Конспект "Дифференциация звуков С-З. Буквы С,З. Приставочные глаголы."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Дифференциация звуков С-З. Буквы С, З. Приставочные глаголы" с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_nsportal_konspekt_differentsiatsiya_zvukov_s-z.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Составила учитель-логопед Жмарева Н.Е.

Конспект совместной деятельности

Тема: Дифференциация звуков С-З, буквы С, З, приставочные глаголы

Цель: Формирование правильного произношения звуков «С, З».

Коррекционно-образовательные задачи: 

  • Формирование и закрепление правильной артикуляции звуков «С,  З»,
  • Закреплять правильное произношение звуков «С, З» изолированно, в слогах, словах, фразах, тексте,
  • Развитие речеслухового анализатора (фонетического анализа, синтеза, восприятия и представления),
  • Дифференциация   звуков С – З,
  • Закрепление навыка деления слов на части (слоги),
  • Закрепление понятия «предложение», формирование навыка записи схемы предложения (слова в предложении пишутся раздельно),
  • Учить составлять распространенное предложение, составление коротких рассказов по демонстрации действия,
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас,
  • Закрепление графического образа букв С и З,
  • Учить образовывать глаголы движения при помощи приставок на лексическом материале «транспортные средства».

Коррекционно-развивающие задачи:

  •  Развитие речи,  памяти, мышления,
  • Формировать правильное дыхание,
  •  Развитие способности ориентировки в  пространстве,
  •  Развивать моторные функции.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Вырабатывать правильную осанку,
  • Предупреждать развития миопии,
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств (ответственность, самостоятельность, собранность),
  • Формировать коммуникативные навыки,
  • Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

Технологии:

Информационно - коммуникационные технологии обучения.

Здоровьесберегающие технологии: Мнемотехника, биоэнергопластика,

Коррекционные технологии:  психогимнастика, фоноритмика, логоритмика

Предварительная работа: Составление мнемотаблицы с детьми и заучивание  стихотворения с опорой на нее.

Оборудование : предметные картинки на звуки С и З, картинки «Помощники Речи», макеты «Язычка»,  картинки «Свистелочка», «Звенелочка»,  предметные картинки на звуки и с изображением транспортных средств, звуковые пеналы для составления схемы слова, индивидуальные наборные полотна с комплектом цифр, раздаточный материал для индивидуальной работы,  графическое изображение букв, изограф,

таблица-схема «Звук – буква», рабочие тетради детей, мнемотаблица  для заучивания стихотворения «Правила перехода», карточки для определения настроения, компьютер, кружки белой бумаги,  карандаши.

Ход совместной деятельности

I

Организационный момент: дети заходят в группу, знакомство с гостями, проговаривание в кругу между кем стоит, назови соседа ласково, психогимнастика, девиз.

Дети стоят в кругу перед доской: Я стою между Верочкой и Мишенькой… и т.д.

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

VIII

IX.

X.

XI.

Введение в тему занятия, характеристики звуков С и З:

- С какими звуками мы играли на прошлом занятии? - Сегодня на занятие пришла сказочная девочка из страны Звуков и Правильной Речи. Принесла картинки (лежат стопкой на столе).

Какой звук есть в названии всех картинок?

Правильно, звук С.  Ее зовут Свистелочка.

- Она рада, что Вы научились правильно говорить звук С и хочет с вами поиграть. Вы согласны?

- Расскажите Свистелочке, что вы знаете про звук С:

а) Артикуляция (как работают губы, зубы, язык?) Покажите

б). Какой ветерок?

в). Какой голосок?

г). Каким может быть звук С?

Свистелочка пришла со своей подругой, которая принесла вам стихотворение.

- Послушайте и скажите, какой звук она хорошо знает?  

«Звонко зазвенел звонок,

Забегайте на урок,

Зайцы, козы и козлята,

Зебры, зубры и зубрята».

Догадались?

- Правильно, звук З.

- А кто догадался, как зовут подругу Свистелочки?

Чем отличаются звуки С и З?

 Произношение звуков С и З изолированно и в слоге.

 Игра «Споем песенки звуков» 

1. Споем «песенку водички» для Свистелочки, «песенку комара»  для Звенелочки.

2. са-со-су, за-зо-зу, са-са-за-за,

са-за-со-зо.

Посадить детей за столы (девочки, мальчики).

Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, фонематических представлений. 

Автоматизация звуков в слове и фразе.  

1. Кто Вас позвал? 

Хлопните  в ладошки на звук З, топните ногами на звук С.

