Конспект логопедического группового занятия по лексической теме "Рыбы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лексическая тема: «Рыбы»

Цели:

- расширять  знания об обитателях водоемов – рыбах;

- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;

- совершенствовать навыки звукового анализа, деления слов на слоги;

- закреплять умение согласовывать существительные и числительные;

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги;

- развивать фонематический слух;

- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

- воспитание интереса детей к окружающему миру и живой природе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gruppovogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия в старшей группе.

Тема: «Рыбы»

Цели: расширить представление детей о рыбах. Закрепить знания звукового анализа и синтеза, согласования существительных и числительных. Работа над пространственной ориентацией.

Задачи.

Образовательные:

- Расширять  знания об обитателях водоемов – рыбах;

- Уточнить представления о внешнем виде рыб и особенностях рыб;

- Учить детей обобщать и классифицировать рыб (морские, аквариумные, речные);

- Учить детей образовывать притяжательные прилагательные;

- Совершенствовать навыки звукового анализа;

- Закреплять умение согласовывать существительные и числительные;

- Совершенствовать навык деления слов на слоги;

- Обогащать активный и пассивный словарный запас;

- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие:

- Активизировать речевую деятельность детей

- развивать фонематический слух, навык звукового анализа

- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

- развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

- воспитание интереса детей к окружающему миру и живой природе;

- воспитание умения работать в коллективе;

-воспитание аккуратности и усидчивости.

Оборудование.

Икринка, сундук, разрезная картинка «Рыба», бумажные кораблики, 3 ведра для деления на слоги, пластмассовые фигурки рыб в мешочке для счета, камешки Марбл, картинки с изображением рыб, раскраска для ориентации в пространстве.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: Вы готовы ушки? Дети: Да-да-да (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их).

Логопед: Вы готовы глазки? Дети: Да-да-да (смотрят в «Бинокль»).

Логопед: Вы готовы ручки? Дети: Да-да-да (хлопают в ладоши).

Логопед: Вы готовы губки? Дети: Да-да-да (улыбаются).

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: - Вчера я ходила на рыбалку, но ни одной рыбки поймать не удалось, зато на крючок попалось вот что (показывает детям сундук).Давайте вместе откроем его и посмотрим, что же внутри (дети достают из сундука разрезанную картинку «Рыбы» и икринку).

- Давайте соберем и посмотрим, что у нас получилось (собирают из частей целую рыбу).

Дети: - Это рыба клоун. Немо.

Логопед: - Ребята, посмотрите на рыбку, их каких частей она состоит?

Дети: - У нее есть туловище, голова, хвост, плавники, жабры.

Логопед: - Ребята, а что же это (показывает икринку). Дети: - Мяч, шар, круг.

Логопед: - Эта икринка, из нее вырастает потом рыбка. Давайте поиграем. Кому икринка досталась, тот и отвечает (логопед передает икринку по очереди детям, кому она достается- отвечает на вопрос).

Образование притяжательных прилагательных.

 - Чье это туловище? (Рыбье туловище). Чьи это плавники? (Рыбьи плавники).  - Чей это хвост? (Рыбий хвост). Чья это голова? (Рыбья голова). Чьи жабры? (рыбьи жабры). Чье брюшко? (рыбье брюшко). Чьи кости? (Рыбьи кости). Чья чешуя? (рыбья чешуя). Чьи глаза? (рыбьи глаза). Чья икринка? (рыбья икринка).

Если рыба живет в реке, то эта рыба? (речная). Если рыба живет в море, то эта рыба? (морская). Если рыба живет в аквариуме, то эта  рыба? (аквариумная).

Логопед: - Ребята, мы с вами сейчас отправимся в путешествие по морю, реке и посмотрим, кто же живет в аквариуме. Рыбки плавают очень хорошо, а нам нужен корабль, чтобы плыть и хороший попутный ветер.

  1. Работа над речевым дыханием.

Упражнение «Попутный ветер» Цель: развитие длительного и плавного выдоха.

Логопед: - Давайте поможем корабликам плыть, губки вытягиваем трубочкой и дуем на кораблики перед вами (перед детьми кораблики из разноцветной бумаги, задача сдуть все кораблики с ладошки).

По волнам кораблик плывет.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай,

Кораблику помогай.

 Логопед: - в море живет огромной количество рыб (на доске картинки с изображением морских рыб). Кто рыбку поймал, тот ее посчитал (дети  из мешка по очереди достают пластмассовую рыбку и считают, одна скумбрия, две скумбрии, три скумбрии и тд.).

  1. Пальчиковая гимнастика.

Посмотри скорей вокруг! (ладошки ко лбу «козырьком»)

Что ты видишь , милый друг?(пальчики к глазам «бинокль»)

Здесь прозрачная вода (ручки разводят широков стороны)

Плывет морской конек сюда (волнообразные движения ладонями вперед)

Вот медуза, вот кальмар. (ладошки сначала  как «щупальца»,затем навстречу друг другу).

