Сравнительный анализ типов логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике на тему

Князева Нина Александровна

В таблице представлен сравнительный анализ типов логопедических фронтальных занятий с детьми по основным критериям: задачи, структура занятия, используемые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1a.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ

типов логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями по основным критериям

Типы фронтальных занятий/уроков

Задачи

Структура с указанием основных этапов занятия

Используемые технологии

Занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи.

формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

1. Оргмомент.

2. Знакомство с темой

3. Произнесение, характеристика звука. Знакомство с буквой  Б.

4. Фонематическое восприятие. Выделение звука из ряда.

5. Деление слов на слоги – игра «Телеграф»

6. Упражнения с разрезной азбукой

а) звуко-слоговой анализ слов;

б) составление схемы слов;

в) выкладывание этих слов из букв разрезной азбуки.

7. Печатание слов.

8. Игры на развитие лексико-грамматических категорий.

9. Чтение рассказа: 

- назвать слова из рассказа со звуком

 - разгадывание кроссворда  (загадки)

10. Итог. Произнесение, характеристика звука 

• Технология коррекции звукопроизношения.

• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология развития интонационной стороны речи.

• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

•Техники наглядного моделирования в системе коррекционной работы

• Игровые технологии

• Здоровье сберегающая технология

Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного материала.
  3. Постановка цели занятия.
  4. Изучение нового материала.
  5. Динамическая пауза.
  6. Закрепление пройденного материала.
  7. Итог занятия.

• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

•Техники наглядного моделирования

• Игровые технологии

• Здоровье сберегающая технология

• Синквейн технология

• Компьютерная технология.

Занятия по развитию связной речи.

обучение детей самостоятельному высказыванию

Вводное занятие имеет следующую структуру.

I. организационный момент.

II. Введение в тему?

а) вводная беседа;

б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;

в) классификация предметов;

г) составление предложения на основе демонстрации натуральных объектов с опорой на их графические символы;

д) работа по иллюстрациям: «Подбери слово, антоним, синоним» и т.п.;

е) программированные задания.

III. Итог.

Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может иметь несколько вариантов.
Вариант 1
I. Организационный момент:
а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти;
б) лексические упражнения.
II. Актуализация опорных знаний и представлений:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;
в) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) рассказ воспитателя;
б) демонстрация наглядности, схем, опор.
IV. Обобщение (обобщающая беседа).
V. Закрепление:
а) программированные задания;
б) графические работы;
в) работа с текстом и т.д.
VI. Итог.
Вариант 2
I. Организационный момент (лексические упражнения).
II. Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;
б) рассказ, объяснение воспитателя.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) обобщающая беседа;
б) практические работы.
Комбинированное занятие
I. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие).
II. Повторение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений;
в) программированный задания;
г) рассказ воспитанника.
III. Изучение нового:
а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;
б) рассказ педагога.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) упражнения на узнавание; определение;
б) лексические игры, задания.
VI. Итог.
Обобщающее занятие
I. организационный момент: упражнения на развитие высших психических функций.
II. Обобщение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнение на узнавание, определение предметов и явлений;
в) программированные задания;
г) лексические игры и задания;
д) работа с опорой на графические схемы.
III. Физкультминутка.
IV. Итог.

• Сказкотерапия.

• Песочная терапия.

• Различные модели и символы.

• Мультимедийные средства коррекции и развития.

• Мнемотехника

• Здоровье сберегающая технология.

• Компьютерная технология.

• Технология легоконструирование

• Логосказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование фронтальных занятий с детьми с ОНР логопедической подготовительной к школе группы

Планирование составлено с учетом основной и парциальной программы, на базе учебно - тематического комплекта "Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников"  О.С. Гомзяк и Логопедического бу...

Конспект фронтального занятия с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР

Конспект фронтального занятия с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР...

Использование игровых моментов на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения

Использование игровых моментов в работе учителя-логопеда на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи...

Сравнительный анализ развития психомоторных функций у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.

Отклонение в психомоторном развитии дошкольников с ОНР отмечаются уже с самого рождения. Эти дети позже возрастных нормативов начинают сидеть, стоять; у них с запозданием формируются локомоторные функ...

Презентация «Последовательность овладения детьми с речевыми нарушениями различными формами звукобуквеного анализа. Игры и упражнения».

АктуальностьvБез обучения звукобуквенному анализу невозможно полноценное овладение письмом и чтением.vСвоевременная целенаправленная работа по развитию звукового анализа является важной частью работы...

Памятка для родителей по организации занятий с детьми с речевыми нарушениями

Материал адресован родителям с целью эффективного выполнения домашнего задания, умения организовать занятия дома с детьми....