Фронтальная НОД в группе детей с ТНР (ОНР) по формированию звукового анализа и синтеза
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Фронтальная непосредственно-образовательная деятельность
в группе детей с ТНР (ОНР)
по формированию звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет
на тему: «Прилетели Бим и Бом»
Подготовила учитель-логопед:
Дмитриева М.Е.
МБДОУ «Детский сад №57»
комбинированного вида
2014г.
Цель: Закреплять умение детей выполнять звуковой анализ и синтез слов различной слоговой структуры.
Задачи:
1. Развивать слуховое внимание.
2. Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления. Совершенствовать умение давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
3. Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы.
4. Совершенствовать навыки определения позиции звука в слове.
5. Совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движением.
6. Совершенствовать фонематический анализ, развивать навык чтения.
7. Совершенствовать умение делить слова на слоги.
8. Совершенствовать связную речь детей, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
9. Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Методические приемы:
1. Вербальный вид общения.
2. Демонстрация предметных картинок, использование схем, звуковых символов.
3. Слушание фонограммы «Пенье птиц».
4. Сюрпризный момент – включение в занятие персонажей воробьев.
5. Перенос действительности в воображаемую Волшебную страну.
6. Анализ и оценка деятельности детей.
Пропедевтическая работа:
1. Обогащение словаря по теме «Зимующие птицы»
2. Игры «Звуковая дорожка», «Волшебные колпачки», «Живые звуки»
3. Наблюдение в природе за птицами.
4. Слушание музыкальных композиций с голосами птиц.
5. Беседа с детьми о зимующих птицах.
6. Отгадывание загадок, чтение художественной литературы «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.
Оборудование: предметные картинки (барабан, рыба, гриб, клумба, береза, собака, белка, жеребенок, голубь, воробей); воробьи; разрезные азбуки; схемы, обозначающие слово; схемы обозначающие, место звука в слове; цветик-семицветик; медальки с обозначением эмоций (веселый, печальный, расстроенный- каждой по количеству детей); аудиозапись «Пение птиц».
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: ребята, сядет тот, кто назовет названия зимующих птиц.
Дети перечисляют названия птиц, садятся.
2. Основная часть
Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуками «Б» и «Бь». Как вы думаете какие это звуки? Почему вы так решили?
Дети: Согласные, потому что они не поются и не тянутся.
Логопед: Конечно это согласные звуки, а еще они звонкие. Посмотрите ребята кто к нам прилетел в гости? Как называются эти птицы? (звучит аудиозапись «Пение птиц»)
Дети: Воробьи.
Логопед: Чем похожи эти воробьи?
Дети: Клювом, туловищем, лапками и т.д.
Логопед: А чем они отличаются друг от друга?
Дети: Шапкой, шарфом.
Логопед: Правильно ребята! А зовут наших гостей воробьев Бим и Бом. Как вы думаете какого воробья зовут Бом?
Дети: Воробья в синей шапочке зовут Бом.
Логопед: Почему вы так решили?
Дети: Потому что в его имени звук «Б»-твердый, а твердые звуки мы обозначаем синим цветом.
Логопед: Правильно, молодцы. А как вы думаете как зовут воробья в зеленой шапочке? И почему вы так думаете?
Дети: Его зовут Бим. Потому что в его имени мягкий звук «Бь», а мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом.
Логопед: Бом и Бим принесли нам подарок, но подарок необычный. Посмотрите это цветок из Волшебной страны, но цветок не простой, а называется он Цветик-семицветик. В нем скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Готовы? Тогда приступим.
1 лепесток: Игра «Подари картинки Биму и Бому»
Логопед совместно с детьми произносит речевку «Лети, лети лепесток…Вели, чтобы открылось нам первое задание!»
Логопед: Ребята, слушайте внимательно: если в названии картинок есть звук «Бь», то как вы думаете, кому мы ее подарим?
Дети: Биму.
Логопед: А если услышим твердый звук «Б»?
Дети: Бому.
Логопед показывает и проговаривает вместе с детьми названия картинок (барабан, собака, рыба, гриб, клумба, береза, белка, жеребенок, голубь, воробей) дети решают, какому воробью их подарить.
Логопед: Молодцы ребята справились с этим заданием. Давайте откроем второй лепесток и посмотрим следующее задание. (Совместно с детьми проговаривают речовку «Лети, лети, лепесток…»)
2 лепесток: Игра «Наоборот»
Логопед: Ребята, сейчас я вам буду называть слоги и слова, если я буду говорить твердо, то вы будете говорить наоборот как?
Дети: Мягко.
Логопед проговаривает слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ. Дети проговаривают мягко: БЯ, БЁ, БИ, БЕ. Затем логопед проговаривает слова: быт, быть, были, забыли, побыть. Дети, заменяя твердый «Б» на мягкий «Бь» проговаривают слова: бит, бить, били, забили, побить.
Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Давайте откроем следующий лепесток нашего Цветика-семицветика. (Проговаривают речевку «Лети, лети лепесток…»)
3 лепесток: «Физкультминутка- Снегири»
Логопед: А сейчас давайте отдохнем!!!
Дети повторяют слова и выполняют движения.