А вот это – рыба-шар (пальчики собрали в форму шара и «Лепим» комок)

А вот, расправив восемь ног (пальчики вверх, как «щупальца»)

Гостей встречает осьминог.

Логопед: - наш корабль входит в реку, и тут уже многообразие речных рыб (картинки с изображением речных рыб представлены на доске). Рыбку на доске выбирай и ласково ее называй (дети называют речных рыб ласково «карась-карасик, окунь-окунек, щука –щучка и тд.»).

Логопед: - Много рыб мы повстречали, пора и домой возвращать, а про наше увлекательное путешествие нам напомнит аквариум. Что же за рыбки там обитают (изображения аквариумных рыб прикреплены на доске).

Ребята, посмотрите, стоят 3 ведерка. В первое ведро мы положим камешек , если слово состоит из одного слога, во второе ведро, если слово состоит из двух слогов, а в третье ведро, если слово состоит из трех слогов (сом, гуппи, барбус, неон,  анцитрус, петушок, данио, гурами, телескоп).

  1. Звуковой анализ слова.

Логопед: - Ребята, перед вами три картинки. Кит - живет в океане, лещ – живет в реке, сом – живет в аквариуме. Давайте составим звуковые схемы с помощью кружочков красного, синего и зеленого цвета.

  1. Слово СОМ. Сколько в нем звуков (3 звука). Какой первый звук? ( Первый звук С – он согласный, твердый, положим синий кружок). Какой второй звук? ( Второй звук О – гласный, положим красный кружок). Какой последний звук (Последний звук М – он согласный, твердый, положим синий кружочек).
  2. Слово ЛЕЩ. Сколько в нем звуков (3 звука). Какой первый звук? ( Первый звук Л – он согласный, мягкий, положим зеленый кружок). Какой второй звук? ( Второй звук Е – гласный, положим красный кружок). Какой последний звук (Последний звук Щ – он согласный, мягкий, положим зеленый кружочек).
  3. Слово КИТ. Сколько в нем звуков (3 звука). Какой первый звук? ( Первый звук К – он согласный, мягкий, положим зеленый кружок). Какой второй звук? ( Второй звук И – гласный, положим красный кружок). Какой последний звук (Последний звук Т – он согласный, твердый, положим синий кружочек).

  1. Ориентация на листе бумаги.

Логопед: -Ребята перед Вами лист бумаги, на котором расположились рыбки. Найдите рыбку, которая находится наверху слева и раскрасьте ее желтым цветом. Найдите рыбку, которая находится внизу справа и раскрасьте ее коричневым цветом. Найдите рыбку, которая находится посередине и раскрасьте ее синим цветом. Найдите рыбку, которая находится наверху справа,  закрасьте ее красным цветом. Найдите рыбку, которая находится внизу слева и закрасьте ее зеленым цветом. Вот какие сказочные разноцветные рыбки у Вас получились.

  1. Итог занятия.

Логопед: - вот и подошло к концу наше путешествия. Что вам понравилось ребята? А что показалось трудным? (дети отвечают)

Кто сегодня молодец? Похлопал себе (ребята хлопаю).

Все большие молодцы. Похлопали друг другу (хлопают друг другу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего возраста "Путешествие звука Ч"

Конспект фронтального сюжетно-тематического занятия для детей старшего возраста в ДОУ...

Конспект логопедического группового занятия на тему: «Знакомство с буквой «Ш» и звуком [ш]» в подготовительной группе.

Знакомство с буквой "Ш" и звуком "Ш". Закрепление правильного произношения звука....

«Защитники Отечества». Конспект логопедического (группового) занятия в подготовительной группе к 23 февраля

Тема: «Защитники Отечества»Цель: Формирование у детей патриотических чувств, желание беречь и защищать свою Родину.Задачи:- Развивать связную речь, память, творческое воображение, лог...

Конспект группового занятия по лексической теме: «Осенняя одежда, обувь»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о зимней одежде. обуви; совершенствования грамматического строя речи....

Конспект логопедического группового занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР (ОВЗ)

Конспект логопедического группового занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР (ОВЗ)Подготовила: учитель-логопед Маракулина Т. В.Тема: Рассказ, стихотворение, повесть....

Конспект логопедического (группового) занятия "Звуки [П] и [Пь]. Буква П"

Конспект фронтального занятия "Звуки [П] и [Пь]. Буква П"...

Конспект логопедического группового занятия в старшей группе на тему «Помоги Лунтику»

Разработала конспект  для конкурса в МДОАУ д/с "Солнышко".Цель: Закрепить правильное произношение звука [Ш], познакомить с буквой Ш.Задачи:Коррекционно-развивающие: закрепить правильное...