Произношу звуки

- с, ш, с, ц, з, ж, з

- са , жа, зу, шу, со, зо

- звонко, стакан, заноза, цапля, широкий, сметана.

2. Какой по счету звук в слове?

Следующее задание от Звенелочки: на каком по счету месте звук З.

Работа c цифрами

Картинки на звук З.

Зонт, коза, звонок, поезд, береза, азбука.

 3. Собери слово. Где спрятался звук?  Задание от Свистелочки.

Ловите камушки-звуки, возвращайте слова.

Кидаю «камушки-звуки», дети возвращают мне слова

К, о, с, а,

К, у, с, о, к,

С, у, н, д, у, к,

Н, а, с, о, с

Звуко-слоговой анализ слова 

  - лови звук и обозначай квадратом(с, в, и, с, т, о, к)

- что получилось?

Сколько звуков в слове?

- разбор по звукам с «ошибками» логопеда

- обозначьте и назовите «слияния»

Повторение пройденных букв. Закрепление графического образа букв С, З. Чтение и составление слов.

- Чем обозначаются звуки на письме?

- Какая разница между звуком и буквой?  (схема)

- На чем приехали к нам Свистелочка и  Звенелочка? (Изограф – паровоз – дым из букв с и з.)

- Из чего составлен паровоз?

- Покажите буквы.

- Закрой неправильную букву.

- Гости привезли конверты с заданиями.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом

Взяли конверты – раз, достали задание – два, посмотрели. Кто знает как, выполняйте, к остальным подойду, объясню.

Раздаточный материал для каждого индивидуально.

 (учитывается возможности ребенка на данном этапе обучения)

- Закончили работу, убрали в конверты – раз, карандаши в стаканчик – два, сели красиво – три.

Динамическая пауза:

Настало время отдохнуть. Предлагаю пройти в сквер. Придется перейти дорогу.

Мы с вами учили стихотворение, как правильно переходить проезжую часть. Откройте ваши тетрадки, давайте вспомним его.

 Встают из-за столов выходят на ковер, выполняется речь с движениями.

«Дорогу так перехожу….» 

Посадить на подушки 

Автоматизация звуков в предложении. Анализ предложения.

Закрепление понятий слово - предложение. Мышление, логика.

 1: Найди и исправь ошибку Свистелочки и Звенелочки.

Из чего состоит наша речь?

Послушайте предложения, которые составили наши гости:

Пилот ловко управляет теплоходом

За штурвалом самолета опытный водитель

Капитан замедлил ход поезда.

Машинист ведет грузовик на погрузку

- Угадайте, какой грузовик вел на погрузку водитель: «Это не самосвал, не фургон и не с синим кузовом».    

Составь предложение.

Сосчитайте, сколько слов в предложении.

Схема предложения.

Зарисовать на доске.

 Сделай предложение на слово короче.

Осталось слово

 Слоговой анализ

Слово делится на ----- слоги

Деление на слоги.

Выбери, назови картинку, нарисуй схему, выдели гласные звуки, поставь ударение.

(Убрали подушки, встали в круг)

Преобразование слов. Дифференциация С-З, звуковой анализ и синтез

 Помоги Свистелочке и Звенелочке загрузить грузовик»  

Загрузим грузовик словами на звуки С и З

 Игра с мячом «Поменяй звук».

Встали полукругом.

Коса – коза

Суп – зуб

Сайка-зайка

Росы - розы

Собор – забор.

Лисонька- Лизонька

- Машину загрузили, надо закрыть.

Если у грузовика замок, то что сделаем с замком? Задвижкой? Защелкой?

 А мы можем поехать на грузовике?  Почему?

 На чем можем поехать мы?

Я закрою глаза, а вы тихонечко сядете за столы.

Образование глаголов с приставками по демонстрации действия.

Вот мы и вернулись.

Свистелочка и Звенелочка предлагают поиграть со словом «ехать»

- Что за палочка у меня в руках?

- Кто его использует?

- Мы будем регулировать порядок ответов – передавать друг другу: у кого палочка, тот и отвечает.  Я предложение начинаю, а вы заканчиваете.

- Внимание на экран:

От остановки автобус…….

Автобус по дороге ……

Автобус к мосту…… и т.д.

(параллельно вывешивается схема слова)

 ПК Игра (Отъехал, поехал, доехал, въехал, проехал, съехал, объехал, приехал.)

Гимнастика для глаз:

без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя.

