Анализ фронтального логопедического занятия
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Анализ фронтального логопедического занятия по формированию произношения и коррекции фонематических процессов у детей подготовительной группы
Форма занятия - фронтальное занятие для детей с ОНР III - IV уровня (2-й год обучения)
Возраст, количество детей 6 лет, 7 детей.
Тема «Дифференциация Ш -Ж в слогах, словах и в предложениях».
Цель: Познакомить с образованием звуков Ш-Ж и научить их различать в слогах, словах и фразах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_frontalnyh_zanyatiy.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ фронтального логопедического занятия по формированию произношения и коррекции фонематических процессов у детей подготовительной группы.
Ф.И.О. логопеда Чекусова Наталья Михайловна
Город (район) МАОУ «Школа №96 Эврика-Развитие имени М.В.Нагибина» ДО
Дата 02 марта 2017 г.
Форма занятия - фронтальное занятие для детей с ОНР III - IV уровня (2-й год обучения)
Возраст, количество детей 6 лет, 7 детей.
Тема «Дифференциация Ш -Ж в слогах, словах и в предложениях».
Цель: Познакомить с образованием звуков Ш-Ж и научить их различать в слогах, словах и фразах.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- правильное произношение и различение звуков [ш] и [ж] (опора на оральные ощущения, мелкую моторику кисти руки и зрительные ассоциации);
- развитие фонематических процессов путем анализа и синтеза слов со звуками [ш - ж];
- формирование практических навыков словообразования и словоизменения суффиксальным способом, упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- практическое закрепление правописания ши - жи;
- развитие практических умений строить самостоятельные высказывания с предложенными словами;
- закрепление понятий «звук и буква»;
Коррекционно- развивающие:
- развитие общей и мелкой и артикуляционной моторики;
- работа над дыханием и голосом в ходе выполнения заданий;
- развитие речевой памяти и внимания к слову;
- развития зрительно-моторных координаций.
Воспитательные:
- привитие интереса к родному языку;
- воспитание умения контролировать себя;
- развитие навыков работы в группе.
Здоровьесберегающие:
- соблюдение режима охраны зрения;
- чередование статических и динамических задания, контроль за осанкой детей.
Приоритетная образовательная область: речевая
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное; - познавательное; - речевое;. - художественно-эстетическое;
- физическое.
Оборудование: зеркала, артикуляционные профили звуков Ш - Ж, «звуковики», модель алгоритма анализа звуков, «звуковые птички», конверты с предметными картинками, фишки, альбомы, тетради, простые карандаши, буквы Ш и Ж.
Специфика этого вида занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми звуками. В занятии обязательно предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слога, слова, предложения и текста), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухо-речевой памяти. Этот звук не всеми детьми дифференцируется правильно, поэтому главной задачей занятия было уточнение артикуляции звуков Ш-Ж, закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, в слогах и словах, и различение звуков. Фронтальное занятие состояло из нескольких этапов, каждому из которых учитель-логопед давала четкую и краткую инструкцию.
Структура занятия традиционная:
- Организационный момент:
- Упражнение «Солнышко».
- Упражнение «Плавный подъем рук».
- Упражнение на внимание:
- Артикуляционная (сопряженная) гимнастика.
Целью организационного момента было настроить детей на занятия, подготовить рече-голосовой аппарат к работе. Включены упражнения на концентрацию зрительного и слухового внимания и коррекцию речевого голоса и дыхания. Эвритмические упражнения, сама последовательность произнесения гласных звуков И-А-О позволяет не только корригировать голос, дыхание, но и воспитывает уважение к себе: «Я-солнце». Артикуляционная гимнастика проведена в виде сопряженной гимнастики.
- Основная часть.
Актуализация знаний.
Знакомство со звуком Ш.
Произнесение и артикуляционно-акустическая характеристика звука Ш
Знакомство со звуком Ж.
Произнесение и артикуляционно-акустическая характеристика звука Ж.
Сравнение звуков, сопоставление звуковых моделей (сходство и различие).
Выделение звуков Ш - Ж на слух и в произношении.
Игра "Жуки и гуси":
а) из слогов: …. б) из слов: ……
Игра «Повтори за мной» (с перебросом мяча отвечающему)
Игра "Наоборот" (преобразование слогов, слов).
Игра «Назови ласково» ( преобразование существительных с помощью суффиксов –ушк-, -юшк-, -ышк-).
