Конспект логопедического группового занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР (ОВЗ)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Маракулина Татьяна Викторовна

Конспект логопедического группового занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР (ОВЗ)

Подготовила: учитель-логопед Маракулина Т. В.

Тема: Рассказ, стихотворение, повесть.

     Цель: Познакомить детей с понятиями «Рассказ», «Стихотворение», «Повесть»

      Педагогический замысел:

  1. Формировать понятия «рассказ», «стихотворение», «повесть».

  2. Развивать речь и память детей. Способствовать развитию зрительного и слухового внимания. Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров.

  3. Воспитывать интерес к художественной литературе. Воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.

Оборудование: игрушка Динозаврик, книга с произведениями, артикуляционная гимнастика  в считалках (Т.А. Куликовская ), мнемотаблица «Моя семья», стихотворение «Моя семья», картинки для игры в рифму.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического группового занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР (ОВЗ)

Подготовила: учитель-логопед Маракулина Т. В.

Тема: Рассказ, стихотворение, повесть.

     Цель: Познакомить детей с понятиями «Рассказ», «Стихотворение», «Повесть»

      Педагогический замысел:

  1. Формировать понятия «рассказ», «стихотворение», «повесть».
  2. Развивать речь и память детей. Способствовать развитию зрительного и слухового внимания. Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров.
  3. Воспитывать интерес к художественной литературе. Воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.

Оборудование: игрушка Динозаврик, книга с произведениями, артикуляционная гимнастика  в считалках (Т.А. Куликовская ), мнемотаблица «Моя семья», стихотворение «Моя семья», картинки для игры в рифму.

 Ход занятия:

  1. Сядет тот, кто назовёт героев сказки «Репка», «Теремок»
  2. Отгадайте загадку:     В них живут рассказы, сказки,

                                                Комиксы, стихи, раскраски.

                                                Все девчонки и мальчишки

                                                Любят их. Ведь это…. (книжки)

        - К нам в гости сегодня пришёл Динозаврик. Он принёс свою любимую книгу.

        - В этой книге и рассказы, и сказки, стихи есть и повести.

        - Сегодня мы поговорим с вами о таких литературных жанрах, как рассказ, стихотворение и повесть.

         - Что такое рассказ? Рассказ- это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле. Обычно, в рассказе много персонажей.

         - Посмотрите на иллюстрации из книги нашего гостя, какие рассказы вы можете вспомнить? (Н. Носов «Огурцы», «Живая шляпа», В. Драгунский «Друг детства»)

        - Сейчас я предлагаю вам составить свой небольшой рассказ о своей семье. Можно пользоваться нашей мнемотаблицей Моя семья».      

  1. Какие интересные у вас получились рассказы. А вы дома помогаете своей семье?

- Наш гость Динозаврик хочет научиться делать артикуляционную гимнастику. Вы ему поможете?

 Раз- скорее улыбнись, (широко улыбаться, растягивая губы)

Два- язык опустим вниз, (рот открыт. Тянуться высунутым языком к подбородку)

Три- язык наверх потянем. (рот открыт. Тянуться высунутым языком к носу)

На четыре –позеваем. (широко открывать рот и закрывать его)

Пять –варенье облизать, (рот открыть и улыбнуться, широким языком облизать верхнюю губу)

Шесть –по нёбу постучать. (рот открыт. Стучать языком по нёбу, произнося д-д-д-))

Семь- лошадка скачет звонко. (рот открыт. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку)

Восемь –гриб на ножке тонкой. (широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку))

Девять - можно поболтать. (широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед- назад по верхней губе :бл-бл-бл…)

Десять – Нужно отдыхать. (рот закрыть. Язык спокойно лежит во рту).

  1. Вы молодцы. А сейчас я вам прочту произведение:

Наша дружная семья:

Папа, мама, брат, сестра.

Всюду вместе заодно,

На рыбалке и в кино,

И на даче, и в походе,

Только врозь мы на работе.

Я сам в садике тружусь

И семьёй своей горжусь.

- Как вы думаете, что я вам прочитала?

- Как вы догадались, что это стихотворение?

Стихотворение- это небольшое произведение, написанное поэтом с использованием рифмы.

Рифма – это созвучие слов. Слова звучат одинаково, например: тружусь –горжусь, в походе- на работе…

- Поиграем с вами в рифмы? (с помощью картинок и на слух)

  • Предложить детям подобрать пары картинкам (мишка – шишка, подушка- хлопушка, ладошка- картошка, мешок - горшок, мальчик- пальчик, баран- барабан)
  • Под сосной шуршала мышка-

На неё свалилась …. (шишка)

В руки взял Арсений пультик

Посмотреть хотел он …..(мультик)

Шею длинную задрав

Высоченный шёл …(жираф)

Сто одёж и много хруста,

Это белая …. (капуста)

            - Поиграли мы на славу. И наш гость предлагает вам сочинить стихотворение про дракона. Он начинает, а вы продолжите:

    Жил –был ………            (дракон / Дракошка)

    Он был очень ………..    (умён, силён / весёлый, немножко)

    У него было три ……….. (головы / хвоста)

    И конечно ………….        ( 2четыре ноги /  была голова)

  1. – Остался еще один жанр. Это повесть.

Повесть –больше, чем стихотворение и рассказ. В неё много героев, а сюжет сложный. Повесть ещё называют –«чтением длинных книг»

- Посмотрите, какие повести есть в книжке нашего Динозаврика. (Г.Остер «Петька-микроб», Э.Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот», Т. Александрова «Кузька») Вам обязательно прочитают эти повести.

А сейчас небольшая разминка:

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И к друг другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

- Так как повесть – это длинное произведение, для того, чтобы не забыть, где читать в следующий раз. Нам понадобится…

Мои книги в се в порядке. В каждой книге есть - …… (закладки)

          - В книге Динозаврика тоже есть закладки. Они необычные.

- Угадайте, кому принадлежат эти волшебные вещи (показ книжных закладок с изображением: золотое яичко, хрустальная туфелька, зеркальце, цветик-семицветик, золотой ключик, разбитое корыто, красная шапочка, сапоги, метла и ступа, яйцо и игла, волшебная лампа, печка ….)

  1. Итог:

- Интересная книга у нашего гостя Динозаврика?

- Какие литературные жанры вы узнали?

- Что больше повесть или рассказ?

- В какие игры мы сегодня на занятии играли?

Динозаврик вами очень доволен и дарит для ваших будущих книжек закладки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного тематического занятия для детей подготовительной к школе группы посвященного 69 годовщине полного снятия блокады Ленинграда Тема: «Наш любимый Петербург»

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей ст...

«Будущие защитники Родины -на старт!» конспект спортивно-познавательного занятия для детей подготовительной к школе группе.

Конспект направлен на повышение интереса детей к российской армии, формирование патриотическийх чувств на занятиях физической культурой, с участием родителей....

Конспект Квест игры - занятия для детей подготовительной к школе группы «Приключение Марсика »

Цель – создание условий для развития познавательных способностей детей в воспитательно - образовательном процессе с приобщением родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наибол...

Конспект сюжетного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в волшебный лес»

Сюжетное физкультурное  занятие для детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи: способствовать формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, укреплять мышечную систему...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы по теме «Мы - группа»

Конспект коррекционно-развивающего занятиядля детей  подготовительной к школе группыпо теме  «Мы - группа»...