«День» - «ночь»: крепко зажмурим глаза (5-6 сек.) – широко открыть (повторить 3-4 раза), посмотреть наверх, вниз, «нарисовать» глазками кружок.

Вспомните, какие предложения проговаривали. Работа со схемами (ребенок выбирает схему и проговаривает предложение).

  Итог занятия.

- Во что  мы сегодня играли со Свистелочкой и Звенелочкой?

- Какие задания понравились?

 - Что было трудно?

 - Свистелочке и Звенелочке понравилось ваша работа на занятии

- А Вам понравилось играть со Свистелочкой и Звенелочкой?

- В какие игры вы играли со Свистелочкой и Звенелочкой?

- Я попрошу гостей нарисовать, как им понравилась наше занятие

- Выберите, какое у вас сейчас настроение?

- Покажите гостям.

- Гости тоже нарисовали вам свои оценки. Встаньте, посмотрите.

- Молодцы! Занятие окончено, можете идти отдыхать.

        

Дети берут по очереди картинки, называют и выставляют на наборном полотне.

Дети одевают «язычки»,

рассказывают, как работают губы, зубы, язык, показывают артикуляцию руками.

Звук согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

 - Звук З

-  Звенелочка!

З - звонкий, С - глухой

Произносят звуки  Ссссссс, ззззззззз; слоги с элементами фоноритмики.

Дети хлопают в ладошки на З, топают ногами на звук С.

Дети берут картинки со стола, выставляют цифры, соответствующие месту звука З в слове, спросить 2-3 человек полным ответом.

Дети «ловят» звуки-камушки, возвращают мне слова, спросить 2 - 3-х человек, на каком месте (н=с=к) звук З или С.

Выкладывают схему слова СВИСТОК

- Звуки на письме обозначаются буквами

- Звук слышим и произносим, букву видим и пишем.

- Звенелочка и Свистелочка приехали на паровозе.

- паровоз составлен из букв

Называют и показывают буквы.

Буквы С, З. (называют, как звук)

Закрывают неправильно написанные буквы.

Работа под музыку

 Пока играет музыка – выполняют задание.

Дети повторяют стихотворение по тетрадям (зарисовка мнемотаблицы)

Вышли на ковер.

Дети выполняют соответствующие движения.

Дети исправляют ошибки.

Капитан ловко управляет

теплоходом, и т.д.

Водитель ведет большой грузовик на погрузку.

Ребенок зарисовывает схему.

Стирают по одному (два) слову.

(выполнение цепочкой: один делит слово на слоги, записывает схему, второй – гласные и ударение

Делим на слоги(1 ребенок) второй пишет гласные и  ставит ударение (позови слово к себе)

Дети ловят мяч, заменяют звук С на звук З и возвращают  педагогу.

Замок закроем

задвижку задвинем,

защелку защелкнем.

На пассажирском транспорте

На  автобусе.

Сели за парты

Милицейский жезл

Регулировщик регулирует движение.

отъехал

поехал

подъехал

(Дети выполняют упражнения гимнастики)

Автобус въехал на мост.

Дети выбирают и  показывают на карточках  «солнышко» или «тучку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Транспорт. Приставочные глаголы"

Комплексное занятие, включающее различные игровые упражнения на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (с использованием мнемотаблиц)....

Конструктор приставочных глаголов

Авторское логопедическое пособие для детей старшей и подготовительной логопедической группы...

обучение правильному употребелению приставочных глаголов по теме "зимние забавы"

В анимационной форме даются игровый упражнения для обучения правильному употреблению глаголов съехал, въехал, переехал, объехал и др. Авторские рифмованные строчки способствуют лучшему запоминанию мат...

Конспект открытого занятия в коррекционном детском саду для детей с патологией зрения по теме: приставочные глаголы. Пирогова Ирина Вадимовна, учитель-логопед, ГБОУ Лицей №1571 Птицы прилетели.

Цель занятия:1.Расширение предметного и глагольного словаря  (уточнение представлений о перелетных птицах,  их внешнем виде, повадках).2.Составление рассказа по опорным картинкам. 3.Пра...

Конспект фронтального занятия на тему: "Приставочные глаголы"

Представленный материал предназначен для проведения фронтального занятия с детьми  подготовительной к школе группы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с подгруппой детей 6-7 лет Тема: Дифференциация звуков С - З, буквы С, З. Приставочные глаголы.

Конспект занятия для детей 6-7 лет с ТНР ОНР. Закрепление произношения свистящих звуков, дифференциация на лексическом материале "Транспорт"...