладко спать?
Дети: Золотой гребешок
Воспитатель: Кто хозяин на дворе?
Дети: Петушок, петушок
Дарит радость детворе?
Дети: Золотой гребешок
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
Пособие рекомендуется родителям и воспитателям детских садов для подготовки успешному обучению в школе и развитию ребенка.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя.
Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе.
Упражнения для самомассажа
Самомассаж подушечек пальцев.
Большой палец становиться на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её (рис. 2). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, Бегемотов, соболей, Голубей и глухарей,
И клестов, иснегирей; Любят горного козла, Обезьянку и осла, Дикобраза и ежа, Черепаху и ужа.
(средний)
(безымяннй)
(мизинец)
(большой)
(указательн)
(средний)
(безымяннй)
(мизинец)
3. Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог осуществляется азминание фаланги одного пальца (на каждую строку — разминание одного паль-1а). Направление движений — от ногтевой фаланги к основанию пальца (рис. 3). 1осле 4-й строчки — смена рук.
Вырос у нас чесночок, Перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, Ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, С дачи домой увозили. Прощай же на год, Наш друг — огород!
5. Массаж (самомассаж) «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы раз-едены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец
Поднял ушки бурундук.(мизинец)
Он в лесу услышалзвук:(безымянный)
- Это что за громкий стук, (средний)
Тук да тук, тук да тук?(указательный)- А пойдём, - сказал барсук, (большой)
Сам увидишь этот трюк:(большой)
Это дятел сел на сук, (указательный)
И без крыльев, и без рук (средний)
Ищет он, где спрятан жук, (безымянный)
-Вот и слышен перестук (мизинец)
6. Упражнение «Китайские шары». Ребёнку даётся по паре каучуковых мячиков(или грецких орехов). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки -смена рук.
Вы ведали циркача?
Мяч идёт вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
7. Упражнение с эспандерами. Даём каждому ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальцы посильнее,
А головушка — умнее!
8. Соединение одноимённых пальцев. На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноимённых пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз».
(мизинцы)
(безымянные)
(средние)
(указательные)
(большие)
(пальцы сжаты в кулак,
а большие — подняты вверх)
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины. Но купили мы арбуз –
Это самый лучший груз!
9. Упражнение «Пальчики кивают». Руки на уровне груди, пальцы подняты вверх, ладони обращены друг к другу- На каждую строку осуществляется «кивание» одного пальца по 2—4 раза (рис. 7).
(безымяннй)
(мизинец)
(мизинец)
(безымяннй)
(средний)
(указательный))
(большой)
Вот и встретилась семья.(большой)
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер пять,
Безымянный — может ниже,
Средний — силой не обижен,
Этот — знает всё на свете,
А вот этот любят дети!
10. Упражнение «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки: от большого до мизинца. Затем — смена рук. На каждую строку осуществляется надевание «колечка» на один палец (рис. 8).
Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев в какие дали, Холода пережидали. — Что, пернатые, клевали? Гнёзда где свои свивали? Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили? Сколько вы в конце концов В гнёздах вывели птенцов?
11. Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиxa поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно (рис. 9). После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, малыш!
- А будешь кусаться -скажу тебе «кыш!».
13. Упражнение «Тесто».
Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё помесить попросили.
Но сколько ни месим и сколько нимнём,
Комочки опять и опять достаём.
14. Упражнение «Пальцеходы».
Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательный и средний пальцы ребёнка «ходят» -«летают» по сотам на ударные слоги:
Пальцы, как пчёлы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли мёда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?
15. Упражнение «Узловка».
Верёвки с узлами подвешиваем в вертикальном положении - это «лианы». Ребёнок пальцами рук подтягивается за узлы, а ладонями сжимает верёвку (как при лазанье по канату).
Там, где с деревьев свисают лианы,
Разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы,
Есть и гориллы, и орангутанги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. //Дошкольное воспитание. — 1990. — № 8.
2. Бельтюков В.И. Программа овладения детьми произношением звуков речи. // Вопросы психологии. — 1979. — № 4.
3. Бот О.С.. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1982.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М., 1987.
5. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. — М., 1996.
6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М., 2002.
7. Волкова Л.С Логопедия. — М., 2002.
8. Выготский Л.С История развития высших психических функций. // В кн.: «Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов». — М., 1982.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М., 1973.
10. Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М., 1962.
11. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1973.
12. Лаврова Е.В. Нарушения голоса // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.
13. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. — М., 1965.
14. Методы обследования речи детей / Под общей ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2003.
15. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика – М. 2009.
16. Основы логопедии / Под ред. Т. Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной. - М., 1989.
17. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.
18. Правдина О.В. Голос и его нарушения // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. — Вып. 2. — М., 1963.
19. Правдина О.В. Логопедия. М., 1969.
20. Рузина М.С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1997.
21. Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. — М., 1973.
22. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. — 1989. — № 10.
23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре совместно с родителями в средней возрастной группе....
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»
Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...
Развлечение для детей "«Вместе весело играть, веселиться и плясать»
Музыкальное развлечение в летний период для детей 4-5 лет....
Фотоотчет «Вместе весело играть, веселиться и плясать»
Фотоотчет развлечения на свежем воздухе " Вместе весело играть, веселиться и плясать....
МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть» (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть» (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТ...
КОНСПЕКТ ДОСУГА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ» В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ИГРЫ И ИГРУШКИ
Создать добрый, положительный настрой и радостное настроение детей и взрослых. Воспитывать у детей организованность, выдержку, уверенность в себе, смелость, активность. Развивать быстроту ре...
Квест игра "Вместе весело играть"
Квест игра для детей и их родителей "Вместе весело играть"...