«Дифференциация звуков ш-ж, букв Ш-Ж»
план-конспект занятия по логопедии
Занятие по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Дифференциация звуков ш-ж, букв Ш-Ж»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota_sh-zh_otkrytoe_zanyatie.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №27 «Садко»
Открытое логопедическое занятие
по грамоте
для детей подготовительной группы
с общим недоразвитием речи
Тема: «Дифференциация звуков ш-ж,
букв Ш-Ж»
Учитель-логопед:
Бизюкова Галина Ивановна
г. Смоленск, 2021 г.
Задачи
Учить различать согласные звуки и буквы ш-ж по глухости – звонкости.
Цели
Коррекционно-образовательные:
- развитие фонематического слуха;
- развитие навыков звуко-буквенного анализа, слогового синтеза;
-развитие навыков чтения четырёхсложных слов;
-закрепление навыков словообразования существительных;
- закрепление навыка правильного употребления предложных конструкций;
-обогащение словарного запаса словами «жонглёр, жонглировать».
Коррекционно-развивающие:
-развитие логического мышления;
- развитие мелкой и общей моторики;
-развитие зрительного восприятия;
- развитие тактильного восприятия.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание любви к своей Родине;
-воспитание чувства взаимопомощи.
Оборудование
- мультимедийный комплекс;
-презентация;
-карточки с рельефным изображением букв Ж, Ш;
-аудиозапись курлыканья журавлей.
Оргмомент
В зал входят дети парами.
Логопед:
-Вы дружные дети, вместе играете, занимаетесь. Вдвоём всегда веселее. А вот у букв случилась беда, они потеряли свои пары. Помогите им найти друг друга.
Чтение глухих согласных букв П, Т, С, К, Ш.
-Чем похожи эти буквы? (Они обозначают глухие согласные звуки)
-Подберите звонкую пару к глухой согласной.
Работа по теме занятия
1. Характеристика звуков.
Логопед:
- Сегодня мы научимся не путать звуки Ш-Ж и буквы Ш-Ж.
Чем же похожи эти звуки? (При их произношении губы похожи на кружок, язычок чашечкой поднимается вверх и по нему бежит тёплый ветерок).
-А чем различаются эти звуки? (При произношении звука Ш голосок спит, а при произношении звука Ж голосок звенит).
-Какие же звуки Ш и Ж? (Звук Ш согласный, твёрдый, глухой. Звук Ж согласный, твёрдый, звонкий).
2. Называние звуков по символам: по тропинке мы пойдём, звуки правильно назовём.
- Если на экране появляется колокольчик, нужно сказать Ш, а если колокольчик перечёркнут - Ж.
3. Ребята не заблудились на звуковой тропинке.
А вот слово заблудилось, не в том месте очутилось.
Помоги ему скорее обрести своих друзей.
Четвёртый лишний: в каждом ряду найти лишнее слово и объяснить, чем оно не похоже по звучанию на остальные слова.
Картинки: шакал, шапка, баклажан, лукошко;
подснежник, подушка, пожарник, ножи.
4.Узнавание букв по тактильным ощущениям.
- С закрытыми глазами пальчиком прочитать букву Ш или Ж.
5. «Буква потерялась»
В детский сад Буквоед зашёл вчера,
Чтоб позавтракать с утра.
Буквы съесть он захотел
И немножечко уж съел.
Назвать правильно картинку и вернуть пропавшую букву Ш или Ж:
.уба, .акет, .айба, .илет, .ахматы.
6. А на обед Буквоед съел все буквы из звуковой лесенки. Нужно помочь жуку, жабе, кошке, лошадям и журавлю найти свою ступеньку. Для этого нужно правильно назвать звуки в слове и тогда Буквоед вернёт буквы.
Жук
Жаба
Кошка
Лошади
Журавли
7. В знак благодарности журавлёнок решил с вами поиграть.
Журавлёнок жёлудь взял,
Бросил жёлудь и поймал.
Он, наверно, очень скоро
Будет цирковым жонглёром.
- Кто такой жонглёр? (Это человек, который одновременно подбрасывает вверх несколько предметов и ловит их).
Жонглировать журавлёнок будет желудями, на которых написаны слоги. Нужно эти слоги прочитать и составить из них слова.
(Дети читают слоги и составляют слова : ПИЖАМА, КАМЫШИ)
Динамическая пауза
Проведём-ка мы сейчас упражнения для глаз.
Вправо дружно посмотрели,
Влево взгляд перевели.
Сверху вниз и снизу вверх
Заскользили глазки.
Будем их мы все беречь (Дети закрывают глаза ладошками и сидят с
И не просто, с лаской. с закрытыми глазами. В это время звучит
запись курлыканья журавлей и на экране
появляется клин журавлей.
Весной из дальних жарких стран
Летит к нам клином караван.
Ждут журавлиного прилёта
Их гнёзда на родных болотах.
Журавли проделывают трудный путь, чтобы вернуться на свою родину и вывести своих птенцов.
Продолжение работы по теме занятия
Назовите журавлиную семью. (Журавль, журавлята, журавлиха.)
Изменить слово «журавль» так, чтобы в нём появился звук Ш.
Выкладывание слова «журавушка» из букв разрезной азбуки.
(После выкладывания каждый ребёнок получает в качестве поощрения
бумажного журавлика, сделанного в технике оригами.)
Итог
Ребята, вы сегодня научились не путать звуки и буквы Ш и Ж. А ещё вы узнали, как журавли любят свою родину. Нам так же нужно любить свой дом, свою улицу, свой город, свою страну. Вы пойдёте в школу, многому научитесь и принесёте своей Родине большую пользу.
Используемая литература:
1.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект подгрупповой НОД по звуковой культуре речи детей 5-7 лет с ЗПР На тему «Дифференциация звуков [а], [у]. Буквы А, У»
Формирование звуковой культуры речи; подготовка детей к обучению грамоте....
Конспект "Дифференциация звуков С-З. Буквы С,З. Приставочные глаголы."
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Дифференциация звуков С-З. Буквы С, З. Приставочные глаголы" с использов...
КОНСПЕКТ НОД по ЗКР с элементами обучения грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Лунтик хочет подружиться со спортом» Дифференциация звуков [л- лʹ]. Буква Л.
Закрепление правильного произношения звуков, совершенствовать навык определения места звука в слове, навык фонематичекого анализа и синтеза...
КОНСПЕКТ НОД Тема: Дифференциация звуков З\Зь. Буква З "Подарки для Зои и Зины".
Цель: Подготовка детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционные:· Учить детей характеризовать звук З и Зь с опорой на акустические, артикуляционные и зрительны...
Тема: «Зимушка-зима» «Дифференциация звуков (т ) – (д). Буквы Т, Д.»
Задачи:1. Коррекционно – образовательные: 1.Учить сравнивать, различать и правильно произносить звуки [т], [д] в слогах, словах. 2. Определять позицию звука в слове, соотносить звук с буквой. 3. Закре...
Дифференциация звуков С-Ш. Буква Ш.
Представлены конспекты занятий в табличном варианте по обучению грамоте в группе детей с ОНР....