Игра "Назови ласково" — закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Динамическая пауза. Ритмическая часть.
Развитие слуховой памяти.
III. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Самостоятельное выделение звука из слов и определение его места (начало, середина, конец). Игра «Носики, крылышки, хвостики»
Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза на уровне слова
IV. Рефлексия (итог).
Задача этапа: организовать рефлексию и самооценку детьми своей деятельности.
Пароль на выход.
Актуализация знаний шло с учетом принципа повторяемости в коррекционной педагогике (повторяли понятие «звук» т.к. дифференциация понятий «звука» и «буквы» у детей слабая. По возможности перед детьми ставились проблемные заданий, естественно, с учетом их возможностей. Определить тему занятия дети должны были сами через звукоподражание живым существам и предметам, в работу были включены элементы движений и пантомима. Затем на основе работы зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов учились анализировать звуки (Ш, Ж), сравнивая его с гласным звуком (А), потом произносить его изолированно, в слогах и руках. Упор делался на дифференцированное произношение. Обучение детей подкреплялось введением картинок-символов (звук, слово) для подключения зрительного анализатора и создания конкретного образа звука, слова на наглядности.
Речевой материал подобран от простого к сложному, изолированное произнесение звуков, в слоге и слове, и выделение их и дифференциация в слоге, а затем в слове, предложении, тексте. При подборе лексического материала учитывался принцип исключения труднопроизносимых и смешиваемых звуков, уточнялся и обогащался словарь, одним детям давалось сложное задание, другим – более легкое.
Интерес и внимание поддерживался введением в занятие занимательного материала, наглядности, созданием игровых ситуаций и установок на восприятие нового материала. Наглядно использовались предметные карты (не более 5-ти) с учетом уровня детей, чтобы не рассеивалось внимание.
Учитывая, что развитие движений предшествует развитию речи, в занятие широко вводились различные двигательные, музыкально-ритмические упражнения, формируя «телеснообусловленный и мануальный» интеллект.
Учитель-логопед стремится воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществлять коллективную речевую деятельность. С этой целью детям давалась возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, возле логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Восприятию чужой речи на занятиях уделялось большое внимание, т.к. не все дети понимают обращенную к ним речь.
При определении структуры занятия учитель-логопед четко распределяла эмоциональные моменты таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости. На занятии ставилась задача развития грамматического строя речи, по ходу занятий приходилось обращать внимание на грамматическое оформление ответов.
Логопедическая работа тесно связана с развитием познавательных процессов, коррекции недостатков психофизического развития, и учитель-логопед активно опиралась на использование различных анализаторов: слухового, зрительного, кинетического, кинестетического и речедвигательного. Это особенно было заметно при проведении динамических пауз, ритмической части занятия.
Занятие завершилось итогом, который закрепил и логически обобщил новый материал. Дано задание на повторение, логически связанное с темой и по объему не превышает допустимых норм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальная НОД в группе детей с ТНР (ОНР) по формированию звукового анализа и синтеза
Фронтальная непосредственно-образовательная деятельностьв группе детей с ТНР (ОНР) по формированию звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет на тему: «Прилетели Бим и Бом...
Современные методы анализа макро-(pest-анализ) и микро- (swot-анализ) среды образовательной организации в контексте разработки её стратегии развития и повышения рейтинга
Стремительная реорганизация системы образования города Москвы сопровождается кардинальными изменениями не только в содержании образовательных программ и методике преподавания, но и в системе управлени...
Сравнительный анализ типов логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями
В таблице представлен сравнительный анализ типов логопедических фронтальных занятий с детьми по основным критериям: задачи, структура занятия, используемые технологии....
Анализ фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков /Н-Н\'/ в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Анализ фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков /Н-Нь/ в подготовительной группе компенсирующей направленности....
Конспект непрерывной образовательной деятельности По фонематическому анализу и синтезу Для детей 6 лет (с ТНР). Форма проведения фронтальная Тема: «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского.
Цель: Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза на материале сказокК.И. Чуковского.Задачи:1. Коррекционно- образовательные:- совершенствование навыков звукового анализа;- закреплять умение сл...
«Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.»
Данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике дисграфии и дислесии....
Фронтальное занятие по формированию навыков звукового анализа и синтеза в средней группе детей с ОНР. ( А.Я. Мухина)
Формирование звукового анализа и синтезу у детей среднего дошкольного возраста с ТНР....