«Дифференциация звуков ш-ж, букв Ш-Ж»
план-конспект занятия по логопедии

Занятие по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Дифференциация звуков ш-ж, букв Ш-Ж»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_sh-zh_otkrytoe_zanyatie.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

       МБДОУ «Детский сад №27 «Садко»

Открытое логопедическое занятие

по грамоте

для детей подготовительной группы

с общим  недоразвитием речи

Тема: «Дифференциация звуков ш-ж,

букв Ш-Ж»

                                                                          Учитель-логопед:

                                                                          Бизюкова Галина Ивановна

г. Смоленск, 2021 г.

Задачи

Учить различать согласные звуки и буквы ш-ж по глухости – звонкости.

Цели

Коррекционно-образовательные:

- развитие фонематического слуха;

- развитие навыков звуко-буквенного анализа, слогового синтеза;

-развитие навыков чтения четырёхсложных слов;

-закрепление навыков словообразования существительных;

- закрепление навыка правильного употребления предложных конструкций;

-обогащение словарного запаса словами «жонглёр, жонглировать».

Коррекционно-развивающие:

-развитие логического мышления;

- развитие мелкой и общей моторики;

-развитие зрительного восприятия;

- развитие тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание любви к своей Родине;

-воспитание чувства взаимопомощи.

Оборудование

- мультимедийный комплекс;

-презентация;

-карточки с рельефным изображением букв Ж, Ш;

-аудиозапись курлыканья журавлей.

Оргмомент

В зал входят дети парами.

Логопед:

    -Вы дружные дети, вместе играете, занимаетесь. Вдвоём всегда веселее. А вот у букв случилась беда, они потеряли свои пары. Помогите им найти друг друга.

Чтение глухих согласных  букв П, Т, С, К, Ш.

    -Чем похожи эти буквы? (Они обозначают глухие согласные звуки)

    -Подберите звонкую пару к глухой согласной.

Работа по теме занятия

1. Характеристика звуков.

Логопед:

- Сегодня мы научимся не путать звуки Ш-Ж и буквы Ш-Ж.

Чем же похожи эти звуки? (При их произношении губы похожи на кружок, язычок чашечкой поднимается вверх и по нему бежит тёплый ветерок).

-А чем различаются эти звуки? (При произношении звука Ш голосок спит, а при произношении звука Ж голосок звенит).

-Какие же звуки Ш и Ж? (Звук Ш согласный, твёрдый, глухой. Звук Ж согласный, твёрдый, звонкий).

2. Называние звуков по символам: по тропинке мы пойдём, звуки правильно назовём.

- Если на экране появляется колокольчик, нужно сказать Ш, а если колокольчик перечёркнут  - Ж.

3. Ребята не заблудились на звуковой тропинке.

   А вот слово заблудилось, не в том месте очутилось.

  Помоги ему скорее обрести своих друзей.

Четвёртый лишний: в каждом ряду найти лишнее слово и объяснить, чем оно не похоже по звучанию на остальные слова.

 Картинки: шакал, шапка, баклажан, лукошко;

                    подснежник, подушка, пожарник, ножи.

4.Узнавание букв по тактильным ощущениям.

- С закрытыми глазами пальчиком прочитать букву Ш или Ж.

5. «Буква потерялась»

   В детский сад Буквоед зашёл вчера,

   Чтоб позавтракать с утра.

   Буквы съесть он захотел

   И немножечко уж съел.

    Назвать правильно картинку и вернуть пропавшую букву Ш или Ж:

 .уба, .акет, .айба, .илет, .ахматы.

6.  А на обед Буквоед съел все буквы из звуковой лесенки. Нужно помочь жуку, жабе, кошке, лошадям и журавлю найти свою ступеньку. Для этого нужно правильно назвать звуки в слове и тогда Буквоед вернёт буквы.

Жук

Жаба

Кошка

Лошади

Журавли

7. В знак благодарности журавлёнок решил с вами поиграть.

         Журавлёнок жёлудь взял,

         Бросил жёлудь и поймал.

         Он, наверно, очень скоро

         Будет цирковым жонглёром.

- Кто такой жонглёр? (Это человек, который одновременно подбрасывает вверх несколько предметов и ловит их).

Жонглировать журавлёнок будет желудями, на которых написаны слоги. Нужно эти слоги прочитать и составить из них слова.

(Дети читают слоги и составляют слова : ПИЖАМА, КАМЫШИ)

 Динамическая пауза    

Проведём-ка мы сейчас упражнения для глаз.

Вправо дружно посмотрели,

Влево взгляд перевели.

Сверху вниз и снизу вверх

Заскользили глазки.

Будем их мы все беречь        (Дети закрывают глаза ладошками и сидят с

И не просто, с лаской.            с закрытыми глазами. В это время звучит

                                                 запись курлыканья журавлей и на экране

                                                 появляется клин журавлей.

Весной из дальних жарких стран

Летит к нам клином караван.

Ждут журавлиного прилёта

Их гнёзда на родных болотах.

       Журавли проделывают трудный путь, чтобы вернуться на свою родину и вывести своих птенцов.

Продолжение работы по теме занятия

Назовите журавлиную семью. (Журавль, журавлята, журавлиха.)

Изменить слово «журавль» так, чтобы в нём появился звук Ш.

Выкладывание слова «журавушка» из букв разрезной азбуки.

(После выкладывания каждый ребёнок получает в качестве поощрения

бумажного  журавлика, сделанного в технике оригами.)

Итог

Ребята, вы сегодня научились не путать звуки и буквы Ш и Ж. А ещё вы узнали, как журавли любят свою родину. Нам так же нужно любить свой дом, свою улицу, свой город, свою страну. Вы пойдёте в школу, многому научитесь и принесёте своей Родине большую пользу.

Используемая литература:

1.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект "Дифференциация звуков С-З. Буквы С,З. Приставочные глаголы."

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Дифференциация звуков С-З. Буквы С, З. Приставочные глаголы" с использов...

КОНСПЕКТ НОД по ЗКР с элементами обучения грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Лунтик хочет подружиться со спортом» Дифференциация звуков [л- лʹ]. Буква Л.

Закрепление правильного произношения звуков, совершенствовать навык определения места звука в слове, навык фонематичекого анализа и синтеза...

КОНСПЕКТ НОД Тема: Дифференциация звуков З\Зь. Буква З "Подарки для Зои и Зины".

Цель: Подготовка детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционные:·        Учить детей характеризовать звук З и Зь с опорой на акустические, артикуляционные и зрительны...

Тема: «Зимушка-зима» «Дифференциация звуков (т ) – (д). Буквы Т, Д.»

Задачи:1. Коррекционно – образовательные: 1.Учить сравнивать, различать и правильно произносить звуки [т], [д] в слогах, словах. 2. Определять позицию звука в слове, соотносить звук с буквой. 3. Закре...

Дифференциация звуков С-Ш. Буква Ш.

Представлены конспекты занятий в табличном варианте по обучению грамоте в группе детей с ОНР....