Текст | Движения |
Снежок порхает, кружится, | Взмахи руками, кружиться |
На улице бело. | Развести руки в стороны |
И превратились лужицы | Приседать и вставать (2 раза) |
В прозрачное стекло. | |
Где летом пели зяблики, | Поднять руки вверх |
Сегодня-посмотри! | Сделать кольцо из рук над головой |
Как розовые яблоки, | |
На ветках снегири! | Руки вверху, пальцы растопырены |
Логопед: Молодцы ребята! Садимся. Открываем следующий лепесток.
4 лепесток: Игра «Телеграф»
Логопед: Ребята, у вас на тарелочках есть схемы. Возьмите пожалуйста схему, которая обозначает слово и схемы, которые обозначают слоги.
Дети достают белую полоску- обозначает слово, и маленькие желтые полоски, которые обозначают слоги.
Логопед: Выложите пожалуйста столько слогов, сколько их в слове: БАНТ, КЛУМБА, БЕЛКА, СОБАКА (логопед к каждому слову выставляет картинки). Дети выкладывают схемы и анализируют их, отвечая полным предложением.
Логопед: Молодцы! Пришло время отрывать еще один лепесток. (Проговаривают речевку «Лети, лети лепесток…»)
5 лепесток: Игра «Поезд»
Логопед: Ребята возьмите схемы, которые обозначают место звука в слове. Покажите пожалуйста, на каком месте стоит звук «Бь» в словах и выложите нужную схему: ГОЛУБЬ, РЯБИНОВКА
Дети выкладывают схему слов.
Логопед: Покажите пожалуйста на каком месте стоит звук «Б» в словах: БУСЫ, ЗУБЫ, ХЛЕБ. Выложите схемы этих слов (дети выкладывают схемы). Молодцы ребята и с этим заданием справились. Теперь отрываем еще один лепесток: «Лети, лети лепесток…»
6 лепесток: Работа с кассой букв «Выложи словечко»
Логопед: Ребята возьмите кассы букв. Выложите пожалуйста сначала схему, затем слово к этой схеме. (Дифференцированный подход: слабая подгруппа детей выкладывает схему слова и слово БАНТ, БИНТ; сильная подгруппа детей выкладывает схему слова и слово БАНТИК, БИНТИК)
Молодцы ребята и с этим заданием вы справились! Пришло время отрывать последний лепесток нашего Цветика-семицветика.
7 лепесток: Игра «Назови ласково»
Логопед: Ребята, сейчас я буду говорить словосочетания, а вы будете говорить мои словосочетания ласково.
ПЕСТРЫЕ КРЫЛЬЯ- ПЕСТРЕНЬКИЕ КРЫЛЫШКИ
БЕЛАЯ ШЕЯ- БЕЛЕНЬКАЯ ШЕЙКА
МИЛЫЕ ГЛАЗА- МИЛЕНЬКИЕ ГЛАЗКИ
БЕЛЫЙ ПУХ- БЕЛЕНЬКИЙ ПУШОК
КРУГЛАЯ ГОЛОВА- КРУГЛЕНЬКАЯ ГОЛОВКА
ДЛИННЫЙ ХВОСТ- ДЛИННЕНЬКИЙ ХВОСТИК
Логопед: Молодцы ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями! Посмотрите-ка, какой сюрприз скрывал Цветик-семицветик. Посмотрите какие медальки. Как вы думаете- что они обозначают? Какой человечек изображен на этой медальке?
Дети: Веселый, довольный.
Логопед: А на этой?
Дети: Печальный.
Логопед: Какой человечек изображен на последней медальке?
Дети: Грустный, расстроенный.
Логопед: Кто из вас считает, что справился со всеми заданиями и должен получить веселого человечка? (Дети поднимают руки и анализируют свой выбор, логопед отдает ребенку медальку). Кто считает, что справился не со всеми заданиями и должен получить печального человечка? Кто считает, что не справился ни с одним заданием и должен получить грустного человечка? (Дети поднимают руку и анализируют свой выбор.)
3. Итог занятия.
Логопед: Ребята, с какими звуками мы сегодня с вами познакомились?
Дети: Со звуками «Б» и «Бь».
Логопед: Какие это звуки?
Дети: Согласные, звонкие.
Логопед: Что больше всего вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей) А кому было трудно справиться с заданиями? (Дети поднимают руку и объясняют, что было сложно). Вы обязательно научитесь справляться со всеми заданиями легко. А сегодня наше занятие закончено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект фронтальной НОД | 162 байта |
Предварительный просмотр:
*USER***************************************************U*S*E*R***********\*************** *******************H*,***************************************,*d*,*�
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей с ТНР (ОНР) 6-7 лет на тему "Приемы по формированию звукового анализа и синтеза"
Консультация для родителей детей с ТНР (ОНР) 6-7 лет на тему «Приемы по формированию звукового анализа и синтеза»...
Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты и способс...
Формирование звукового анализа и синтеза у детей с нарушением речи
Слияние звуков материализованных с помощью фишек -есть моделирования чтения,а выкладывание фишек - аналог письма,только то и другое проходит в игровой,занимательной форме....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Работа построена на использовании двух методик: Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики Н.В. Соловьёвой "Исполь...
«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»
Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...
«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»
Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...